Дуальное обучение. Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте фгос спо Элементы дуального обучения в спо

Белякова Т.Н. преподаватель ГБПОУ СХТК

Дуальная модель обучения в системе среднего профессионального образования

    Основные понятия, используемые в дуальной модели обучения.

Дуальная система образования - система образования, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности.

Профессиональный стандарт - документ, который устанавливает определяемые профессиональной квалификацией требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту, системе ценностей и личным качествам.

Учебная образовательная программа - документ, который устанавливает перечень и наименование учебных дисциплин, подлежащих изучению в процессе обучения, объем часов теоретической и производственной составляющей процесса обучения и условия аттестации обучаемых.

Профессиональная квалификация - это уровень компетентности, необходимый в данной сфере профессиональной деятельности и признаваемый на основании урегулированных требований либо требований, сложившихся исторически или в международной практике.

Кредит - унифицированная единица измерения объема учебной работы студента; один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучаемого в неделю на протяжении академического периода.

Кредитная система обучения - образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

    Сущность и содержание дуальной модели обучения.

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого в соответствии с рекомен­дациями РГП «РНМЦ» МОН РК.

Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение

    Назначение и цели дуальной модели обучения.

Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации.

Цели: Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

    Нормативно-правовое обеспечение дуальной модели обучения.

ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и элементов:

1) преемственных образовательных программ различного уровня

и направленности, федеральных государственных образовательных

стандартов и федеральных государственных требований;

2) сети реализующих их образовательных учреждений;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и

подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-

общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования

Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе:

    Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (проект);

    ФГОС СПО 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;

    ФГОС ВО 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")»

и в соответствии с Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 года №ВК-1032/06).

Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования Российской Федерации»;

Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:

    федеральный;

    региональный;

    локальный.

    Цели и задачи внедрения дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.

Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.

Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей.

Задачи: Приведение объёмов, профилизации и территориального размещения организаций подготовки рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы и с учетом инновационной направ­ленности экономической стратегии развития РК.

Развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда.

Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих их высокий профессионализм и мобильность.

Создание благоприятных условий для кадрового, научно-методического и материальнотехнического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и переподготовки.

    Основные этапы реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Этап 1 Выбор координатора (оператора)

Этап 2 Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) – федеральный, региональный, локальный.

Этап 3. Прогноз отраслевых и региональных потребностей.

Этап 4. Профессиональная ориентация.

Этап 5. Обновление образовательных программ.

Этап 6. Организация производственной практики.

Этап 7. Оценка профессиональной квалификации.

    Зарубежный опыт дуальной модели профессионального образования.

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров – структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

    Лучшие российские практики реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования.

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности (профессии). Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика.

Дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды, такие как учреждение СПО и предприятие - работодатель.

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на площадках компаний и предприятий. Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

    Актуальные проблемы реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Недостатки дуальной системы: С мотивацией обучения на предприятии может снижаться качество образования; Рабочие программы не всегда согласованны с сезонной последовательностью выполняемых работ на производстве; Образовательная организация не всегда может вовремя преподать необходимый предприятиям учебный материал; Недостаточная готовность предприятий к обучению - вследствие этого отсутствие учебных местах на производстве; Предприятия вынуждены через повышение цен на производимый продукт зарабатывать средства на образование (недостающее оборудование, недостаток финансов и др.).

    Основные направления развития дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Соответствие содержания образования современному уровню производства; Знакомство студентов с корпоративной культурой предприятия, его особенностями; Сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе; Использование в обучающем процессе современного оборудования в условиях реальных производственных площадок; Привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированный инженерно- технический персонал предприятия.

ОБЛАСТНОЕ ГАСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Белгородский строительный колледж»

Публикация

Разработал: мастер производственного обучения

Салабай Марина Анатольевна

Титова Любовь Михайловна

Белгород 2017

«Дуальная система обучения, в учреждениях среднего профессионального образования»

Основной проблемой учебных заведений системы среднего профессионального образования на сегодняшний день является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Решением данной проблемы является внедрение дуальной системы обучения. Выясним значение термина дуальное обучение. «Дуальность» означает "двуединство, двойственность". Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучаемый уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, который согласно функциональным обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками, в определенных случаях получает заработную плату. Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь, требовало выучки и у других мастеров. Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе. Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции подготовки отдельным мастером ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе социального партнерства предприятий и профессиональных школ. Проведенный анализ педагогических исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования особенно актуальным является практика подготовки кадров в Германии. Ее истоки - в концепции дуальной формы как основного метода подготовки и воспитания молодых рабочих в довоенной Германии, когда обучение в образовательном учреждении сочеталось с частичной занятостью на производстве. Пропасть между теорией и реальностью - извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в этом вопросе. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. Современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, возлагает надежды на ликвидацию разрыва между теорией и практикой. Внедрение дуального образования в любое образовательное учреждение представляет собой процесс сложной подготовки перехода с традиционной формы обучения к системе дополнительного образования. Данный переход сопровождается изменением самосознания социума и его готовностью принять новые нормы, установленные потребностью и спросом современного общества, готового к развитию и самосовершенствованию. В соответствии с Международной стандартной квалификацией образования ЮНЕСКО дуальная система образования - это организованные образовательные программы для молодежи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе. Дуальное обучение - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30%-40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (60%-70% учебного времени). Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий и организаций, обучающихся, государства: Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию. Для обучающихся – это адаптация выпускников к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения. В выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики. Анализ литературных источников по проблеме использования дуального обучения в зарубежных государствах позволяет говорить о том, что данную систему можно адаптировать к наших реалиям: 1) нужно обеспечить тесную интеграцию между образовательными учреждениями и предприятиями; 2) следует прогнозировать потребность предприятий в рабочих кадрах, чтобы точно знать кого и сколько надо; 3) необходимо разрабатывать профессиональные стандарты и на их основе строить образовательные программы; 4) добиться того, чтобы блоки теории и практики чередовались в процессе всего обучения (например, неделя теории и сразу же 2 недели практики); 5) обязательно проводить профориентационную работу со школьниками, чтобы их выбор будущей профессии был осмысленным. Дуальное обучение представляет собой сетевую форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО. Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города, дошкольных учреждениях. Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, воспитателей ДОУ, включают в себя три основных компонента: 1) учебную, производственную (педагогическую) практику; 2) практические и лабораторные занятия; 3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы). Цель: создание системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющей потребностям работодателей по качеству квалификаций и компетенций и количеству выпускников, требуемых экономике для повышения ее конкурентоспособности. Задачи: - уровень квалификации выпускников = ожиданиям работодателей, - повышение инвестиционной привлекательности региона, - привлечение инвестиций в систему профобразования. На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разрабатывается нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения: – договоры о дуальном обучении студентов колледжа с дошкольными учреждениями города; – дополнительно определяются образовательные учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения; – разрабатываются Программы дуального обучения по специальности Дошкольное образование, готовится согласование Программ с дошкольными образовательными учреждениями; – разрабатывается учебный план по специальности, который будет согласован с дошкольными образовательными учреждениями; – планы-графики дуального обучения будут согласованы с базовыми образовательными учреждениями; – составляется план мероприятий по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения; – готовится к утверждению Положение «Об организации и проведении дуального обучения в колледже»; – готовятся к заключению ученические договоры о дуальном обучении. (2) На втором этапе – этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам будет осуществляться дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий и разных видов практики на базе работодателя. Практика в рамках элементов дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики становится составной частью экзамена (квалификационного). Социальные партнеры имеют возможность участия в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в экзаменах (квалификационных), проводимых по изученным модулям, государственной итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности. Обучающиеся колледжа проходят практику на предприятиях города, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках, которые получают обучающиеся в колледже в процессе теоретического обучения. В то же время студенты во время прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия или организации, с условиями и экономическими возможностями предприятия. Преподаватели специальных дисциплин имеют возможность пройти стажировку на предприятиях социальных партнеров (общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения), принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая свой уровень квалификации и осваивая новые технологические возможности и современное оборудование. Таким образом, переход на систему дуального обучения: во-первых, позволит значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО; во-вторых, поможет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности; в-третьих, повысит профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда; в-четвертых, укрепит взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования. Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства. Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства .

Список литературы

1. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация.//М., 2002.

2. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm.

3. Шерстнева Н.В. Дуальное обучение – перспективная система обучения в ТиПО [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.kz/index.php?option=com_content &view =article&id=1947:2013-04-25-15-19-19&catid=70:2012-04-18-07-08-22&Itemid=95

4. Вопросы перехода на дуальное образование [Электронный ресурс]. URL: http://forum.eitiedu.kz/index.php/2012/01/04/dualnaya-model-p-t-obrazovaniya/

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зарипова Лилия Фасилевна

Преподаватель спец. дисциплин

ГАПОУ «Актанышский технологический техникум»

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования - пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера).

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами - вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно - сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Оказывается, можно. Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в образовательном учреждении, остальные время - на предприятии.

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии.

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебного заведения и предприятия за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, обучающихся, государства:

Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию;

Для обучающихся - это отличный шанс раньше приобрести самостоятельность, легче адаптироваться к взрослой жизни, к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения;

Для государства - эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для экономики страны.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения

Разрыв между теорией и практикой;

Дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

Заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника; - учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка).

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.

Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».

В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.

Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за годы обучения все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно среднее профессиональное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

В образовательных учреждениях должна быть разработана нормативно- правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения, рассмотрены вопросы обучения персонала предприятия основам педагогического мастерства, а также прохождение производственных стажировок преподавателями колледжа на предприятиях в целях повышения квалификации.

Таким образом, можно сделать вывод, что дуальная форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.


13.12.2016

Что понимается под дуальным образованием?

«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

источник целеполагания - запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;

развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы - непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);

первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);

преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.

В узком смысле, дуальное обучение - это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое - в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

В широком смысле, дуальное образование - это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой и одна без другой не может существовать.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом - к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения - освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента. В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

Подробнее см. . - Москва, 2015, С. 23-25

Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?

Очевидно, принципиальным отличием является два аспекта. Первое - тематика курсовых, дипломных связана с конкретными технологическими, производственными процессами, видами работ конкретного предприятия и программами профессиональных модулей ОПОП. Тематика разрабатывается совместно профессиональной образовательной организацией и организацией работодателя.

Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.

Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

Наставник-организатор обучения на предприятии может проводить вводные занятия, практические занятия, аналогичные занятиям в колледже, с группой студентов (10-15), а затем они расходятся по рабочим местам, где у каждого из них есть свой наставник. Это идеальный вариант. Если это невозможно, то желательный вариант - 2-3 студента на одного наставника. При этом педагогическая и методическая подготовка таких наставников минимальна (базовая). С ними также взаимодействует наставник-организатор и помогает грамотно организовать обучение студентов.

Какие существуют критерии отбора Наставников на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?

Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров . - Москва, 2015, С. 110-113

Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.

Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, как следствие - о различиях требований к уровню образования.

Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:

1. Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения.

2. Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности.

3. Проектирование профессионального обучения.

4. Организация и ведение профессионального обучения.

5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.

6. Работа над программой и учебно-методическим комплексом ведется в настоящее время Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»

error: