Непосредственное влияние природных условий на организм человека. Природные условия как основа жизнедеятельности и хозяйственного развития Как влияют природные условия деятельность человека

ВВЕДЕНИЕ

Природные условия играли и продолжают играть важнейшую роль в жизни и развитии человеческого общества.

Под природными условиями понимается совокупность важнейших естественных характеристик территории, отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов. экологический энергетический война бедность

Природные условия непосредственно влияют на жизнь и хозяйственную деятельность населения. От них зависят: расселение населения, развитие и размещение производительных сил, их специализация. Они определяют себестоимость, а следовательно, и конкурентоспособность производимой продукции, что особенно важно для стран со значительным распространением экстремальных природных особенностей, к числу которых относится и Россия.

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Природные условия - это объекты и силы природы, существенные на данном уровне развития общества для жизни хозяйствования, но непосредственно не участвующие в материальной деятельности.

Влияние различных природных условий на разные отрасли хозяйственной деятельности изменчиво. Оно проявляется по разному в разных отраслях хозяйства, в разной экономической обстановке. В любой же конкретной обстановке благоприятные или неблагоприятные условия могут ускорить или задержать темпы развития хозяйства, способствовать формированию тех или иных видом деятельности или тормозить его. Прямое воздействие природные условия оказывают на отрасли, функционирующие под открытым небом, сельское и лесное хозяйство, эффективность и специализация которых во многом связаны с плодородием почв, климатом, водным режимом. Под их влиянием находятся и многие другие виды деятельности. Так, при добыче полезных ископаемых учитываются не только запасы и качество руд, но и совокупность условий их залегания, которые влияют на способ, масштабы и стоимость добычи.

Может оказаться, что не самые богатые, а более бедные месторождения, расположенные в благоприятных условиях, будут наиболее экономичными. Стоимость капитального строительства во многом зависит от прочности и обводненности грунтов, степени сейсмичности или заболоченности территории, наличия вечной мерзлоты и гористости рельефа. Природа оказывает влияние и на организацию коммунального хозяйства.

К основным элементам природных условий, с точки зрения их влияния на хозяйство, можно считать:

  • · территорию, ее положение на материке, размеры;
  • · климат;
  • · рельеф (геолого-геоморфологические условия);
  • · почвенный покров;
  • · водные ресурсы;
  • · растительный и животный мир.

Природные условия России. В пределах России выделяется природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира. Границы зон в основном вытянуты вдоль параллелей (субширотны). На обширной территории страны последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны (Рисунок 1): арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь. В горных районах отчетливо выражена высотная поясность.

Существенными ограничениями для хозяйственной деятельности в России являются:

  • · сезонность климата с большими колебаниями температур;
  • · вечная многолетняя мерзлота (на 2/3 территории РФ);
  • · сейсмическая и вулканическая активность (для горных территорий, в т.ч. вулканическая для Камчатского полуострова).
  • · Сочетание речных бассейнов с основными формами поверхности сформировали на территории страны крупные природно-географические регионы, которые, в свою очередь, входе истории освоения и заселения страны приобрели общие хозяйственные черты. Такими районами являются: Восточно-Европейский, (или Европейская часть России), Западно-Сибирский, Среднесибирский (в экономической географии его называют Восточно-Сибирским) и Дальневосточный.

Понятие природных условий всегда связано с тем или иным видом человеческой деятельности, но оно не является сколько-нибудь постоянным, меняется от одной эпохи к другой, сильно зависит от характера и уровня производства. Долгое время изучение природных условий было связано преимущественно с оценкой их влияния на разные отрасли хозяйственной деятельности. Например, добыча полезных ископаемых может начаться скорее на месторождениях, расположенных в более благоприятных природных условиях, так как будет экономичнее. Стоимость капитального строительства во многом зависит от прочности и обводненности грунтов, степени заболоченности территории, наличия вечной мерзлоты и гористости рельефа. Стоимость водоснабжения, отопления, освещения жилищ и их строительства различна в районах теплого и холодного, влажного и сухого климата, в условиях короткого и длинного светового дня.

Природная среда должна «взвешиваться в экономическом отношении». Влияние природных условий, отражаясь на производительности общественного и индивидуального труда в значительной степени определяет величину материальных затрат.

Природные условия также необходимо оценивать с позиции условий жизни населения. Они - один из важнейших факторов, облегчающих или затрудняющих заселение и освоение территории, в значительной степени определяющих масштабы, пути и формы использования ее естественных ресурсов и экономических возможностей. Благоприятность или не благоприятность этих условий, как в их естественном виде, так и измененных в результате антропогенных преобразований природы сильно и разносторонне сказывается на всех сторонах жизнедеятельности населения: его быт, труд, отдых, состояние здоровья. Решение многих социально-экономических и хозяйственных проблем в значительной мере зависит от правильности оценки природных условий. По расчетам специалистов, стоимость обустройства одного человека в разных регионах России может различаться в 7-10 и даже более раз. Особенности расселения людей с первых шагов становления человеческого общества ограничивались факторами природной среды.

Суммарная оценка природных условий жизни людей заключена в уровне комфортност. Для определения уровня комфортности можно оценить около 30 параметров природной среды (продолжительность различных климатических периодов с комфортными и дискомфортными температурами относительно сезона, оценка теплоизоляции, необходимой для каждого сезона, одежды, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и др.).

Урок 11. Влияние хозяйственной деятельности человека

на природу

Цели: Познакомить учащихся с основными факторами воздействия человека на природу. Дать понятие экологической ситуации. Сформулировать представление об устойчивом развитии России. Развивать умение отстаивать свое мнение и слушать своих товарищей.

Оборудование: Физическая, политико-административная карты России. Кинофильм «Земля у нас одна».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания по вопросам к §8 (уч. А., вопросы для самооценки).

В группе из 4 человек один ученик отвечает на вопрос, а трое его слушают. Учитель также может подойти к любой группе и выслушать ответы.

Проверить выполнение работы на контурной карте.

Проверить выполнение творческого задания (рисунок ландшафта).

Проверочный диктант:

В каком климате жилище может иметь такую крышу?

б)

Ответ : а) влажный климат; б) засушливый.

В каких климатических условиях ориентация окон может быть такой?

Какое жилище может быть построено в сейсмоопасной территории, а какое на вечномерзлых грунтах?

Ответ : а) на вечной мерзлоте; б) на подвижных участках земной коры.

Норма потребления человеком жира составляет 35% в... Ответ : а) тундре; б) в степи; в) в пустыне.

Такое расположение жилищ может быть:

Ответ : а) в горах; б) на равнине.

Жилище из сырого (необожженного кирпича) называется... Ответ : а) саманная хижина; б) сакля; в) юрта.

Какой вид жилища возможно перевозить при переезде? Ответ : а) чум; б) саклю; в) иглу; г) юрту.

III. Изучение нового материала

Природа и человек взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Человек не только приспосабливается к природным условиям, но и использует природные ресурсы в хозяйственной деятельности, влияя на природу, изменяя ее качество. Мы используем почву, полезные ископаемые, изымаем огромные площади земель под города, дороги, карьеры и т. д.

План урока-беседы :

Повторение изученного о загрязнении окружающей среды в 8 классе.

Вопрос : Какие источники загрязнения вы знаете? (Выбросы промышленных предприятий, загрязнение почвы ядохимикатами, неправильная распашка склонов, сжигание топлива и др.)

Определение понятия «экологическая ситуация».

Чаще всего человек не задумывается о последствиях своего влияния на природу. И тогда ухудшается качество окружающей среды, в результате страдает и его здоровье. Ученые считают, что здоровье человека на 20% зависит от экологической ситуации.

Запись в тетрадь

Экологическая ситуация - это состояние окружающей природной среды на данной территории.

Оценка экологической ситуации с точки зрения условий жизнедеятельности человека. (Анализ табл. 1, с. 38, уч. А.)

По степени критичности выделяют удовлетворительную, кризисную, конфликтную, кризисную, бедственную и катастрофическую экологические ситуации.

Вопрос : Как оценить потенциально экологическую ситуацию в том или ином регионе России? (Уровень хозяйственного освоения косвенно может указывать на экологическую ситуацию: освоенные центральные районы России имеют более неблагоприятную экологическую ситуацию, чем слабо освоенные районы Сибири и Дальнего Востока. Чем выше плотность населения, тем хуже экологическая ситуация. Чем больше «грязных» предприятий скопилось на определенной территории, тем выше уровень загрязнения. Соседние страны, имеющие неблагоприятную экологическую ситуацию, также могут оказать влияние на экологическую ситуацию.) Какие страны могут быть источниками загрязнения воздуха в России? (Учащиеся должны вспомнить, что в умеренных широтах западный перенос воздушных масс и загрязнение из стран Западной Европы распространяется на территорию стран Восточной Европы и Россию.)

Рассмотрим примеры влияния экологической аварии на Чернобыльской АЭС (Украина) на соседние страны. Радиоактивное облако ветер понес в Белоруссию и республики Прибалтики, повысился радиоактивный фон и в странах Скандинавии (Финляндии). Экологическая ситуация в Чернобыле характеризовалась как аварийная. Последствия этой аварии многие годы сказываются на здоровье людей.

Вопрос : Как избежать подобных экологических ситуаций?

Устойчивое развитие.

Для обеспечения экологической безопасности разработана государственная стратегия перехода России к устойчивому развитию. Устойчивое развитие возможно при понимании тесной взаимосвязи общества и окружающей среды.

Вопрос : Как вы думаете, готово ли наше общество морально развиваться по программе устойчивого развития?

Задание.

Найдите в тексте учебника (уч. А., с. 39) пути устойчивого развития: /. Ресурсосберегающие технологии.

2. Успешное социально-экономическое развитие России (без кризисов, поступательное).

Улучшение качества жизни населения.

Международное сотрудничество.

IV. Закрепление

Возможно ли уменьшить потребности человека в природных ресурсах? Объясните свой ответ.

Что такое экологическая ситуация?

Как оценивается экологическая ситуация в районе Чернобыльской АЭС?

Что предусматривает стратегия устойчивого развития.

В городе Асбесте (на Урале) люди болеют асбестозом из-за высокой концентрации в воздухе волокон полезного ископаемого - асбеста или горного льна -который добывают в карьерах рядом с городом.

Домашнее задание

По уч. А.: §9, ответить на вопросы.

Каковы особенности экологической обстановки в вашей местности?

Каковы причины, влияющие на экологическую ситуацию в вашей местности?

Вопросы для самооценки (с. 39).

Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Классификация территорий России по уровню комфортности. Зависимость размещения отраслей производства народного хозяйства от природных особенностей территории. Неблагоприятные и опасные явления природы: проблемы защиты населения и хозяйства. Классификация природных ресурсов и распределение их по территории страны. Экономико-географическая оценка природных ресурсов: количественная, технологическая, стоимостная.

Природные факторы играли и продолжают играть важнейшую роль в жизни и развитии человеческого общества.

В понятие "природные факторы" обычно включают следующие категории: природные условия, природные ресурсы, устойчивость ландшафтов и экологическую ситуацию, которые мы будем рассматривать далее преимущественно с позиций науки об управлении.

Под природными условиями понимается совокупность важнейших естественных характеристик территории, отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов.

Природные условия непосредственно влияют на жизнь и хозяйственную деятельность населения. От них зависят: расселение населения, развитие и размещение производительных сил, их специализация. Они определяют себестоимость а, следовательно, и конкурентоспособность производимой продукции, что особенно важно для стран со значительным распространением экстремальных природных особенностей, к числу которых относится и Россия.

В числе компонентов природной среды в качестве характеристик природных условий рассматриваются, как правило, климат, геологическая среда, поверхностные и подземные воды, почвы, биота, а также ландшафты.

Дополнительной, но весьма важной характеристикой природных условий является распространенность местных естественных феноменов- неблагоприятных и опасных явлений природы, к числу которых относятся стихийные природные бедствия и природные очаги инфекций.

Климатические особенности территории проявляются, прежде всего, в соотношении тепла и влаги.

Количество тепла, необходимое для полного завершения вегетационного цикла (периода роста), называется биологической суммой температур. Термические ресурсы определяют энергию роста растений.

Являясь крупнейшей в мире страной по территории (около 17 млн. кв. км), Россия характеризуется значительным разнообразием климатических условий. Вместе с тем следует подчеркнуть, что Россия в целом - самая северная и самая холодная страна в мире, что сказывается на ее хозяйстве, экономике, многих сторонах жизни населения и политике. Следствием климатических условий является многолетняя мерзлота, которая занимает площадь, равную почти 10 млн. кв. км.


Специфику многолетней мерзлоты необходимо учитывать при создании инженерных сооружений: трубопроводов, мостов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов.

Увлажнение проявляется, прежде всего, в форме атмосферных осадков, является вторым важнейшим климатическим фактором. Она необходима для всего периода жизни растений. Недостаток влаги приводит к резкому снижению урожайности. Для выявления условий увлажнения той или иной территории оперируют показателями количества осадков и величины возможного испарения. В России преобладают территории с избыточным увлажнением, т.е. превышением количества осадков над испарением.

Важнейшими факторами формирования природной специфики региона являются рельеф и геологическое строение. Оказывая влияние на все компоненты природной среды, рельеф способствует появлению различий в ландшафтах и в то же время сам испытывает воздействие природной зональности и высотной поясности. Инженерно-геологические условия местности отражают состав, строение и динамику верхних горизонтов земной коры в связи с хозяйственной (инженерной) деятельностью человека. На основании инженерно-геологических исс ледовани й определяют наиболее благоприятные места для размещения разного рода хозяйственных объектов, проводят расчеты устойчивости горных пород при строительных работах, переработки берегов после заполнения водохранилищ, устойчивости плотин, определяют требования к возведению сооружений в условиях многолетней мерзлоты, избыточного увлажнения поверхности в сейсмических, закарстованных, оползневых районах и т.п. Учет горно-геологических условий жизненно важен во всех сферах хозяйственной деятельности, но особенно в градостроительстве, транспортном и гидротехническом строительстве.

Для сельского хозяйства и ряда других сфер экономики важнейшее значение имеют почвенные условия. Почва - это особое природное тело, формирующееся в результате преобразования поверхностного слоя земной коры под воздействием воды, воздуха и биоты и сочетающее в себе свойства живой и неживой природы. Ценностные свойства почвы отражаются в ее плодородии - способности обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами и влагой и создавать условия для получения урожая.

Под биотой в естественных науках понимают исторически сложившуюся совокупность живых организмов, обитающих на какой-либо крупной территории, т.е. фауну и флору этой территории. В характеристику природных условий местности входит также оценка растительности и животного мира.

В России к основным типам растительности относят тундровую, лесную, луговую и степную. Среди различных типов растительности особое место принадлежит леса. Высока их экологическая и хозяйственная ценность, а также уникальная средообразующая роль на планете.

Природные условия влияют практически на все стороны повседневной жизни населения, особенности его труда, отдыха и быта, здоровье людей и возможности их адаптации к новым, непривычным условиям. Суммарная оценка природных условий определяется уровнем их комфортности для человека. Для его измерения используется до 30 параметров (продолжительность климатических периодов, контрастность температур, влажность климата, ветровой режим, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и пр.)

По уровню комфортности выделяют:

1. экстремальные территории (полярные регионы, высокогорные районы высоких широт и т.п.);

2. дискомфортные территории - районы с суровыми естественными условиями, малопригодные для жизни некоренного, неадаптированного населения; подразделяются на холодные гумидные (арктические пустыни, тундра), аридные территории (пустыни и полупустыни), а также на горные районы;

3. гиперкомфортные территории Щ районы с ограниченно благоприятными природными условиями для переселенческого населения; подразделяются на бореальные (леса умеренного пояса) и семиаридные (степи умеренного пояса);

4. прекомфортные территории - районы с незначительными отклонениями от естественного оптимума для формирования постоянного населения;

5. комфортные территории - районы с практически идеальными условиями внешней среды для жизнедеятельности населения; характерны для южной части умеренного пояса, в России представлены незначительными по площади ареалами.

Первостепенное значение природные условия имеют для тех отраслей народного хозяйства, которые функционируют под открытым небом. Это сельское, лесное и водное хозяйство. В огромной зависимости от природных условий находятся практически все виды строительства. Естественные параметры территории оказывают существенное влияние и на организацию городского коммунального хозяйства.

На севере и в других регионах с экстремальными природными условиями возникает потребность в создании специальных технических средств, приспособленных к этим условиям, например с повышенным запасом прочности.

Специфической формой природных условий выступают внутренне присущие тем или иным местностям неблагоприятные и опасные явления природы (НОЯ) или стихийные бедствия

К наиболее распространенным и в то же время опасным для человека стихийным бедствиям относят землетрясения, наводнения, цунами, ураганы и бури, смерчи, тайфуны, обвалы, оползни, сели, лавины, лесные и торфяные пожары. Характерными примерами неблагоприятных явлений природы являются засухи, заморозки, сильные морозы, грозы, сильные или длительные дожди, град и некоторые другие.

Жизненно необходимая во многих случаях защита от НОЯ неизбежно приводит к существенному удорожанию строительства и содержания городов и коммуникаций; технологий, адаптированных к повышенным нагрузкам или способных к предотвращению опасных воздействий.

Природные ресурсы представлены теми элементами природной среды, которые могут быть использованы в процессе материального производства на данном этапе развития общества. Они используются для получения промышленного и продовольственного сырья, производства электроэнергии и т. д.

Как основа любого производства они подразделяются на:

1. ресурсы недр (к ним относят все виды минерального сырья и топлива);

2. биологические, земельные и водные ресурсы;

3. ресурсы Мирового океана;

4. рекреационные ресурсы.

По признаку исчерпаемости природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Исчерпаемые ресурсы подразделяются на невозобновляемые и возобновляемые. Неисчерпаемые природные ресурсы включают ресурсы водные, климатические и космические, ресурсы Мирового океана.

Минерально-сырьевые ресурсы остаются незаменимой основой развития любого общества. По характеру промышленно-отраслевого использования они подразделяются на три крупные группы:

топливные или горючие - жидкое топливо (нефть), газообразное (пригодный газ), твердое (угли, горючие сланцы, торф), ядерное топливо (уран и торий). Это основные источники энергии для большинства видов транспорта, тепловых и атомных электростанций, доменных печей. Все они, кроме ядерного топлива, используются в химической промышленности;

металлорудные - руды черных, цветных, редких, благородных металлов, редкие и редкоземельные металлы. Составляют основу развития современного машиностроения;

неметаллические - горно-химическое сырье (асбест, графит,

слюда, тальк), строительное сырье (глины, пески, известняки),

агрохимическое сырье (сера, соли, фосфориты, и апатиты) и т.д.

Экономико-географическая оценка минеральных ресурсов представляет собой сложное понятие и включает три рода оценок.

Она включает в себя: количественную оценку отдельных ресурсов (например, уголь в тоннах, газ, древесина в кубометрах и т.п.), ее величина растет по мере увеличения разведанности ресурса и сокращается j по мере его эксплуатации; технологическую, техническую, (выявляется пригодность ресурсов для хозяйственных целей, их состояние и изученность, степень разведанности и доступности) и стоимостную (в денежном выражении).

Общая стоимость разведанного и оцененного минерального сырья составляет 28,6(или30,0) трлн долл. США, из которых треть -это газ (32,2%), 23,3 - уголь, 15,7 - нефть, а прогнозный потенциал - в 140,2 трлн долл. США (структура: 79,5% - твердое топливо, 6,9 -газ, 6,5 -нефть).

Природно-ресурсный потенциал России размещается неравномерно по территории. Основные и наиболее перспективные источники природных богатств расположены преимущественно на Востоке и Севере страны и удалены от освоенных районов на весьма значительные расстояния. На долю восточных районов приходится 90% запасов всех топливных ресурсов, более 80% гидроэнергетических, высокий удельный вес запасов руд цветных и редких металлов.

Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясни почему.

Ответ

Природа очень сильно влияет на деятельность людей, и, по моему мнению, это влияние ослабевает, особенно в последние столетия.

Объясню почему.

С точки зрения количественного влияния природы на деятельность человека — оно каким было, таким и осталось. Сколько было дождей, зим, пожаров и ураганов 500 лет назад, примерно столько же и сейчас. Но изменилось качественное влияние. Вплоть до 20 столетия главной отраслью хозяйства был аграрный сектор (земледелие), на который природные условия кардинально влияют. Потом, мало того, что промышленность и сфера услуг вышли на первый план, но ещё и человечество научились препятствовать плохим природным условиям, выращивая культуры в теплицах.

Это относится не только к сфере хозяйства. Первобытный человек ходил полуголым и замерзал от холода. Потом уже появилась тёплая одежда. Если раньше если в лесах начинался пожар, то леса мог исчезнуть, если бы дождь не пошёл. Сейчас же тайгу тушат с вертолётов и самолётов.

Этот список примеров можно ещё долго продолжать, и все они подтвердят мою точку зрения. Хотя, могут быть и исключения.

Цель :

Сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения территорий с экстремальными условиями жизни

I .Организационный момент

II. Изучение нового материала

Изучение нового содержания включает два обобщающих блока:

  1. Взаимодействие среды и здоровья человека.
  2. Освоение территорий с экстремальными условиями.

1. Приступая к изучению первого блока внимание учащихся привлекается вопросом: «Что мы знаем о взаимосвязи природы и здоровья человека?» ;

а) В результате беседы с учащимися вырисовывается следующая схема

Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности -

Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление
- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;
- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты

Красота окружающих пейзажей

  1. морских побережий
  2. чистого воздуха
  3. исцеляющих грязей и минеральных вод

б) Практическая работа «Изучение степени благоприятности природных условий для жизни людей». (см. приложение №1)

Данная практическая работа позволяет сделать вывод о том, что на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (не считая Антарктиду).
Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.

в) Работа с учебником.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с
другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира
(в млн. кв. км)

Вывод:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

г) Работа с картографическими материалом.

Сопоставление карты -схемы учебника (стр. 266, рис.108) «Природные условия жизни населения» и карты атласа «Плотность населения России». Выявление степени влияния природных условий на размещение населения по территории страны.
Результат работы - определение расселения людей в связи с природными условиями.
Максимальная плотность населения наблюдается в районах с благоприятными для жизни природными условиями:

  1. Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России (наиболее благоприятные условия);
  2. Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока (благоприятные условия).

Минимальная плотность населения характерна для районов с экстремальными природными условиями (64% территорий России).

д) Работа на компьютере , (см. приложение №2)

2. Изучение материала второго блока.
«Освоение территорий с экстремальными условиями»

а) Беседа с учащимися (дискуссия)

«Внимание! Проблема.»
«Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность»

б) Объяснение учителя - систематизация и обобщение знаний.

Учащиеся должны обосновать свою точку зрения.
В результате обсуждения данной проблемы учащиеся делают вывод о необходимости освоения новых территорий, несмотря на то, что жизнь человека там затруднена из-за наличия экстремальных природных условий (низких или очень высоких температур, сильных ветров, наличия животных или насекомых - переносчиков опасных для жизни заболеваний и т. п.).
Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью.

в) Работа на компьютере.

«Влияние природных условий на образ жизни населения разных регионов России» (см. приложение №3)

III Закрепление материала.

1) Работа в тетрадях. Построение схемы, отражающей результаты работы
учащихся на уроке.

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

  • Климат и погода
  • Рельеф
  • Ландшафты и состав почв
  • Растительный и животный мир
  • Характер внутренних вод
  • Природные зоны
  • Природные ресурсы
  • Природные явления
  1. Жилища
  2. Одежда
  3. Продукты питания
  4. Электроэнергия
  5. Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)
  6. Здравоохранение
  7. Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерно­стей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

IV Домашнее задание § 46

error: