Сценарий о пустыне для детей. Пустыни: характеристика и виды. Целый день в жаре идёт

Сценарий написан для познавательного детского праздника.
Присутствовало трое детей (две девочки и мальчик) возраста 5,5-6 лет.

Оформление помещения

  1. Пирамида из картона. Нужна не столько для сценария, сколько для подходящего настроя
  2. Сфинкс из картона
  3. Фигурки египтян (вырезаны с фотографий древних папирусов)
  4. Пустыня – таз с песком или манкой
  5. Африканские животные (игрушки)
  6. Угощение: сухофрукты (финики, инжир), фрукты, овощи (огурцы, перец), орехи, лаваш, сыр, печенье, восточные сладости.

Вступительная часть

Найдите на карте Египет, спросите, что дети о нем знают. О прошлом лучше говорить, показывая события на временной прямой. Сначала укажите наше время, потом посмотрите, как давно появился Древний Египет, когда были построены Великие пирамиды. Расскажите о Нефертити (о красоте, подробности ее жизни – тема не детская). Спросите, хотят ли дети с ней встретиться.

Придумайте ритуал переноса во времени. У нас дети вспоминают волшебные слова из разных сказок, берутся за руки, колдуют: “Абракадабра, хотим перенестись в Древний Египет, во времена царицы Нефертити”. Дует волшебный ветер, и мы оказываемся там, где нужно.

В Древнем Египте дети наряжаются в воротники из золотой парчи и надевают бусы и браслеты (украшения любили и мужчины, и женщины). После этого спросите, как попасть к царице, что нужно сделать, чтобы стража пустила посетителей во дворец. Возможно, кто-то предложит принести подарки или пробраться через тайный ход, или же дети будут в замешательстве. Расскажите им об оракулах, о том, что их в древности использовали, чтобы получить ответ на важный вопрос. В оракуле на празднике (пластиковая канистра с отверстием, оклеенная папье-маше) содержится ответ, как попасть во дворец.

Автор этой и других фотографий Анастасия Липатова

Конечно, ответ написан иероглифами. Ключ к ним у нас был вот в этой книге . Но вы можете сами установить соответствие русских букв и иероглифов, по аналогии с английским вариантом .

Основная часть

Сообщение оракула гласит “Соберите бусы”. Ведущий может пояснить детям, что теперь нужно выполнять задания разных персонажей, которые встретятся в путешествии, и получать бусины. Бусины самодельные, слеплены из глины, украшены бисером.

Базар . На базаре детей встречает торговец (здесь и далее все персонажи – картонные фигурки, распечатывали отсюда). Он обещает бусину, если дети помогут ему сделать серебряные медальоны. Один из способов изготовления украшений в Египте — чеканка. На плотной фольге палочками нужно выдавить рисунок.

Пустын я. Торговец рассказывает, что несколько бусин находятся далеко в пустыне. Поскольку пешком туда не пройдешь – ищем верблюда. Его нужно вежливо попросить отвезти детей и накормить воображаемыми колючками. Верблюд сделан из игрушечного верблюда, одеяла и подушек. Дети садятся верхом и перемещаются, отталкиваясь ногами от пола. По сигналу “песчаная буря!” они должны все вместе прятаться под покрывало и замирать.

Прибыв на место, дети видят миску с манкой. В ней лежат фигурки обитателей пустыни и спрятаны три бусины. Дополнительная сложность – песчаные червяки, которых необходимо прогнать (я использовала идею этой игры).

Великий Нил . Прежде чем идти к реке – немного расскажите о том, какую роль она играла в Древнеегипетской цивилизации, и о том, что сейчас это одна из двух самых длинных рек в мире. В Ниле (ванная с подкрашенной водой) плавает банка с бусинами. Охраняют ее крокодилы (вырезаны из картона). Дети кидают в крокодилов монетки, пока хищники не уйдут на дно (картон намокает и тонет быстро, так что не бросайте крокодилов в воду заранее). После этого достают банку с бусинами.

Оазис . Ведущий рассказывает детям, что такое оазис и обещает подарить бусину, если они скажут, какое растущее здесь дерево египтяне считали священным деревом жизни. В качестве подсказки, ведущий задает вопросы, а дети складывают название дерева из первых букв ответов на них. Вопросы:

  1. Мифическое существо с телом льва и головой человека (Сфинкс)
  2. Обозначения слов или букв у древних египтян (Иероглифы)
  3. Священное животное, которое египтяне называли “миу” (Кошка)
  4. Место в пустыне, где есть источник воды и много растений (Оазис)
  5. «Обитатель» пирамиды (Мумия)
  6. Животное, которое возит людей и грузы. Но не верблюд. (Осел)
  7. Бог солнца у Египтян (Ра)

Если ответа на какой-то из вопросов дети не знают, ведущий им подсказывает (на нашем празднике затруднения вызвал только последний вопрос). Так же он может комментировать остальные ответы, добавляя какие-то подробности. И нужно рассказать про сикомор, показать его фотографию.

Библиотека . Дети приходят к писцу и тот обещает бусину в обмен на новые свитки папируса. Папирус просто сделать из бумаги (свернуть трубочкой, закрепить и нарезать треть, чтобы получились листья) и разложить по комнате, чтобы дети прежде его собрали. Потом нужно отрезать корень (расскажите, что корни съедобны) и листья, а стебель разрезать вдоль. Получится несколько полосок. Их складывают, как и для настоящего папируса, одним слоем вдоль и вторым слоем – поперек. Ведущий рассказывает, что у папируса клейкий сок и под прессом части прочно соединяются. А на празднике их можно смазать ПВА. На получившихся папирусах дети в конце праздника могут что-то написать.


Поля . Дети приходят к крестьянам и те просят помочь сделать ирригационные каналы. В лотке два берега из глины, в центре продольное углубление с водой, от которого палочками нужно прокопать каналы.

Пирамида . Последние несколько бусин лежат в пирамиде. Но дорогу к ним охраняет сфинкс, задающий загадки. Загадка: “Почему древние египтяне называли свою страну Кемет (черная земля)”. Всю необходимую информацию (о том, как важен был Нил, как хорошо все созревало на удобренных его черным илом полях) дети получили, когда прокапывали каналы. Но, возможно, им потребуются наводящие вопросы, чтобы ответить сфинксу.

Сбоку в пирамиде сделаны углубления, в некоторых из которых лежат бусины. В других предполагалось положить что-то неприятное на ощупь. Но мы выбрали мармеладных червяков, которым дети только обрадовались.

Бусины собраны. Теперь дети их делят между собой, надевают по очереди на шнур и несут во дворец. На входе их встречает стражник. Он дает какое-нибудь задание (например, написать свое имя иероглифами) или довольствуется объяснением детей кто они и куда идут.

Лидия Куранова
Занятие по ознакомлению дошкольников с природными зонами земли. Тема: «Пустыня»

Тема: «Пустыня»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Труд».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Познание (формирование целостной картины мира). познакомить с климатическими условиями жарких материков, углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни, понимание того, что для сохранения природы её нужно беречь; развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её.

Коммуникация: учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Познание (развитие конструктивной деятельности) учить детей сооружать макет пустыни из песка с её обитателями.

Физическая культура. формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности.

Обогащение словаря: оазис, смерч, саксаул, барханы.

Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает обитателей пустыни; умеет сооружать макет пустыни с её обитателями.

Материал: глобус; ящик с невысокими бортами, песок (для макета пустыни); фигурки животных и растения пустыни; картинки с изображением животных, растений и пейзажа пустыни; прозрачный стакан, песок, вода для опыта; загадки; музыкальное сопровождение (шум дождя, гроза).

Предварительная работа: рассматривание глобуса, материков, географической карты: нахождение пустынь, гор, рек и их обозначение на карте.

Подготовительная работа: подготовить ящик с невысокими бортиками, мелкий песок.

Ход занятия

1. Рассказ педагога о пустыне (использовать демонстрационный материал - картинки с изображениями растений и животных пустыни).

1/7 часть всей суши Земли занимают пустыни. Пустыни – это очень сухие территории, где выпадает очень-очень мало дождя в год. Самая большая и жаркая пустыня планеты – Сахара – находится на севере Африки (показать на глобусе). Растительность пустыни бедна. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками. Между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, т. к. только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. Мелкие листья, характерные для растений пустыни, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки.

В полдень очень жарко, в такое время без труда можно испечь яйцо в раскалённом песке.

В каждой жаркой пустыне раз в год приходит время, когда растения внезапно зацветают. Это происходит, когда приходит дождь, чаще всего это весной. Если начинается дождь, то сильный, слабый дождь высох бы по дороге на землю – так в пустыне жарко.

Растения пустыни необычные.

Кактус имеет мягкий, как губка, ствол, который толстеет полный воды после дождя. Он не имеет листьев. Кактус накапливает воду в зелёных стволах.

Мастиковое дерево, корни до 30м в длину.

Белый и чёрный саксаул –корни глубоко уходят в землю; вместо листьев – чешуйки.

Растут ещё верблюжья колючка и полынь, цветут лилии и красные маки.

Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы.

В пустыне часто возникает смерч. Это огромный столб песка, поднятый ветром. С ним невозможно бороться. Он всё сметает на своём пути.

Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.

Ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает.

Черепахи (в длину примерно 20см) могут весить 1.5-2кг; питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми.

В пустыне обитают совы, змеи, жуки-скарабеи, антилопы-джейран, жабы, дикие ослы, насекомые: саранча, тарантулы, скорпионы, жуки. Ящерица-варан – самая крупная. Длина серого варана – 1.5м. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом.

В пустыне живёт одно из интереснейших животных – верблюд. Верблюд – это не только транспортное средство. Он легко проходит по сыпучим пескам, потому что «пескоступы» у него мягкие и широкие. Питается горьковато-солёной травой, саксаулом, полыньёй, верблюжьей колючкой. Верблюд может жить без воды 2-3 недели, питаясь содержащими воду растениями. Десятки литров воды может потерять в жаркую погоду и не умирает от жажды, а лишь высыхает, теряет вес. Зато потом, восполняя его, выпивает 13 ведёр воды за 10 минут. Вода, словно губка, впитывается всеми частями тела. У них мозоли на коленях, на груди и на пятках. Для чего? В таких вот «мозолистых башмаках» очень удобно ходить по щебнисто-каменистой пустыне и мягкому песку, не увязая в нём и не обжигаясь. Верной защитой от жары и холода служит густая шерсть. Длинные ноги удобны при ходьбе, длинная шея позволяет своевременно рассмотреть опасность, густые длинные ресницы защищают глаза от пыли и песка. Вода и пища хранится в двух горбах. Верблюда называют «кораблём пустыни». Как вы, ребята, думаете, почему? (потому что они перевозят соль, сахар, лес, хлопок, зерно, муку). Для пустыни – это самый дешёвый и удобный транспорт. Почему? (не нужно дорогое топливо, различные прицепы, таскающие груз, они неприхотливы в еде).

Почти везде есть подземные воды, зажатые в твёрдых породах, но есть немногочисленные места, где твёрдые породы – скалы – выходят на поверхность. Эти места в пустынях называют оазисами. Такие растения, как финиковые пальмы, растут только вблизи оазисов, т. к. там их корни могут добраться до воды. Многие пустынные птицы, такие как песчаная куропатка, и более крупные животные, такие как лисы, регулярно посещают оазисы, чтобы напиться воды.

«Исследование пустыни».

Цель:

Расширение и закрепление знаний детей о жизни в пустыне, о свойствах песка.

Способствовать развитию мелкой моторики рук детей, используя нетрадиционный метод рисования .

Задачи:

Образовательные:

Углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни;

- Учить детей создавать узоры цветным песком на бумаге .

Развивающие:

Развивать навыки сотрудничества в коллективе и в парах, выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;

Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение;

Развивать интерес к экспериментальной деятельности;

- Развивать мелкую моторику рук посредством рисования цветным песком .

Обогащение словаря: пустыня Сахара, оазис, барханы, караван верблюдов, тушканчик, верблюжья колючка.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, диски с музыкой, презентация к занятию, песочница, лупы увеличительные, совочки для песка, воронки, трехлитровые банки с крышками, трубочки для сока, глубокие тарелочки.

Ход ООД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас гости. Посмотрите, какие добрые, ласковые лица у наших гостей. Давайте поздороваемся.

Собирайтесь дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Наши руки соединились, передали друг другу тепло, доброту. Они нас подружили!

(Звук ветра)

Воспитатель: Что же такое? Что это за звук? Вдруг стало холодно.

Дети: это ветер

Воспитатель: Но это не простой ветер, северный, холодный. Ребята, посмотрите на экран, загорелись волшебные огоньки. Давайте узнаем, что же случилось.

Видеописьмо от Умки:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где же можно встретить много песка.

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Правильно, в пустыне. Чтобы помочь Умке, и узнать как можно больше о песке, нам нужно отправиться в пустыню. Но на чем же нам добраться до пустыни? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на современном транспорте - Быстролёте.

(Имитация полета).

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами в пустыне.

Посмотрите, какие необъятные просторы, и так много песка. В пустыне сильно дует ветер, он несет пески. Эти песчаные холмы называются барханами, а ветер – суховеем. Ветер в пустыне вызывает песчаные бури.

Воспитатель: А это растение вы узнаете? Как оно приспособилось к жизни в пустыне?

Дети: Да, это кактус. У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.

Воспитатель: Кактусы выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях. Вместо листьев у них острые колючки! У некоторых кактусов – очень красивые цветы. Растет растение - верблюжья колючка, которым питается верблюд.

Воспитатель: Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся.

Пройдем по горячим пескам пустыни и посмотрим, кто же еще живет в пустыне?

Дети: черепахи.

Воспитатель: Ребята, где же проводят время черепахи?

Дети: большую часть своего времени проводят в укромном месте.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, а вот и ящерицы. Это самая крупная ящерица, как вы думаете, она называется?

Дети: варан.

Воспитатель: В пустыне живут пауки. А вон я вижу, по песку ползут ядовитые скорпионы. По пустыне нужно ходить осторожно, так как здесь водится очень много разных ядовитых змей.

Воспитатель: А что это за маленькие зверьки?

Дети: Это тушканчики.

Воспитатель: А где же тушканчики прячутся от солнца?

Дети: тушканчики прячутся от солнца в песчаных норах.

Воспитатель: Но что это? Среди пустыни мы видим зеленый островок - озеро, пальмы. Это - оазис. А что такое оазис?

Дети: ответы детей.

(место в пустыне, где достаточно воды, там растут пальмы, а земля вокруг оазиса очень плодородная).

Воспитатель: Ребята, самая большая пустыня в мире называется Сахара. Рядом с Сахарой расположено Красное море. Его еще называют Мертвым морем, так как оно содержит много соли, и никто не может там выживать. В Красном море вода такая соленая, что в нем невозможно плавать, и ни один предмет не тонет.

Воспитатель: Пустыня полна опасностей. Одна из них называется зыбучие пески. Вы что-нибудь слышали о зыбучих песках. (ответы детей).

Воспитатель : Ребята, мы же обещали Умке разузнать о песке. Для этого нам нужно отправиться в лабораторию, где мы подтвердим факты о пустыне. Но сначала немного отдохнем:

По утру из черной тучи

Капал дождик целый час,

Отсырел песок сыпучий

За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело,

И построил дом с окном.

А утром солнышко пригрело,

И разрушился мой дом.

Опыт 1. В пустыне мы узнали о ветре-суховее, который создает барханы и песочные бури. Давайте мы тоже создадим песочную бурю.

Возьмите трубочки, вставьте в крышки банок и осторожно дуньте на песок. Что происходит? - (песчинки разлетаются, потому что не прилипают друг к другу).

Вывод: песок сыпучий.

Опыт 2. Мы говорили, что Красное море называют «мертвым» из-за высокого содержания солей. В соленом растворе невозможно утонуть. Сейчас мы проверим этот факт с помощью опыта.

В пресную воду помещают куриные яйца – яйца начинают тонуть. Затем в воду добавляют несколько ложек соли, перемешивают, чтобы соль растворилась, – яйца не тонут.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам картину с изображением пустыни. Посмотрите, здесь нарисованы барханы, но, по-моему, здесь кого-то не хватает.

Воспитатель : Кого же не хватает в нашей пустыне?

Дети: В пустыне живут верблюды, черепахи, тушканчики и т.д.

Воспитатель: Точно! Я совсем позабыла про них. Что же делать?

Дети: сделать самим.

Воспитатель: Животных для пустыни я предлагаю сделать своими руками! Я предлагаю вам сделать волшебным способом – цветным песком !

Давайте вспомним, как нужно рисовать песком :

1. Сначала нужно намазать клеем поверхность,

2. Затем аккуратно присыпать песок, (щепоткой)

Дети рисуют песком. Индивидуальная помощь и контроль воспитателя.

После работы дети вытирают руки салфеткой.

Воспитатель: И сейчас нам пора возвращаться в группу. Мы теперь много знаем про песок, про пустыню. Дети, давайте расскажем Умке, что нового вы сегодня узнали.

Дети перечисляют.

Умка: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о песке, о пустыне, поэтому я хочу преподнести вам подарки. До новых встреч, друзья!

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

«Исследование пустыни»

Организованная образовательная

деятельность

Средняя группа

Воспитатель:

Мишина Мария Викторовна

Аксубаево, 2017

Группа: подготовительная

Цель игрового занятия:

Формирование первичных представлений у старших дошкольников об объектах окружающего мира и природных особенностях в опытно-экспериментальной деятельности и

Задачи игрового занятия:

Образовательные задачи.

  1. Познакомить детей с природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
  2. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и любовь к природе.

Развивающие задачи.

  1. Продолжать развивать логическое мышление и воображение при проведении опытов.
  2. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга) .
  • обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой, развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов, развивать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Демонстрационный материал:

  • формочки, два стакана с молоком и с водой, акварельная краска, кисточки, ложки, комочки земли, воронка, вата, салфетки, растительное масло.

Раздаточный материал:

  • экспериментальные листы, фанерные дощечки, камни, стеклянные бусинки, болт, пластмассовая игрушка, пенопласт, поролон, простой карандаши, емкости с водой.

Предварительная работа:

  • проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдения, рисование, чтение рассказов, беседы.

Формы работы:

Конспект занятия

Слайд - карта земного шара и компас

Воспитатель (привлекая внимание детей к книжному уголку) :

– Посмотрите, какая необычная книга появилась сегодня на книжной полке. Это и не книга вовсе, а старинный «Дневник путешественниковпо пустыне Сахара» . Давайте пройдём за наш круглый научный стол и познакомимся с дневником более подробно.

– Кто из вас знает где находится самая большая пустыня на земле Сахара? (В Африке) Давайте найдём и покажем на карте или глобусе эту великую африканскую пустыню. Каким цветом окрашена пустыня? А как вы думаете, что может означать жёлтый цвет? (Песок)

– Теперь, когда мы знаем, где находится пустыня Сахара, предложите, на чём же туда можно добраться?

– Можно ли доехать до Сахары на поезде? Почему нельзя?

– Можно ли доехать до неё на машине (велосипеде) , дойти пешком?

– На чём лучше полететь в Сахару: на воздушном шаре или на самолёте?

(дети высказывают предположения и аргументируют их)

– В давние времена добраться до Самары было нелегко. Надо было долго ехать по суше, потом плыть на корабле. Обо всём этом написано в дневнике. Сейчас это сделать проще, Самое лучшее - отправиться в полёт на самолёте.

– Когда вы слышите слово «пустыня» , что вам представляется? (песок, солнце и больше ничего)

Слайд - пустыня

– Это не совсем верно! В Сахаре жгучее солнце и раскалённые пески и, действительно, есть места, где на сотни километров нет ни одного растения. Это настоящее песчаное море, с волнами-барханами. Но есть и другие места.

Слайд - оазис

– Ведь через пустыню протекает великая река. Как она называется? (Нил) А де вода, там и жизнь. Такие места в пустыне называются оазисами.

Слайд - пустыня

– Какие особенности пустыни нам уже известны? (Жаркий климат, мало воды, песчаная почва, преобладание животных, живущих в норах, бедная растительность и т.д. Пустыня - это самое жаркое место на земле. Песок от солнца раскаляется и становится очень горячим) . Предлагаю поставить несколько опытов в нашей мини лаборатории и более обстоятельно разобраться в характерных особенностях пустыни.

ОПЫТ №1 «БАРХАНЫ»

Слайд - барханы

– Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие необычные горки?

(Ответы детей выслушиваются, но не комментируются. Дети ответят ещё раз на него после окончания опыта: перед каждым ребёнком- пластиковый контйнер с сухим песком и трубочкой для коктейля. Песок в банке - личная пустыня каждого ребёнка)

– Предлагаю вообразить, что каждый из нас - ветер: несильно, но достаточно долго дуем на песок. Что с ним происходит? (Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок с одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик) .

– Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка - так возникают пустынные бури.

Слайд - пустынные бури

ОПЫТ №2 «ПОЧЕМУ В ПУСТЫНЕ МАЛО ВОДЫ?

– Как вы думаете, ребята, бывают ли в пустыне дожди? (Да, но они идут очень редко, зато осадков выпадает очень много)

Слайд - дождь в пустыне

– Что же происходит с водой в пустыне?

– Давайте посмотрим к какому выводу мы придём после следующего опыта: откройте крышки и налейте из стаканов воду (дети льют воду в песок) . Что вы видите? (Вода быстро просачивается через песчинки и оседает внизу, на глинистых почвах, не успев проникнуть внутрь, испаряется) .

– В пустыне очень жарко, и даже может показаться, что там нет ничего живого и быть не может. Но, оказывается, растения и животные могут выжить и в таких условиях.

Слайд - верблюжья колючка

– Они приспосабливаются к высокой температуре и отсутствию воды. Как - мы сейчас выясним.

Слайд - верблюжья колючка и одуванчик (изображения растений: у одного длинный корень, у второго - короткий)

– Как вы думаете, какое из растений может выжить в пустыне? Почему? Зачем ему длинный корень? Да, длинные корни - одна из особенностей растений пустыни. Ведь им приходится выживать в условиях минимального количества воды. Корни верблюжьей колючки проникают почти на 20 метров в глубину и оттуда добывают воду.

Слайд - ящерица, змея, черепаха, тушканчик, фенек

– В пустыне есть животные, которые предпочитают жить в песках.

Слайд - песчаные норки

– Там они могут вырыть норку и спрятаться от жары и хищников. Почему животных трудно жить в пустыне? (нечего есть, мало воды)

– На чём люди передвигаются по пустыне?

Слайд - караван верблюдов

– Почему верблюда называют кораблём пустыни? (Потому что он идёт по барханам, как по волнам. А пустыня, как море, только из песка)

Размышления детей и дополнения воспитателя.

Слайд - верблюд

– Чем необычен верблюд? Как он приспособился к пустыне? (Верблюды умеют прикрывать ноздри во время песчаных бурь, чтобы не вдыхать песок. Длинные ресницы защищают их глаза. Чтобы не перегреться, под кожей у верблюда нет жира. Весь он сосредоточен в горбу. Верблюды - очень выносливые животные. Они могут бежать без остановки целый день, могут подолгу обходиться без воды)

ОПЫТ №3 «КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ»

Слайд - ступни верблюда

– Обратите внимание, какие широкие ступни у верблюда. Для чего? (Чтобы не проваливаться в песке)

Воспитатель показывает детям предметы с разным основание: палочка, миска и пр. Предлагает поставить их на песок и надавить. Дети выполняют, наблюдают и отмечают, что одни предметы, с широким основанием, не увязли в песке.

– Мы выяснили с вами, почему передвигаться по пустыне удобнее на верблюде.

ИГРА «ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ»

– Посмотрите, в старинном дневнике изображены некоторые вещи, из тех, которые использовали путешественники в пустыне много лет назад.

Рассматривание рисунков

– Все вещи путешественники перевозили на верблюдах в мешках. А современные путешественники, кроме мешка, в чём ещё носят свои вещи? (рюкзак)

– Раньше, когда путешественники останавливались отдохнуть, то устанавливали шатёр. А современные путешественники что устанавливают? (палатку)

– Время определяли с помощью солнечных и песочных часов. А какие часы понадобятся современным путешественникам? (механические, электронные)

– Когда в пустыне становилось темно, пользовались светом масляной лампы. А что нам понадобиться теперь, чтобы осветить путь в темноте? (электрический фонарик)

– Чтобы сделать записи, путешественники брали с собой перо и чернила. А что пригодится для записи сведений сейчас? (карандаш, ручка, планшет)

– Воду путешественники хранили в кожаном мешке - бурдюк. А в чём сегодня чаще всего хранится вода? (фляжка, бутылка)

– В древности путь путешественникам указывали солнце и звёзды. А сейчас с помощью какого прибора можно узнать направление? (компаса)

– Возможно, кто-то из вас, когда вырастет, отправиться в путешествие по пустыне. Назовите, пожалуйста, предметы, вещи, которые были бы вам необходимы в таком путешествии. Посмотрите, я уже кое-что приготовила. Но сначала решила посоветоваться с вами: что взять, а что оставить. (Воспитатель показывает разные предметы на столах) Давайте девочки будут выбирать все необходимые вещи и располагать их на столе, где есть картинка девочки с рюкзаком; а мальчики будут выбирать вещи и складывать на стол с картинкой мальчика с рюкзаком.

Дети выбирают вещи для путешествия под музыку.

– Посмотрим, кто что выбрал? Почему? Зачем? (Дети обосновывают свой выбор)

ОПЫТ №4 «НАГРЕВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ»

– Вы выбрали много необходимых для путешествия по пустыне вещей, среди которых, конечно, есть одежда. В пустыне очень важно защищать организм от солнца, чтобы не случился солнечный удар. Для этого обязательно наличие головного убора и подходящей одежды. Я вижу вы выбрали одежду разного цвета. Как вы думаете, имеет ли значение какого цвета будет одежда путешественников?

– Все ли предметы солнце нагревает одинаково? (да, нет)

– Давайте проверим и подойдём к столу с настольной лампой.

– Солнце - главный осветитель. Оно горит над землёй, как гигантская лампочка. Представим, что электрическая лампа - это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете? (Тепло, горячо) Ладошка нагрелась. Не только ладонь, но и все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли и предметов.

– Потрогайте камни и кусочки ткани. Скажите, они холодные или тёплые? (Холодные) А эти камешки (белый и чёрный) лежали под светом лампы. Они холодные или тёплые? (Тёплые) . Какой камень нагрелся сильнее? (Чёрный) А какого цвета ткань нагрелась сильнее: чёрного или белого? (Чёрного) Вы правы: чёрный цвет поглощает много солнечных лучей, поэтому чёрные предметы нагреваются больше, чем белые.

– Животные пустыни имеют светлый окрас песочного цвета. Как вы думаете, почему? А ещё жители жарких стран красят стены домов в белый цвет. Светлые стены отражают часть солнечных лучей и сильно не нагреваются. Так в какой одежде вам будет не так жарко: в белой или чёрной? (В белой) Верно, ребята, в жаркую погоду лучше иметь одежду светлых тонов. Она отталкивает солнечные лучи.

ОПЫТ №5 «ФИЛЬТРОВАНИЕ»

– А сейчас я зачитаю вам одну важную запись из дневника. «Шёл в пустыне караван, мы находились в пути уже долго, и у нас осталось очень мало воды. Но случилась беда: начался сильный ураган, и вся вода, которая у нас была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как напиться, как очистить воду? В своих мешках мы нашли марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые баночки. Мы подумали и догадались, как можно очистить воду и утолить жажду» .

– Подумайте, может быть догадаетесь, как путешественникам удалось очистить воду? Что они сделали? Какие предметы и материалы помогли им в этом? (Они сделали очистительные устройства - фильтры. Давайте проверим свои догадки и предположения с помощью опытов.

На столе банка с загрязнённой водой (в ней опилки, камешки, песок) , три пустые чистые баночки, сито, воронка, марля, промокашка.

– Посмотрите, перед нами такая же грязная вода, как и у путешественников, и такие же предметы и материалы, какие они нашли у себя в мешках. Как вы думаете, какие предметы и материалы смогут лучше всего очистить воду? Объясните, почему вы так думаете.

Воспитатель показывает способы фильтрования.

– Давайте возьмём пустую банку, поставим в неё сито и нальём загрязнённую воду. Что произошло? Вода очистилась?

– А теперь сделаем фильтр из марли. Возьмём пустую банку, поставим в неё воронку, а воронку покроем марлей. Теперь нальём сюда загрязнённую воду. Вода стала чище?

– Следующий фильтр из промокательной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку, а затем налить воду. Что произошло после фильтрования воды с веществами? (После фильтрования цвет фильтра изменился, а отфильтрованная вода стала чище) Какой фильтр лучше очищает воду? (Промокательная бумага)

ОПЫТ №6 «ЧТО В БУТЫЛКАХ»

– Вода очень важна для путешествия по пустыне. И я хотела дать вам ещё одну бутылочку с водой. Вот только бутылка с разным содержимым и этикетки у меня перепутались.

– Давайте посмотрим, что же нарисовано и написано на этикетках. На этой этикетке нарисована капелька и написано «Вода» . А здесь нарисован апельсин и написано «Сок» . А где нарисована корова, написано «Молоко» . На этой этикетке нарисован кто-то смешной. Посмотрите, он раздувает щёчки и дует, а написано «Воздух» .

– Сможете ли вы определить, что в бутылках и найти воду, необходимую для путешествия по пустыне? (Да) Тогда определите, что в бутылках.

Четыре закрытых пластиковых бутылки. Дети исследуют их и определяют, что одна из них лёгкая, а три -тяжелы; в двух из тяжёлых ёмкостей окрашенные жидкости: белая и оранжевая, предполагают, что это «Молоко» и «Сок» , значит, в третьей бутылке - «Вода» ; открывают, убеждаются в этом.

– Объясните, пожалуйста, как вы догадались, что находится в бутылках?

Вместе выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, нюхают, переливают, сравнивают вес полного и пустого стаканчика.

– А теперь понюхайте воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет. Вода не имеет запаха, если она чистая) .

– Вы выбирали вещи, которые необходимы для путешествия по пустыне. Теперь, когда мы провели несколько опытов, возможно вы выберите другие вещи или замените часть из них. Объясните свой выбор. Желающие мальчик и девочка рассказывают о своей работе, другие их дополняют. Мы выяснили с вами, что для путешествия по пустыне необходимы: одежда светлого цвета (лучше белого) , вода, фильтр для очистки воды и т.д.

– Посмотрите, в дневнике остались чистые страницы. Давайте сделаем его дневником наших групповых исследований по пустыне и заполним пустые страницы.

Если в мы знакомились с жизнью крайнего Севера, то теперь наоборот предлагаю вам отправиться в один из самых жарких уголков мира – в пустыню Сахара. Если вам хочется жаркого солнца, а отпуск еще нескоро, значит, нам с вами по пути Основная форма обучения дошкольников, как известно, игра, поэтому мы не будем слишком задерживаться на изучении сухих фактов, а, как обычно, устроим приключение с большим количеством игр, загадок и поделок.

В статье вы найдете много тематических игр, которые рассчитаны на младших и старших дошкольников – детей от 3 до 7 лет. Предложенные идеи лучше всего распределить на несколько занятий. Мы с дочкой, как правило, растягиваем наше путешествие на пару недель, каждый раз по-новому обыгрывая занятие. Например, в первый день мы переодеваемся в кочевников и, смастерив верблюда из стульев, разыгрываем нелегкую жизнь в жаре, на другой день погружаемся в изучаемую среду, разглядывая пустыню в книжке, на третий день – играем с сенсорной коробкой и т.д.

Находим пустыню на карте

Как обычно, в первую очередь нужно понять, куда мы направляемся, и отыскать на карте (а заодно и на глобусе) пустыню. Помимо той пустыни, в которую вы решили отправиться (у нас это была Сахара), найдите и другие крупные пустыни, обратите внимание ребенка на то, как они обозначаются на карте. Попутно можно вспомнить и другие уже знакомые на карте места.

Презентация на тему «Пустыня» для детей

Теперь, когда мы знаем, где находимся, нелишним будет получить первое представление о том месте, куда мы, путешественники, попали. Наилучшим образом для этого, на мой взгляд, подходит презентация – в ней есть самые основные факты, не перегруженные лишними и плохо запоминающимися деталями, ну и самое главное в ней много фотографий.

Нашу презентацию о пустыне можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ . В ней коротко рассказывается о том, кто живет в пустыне, как удается животным выживать в таких тяжелых условиях, что такое песчаная буря, что такое оазис и т.п. Ниже в статье вы также найдете дидактическую игру, которая поможет закрепить все знания полученные из презентации.

Сенсорная коробка «Пустыня»

Раньше я делала тихонько по ночам, пока дочь не видит, так как хотелось показать ей все уже в готовом виде. Теперь же Тасе стало интересно принимать активное участие в создании таких коробок. Так что наш макет пустыни мы делали вместе. Да собственно делать его совсем нетрудно.

Для основного наполнителя коробки можно набрать обычный песок. Но если под боком у вас нет песчаного побережья, и вы не хотите разорять детские песочницы, то можно взять декоративный желтый песок для аквариумов, кукурузную муку или . Мы использовали кукурузную муку.

Ну и какая же пустыня без оазиса? Оазис можно сделать из гидрогеля (аквагрунта), стеклянных декоративных камешков голубого цвета, голубой ткани или пряжи () или – самый неудобный, но самый натуралистичный вариант – из обычной воды. Водоем в оазисе окружаем растительностью. Если есть, можно поставить небольшие домики.

Сенсорная коробка – это настоящий простор для сюжетных игр. В нашей миниатюрной пустыне люди, изнывая от жары, отчаянно пытались добраться до оазиса, кто-то ехал на верблюде, кто-то добирался на внедорожнике.

Потом наши путешественники попали в песчаную бурю, укрывались от бушующей стихии, (мы посыпали на них кукурузную муку через сито)

раскапывали засыпанные во время песчаной бури колеса джипа и т.п.

Игры на тему «Пустыня»

В игре любой новый материал запоминается лучше всего, поэтому постарайтесь включить в ваше путешествие как можно больше разноплановых игр, в том числе подвижных. Идеи:

  • Играем в кочевников

Подобно кочевникам, наряжаемся в длинные одежды (имитируя арабскую одежду – бурнус), голову обматываем платком (это будет куфья), и отправляемся в путешествие по пустыне. Верблюда можно сделать из двух стульев, составленных друг за другом (спинки будут горбами верблюда). Если количество стульев позволяет, можно и целый караван организовать

Обыгрываем все трудности, с которыми сталкивается путешественник в пустыне: идем по раскаленному песку в поисках оазиса, мучаемся от жары, убегаем от змеи или варана, преодолеваем песчаную бурю, хорошенько закутавшись в одежды и спрятавшись за верблюдами и т.п. Устав от путешествия, на ночь ложимся спать возле своих верных верблюдов.

    Кактусы из прищепок

Верблюды, конечно, могут долго обходиться без воды и еды, но все-таки нелишним будет их покормить перед нашим путешествием. Любимое блюдо верблюдов – верблюжья колючка, что-то подобное можно сделать при помощи прищепок. Ну или просто сделать кактусы.

  • Пальчиковая игра «Дождик, веселей!»

Играя в путников, идущих по пустыне и утомленных от жары, пробуем вызвать дождь, в этом нам поможет пальчиковая игра:

Дождик, дождик, веселей!(поочередно каждым пальчиком правой руки стучим по ладони левой)
Капай, капай, не жалей!(поочередно каждым пальчиком левой руки стучим по ладони правой)
Только нас не замочи!(складываем руки домиком над головой)
Зря в окошко не стучи!(стучим кулачком о кулачок)
Брызни в поле гуще:(изображаем пальчиками «брызги»)
Станет травка гуще!(ладони перед собой, пальчики смотрят вверх, растопыриваем их — изображаем травку)
  • Игра «Кактусы»

Договариваемся, что сейчас мы побудем кактусами. По команде «Дождь» кактусы изображают сбор воды и откладывание ее в стебли, а по команде «Солнце» — просто стоят, разведя руки в стороны.

  • Игра «Тушканчики»

Прыгаем как тушканчики: из глубокого приседа на двух ногах выпрыгиваем вперед и вверх. Можно также подвесить предмет на небольшой высоте над головой, чтобы «тушканчик» пытался его достать во время прыжка.

Либо заранее готовим для малыша схему верблюда с учетом имеющегося набора деталей, либо творим вместе, что получится

  • Джин из лампы

Если у вас дома есть кувшинчик, похожий на волшебную лампу Алладина, можно обыграть появление волшебника джина. Джином может быть папа или какая-нибудь игрушка (у нас Джином был Али-баба из игры «», оттуда же и волшебная лампа).

Как обычно, появляясь из лампы, Джин обещает исполнение желаний: например, может помочь выбраться из пустыни или угостить чем-нибудь сладким. Но сначала нужно его чем-то удивить. К примеру, отгадать его хитроумные загадки (см. ниже), сложить пазл или изготовить какую-нибудь тематическую поделку (см. ниже).

  • Собираем пазл

Наш африканский пазл можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • Дидактическая игра на тему «Пустыня»

Чтобы закрепить основные понятия из презентации, можно сыграть в простую игру. Для этого понадобятся карточки с изображением обитателей и других явлений, характерных для пустыни (Наши карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , для удобства заранее их лучше приклеить на картон).

Перед игрой все карточки складываются в колоду картинками вниз. Ведущий достает из колоды по одной карточке и показывает всем игрокам. Кто быстрее угадает, что изображено на карточке, тот и забирает ее себе. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Интересно также смешать несколько наборов карточек, чтобы повторить и другие темы. Например, добавьте к набору «Пустыня» еще и «Арктику »

  • «Али-Баба и непослушный верблюд» (My-shop , Ozon )

Во время нашего путешествия в пустыню, я совершенно случайно вспомнила о ранее купленной игре, и она пришлась нам как нельзя кстати. Никакой обучающей функции игра не несет, исключительно развлекательная.

Идея игры в том, чтобы уложить на верблюда как можно больше поклажи, при этом нужно постараться делать это так аккуратно, чтобы норовистый верблюд не начал проявлять свой характер и не разбросал все вещи вместе с сидящим на нем Али-Бабой. Верблюд имеет свойство вскакивать с места при любом неаккуратном движении, а также при слишком большом количестве вещей. Так что эмоции в этой игре гарантированы. Единственное, имейте ввиду, дети помладше (до 3-4 лет) могут побаиваться верблюда с его резкими движениями.

Загадки про пустыню для детей

Целый день в жаре идёт,
Ест колючки и не пьёт.
Чай, ковры, шелка и дыни
Пронесёт через пустыню,
После – выпьет влаги пруд
Друг кочевника — … (верблюд)
Вот идёт на ножках дом,
Кто живёт – не знаю – в нём!
Что за зверь? – Я видел лапу!!
Успокоил меня папа –
Места нет для страха!
Это – ... (черепаха)
В норке переждав жару,
Ночью, точно кенгуру,
На двух лапках резво скачет,
Зверёк маленький — ... (тушканчик)
По пригорочку бежит,
Хвостиком-рулём рулит.
Схватишь хвостик, только — ах!
Убежала! ... Хвост в руках.
(ящерица)
Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Нет ушей, ни ног, ни глаз,
Но, зато колючки класс!
У него цветочек красный,
Как красив цветущий … (кактус)

Поделки на тему «Пустыня» для детей

Несколько идей поделок, которые могут пригодиться во время вашего путешествия в пустыню.

  • Черепаха из бумажной тарелки . Сначала раскрашиваем тарелки, пытаясь изобразить «черепаший» узор на панцире, потом снизу подклеиваем все остальные (заранее раскрашенные) части тела.

  • Египетская пирамида из бумажных блоков . На листе цветной бумаги заранее расчерчиваем блоки, предлагаем ребенку вырезать их и приклеить в виде пирамиды.

  • . Детям постарше можно предложить сделать объемную пирамиду из картона. Для этого заранее подготовьте схему . После того, как макет будет вырезан, останется только согнуть его по линиям и склеить.

  • Кактус из пластилина и кусочков спички

error: