Изучение движения тела по окружности под действием сил. Определение массы тела путем взвешивания на весах Лабораторная работа изучение движения тел окружности

4.2.1. Подготовить весы и, с разрешения лаборанта, произвести взвешивание тела. Определить инструментальную ошибку весов.

4.2.2. Записать результат измерений в стандартном виде: m=(m±Δm) [размерность].
5. ВЫВОД

Указать, достигнута ли цель работы.

Записать результаты измерений массы тела двумя способами.

5.3. Сравнить результаты. Сделать вывод
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

6.1. Что такое инертная масса, гравитационная масса, как они определяются? Сформулируйте принцип эквивалентности инертной и гравитационной массы.
6.2. Что такое прямые измерения и косвенные измерения? Приведите примеры прямых и косвенных измерений.
6.3. Что такое абсолютная ошибка измеряемой величины?
6.4. Что такое относительная ошибка измеряемой величины?
6.5. Что такое доверительный интервал измеряемой величины?
6.6. Перечислите виды ошибок и дайте их краткую характеристику.
6.7. Что такое класс точности прибора? Что такое цена деления прибора?
Как определяется инструментальная погрешность результата измерений?
6.8. Как рассчитываются относительная ошибка и абсолютная ошибка косвенного измерения.
6.9. Как производится стандартная запись окончательного результата измерений? Какие требования при этом должны выполняться?

6.10. Проведите измерение линейного размера тела штангенциркулем. Запишите результат измерения в стандартном виде.

6.11. Проведите измерение линейного размера тела микрометром. Запишите результат.

Лабораторная работа №2.

Изучение движения тела по окружности

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ . Определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.

2. ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Штатив с муфтой и лапкой, линейка, рулетка, шарик на нити, лист бумаги, секундомер.

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ

Эксперимент проводится с коническим маятником (рис.1). Пусть шарик, подвешенный на нити, описывает окружность радиусом R . На шарик действуют две силы: сила тяжести и сила натяжения нити. Их результирующая создает центростремительное ускорение, направленное к центру окружности. Модуль ускорения можно определить, используя кинематику:

(1)

Для определения ускорения необходимо измерить радиус окружности R и период Т обращения шарика по окружности.
Центростремительное ускорение можно определить также, используя 2-й закон Ньютона:

Направление координатных осей выберем так, как показано на рис.1. Спроецируем уравнение (2) на выбранные оси:

Из уравнений (3) и (4) и из подобия треугольников получим:

Рис.1. . (5)

Таким образом, используя уравнения (1), (3) и (5), центростремительное ускорение можно определить тремя способами:

. (6)

Модуль составляющей F х можно непосредственно измерить динамометром. Для этого оттягиваем горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу R окружности (рис.1), и определяем показание динамометра. При этом сила упругости пружины уравновешивает горизонтальную составляющую F х и равна ей по величине.

В данной работе ставится задача убедится экспериментально, что числовые значения центростремительного ускорения, полученные тремя способами, будут одинаковыми (одинаковыми в пределах абсолютных ошибок).

РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Определяем массу m шарика на весах. Результат взвешивания и инструментальную ошибку ∆m записать в таблицу 1.

2. Вычерчиваем на листе бумаги окружность радиусом около 20 см. Измеряем данный радиус, определяем инструментальную ошибку и результаты записываем в таблицу 1.

3. Штатив с маятником располагаем так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.

4. Взять нить пальцами у точки подвеса и вращать маятник так, чтобы шарик описывал такую же окружность как и окружность, начерченную на бумаге.

5. Отсчитываем время t , за которое шарик совершает заданное число оборотов (к примеру, N = 30) и оцениваем ошибку ∆t измерения. Результаты записываем в таблицу 1.

6. Определяем высоту h конического маятника и инструментальную ошибку ∆h . Расстояние h измеряется по вертикали от центра шарика до точки подвеса. Результаты записываем в таблицу 1.

7. Оттягиваем горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу R окружности, и определяем показание динамометра F = F х и инструментальную ошибку ∆F . Результаты записываем в таблицу 1.

Таблица 1.

m m R ∆R t t N h h F F g ∆g π ∆ π
г г мм мм с с мм мм Н Н м/с 2 м/с 2

8. Рассчитываем период Т обращения шарика по окружности и ошибку ∆Т :

.

9. По формулам (6) рассчитываем значения центростремительного ускорения тремя способами и абсолютные ошибки косвенных измерений центростремительного ускорения.

ВЫВОД

В выводе записать в стандартном виде величины центростремительного ускорения, полученные тремя способами. Сравнить полученные величины (см. раздел «Введение. Ошибки измерений»). Сделать вывод.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

6.1. Что такое период Т

6.2. Как можно экспериментально определить период Т обращения шарика по окружности?

6.3. Что такое центростремительное ускорение, как его можно выразить через период обращения и через радиус окружности?

6.4. Что такое конический маятник. Какие силы действуют на шарик конического маятника?

6.5. Записать 2-й закон Ньютона для конического маятника.

6.6. Какие три способа определения центростремительного ускорения предлагаются в данной лабораторной работе?

6.7. С помощью каких измерительных устройств определяются значения физических величин, приведенных в таблице 1?

6.8. Какой из трех способов определения центростремительного ускорения дает наиболее точное значение измеряемой величины?

Лабораторная работа №3


Похожая информация.


.

I Подготовительный этап

На рисунке схематически показаны качели, известные под названием «гигантские шаги». Найдите центростремительную силу, радиус, ускорение и скорость обращения человека на качелях вокруг столба. Длина веревки равна 5 м, масса человека равна 70 кг. Столб и веревка при обращении образуют угол 300. Определите период, если частота обращения качелей равна 15 мин-1.

Подсказка: На тело, обращающееся по окружности, действуют сила тяжести и сила упругости веревки. Их равнодействующая сообщает телу центростремительное ускорение.

Результаты расчетов внесите в таблицу:

Время обращения, с

Число оборотов

Период обращения, с

Радиус обращения, м

Масса тела, кг

центростремительная сила, Н

скорость обращения, м/с

центростремительное ускорение, м/с2

II . Основной этап

Цель работы:

Приборы и материалы:

1. Перед опытом подвешивают на нити к лапке штатива груз, предварительно взвешенный на весах.

2. Под висящим грузом положите лист бумаги с начерченной на нем окружностью радиусом 15-20 см. Центр окружности расположите на отвесной линии, проходящей через точку подвеса маятника.

3. У точки подвеса нить берут двумя пальцами и аккуратно приводят маятник во вращательное движение , так чтобы радиус вращения маятника совпадал с радиусом нарисованной окружности.

4. Приведите маятник во вращение и подсчитывая число оборотов замерьте время, за которое эти обороты произошли.

5. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

6. Равнодействующая силы тяжести и силы упругости, найденная в ходе эксперимента, рассчитывается из параметров кругового движения груза.

С другой стороны, центростремительную силу можно определить из пропорции

Здесь масса и радиус уже известны из предыдущих измерений и, чтобы определить центробежную силу вторым способом надо измерить высоту точки подвеса над вращающимся шариком. Для этого оттягивают шарик на расстояние, равное радиусу вращения и измеряют расстояние по вертикали от шарика до точки подвеса.

7. Сравните результаты, полученные двумя разными способами и сделайте вывод.

III Контрольный этап

При отсутствии в домашних условиях весов цель работы и оборудование может быть изменено.

Цель работы: измерение линейной скорости и центростремительного ускорения при равномерном движении по окружности

Приборы и материалы:

1. Возьмите иголку с двойной ниткой длиной 20-30 см. Острие иголки воткните в ластик, маленькую луковицу или пластилиновый шарик. Вы получите маятник.

2. Поднимите свой маятник за свободный конец нити над листом бумаги, лежащим на столе, и приведите его в равномерное вращение по окружности, изображенной на листе бумаги. Измерьте радиус окружности, по которой движется маятник.

3. Добейтесь устойчивого вращения шарика по заданной траектории и по часам с секундной стрелкой зафиксируйте время для 30 оборотов маятника. По известным формулам рассчитайте модули линейной скорости и центростремительного ускорения.

4. Составьте для записи результатов таблицу и заполните ее.

Использованная литература:

1. Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе . Пособие для учителей под редакцией. Изд. 2-е. - М., «Просвещение», 1974 г.

2. Шилов работы в школе и дома: механика.-М.: «Просвещение», 2007

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.


Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.


1. Приведем груз во вращение по нарисованной окружности радиуса R= 20 см. Измеряем радиус с точностью 1 см. Измерим время t, за которое тело совершит N=30 оборотов.


2. Определяем высоту конического маятника h по вертикали от центра шарика до точки подвеса. h=60,0 +- 1 см.


3.Оттягиваем горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности и измеряем модуль составляющей F1 F1= 0,12 Н, масса шарика m=30 г +- 1 г.



4.Результаты измерений заносим в таблицу.



5.Вычислим аn по формулам, приведенным в таблице.



6.Результат вычисления заносим в таблицу.


Вывод: сравнивая полученные три значения модуля центростремительного ускорения, убеждаемся, что они примерно одинаковы. Это подтверждает правильность наших измерений.

Лабораторная работа №4 по физике 9 класс (ответы) - Изучение движения тела по окружности

3. Рассчитайте и занесите в таблицу среднее значение промежутка времени , за который шарик совершает N = 10 оборотов.

4. Рассчитайте и занесите в таблицу среднее значение периода вращение шарика.

5. По формуле (4) определите и занесите в таблицу среднее значение модуля ускорения.

6. По формулам (1) и (2) определите и занесите в таблицу среднее значение модулей угловой и линейной скорости.

Опыт N t T a ω v
1 10 12.13 - - - -
2 10 12.2 - - - -
3 10 11.8 - - - -
4 10 11.41 - - - -
5 10 11.72 - - - -
Ср. 10 11.85 1.18 4.25 0.63 0.09

7. Вычислите максимальное значение абсолютной случайной погрешности измерения промежутка времени t.

8. Определите абсолютную систематическую погрешность промежутка времени t.

9. Вычислите абсолютную погрешность прямого измерения промежутка времени t.

10. Вычислите относительную погрешность прямого измерения промежутка времени.

11. Запишите результат прямого измерения промежутка времени в интервальной форме.

Ответьте на контрольные вопросы

1. Как изменится линейная скорость шарика при его равномерном вращательном движении относительно центра окружности?

Линейная скорость характеризуется направлением и величиной (модулем). Модуль - величина постоянная, а направление при таком движении способно изменяться.

2. Как доказать соотношение v = ωR?

Так как v = 1/T, связь циклической частоты с периодом и частой 2π = VT, откуда V = 2πR. Связь линейной скорости и угловой 2πR = VT, отсюда V = 2πr/T. (R - радиус описанной, r - радиус вписанной)

3. Как зависит период вращения T шарика от модуля его линейной скорости?

Чем выше показатель скорости, тем меньше показатель периода.

Выводы: научился определять период вращения, модули, центростремительного ускорения, угловую и линейную скорости при равномерном вращении тела и рассчитывать абсолютную и относительную погрешности прямых измерений промежутка времени движения тела.

Суперзадание

Определите ускорение материальной точки при её равномерном вращении, если за Δt = 1 с она прошла 1/6 длины окружности, имея модуль линейной скорости v = 10 м/с.

Длина окружности:

S = 10 ⋅ 1 = 10 м
l = 10⋅ 6 = 60 м

Радиус окружности:

r = l/2π
r = 6/2 ⋅ 3 = 10 м

Ускорение:

a = v 2 /r
a = 100 2 /10 = 10 м/c 2 .

Дата__________ ФИ_____________________________________ Класс 10_____

Лабораторная работа № 1 по теме:

«ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА ПО ОКРУЖНОСТИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СИЛ УПРУГОСТИ И ТЯЖЕСТИ».

Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр

лабораторный, весы с разновесами, груз на нити, лист бумаги, линейка, пробка.

Теоретическая часть работы.

Эксперименты проводятся с коническим маятником. Небольшой шарик движется по окружности радиуса R. При этом нить АВ, к которой прикреплен шарик, описы­вает поверхность прямого кругового конуса. На шарик действуют две силы: сила тяжести
и натяжение ни­ти (рис. а). Они создают центростремительное ускорение , направленное по радиусу к центру окруж­ности. Модуль ускорения можно определить кинематиче­ски. Он равен:

.

Для определения ускорения надо измерить радиус окружности и период обращения шарика по окружности.

Центростремительное (нормальное) ускорение можно определить также, используя законы динамики.

Согласно второму закону Ньютона
. Разло­жим силу на составляющие и , направленные по радиусу к центру окружности и по вертикали вверх.

Тогда второй закон Ньютона запишется следующим об­разом:

.

Направление координатных осей выберем так, как показано на рисунке б. В проекциях на ось О 1 у уравнение движения ша­рика примет вид: 0 = F 2 - mg. От­сюда F 2 = mg: составляющая уравновешивает силу тяжести
, действующую на шарик.

Запишем второй закон Нью­тона в проекциях на ось О 1 х: ma n = F 1 . Отсюда
.

Модуль составляющей F 1 мож­но определить различными спосо­бами. Во-первых, это можно сде­лать из подобия треугольников ОАВ и FBF 1:

.

Отсюда
и
.

Во-вторых, модуль составляю­щей F 1 можно непосредственно из­мерить динамометром. Для этого оттягиваем горизонтально располо­женным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу R окружности (рис. в), и опре­деляем показание динамометра. При этом сила упругости пружи­ны уравновешивает составляющую .

Сопоставим все три выражения для а n:

,
,
и убедимся, что они близки меж­ду собой.

Ход работы.

1. Определите массу шарика на весах с точностью до 1 г.

2. Шарик, подвешенный на нити, закрепите в лапке штатива, используя кусок пробки.

3 . Вычертите на листе бумаги окружность радиусом 20 см (R = 20 см = ________ м).

4. Штатив с маятником располагаем так, чтобы продолжение шнура проходило через центр окружности.

5 . Взяв нить пальцами у точки подвеса, приведите маятник во вращательное движение

над листом бумаги так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.

6. Отсчитываем время, за которое маятник совершает 50 полных оборотов (N = 50).

7. Рассчитайте период обращения маятника по формуле: T = t / N .

8 . Рассчитайте значение центростремительного ускорения по формуле (1):

=

9 . Определите высоту конического маятника (h ). Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса.

10 . Рассчитайте значение центростремительное ускорение по формуле (2):

=

11. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль составляющей .

Затем вычисляем ускорение по формуле (3): =

12. Результаты измерений и вычислений заносим в таблицу.

Радиус окружности

R , м

Число оборотов

N

t , с

Период обращения

T = t / N

Высота маятника

h , м

Масса шарика

m , кг

Центр-ое ускорение

м/с 2

Центр-ое ускорение

м/с 2

Центр-ое ускорение

м/с 2

13 . Сравните полученные три значения модуля центростремительного ускорения.

__________________________________________________________________________ ВЫВОД:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительно :

Найдите относительную и абсолютную погрешность косвенного измерения а ц (1) и (3):

Формула (1). ________ ; Δа ц = · а ц = ________;

Формула (3). _________; Δа ц = · а ц = _______.

error: