Темы педсоветов в доу. Основные функции педагогического совета в доу материал на тему На вопрос, когда же отдых, я отвечу– никогда

Елена Васильевна Кулакова
Доклад для педсовета. «Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа»

«Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность »

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитателя и воспитанника в образовательном процессе . Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка . Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию , передаваемую ему педагогом. Знания не даются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности , организуемой педагогом. Ребенок становится активным деятелем , «открывателем» окружающего мира, а педагог выступает организатором и помощником.

Как организатор я :

1. Моделирую образовательные ситуации согласно технологии «Ситуация» , организуя процесс «открытия»

Так например, ребенку предлагается прокатить 2 предмета через ворота. Дети самостоятельно приходят к выводу, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Таким образом , самостоятельные "открытия” детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперёд.

2. Отбираю методы и приемы. В ходе занятия использую игровые, наглядные, словесные и практические методы

Игровые методы и приёмы :

1. Сюрпризность, эмоциональность.

2. Создание игровых ситуаций.

3. Подвижная игра.

Словесные методы и приёмы :

1. Использование художественного слова.

2. Вопросы.

Практические методы и приёмы :

1. Совместные действия воспитателя с ребёнком .

2. Упражнения.

3. Выполнение поручений.

Наглядные методы и приёмы :

1. Показ предметов и игрушек.

2. Задание детям, вопросы.

3. Включение предметов в деятельность детей .

4. Активное действие детей.

5. Выполнение игровых действий.

Смена различных видов деятельности на каждом этапе занятия позволяет предотвратить утомляемость каким то одним видом дельности Для получения более высоких результатов деятельности детей использую разнообразные материалы : наглядные пособия, дидактический раздаточный материал,.

Во время занятия стараюсь общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза» , а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я стараюась быть в позиции «рядом» .

3. Создаю соответствующую развивающую предметную среду

В нашей группе оборудована зона экспериментальной деятельности . Все в ней доступно детям.

Ребенок может заняться той или иной деятельностью : просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовав их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики.

Центр сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра – универсальный способ жизнедеятельности ребёнка . В сюжетно-ролевых играх ребёнок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Игра одно из важных средств познания окружающего мира. Игра является важным условием социального развития детей. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя и двигательную активность. Для своевременного развития игры в группе мы создали необходимые условия : оборудовали игровую зону детской мебелью, внесли различные атрибуты, в том числе атрибуты копии и их заместители, которые помогут ребёнку использовать накопленный опыт в мире игры.

Уголок природы.

В уголке природы находятся растения, необходимые для ознакомления детей, коллекции ракушек, камешков, гербарии, макеты диких и домашних животных, муляжи овощей и фруктов и др. Здесь же находятся дневники наблюдения за развитием роста лука, проращиванием семян, рассады.

Так же оборудована зона с развивающими играми.

Все в ней доступно детям. Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса , кроме того дают возможность многогранного развития личности, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.

Логические блоки Золтана Дьенеша;

Интеллектуальные игры Никитина;

Игры с палочками Кюизенера.

Почему я взяла для работы именно эти игры? Потому, что они побуждают детей к деятельности , способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, комбинаторных и конструкторских способностей. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Игровая ситуация на основе деятельностного подхода :

(печенье, например) процессе проблема образом

Работу с блоками Дьенеша можно проводить во всех сферах деятельности :

В подвижных играх (как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов) ;

Как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов» , «Какой фигуры не хватает» , «Найди место фигуре» и т. д.);

в сюжетно- ролевых играх «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается кодовыми карточками) . Аналогично : «Поезд»

Если ребенок говорит мне «А как это сделать?» , «Здорово, как интересно!» , значит с ролью организатора я справилась.

Как помощник я :

1. создаю доброжелательную среду …

2. помогаю, если ребенку это необходимо….

3. Фиксирую успехи ребенка, сравнивая его только с собой…

Если ребенок с радостью идет в группу, свободно обращается ко мне за помощью или советом, не боится высказывать свое мнение, значит роль помощника мне удалась.

А ребенок активно познает мир в разных видах деятельности… .Как именно.

Игровая ситуация на основе деятельностного подхода :

Детям предлагается разделить блоки (печенье, например) между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема : есть предметы одновременно и красные и круглые, есть некрасные и некруглые. Таким образом дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и некрасные вне этого пространства. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Эти игры проводятся аналогично предыдущей.

Одной из основных форм организации непосредственной образовательной деятельности является системно - деятельностный подход . Давайте проанализируем технологию деятельностного метода , которым мы пользуемся во время проведения НОД.

1. Создание проблемной ситуации.

2. Целевая установка.

3. Мотивирование к деятельности .

4. Проектирование решений проблемной ситуации.

5. Выполнение действий.

6. Анализ результатов деятельности .

7. Подведение итогов.

Создание проблемной ситуации. (процесс вовлечения в деятельность )

1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.

2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д) .

3. Создать интригу («подождите скоро покажу что-то интересное и т. д.)

Целевая установка.

1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочки сахара)

2. заранее о чем-то договориться с коллегами.

Мотивирование к деятельности .

1. Во время прогулки осенью.

– Ребята красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.

Дети заинтересованы : «Какого сюрприза?»

2. Воспитателю нужна помощь детей в чем- то конкретном, он обращается к детям .

Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас.

Проектирование решений проблемной ситуации.

1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить что- то сделать на выбор.

2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь» , чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.

Анализ результатов деятельности .

Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо : «зачем вы все это делали?» , чтобы понять осознал ли ребенок цель.

Подведение итогов.

Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе .

Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика , так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе . Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе , а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса . Трудно переоценить роль деятельности педагога , ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все : и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

материал подготовила

Студентка АСПК

Камзаева А.

Руководитель Миронова Г.В.


Проблема повышения качества подготовки проведения

педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, методическим оснащением? Как превратить его в событие


  • Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников в ДОУ

Функции педагогического совета

  • Определяет и направления образовательной деятельности ДОУ;
  • Отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ
  • Обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;
  • Рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • Выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;
  • Заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ

Главная цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта .


Виды педагогических советов

Итоговый-проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года

Установочный- проводится до начала учебного года, в конце августа и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятие плана и ориентации на решение предстоящих проблем.

Тематический- посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива


Педагогические советы различают

по формам

Традиционный - это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним

Нетрадиционный – это педсовет требует особой

подготовки. Для данного педсовета требуется написание сценария, разделения участников на команды и распределения ролей (деловая игра, конференция и др.)

Педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов

(имитация конкретной ситуации, деловые игры, работа с инструктивно-директивными документами)


  • Алгоритм подготовки педсовета
  • Определение целей и задач.
  • Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
  • Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы,
  • Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до про­ ведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме - за 2 месяца).
  • Разработка анкет и проведение анкетирования.
  • Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
  • Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
  • Систематизация и подготовка окончательного материала.
  • Семинарские занятия по теме педсовета.
  • Проведение творческих мастерских опытными педагогами.
  • Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
  • Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.
  • Включение в работу психологической службы; осуществляет опрос родителей, ведет подго­ товку к работе в малых творческих группах.
  • Подготовка проекта решения педсовета.
  • Анализ работы педсовета.
  • Итоговый приказ о поощрении педагогов.
  • Оформление копилки с материалами педсовета.
  • Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.
  • Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами. По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся:
  • на педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);
  • доклад с содокладами;
  • заседание с приглашением докладчика-специалиста. Наряду с этим на педсовете может не быть основного доклада,
  • который заменяется серией сообщений, объединенных одной тематикой.
  • Доклад можно построить следующим образом: Вступление - указать на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом.
  • Основная часть - изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности.
  • Заключение в форме:
  • выводов, если они требуются, т. е. если целью является убеждения;
  • рекомендаций, если они требуются, т. е. если защищается некий план действий;
  • резюме - краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Примерная структура заседания педсовета

  • информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов;
  • информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком;
  • вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ;
  • обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня;
  • заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения;
  • в принятие советом педагогов решения голосованием.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельны методы активизации педагогов: коллективный просмотр занятий и других мероприятий; использование видеоматериалов; показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности дошкольников. В практике ДОУ как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие методы и формы активизации педагогов:

имитация конкретной ситуации. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом по степенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уж решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматриваю конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;


  • обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предла­ гает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его;

имитация рабочего дня воспитателя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей;

  • обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно его посове­ товать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;

  • разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
  • работа с инструктивно-директивны­ ми документами. Воспитателям зара­ нее предлагают познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно

из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;


- анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит магнитофонные записи, подборки детских рисунков или поделок и т. д. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;

интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры, которые позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.


Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

На педсоветах воспитателям предлагаются различные вопросы, при обсуждении которых может возникнуть диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени, Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый,

Диалог - это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждающей проблемы. Спора при этом не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.

Дискуссия – обсуждение какого –либо спорного вопроса, выявление истины и принятия правильного решения всеми желающими высказать свою точку зрения.


Организация дискуссии - дело непростое. Особое внимание надо обратить на со­здание благоприятной психологической об­становки. Первый шаг - рассадить участни­ков по кругу. Главное - создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется формулированием проблемы и вопросов. Чем при этом надо руководствоваться? Вопросы должны быть спорными, т. е. такими, на которые можно ответить и "нет" и "да". Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии; способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?

Участникам дискуссии нужно быть готовыми к тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся преодолеть быстро. Вместе с тем длительную активность оппонентов следует считать успешным результатам дискуссии.

  • Правила ведения дискуссии
  • Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.
  • Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
  • Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей.
  • Нельзя превращать реплику в доклад,
  • Каждый имеет право на свое мнение.
  • Если вы не можете за 3 мин высказать свои аргументы, значит, с ними что-то не так.
  • Критикуются идеи, а нелюди.

В последние десятилетия получили широкое распространение нетрадиционные педагогические советы. Рассмотрим некоторые формы их организации и проведения.

Педсовет - деловая игра - обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.

Одна из форм деловой игры - "мозговая атака". Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определен­ный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, выбирают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Деловая игра- это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

Тематика педсоветов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер. Их особенность - обязательные поощрения и награждения (по итогам года), оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт, учет и реализация предложений и рекомендаций педагогов в планах следующего учебного года. Если тема педсовета-конференции затрагивает отдельную педагогическую проблему, то педсовет может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В заключение принимаются соответствующие рекомендации.

Конференция в научном мире – это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов опыта.

На конференциях в устном или письменном виде (стендовые доклады, публикации тезисов) авторы делают заявки на первенство, обмениваются информацией


Педсовет - круглый стол требует серьезной подготовленности и заинтересованности каждого участника. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

Педсовет- диспут представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Предметом диспута должна быть проб лема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только вы ступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:

"Нужны ли детскому саду стандарты?",

"Чему сегодня нужно учить дошкольников?",

"Новаторские технологии: за и против",

"Каковы сегодня цели воспитания?",

"Что является общечеловеческими ценностями?",

"Какова роль семейного воспитания сегодня?" Вариантом педагогического совета-диспута является решение

педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на 1руппы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.



Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее - КТД) - все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.

Главная цель КТД - создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность. Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи складывается в процессе творческой деятельности, включая несколько стадий-этапов

  • поиск идеи и предварительная постановка задач;
  • сбор-старт;
  • выборы совета дела (деятельности);
  • коллективное планирование деятельности;
  • работа микроколлективов;
  • проверка готовности;
  • проведение КТД;
  • коллективный анализ;
  • стадия последствия.

В этих этапах присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.


В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой, формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который затем, в течение пяти дней, оформляется надлежащим образом. Датой протокола является дата проведения заседания. Грамотное составление протокола - это своего рода искусство. Рекомендуется избирать секретаря как минимум на учебный год. Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.


Протоколы - обязательная отчетная документация. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления участников совещания, т. о. его записи должны отражать объективную картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась дискуссия, каким образом педсовет пришел к тем или иным решениям. Если участники педагогического совета выступают с докладом, отчетом, сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается запись: "Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается". При принятии решений требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов "за", "против", "воздержались".

В детских садах заседания совета педагогов носят тематический характер, возможно принятие общих решений по заявленным в повестке дня вопросам.

На заседаниях педагогического совета

обсуждаются:

  • вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми; использование в ней новых достижении в науке и педагогической практике;
  • имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения;
  • вопросы обмена опытом.

Заключительное слово председателя педсовета должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планерках. В темах, выносимых на педсовет, характере их рассмотрения, поведении педагогов на педагогическом совете, а также в отношении к нему проявляется профессиональный уровень руководства ДОУ.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.

Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места можно расположить следующим образом:


  • "круглый стол" полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;
  • «треугольник" позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
  • работа в "малых группах", т. е. по 3-4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);
  • для проведения дискуссии можно предусмотреть фронталь­ное расположение групп-участников, отстаивающих свои позиции.

Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее чем за две-три недели до проведения педагогического совета. В методическом кабинете оформляется выставка, например, "Готовимся к педсовету". В течение двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его организацию.


Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы: чего добились и что не удалось в ходе обсуждения; кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему; какие уроки можно извлечь из полученного опыта; как повлиять на отдельных пассивных педагогов.

В подготовке педсовета принимают участие различные службы ДОУ и педагогические работники.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

Вегера Татьяна Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 188"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении как важнейший орган руководства воспитательно-образовательным процессом
Дата публикации: 19.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Федеральное государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 188»

Статья для руководителей ДОУ

Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении как

важнейший орган руководства воспитательно-образовательным

процессом

г. Владивосток,

Педагогический совет – орган коллективной мыслительной деятельности,

коллективного

диагностирования,

формирующий

педагогическое

мышление,

отношения

сотрудничества

реализации

дошкольного

учреждения.

Педагогический совет действует на основании закона РФ «Об образовании»,

типового

положения

образовательном

учреждении,

нормативных

правовых

образовании,

дошкольного

образовательного

учреждения, Положения о педагогическом совете.

В состав Совета педагогов входят все педагоги ДОУ и медицинский

работник.

необходимых

заседания

педагогов

образовательного учреждения могут приглашаться представители общественных

организаций,

учреждений,

взаимодействующих

учреждением

вопросам образования, родители воспитанников. Необходимость их приглашения

определяется

председателем

Педагогического

приглашённые

заседание Совета педагогов, пользуются правом совещательного голоса.

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем

воспитательно-образовательным

процессом

конкретные

дошкольного учреждения.

Главными задачами Совета педагогов являются:

реализация государственной политики по вопросам образования;

ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на

совершенствование образовательного процесса;

разработка

методической

образовательного учреждения;

внедрение в практическую деятельность педагогических работников

достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.

К функциям педагогического совета ДОУ следует отнести:

определение направления образовательной деятельности ДОУ;

отбор и утверждение образовательной программы для использования

обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного

процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;

рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки

организует

выявление,

обобщение,

распространение,

внедрение

педагогического опыта;

рассматривает

организации

дополнительных

родителям;

заслушивает отчёты заведующего о создании условий для реализации

образовательных программ;

принимает локальные акты:

Положение о Педагогическом совете детского сада

Положение об аттестационной комиссии.

Деятельность педагогического совета, как одного из органов самоуправления,

определяется

положением,

разработанным

утверждённым

педагогическим

коллективом ДОУ.

Так, «Положение о педагогическом совете Детского сада», состоит из следующих

разделов:

«Общие положения»

включает

сведения

определении

самоуправления;

возглавляет

подчиняется

самоуправления; степень самостоятельности и др.

«Задачи педагогического совета»

В этом разделе определяется направление деятельности органа самоуправления и

выполнение

ответственность

указанный

самоуправления.

3. «Организация деятельности»

содержится

описание

организационной

структуры

самоуправления,

определяется

периодичность,

проводимых

организационных мероприятий и т.п.

4. «Документация и отчётность»

Указанный раздел определяет порядок ведения и хранения протоколов заседаний,

планирование деятельности, составление отчётов

5.«Компетенция и ответственность педагогического совета»

В данном разделе отражаются обязанности, права и ответственность данного

органа самоуправления. Необходимо обязательно указывать применение санкций

невыполнение

некачественное

выполнение

определить условия, при которых наступает та или иная ответственность.

Решение Педагогического Совета детского сада является правомочным, если на

его заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников

педагогов.

решающим

является

председателя

Педагогического

определяется

Педагогическим

детского

Педагогического

реализуются приказами заведующего детским садом.

Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не

противоречащее законодательству, является обязательным.

Педагогический совет действует под председательством заведующего

детского сада.

Председатель Совета педагогов:

организует деятельность Совета педагогов ДОУ;

определяет повестку заседания Совета педагогов;

информирует членов Совета педагогов о предстоящем заседании не

позднее, чем за 2 – 3 недели, вывешивая подробную повестку дня с вопросами для

обсуждения;

регистрирует поступающие в Совет педагогов заявления, обращения,

иные материалы;

контролирует выполнение решений Совета педагогов.

Педагогический совет избирает из своего состава секретаря. Секретарь

педсовета работает на общественных началах.

Педагогический

Детского

созывается

заведующим

необходимости, но не реже 4-х раз в год.

Внеочередные заседания Совета педагогов проводятся по требованию не менее

одной трети педагогических работников ДОУ.

Организация деятельности педсовета предполагает активное участие всех

коллектива

обсуждении

вопросов

повестки

педсовет является коллективным органом управления ДОУ.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются вопросы воспитательно-

образовательной работы с детьми, использование в ней новых достижений в науке

и педагогической практике, анализируются имеющиеся недостатки, принимаются

решения для их устранения, идёт обмен опытом.

В последнем разделе повестки дня в рубрике «разное» могут

рассматриваться проблемы трудового этикета и распорядка работы, санитарного

состояния

помещений,

конфликтных

ситуаций,

поощрения

взыскания и др. Таким образом, на педагогическом совете затрагиваются вопросы,

связанные с работой всего коллектива.

Тематика педагогических советов обозначается в годовом плане дошкольного

учреждения. При необходимости в него вносятся дополнения и изменения.

Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы

педагогов:

развития

здоровье,

совместной

педагогов и родителей.

По формам организации педагогические советы можно условно разделить на:

Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проведённый с

чётким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по

Педсовет с использование отдельных методов активизации педагогов. В его

ходе председатель может предложить участникам, например, решить кроссворд

или ситуативную задачу по теме педсовета либо применить метод «игрового

моделирования».

Нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Его

подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и

распределения ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого

педсовета

принятие

совершенствованию

коллектива.

По видам педсоветы делятся на:

1. Вводные, определяющие перспективы работы в течение года.

2.Тематические, посвящённые одной из годовых задач коллектива.

3.Итоговые, определяющие результаты работы за первое полугодие или год.

На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения.

Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива. Поскольку

исполнение решений контролируется, они должны быть понятны, адресованы

конкретным людям и ограничены сроками.

В какой форме бы не проводился

педсовет

Решения принимаются

обязательно.

фиксируются

протоколах,

оформлению

определяются определённые требования.

Количество решений педагогического совета зависит от повестки дня. Если

в повестке дня пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. По одному

вопросов

несколько

единстве

справиться

возникшей

проблемой.

Формулировки

конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами,

такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет должен

начинаться с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Заключительное слово – важнейший этап работы педсовета. Оно должно

быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда

оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного

и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планёрках.

В детских садах на Педагогических советах ведутся протоколы. Это –

обязательная

отчётная

документация,

оформлению

предъявляется

требований.

Протоколы педагогических советов должны быть пронумерованы,

прошнурованы

скреплены

подписью

заведующего

обязательно фиксируется количество присутствующих на заседании педагогов и

отсутствующие.

Повестка

подробно,

излагается

обсуждения,

предложения

замечания

участников

вопросу. Протокол подписывается председателем и секретарём педагогического

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего педагоги, работающие в

Педагогический

осуществляющий

деятельность

развития должен быть готов к профессиональному постоянному саморазвитию, и

в этом существенную помощь и значимость приобретают педагогические советы.

Литература

Педсовет

дошкольном

образовательном

учреждении. Подготовка и проведение. Москва, Сфера, 2007 г.

Соболева Т.Г., Кулакова О.Н. Педагогический совет дошкольного

учреждения в современных условиях, Волгоград, 2012 г.

Тема педсовета:

Сроки проведения

Место проведения

Педсовет проходит в два этапа:

1 этап (подготовительный)

1. До проведения педсовета вывешивается план подготовки педсовета.

2. В план подготовки включаются следующие направления работы:

а) цель и задачи педсовета;

б) состав рабочей группы по подготовке педсовета;

в) план подготовительных мероприятий перед проведением педсовета

* изучение всей документации;

* посещение занятий, прогулок, режимных моментов, родительских собраний, день открытых дверей;

*анкетирование педагогов, если есть необходимость, то и родителей;

*выставка методической литературы, планов, смотр-конкурс групп;

*открытые мероприятия по теме педсовета;

*семинар или лекция по теме педсовета.

Объекты контроля:

*диагностика уровня знаний, умений и навыков по образовательным областям, соответствующим теме педсовета;

*посещение режимных моментов, занятий, взаимопосещения педагогов;

*тематическая проверка по теме педсовета.

2 этап

Проведение педсовета

1. Форма проведения: деловая игра, круглый стол, педагогический консилиум, диспут, конференция.

2. За месяц до проведения педсовета составить подробный план работы педсовета, оформить наглядно в методическом уголке.

3. Подготовить материалы по выполнению решений предыдущего педсовета.

4. В ходе педсовета работает экспертная группа, которая нарабатывает и обрабатывает материалы по итогам работы педсовета. Готовится проект решения педсовета.

5. Работает пресс центр, готовит материалы в печать.

6. Оформляется выставка, необходимое оборудование педсовета, педвестник по итогам первого этапа работы. Выставка литературы.

7. Анализ работы педсовета.

8. Итоговый приказ по поощрению воспитателей \если необходимо \

9. издание методических материалов, памяток в помощь воспитателю.

10. Оформление папки с материалами педсовета.

11. По итогам педсовета выпускается дошкольный методический журнал “дошкольное воспитание”\или другой \.

12. Формирование дальнейших целей, задач, требующих решения.

План подготовки педсовета по теме

“Экологическое воспитание средствами живой природы”

Цель: повысить уровень экологического воспитания детей в ДОУ”

Задачи: 1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.

2. Укрепить усвоение детьми элементарных норм поведения по отношению к живой природе.

3. Развить творческий потенциал педагогов и родителей.

Состав рабочей группы по подготовке педсовета:

1. Бевзенко В. С. – зав ДОУ.

2. Ильина Т. А. – ст. воспитатель ДОУ.

3. Воробьева Н. М. – воспитатель-эколог.

План мероприятий:

1. Изучение планов воспитательно-образовательной работы, планов работы с родителями по теме педсовета – отв. ст. воспитатель.

2. Взаимопосещение занятий по ознакомлению с природой – по согласованию.

3. Сморт-конкурс “Огород на окне” – отв. восп.-эколог Воробьева Н. М.

4. Отккрытые просмотры педпроцесса во всех возрастных группах.

6. Занятия по защите от экологической опасности – воспитатель-эколог.

7. Диагностика знаний детей – воспитатель-эколог.

8. Консультация для воспитателей “Метод проектов в ДОУ” – ст. воспитатель.

9. Подготовка материалов для пресс-центра – методсовет.

Педсовет “Экологическое воспитание средствами живой природы”

Форма работы: устный журнал.

Актуальность проблемы - заведующая ДОУ.

Терминологический словарь.

Определение понятий “экология”, “экологическое образование”, “экологическое воспитание”, “экологическая культура”. Анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников.

Диагностика знаний детей по знакомству с живой природой.

Заслушать опыт работы воспитателей, работающих по данной теме.

Презентация каждой группой журнала “Маленький эколог”\ продукт совместного творчества детей, родителей и воспитателей \.

5. Деловая игра.

Деловая игра состоит из трех частей. Каждый этап ее регламентирован. в конце подводится общий итог. Отмечаются победители игры и всего педсовета. В игре участвуют педагоги по парам, т. е. оценивается ответ сразу двух человек \команды из двух человек\.

1 часть. Разминка. Вопросы задают каждой паре по очереди:

*Что означает термин “экология”?

*Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране \родном поселке, районе \?

*В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо заниматься с дошкольного возраста?

*Каково влияние экологии на здоровье детей?

*В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

*Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

*В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?

*Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ.

*Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.

*Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.

*Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.

*Вспомните и прочтите наизусть стихи о природе \каждый из пары воспитателей \.

Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.

2 часть. Решение педагогических ситуаций.

Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть от нескольких пар на каждую ситуацию, но с позиции именно этих людей, эксперты оценивают более рациональное решение:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей \детей\, или остановитесь и поговорите с матерями \детьми\?

3 часть. Экспресс-вопросы. Вопросы быстро задаются по очереди каждой паре, ответы должны быть также моментальными и краткими:

*Зачем белке длинный и пушистый хвост?

*Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

*Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

*Почему в зимний период на окнах появляются узоры?

*Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

*Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

*Как летом без барометра можно узнать о приближении ненастья?

*Почему опадают листья?

*Дым столбом какую погоду предвещает?

*Лягушки расквакались к чему?

Подведение итогов игры.

Эксперты называют оценки каждой микрогруппы за первую часть педсовета \выполнение домашнего задания \ и за вторую \игровую \ часть отдельно. Затем подводится общий итог и награждение наиболее отличившихся пар - микрогрупп из двух человек.

Задание к педсовету.

1. Конкурс экологических проектов среди творческих микрогрупп.

(Состав творческих групп подбирает старший воспитатель с учетом стажа работы, квалификации, творческого потенциала и личных симпатий)

2. Сделать отчет по сезонной работе в уголке природы \огород на окне, календарь наблюдений и т. д. \ с фотокомментариями.

3. Оформить журнал совместного творчества детей, родителей, педагогов “Маленький эколог”. “Весна”.

Планирование методической работы в дошкольном учреждении осуществляется перед началом нового учебного года. Тематика педсоветов должна быть близка общей темы, над которой работает коллектив детского сада, а также должна быть актуальной относительного общих тенденций дошкольного образования.

Ниже представлены наиболее общие и распространенные темы для проработки на педсовете, а также могут стать отличной темой для самообразования воспитателя.

1. Особенности развития игры у детей 2 − 3 года жизни.

2. Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни.

3. Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка раннего возраста.

4. Умственное воспитание детей раннего возраста.

5. Экскурсия как форма организации умственного воспитания детей.

6. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста на занятиях.

7. Педагогические условия создания проблемных ситуаций на занятиях в детском садике.

8. Пути и средства оптимизации познавательной деятельности детей среднего (старшего) дошкольного возраста на занятиях.

9. Развитие конструктивного мышления старших дошкольников на занятиях.

10. Использования художественного слова как средства умственного развития дошкольников.

11. Организация коллективной деятельности дошкольников на занятиях.

12. Особенности организации экспериментирования старших дошкольников на занятиях.

13. Развитие сенсорных способностей младших дошкольников.

14. Умственное воспитание детей в творческой игре.

15. Метод наблюдения в умственном воспитании дошкольников.

16. Индивидуальный подход в обучении дошкольников.

17. Организация развивающей среды в дошкольном учебном заведении.

18. Моральное воспитание детей дошкольного возраста.

19. Воспитание гуманного отношения детей к окружающей среде.

20. Воспитание гуманистической направленности поведения детей младшего и среднего (старшего) дошкольного возраста.

21. Моральное воспитание детей дошкольного возраста в педагогическом наследстве С.Ф.Русовой.

22. Воспитание культуры поведения у детей младшего (среднего) (старшего) дошкольного возраста.

23. Педагогические условия социализации дошкольника в процессе учебно-воспитательной работы.

24. Гендерный подход в процессе воспитания в детском саду.

25. Воспитание у детей интереса к социальной действительности.

26. Воспитание осознанного отношения к выполнению моральных норм у детей.

27. Воспитание доброжелательного отношения к одногодкам у детей младшего (среднего) (старшего) дошкольного возраста.

28. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

29. Развитие проблемы трудового воспитания детей в истории дошкольной педагогики.

30. Воспитание самостоятельности у детей младшего (среднего) дошкольного возраста.

31. Воспитательное значение хозяйственно-бытового труда детей старшего дошкольного возраста.

32. Развитие трудовых умений и навыков у детей среднего (старшего) дошкольного возраста.

33. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста.

34. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

35. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

36. Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к природе.

37. Экскурсии в природу как форма организации экологического воспитания детей.

38. Экологическое воспитание детей в дидактичных играх.

39. Труд в природе как метод экологического воспитания дошкольников.

40. Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников.

41. Исследовательский метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

42. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

43. Природа как средство эстетического воспитания дошкольников.

44. Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру.

45. Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

46. Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве.

47. Воспитание ценностного отношения к искусству.

48. Взаимодействие искусств в учебно-воспитательном процессе детского сада.

48. Самостоятельная художественная деятельность детей как средство эстетического воспитания.

49. Праздники и развлечения как средство эстетического воспитания дошкольников.

50. Индивидуально-дифференцированный подход к эстетическому воспитанию дошкольников.

51. Эстетическое воспитание дошкольников в семье.

52. Развитие сюжета в творческой игре детей младшего (среднего) (старшего) дошкольного возраста

53. Формирование взаимоотношений в игре детей младшего (среднего) (старшего) дошкольного возраста.

54. Роль дидактичной игры в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с предметами.

55. Дидактичная игра как средство умственного развития дошкольников.

56. Воспитательное значение организации предметно-игровой среды в детском саду.

57. Развитие творческих способностей ребенка-дошкольника в разных видах игр.

58. Развивающее влияние разных видов игрушек.

59. Педагогическая ценность народных игр в воспитании дошкольников.

60. Развитие творчества детей в строительных играх.

61. Народные игры (игрушка) как средство воспитания детей.

62. Воспитание культуры общения детей в игре.

63. Развитие активности детей в творческой игре.

64. Воспитание у детей мотивационной готовности к школьной учебе.

65. Формирование познавательных интересов и мотивов обучения у детей старшего дошкольного возраста.

66. Реализация принципа преемственности в роботе детского сада и школы.

67. Идеи «Школы под голубым небом» В. Сухомлинского в современной подготовке детей к школе.

68. Использование опыта семьи Никитиних в воспитании детей.

69. Роль семейных традиций в воспитании детей.

70. Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка.

71. Взаимодействие детского садика с семьей в эстетическом воспитании детей.

72. Взаимодействие детского сада с родителями в трудовом воспитании детей.

73. Взаимодействие детского сада с родителями в воспитании морально-волевых качеств детей.

74. Формирование у родителей гуманистической позиции к воспитанию детей.

75. Педагогические инновации в дошкольном образовании.

76. Виды педагогических инноваций в дошкольном образовании.

77. Использование ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе детского сада.

78. Психолого-педагогические принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста.

79. Использование технологии раннего и интенсивного обучения Зайцева в детском саду.

80. Роль инноваций в совершенствовании учебно-воспитанной работы дошкольного учебного заведения.

error: