Буквы О – А в корнях. Вставьте пропущенные буквы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский язык 5 класс Буквы а-о в корне - раст -/- ращ -/-рос- Учитель МБОУ Ворошиловская СОШ: Пушкина Н.Н.

По каким 2 признакам слова распределены в две группы? К а никулы Сн е говик Д е кабрь В о здушный К о рзина Уг о щение Ин е й Ч е сать Вспоминаем то, что знаем

Найти лишнее слово в каждой строке растущий, выращенный, поросль, простейший. сложить, слагать, осложнить, приложить Определяем проблему урока.

растущий, выращенный, поросль, простейший сложить, слагать, осложнить, приложить Проверь себя

Повторите правило написания корней: – л а г-,-л о ж -. сложить, слагать, приложить Повторение изученного

Выявите закономерность в написании букв а-о. р а стущий выр а щенный пор о сль Как называются подобные корни? Проверьте себя. Решаем проблему, открываем новые знания.

Запишите графическую модель орфограммы, соответствующую каждому варианту корня. Проверьте себя. Открываем новые знания. Корень - раст -(- ращ -) – - рос - называется корнем с чередованием. Проверочное слово к нему по дбирать нельзя!

√ / √ / Р А СТ - -Р А Щ - √ - Р О С - Назовите основное условие выбора нового вида орфограммы и сформулируйте орфографическое правило. Проверьте себя по учебнику (текст в рамке). Какую новую информацию вы получили?

1 слайд

2 слайд

Обучающие: Познакомиться с правилом написания гласных о и а в корне –гор-гар. Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями. Уметь конструировать предложения по аналогии. Развивающие: Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление. Развивать исследовательские навыки. Учиться анализировать, высказывать свои предположения. Воспитывающие: Воспитывать интерес к богатству русского языка. Цели урока:

3 слайд

Организационный этап. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. Изучение нового материала. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия. Этапы урока:

4 слайд

Проблемный вопрос: « Когда в корнях –гор-гар- пишется О, а когда-А?». Организационный этап.

5 слайд

Вставьте пропущенные буквы: О или А? Распол..житься на опушке, прил…гать усилия, к…саться мяча рукой, нежное прик…сновение, комнатное р…стение, молодой р…сток, выр…щивать рассаду. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

6 слайд

Составьте с корнями –лаг-лож-, -кос-кас-, -раст-(-ращ-),-рост- словосочетания. Запишите полеченные словосочетания, объясняя условия выбора гласной.

7 слайд

Лингвистическая сказка. -За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев Гор и Гар, того награжу по –царски». Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда. С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку. Этап изучения нового материала.

8 слайд

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. Физкультминутка

9 слайд

Запись предложений и объяснение условий выбора орфограммы. 1. Лица лыжников были покрыты весенним загаром. 2. Облако спряталось, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл (Ч.) 3. Сегодня все звезды так пышно огнем голубым разгорались. (А. Фет.) 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Пословица) Этап первичной проверки знаний.

10 слайд

Запись слов, объяснение выбора изучаемой орфограммы. Объяснение «по цепочке». Заг..р, сг..рели, подг..ревшим, дог..рает, наг..р, разг..рается, уг..р, перег..рают, заг..релый. Придумайте с одним из слов словосочетание «прилагательное+существительное « и запишите в тетрадь. Например: загорелый мальчик. Этап закрепления знаний.

11 слайд

Буквенный диктант. Предлагается 10 словосочетаний. Списывать их не нужно. Инструктаж. Пример выполнения работы: 1) а, 2) о и т.д. заг…рать на солнце г…релые спички к…снуться рукой к…сание мяча разг…релся спор ог…рок свечи разг…релся костер паровозная изг…рь к...сается дна сг…ревшая листва Этап самопроверки.

Слайд 2

Проверка домашнего задания

1. «Кто больше?» Подберите слова с морфемами: воз- и воз- (1 вариант); низ- и низ- (2 вариант). Сделайте выводы о правописании согласной з на конце приставки и в корне.

Слайд 3

–ЛАГ-//-ЛОЖ- Пол гать А ГА Пол жить О Ж

Слайд 4

Прочитайте 4 глагола и 4 имени существительных с корнем – лаг- (-лож-), взятых из словаря. Объясните написание о или а в корне. Бывают ли слова с корнем – лаг- без приставок? А с корнем –лож-?

Слайд 5

Прочитайте составленные дома предложения (упр.436) Разберите письменно по составу слово расположиться.

Слайд 6

Знакомство с правописанием букв о-а в корне -раст- (-рос-)

Рассмотрите таблицу на с.169. Попробуем самостоятельно по таблице вывести правило. С каких слов начиналось предыдущее правило? 2. Назовите корень, данный в заголовке. 3. Какие буквы выделены в таблице крупно? Почему?

Слайд 7

4. Какая же буква пишется? Посмотрите в нижнюю графу таблицы. 5. Как вы думаете, почему не выделена буква, перед которой пишется о? 6. Продолжите правило. 7. Как вы думаете, почему в название корня не включен корень –ращ-?

Слайд 8

Тренировочные упражнения

Запишите предложение. О каком герое идёт речь? Отчуждённый несчастьем своим от общества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. (И.С.Тургенев) Слова с корнем –раст- - -рос- разберите по составу.

Слайд 9

Дорога добра

Слайд 10

Шагаем, подпрыгивая! Улыбаемся! Всем весело!

Слайд 11

Поворачивайся в разные стороны, пританцовывая!

Слайд 12

Прыжки 1-2 - на правой ноге, 3 – 4 - на левой ноге!

Слайд 13

Приседаем и встаем! Никогда не устаём!

Слайд 14

Танцуем парами

Слайд 15

Шагаем друг за другом. Вперед 4 шага, Назад 4 шага! Ребята, давайте Жить дружно!

Слайд 16

Синтаксическая минутка

Разберите предложения по членам предложения. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой… Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. (Л.Толстой)

Слайд 17

Выполните упражнение 437 (2 строчки)

Слайд 18

РАСТ-РАЩ-РОС

О пишем в корне рос-: вырос, перерос, подрос Раст-и ращ- всегда пишем с буквойа ИСКЛЮЧЕНИЯ: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, на вырост, отрасль, подросток.

Слайд 19

Словарная работа

Маршрут - Правильный

Слайд 20

Тренировочные упражнения

Запишите слова с корнем – раст- - -рос- в два столбика: с а с о Зар..сли, выр..щенные, р..стения, пор..сль, р..сточек, отр..сль.

Слайд 21

Слайд 22

Работа с текстом Зачем возрастаю? Снегурка спросила меня. Я знаю, что скоро растаю, Лишь только увижу весёлую стаю, Растаю, по камням звеня… Ф. Сологуб

Слайд 23

Умей отличать: возрастать растаять росинка Ч. а с о (росы)



Кошка, гладить, кровать.

Расти, красивый, написать.

Телевизор, кот, медведь.

Зеленый, бегать, прекрасный.

Весна, Челябинск, Настя.


Зима заканчивает…ся в л…су ст…ит полная т…шина.

Зима заканчивае тся, в л е су

ст о ит полная т и шина.



Весело – весел –

Услышали – л –

Полюбоваться – по –

Смотреть – е –

Прилетели – и –

Повеселели


Растаял в поле снег, леса повеселели,

Даль заливных лугов лазурна и ясна,

Стыдливо белая береза зеленеет,

Проходят облака все выше и сильней,

А ветер сушит сад и мягко в окна веет

Теплом апрельских дней.

И.Бунин



Буквы О и А в корне лаг - и - лож -


Посмотрим, что изменится. Попробуем сформулировать орфографическое правило.

Изл а г а ть

Изл … гать

Изл о жение

Изл … жение


Уважаемый ученик! Твое предл…жение интересно. Пол…гая, что правила грамматики усугубляют твое незавидное пол…жение в школе, ты предл…гаешь их отменить. Сл…гаемые твоей жизни - это велосипед, компьютер, мяч. Это наши грустные предпол…жения, но ты своей искренностью распол…гаешь нас к себе. Нужно прил…жить усилия, чтобы одолеть трудности языка.

error: