Для эффективной подготовки по информатике для каждого задания дан краткий теоретический материал для выполнения задачи. Подобрано свыше 10 тренировочных заданий с разбором и ответами, разработанные на основе демоверсии прошлых лет.
Изменений в КИМ ЕГЭ 2020 г. по информатике и ИКТ нет.
Направления, по которым будет проведена проверка знаний:
- Программирование;
- Алгоритмизация;
- Средства ИКТ;
- Информационная деятельность;
- Информационные процессы.
Необходимые действия при подготовке :
- Повторение теоретического курса;
- Решение тестов по информатике онлайн ;
- Знание языков программирования;
- Подтянуть математику и математическую логику;
- Использовать более широкий спектр литературы – школьной программы для успеха на ЕГЭ недостаточно.
Структура экзамена
Длительность экзамена – 3 часа 55 минут (255 минут), полтора часа из которых рекомендовано уделить выполнению заданий первой части КИМов.
Задания в билетах разделены на блоки:
- Часть 1 - 23 задания с кратким ответом.
- Часть 2 - 4 задачи с развернутым ответом.
Из предложенных 23 заданий первой части экзаменационной работы 12 относятся к базовому уровню проверки знаний, 10 – повышенной сложности, 1 – высокому уровню сложности. Три задачи второй части высокого уровня сложности, одна – повышенного.
При решении обязательна запись развернутого ответа (произвольная форма).
В некоторых заданиях текст условия подан сразу на пяти языках программирования – для удобства учеников.
Баллы за задания по информатике
1 балл - за 1-23 задания
2 балла - 25.
З балла - 24, 26.
4 балла - 27.
Всего: 35 баллов.
Для поступления в технический вуз среднего уровня, необходимо набрать не менее 62 баллов. Чтобы поступить в столичный университет, количество баллов должно соответствовать 85-95.
Для успешного написания экзаменационной работы необходимо четкое владение теорией и постоянная практика в решении задач.
Твоя формула успеха
Труд + работа над ошибками + внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок = максимальный балл на ЕГЭ по информатике.
"Решаем трудные задачи ЕГЭ по информатике"
Цель семинара: рассмотреть методические приёмы решения наиболее сложных задач ЕГЭ по информатике.
Ведущие: учителя информатики общеобразовательных организаций Костромской области
Внимание!!! Участникам семинара будут выданы сертификаты
Условия получения сертификата
- Выполнение предложенных в ходе мастер-классов заданий (по всем типам заданий)
- Обратная связь с учителями, ведущими мастер-класс (отправка выполненных заданий учителю на электронный адрес)
Ход семинара
1. Задание № 23 ЕГЭ. Решение логических уравнений зеркальным способом
Ведущая: Лебедева Елена Валерьевна, учитель информатики МБОУ города Костромы "Средняя общеобразовательная школа № 21"
- Посмотрите видео-материалы мастер-класса учителя и выполните тренировочные задания. Если видео-материалы просмотреть не удаётся, то скачайте презентацию и познакомьтесь с технологией выполнения задания № 23.
- [email protected]
Тренировочные задания к части 1 Метод отображения задание 1.docx
Тренировочные задания к части 2Метод отображения задание 2.docx
Презентация по материалам части 1 и части 2
Тренировочные задания к части 3. метод отображения задание 3.docx
Презентация по материалам части 3
2. Задание № 5 ЕГЭ. Кодирование и декодирование данных
Ведущая: Смирнова Елена Леонидовна, учитель информатики МОУ СОШ № 2 городского округа город Буй Костромской области
- Посмотрите видео-материалы мастер-класса учителя и выполните тренировочные задания. Если видео-материалы просмотреть не удаётся, то скачайте презентацию и познакомьтесь с технологией выполнения задания № 5.
- Выполненные тренировочные задания отправьте учителю на электронный адрес [email protected]
- Получите от учителя ответ о результатах выполненной вами работы.
Презентация по демонстрируемым материалам
На уроке рассмотрено решение 23 задания ЕГЭ по информатике: дается подробное объяснение и разбор задания 2017 года
23-е задание — «Преобразование логических выражений» — характеризуется, как задание высокого уровня сложности, время выполнения – примерно 10 минут, максимальный балл — 1
Элементы алгебры логики: преобразования логических выражений
Для выполнения 23 задания ЕГЭ необходимо повторить следующие темы и понятия:
- Рассмотрите тему .
- Рассмотрите тему .
Разные типы заданий 23 и их решение от простого к сложному:
1. Одно уравнение с непересекающимися операндами внешней операции и одним вариантом решения:
2. Одно уравнение с непересекающимися операндами внешней операции и несколькими вариантами решения
![](https://i1.wp.com/labs-org.ru/wp-content/uploads/2017/07/2-4.png)
3. Одно уравнение с пересекающимися операндами внешней операции
![](https://i0.wp.com/labs-org.ru/wp-content/uploads/2017/07/1-14.png)
4. Несколько уравнений: метод отображения решений уравнения
Метод отображения можно использовать:
![](https://i1.wp.com/labs-org.ru/wp-content/uploads/2017/07/1-19.png)
5. Несколько уравнений: использование битовых масок
Побитовая маска (битовая маска) - метод, который можно использовать:
![](https://i1.wp.com/labs-org.ru/wp-content/uploads/2017/07/1-20.png)
Решение 23 заданий ЕГЭ по информатике
Разбор 23 задания ЕГЭ по информатике 2017 года ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1
, x2
, … x6
, y1
, y2
, … y6
(¬(x1 ∨ y1)) ≡ (x2 ∨ y2)
(¬(x2 ∨ y2)) ≡ (x3 ∨ y3)
…
(¬(x5 ∨ y5)) ≡ (x6 ∨ y6)
* Аналогичное задание находится в сборнике «Типовые экзаменационные варианты», Крылов С.С., Чуркина Т.Е. 2019 года, вариант 7.
¬a ≡ b ¬b ≡ c ¬c ≡ d ¬d ≡ e ¬e ≡ f a ≠ b b ≠ c c ≠ d d ≠ e e ≠ f
x1 | x2 | F |
---|---|---|
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Результат: 54
Подробное объяснение данного задания смотрите на видео:
23_2: Разбор 23 задания ЕГЭ по информатике 2017 года ФИПИ вариант 3 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1
, x2
, … x9
, y1
, y2
, … y9
, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?
(¬(x1 ∧ y1)) ≡ (x2 ∧ y2)
(¬(x2 ∧ y2)) ≡ (x3 ∧ y3)
…
(¬(x8 ∧ y8)) ≡ (x9 ∧ y9)
* Аналогичное задание находится в сборнике «Типовые экзаменационные варианты», Крылов С.С., Чуркина Т.Е. 2019 года, вариант 9.
✍ Решение (использование метода побитовая маска):
- Поскольку в скобках одинаковые действия, и переменные повторяются, то введем обозначения:
x1 | x2 | F |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Это означает, что для одного условия не может быть такого случая, что a=0 и b=0 или a=1 и b=1 .
Результат: 324
Предлагаем посмотреть видео с решением данного 23 задания:
23_3: Разбор 23 задания ЕГЭ по информатике 2017 года ФИПИ вариант 5 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1
, x2
, … x8
, y1
, y2
, … y8
, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?
¬(((x1 ∧ y1) ≡ (x3 ∧ y3)) → (x2 ∧ y2))
¬(((x2 ∧ y2) ≡ (x4 ∧ y4)) → ¬(x3 ∧ y3))
¬(((x3 ∧ y3) ≡ (x5 ∧ y5)) → (x4 ∧ y4))
¬(((x4 ∧ y4) ≡ (x6 ∧ y6)) → ¬(x5 ∧ y5))
¬(((x5 ∧ y5) ≡ (x7 ∧ y7)) → (x6 ∧ y6))
¬(((x6 ∧ y6) ≡ (x8 ∧ y8)) → ¬(x7 ∧ y7))
В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов.
* Аналогичное задание находится в сборнике «Типовые экзаменационные варианты», Крылов С.С., Чуркина Т.Е., 2019 года, вариант 11.
✍ Решение с использованием метода побитовая маска:
- Поскольку в скобках одинаковые действия, и скобки повторяются в разных уравнениях, то введем обозначения. Обозначим латинскими буквами в алфавитном порядке скобки с переменными согласно их номерам:
- Избавимся от импликации: было: ¬((a ≡ c) → b) стало: ¬(¬(a ≡ c) ∨ b)
- По закону Де Моргана избавимся от отрицания над общей внешней скобкой: было: ¬(¬(a ≡ c) ∨ b) стало: (a ≡ c) ∧ ¬b
Это означает, что все операнды, стоящие после знака конъюнкции, должны быть истинны.
Результат: 81
23_4: Разбор 23 задания ЕГЭ по информатике демоверсия 2018 года ФИПИ:
Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1
, x2
, … x7
, y1
, y2
, … y7
, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?
(¬x1 ∨ y1) → (¬x2 ∧ y2) = 1
(¬x2 ∨ y2) → (¬x3 ∧ y3) = 1
…
(¬x6 ∨ y6) → (¬x7 ∧ y7) = 1
✍ Решение, используется метод отображения:
- Внешняя операция в отдельно взятом уравнении — это импликация, результат которой должна быть истина. Импликация истинна если:
0 -> 0 0 -> 1 1 -> 1
т.е. ложна только, когда 1 -> 0
Результат: 22
Видеоразбор демоверсии 2018 23 задания смотрите здесь:
23_5: Решение 23 задания ЕГЭ по информатике 2018 (диагностический вариант, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков, Тренажер ЕГЭ 2018 года):
Сколько различных решений имеет уравнение:
(a → b) ∨ (c → ¬d) ∨ ¬(e ∨ a ∨ c) = 1
где a, b, c, d, e — логические переменные?
В качестве ответа указать количество таких наборов.
✍ Решение:
- Внешняя логическая операция — ∨ — дизъюнкция. Таблица истинности:
Результат: 30
23_6: Разбор 23 задания демоверсии егэ по информатике 2019:
Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1, x2, … x7, y1, y2, … y7 , которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?
(y1 → (y2 ∧ x1)) ∧ (x1 → x2) = 1 (y2 → (y3 ∧ x2)) ∧ (x2 → x3) = 1 … (y6 → (y7 ∧ x6)) ∧ (x6 → x7) = 1 y7 → x7 = 1
В ответе не нужно
перечислять все различные наборы значений переменных x1, x2, … x7, y1, y2, … y7, при которых выполнена данная система равенств.
В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов.
✍ Решение:
- Поскольку все равенства однотипны (кроме последнего), отличаются только сдвигом номеров переменных на единицу, то для решения будем использовать метод отображения: когда, найдя результат для первого равенства, необходимо применить тот же принцип с последующими равенствами, учитывая полученные результаты для каждого из них.
- Рассмотрим первое равенство. В нем внешняя операция — это конъюнкция, результат которой должна быть истина. Конъюнкция истинна если:
![](https://i1.wp.com/labs-org.ru/wp-content/uploads/2-1.png)
Результат: 36
Видео решения 23 задания демоверсии егэ 2019:
23_7: Разбор 23 задания ЕГЭ по информатике «Типовые экзаменационные варианты», Крылов С.С., Чуркина Т.Е., 2019, вариант 16 (ФИПИ):
Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1
, x2
, … x6
, y1
, y2
, … y6
, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?
¬(((x1 ∧ y1)) ≡ (x2 ∧ y2)) → (x3 ∧ y3))
¬(((x2 ∧ y2)) ∨ ¬(x3 ∧ y3)) → (x4 ∧ y4))
¬(((x3 ∧ y3)) ≡ (x4 ∧ y4)) → (x5 ∧ y5))
¬(((x4 ∧ y4)) ∨ ¬(x5 ∧ y5)) → (x6 ∧ y6))
В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов.
✍ Решение:
- Поскольку в малых скобках везде одна и та же операция (∧ ), и переменные в скобках не пересекаются, то можно выполнить замену:
Ответ: 810
Доступен видеоразбор задания 23:
23_8: Разбор 23 задания ЕГЭ по информатике «Типовые экзаменационные варианты», Крылов С.С., Чуркина Т.Е., 2019, вариант 2 (ФИПИ):
Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1
, x2
, … x12
, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?
¬(x1 ≡ x2) → (x3 ∧ x4) = 0
¬(x3 ≡ x4) → (x5 ∧ x6) = 0
¬(x5 ≡ x6) → (x7 ∧ x8) = 0
¬(x7 ≡ x8) → (x9 ∧ x10) = 0
¬(x9 ≡ x10) → (x11 ∧ x12) = 0
(x1 ≡ x4) ∨ (x5 ≡ x8) ∨ (x2 ≡ x12) = 1
В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов.
✍ Решение:
x1 x2 x4 x5 x8 x12
0 0 1 0 1 1
0 1 1 0 1 0
0 0 1 1 0 1
0 1 1 1 0 0
1 0 0 0 1 1
1 1 0 0 1 0
1 0 0 1 0 1
1 1 0 1 0 0