Записки сумасшедшего, главный герой, сюжет, история создания. "Записки сумасшедшего": описание и анализ повести из энциклопедии Записки сумасшедшего гоголь анализ произведения кратко

«Записки сумасшедшего» - повесть Николая Васильевича Гоголя , написанная им в 1834 году. Впервые повесть вышла в 1835 году в сборнике «Арабески » с заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее была включена в сборник «Петербургские повести».

Главный герой

Герой «Записок сумасшедшего», от имени которого ведется повествование - Аксентий Иванович Поприщин, мелкий петербургский чиновник, переписыватель бумаг в департаменте, столоначальник (в одной из записей прямо указано, что он столоначальник, хотя это звание в основном присваивалось надворным советникам), мелкий дворянин в чине титулярного советника (та же профессия и тот же чин был у другого гоголевского персонажа, Акакия Акакиевича Башмачкина).

Исследователи не раз обращали внимание на основу фамилии героя «Записок сумасшедшего». Аксентий Иванович недоволен своей должностью, над ним, как над всяким сумасшедшим, довлеет одна идея - идея поиска своего неведомого «поприща». Поприщин недоволен, что им, дворянином, помыкает начальник отделения: «Он уже давно мне говорит: „Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой? Ты иной раз метаешься как угорелый, дело подчас так спутаешь, что сам сатана не разберет, в титуле поставишь маленькую букву, не выставишь ни числа, ни номера“».

Сюжет

Повесть представляет собой дневник главного героя. В начале он описывает свою жизнь и работу, а также окружающих его людей. Далее он пишет о своих чувствах к дочери директора, и вскоре после этого начинают проявляться признаки сумасшествия - он разговаривает с её собачкой Меджи, после чего заполучает письма, которые Меджи писала другой собаке. Через несколько дней он полностью отрывается от реальности - он понимает что он - король Испании. Его безумие видно даже по числам в дневнике - если начинается дневник с 3 октября, то понимание о том,что он - король Испании приходит, по его датировкам 43 апреля 2000 года. И чем дальше тем больше погружается герой вглубь своей фантазии. Он попадает в сумасшедший дом, но воспринимает это как прибытие в Испанию. В конце записи полностью теряют смысл, превращаясь в набор фраз. Последняя фраза повести: «А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?».

В некоторых изданиях последняя фраза выглядит так: «А знаете ли, что у алжирского бея под самым носом шишка?».

История создания

Сюжет «Записок сумасшедшего» восходит к двум различным замыслам Гоголя начала 30-х годов: к «Запискам сумасшедшего музыканта», упоминаемым в известном перечне содержания «Арабесок » и к неосуществленной комедии «Владимир 3-ей степени». Из письма Гоголя Ивану Дмитриеву от 30 ноября 1832 года, а также из письма Плетнёва Жуковскому от 8 декабря 1832 года можно усмотреть, что в ту пору Гоголь был увлечён повестями Владимира Одоевского из цикла «Дом сумасшедших», вошедших позже в цикл «Русских ночей» и, действительно, посвящённых разработке темы мнимого или действительного безумия у высокоодарённых («гениальных») натур. Причастность собственных замыслов Гоголя в 1833-1834 годов к этим повестям Одоевского видна из несомненного сходства одной из них - «Импровизатора» - с «Портретом ». Из того же увлечения романтическими сюжетами Одоевского возник, очевидно, и неосуществленный замысел «Записок сумасшедшего музыканта»; непосредственно связанные с ним «Записки сумасшедшего» тем самым связаны, через «Дом сумасшедших» Одоевского, с романтической традицией повестей о художниках.

Творчество Н. В. Гоголя самым значительным образом повлияло на литературу XIX века. У него было довольно своеобразное видение окружающего мира - фантастическое, мистическое, сатирическое, гротескное. Произведение «Записки сумасшедшего» показывает жизнь будто бы через кривое зеркало, что позволяет совершенно с иной стороны рассмотреть процессы, происходящее в тогдашнем обществе. Благодаря этому по-другому оцениваются многие проявления в нем, которые зачастую ускользают от людского внимания.

Повесть «Записки сумасшедшего» - одно из самых трагических произведений из цикла «Петербургские повести». Здесь почти все герои либо либо погибают в неравной борьбе с условиями жестокой действительности. Всем этим наполняет Гоголь «Записки сумасшедшего». Краткое содержание этого произведения, конечно же, не дает полного объема ощущений. Именно поэтому обязательно стоит прочесть оригинальный текст.

Гоголь, «Записки сумасшедшего». Краткое содержание

Главный герой произведения - 42-летний Аксентий Иванович Поприщин - работает в Петербургском департаменте титулярным советником. Уже на протяжении четырех месяцев он ведет свои странные записи. В один из дождливых дней, во вторник 3 октября 1833 года, он отправился на службу в надежде попросить у казначея жалованье наперед. Погода была мерзкая, шел дождь. Вдруг Поприщин увидел, что возле магазина, мимо которого он проходил, остановилась карета, из которой выпорхнула, как птичка, дочка директора департамента Софи. Он как-то сразу укутался и застеснялся своего внешнего вида, шинелька-то была у него старого фасона, да и запачканная уличной грязью.

Собачка Меджи

Собачка едва-едва не успела заскочить в магазин за хозяйкой и осталась на улице. Аксентий Иванович узнал эту собачонку, ее звали Меджи. В ту же минуту мимо проходили еще дамы с собачкой по имени Фидель, которая стала обнюхивать Меджи и о чем-то приветливо заговорила с ней. Поприщин удивился тому, что он понимает собачью речь. Но потом он нашел в этом свое научное объяснение, так как в газетах уже на раз читал о таких чудесах, о говорящей рыбе и корове.

Его больше заинтересовало то, что Меджи расспрашивала свою подругу о своих письмах. Этот факт очень заинтриговал титулярного советника, ведь он считал, что писать может только дворянин, купцы и крепостной народ могут только механически дописывать, без точек, запятых и слогов. Тогда Аксентий решил отправиться за этой собачонкою и двумя дамами, чтобы узнать, где они живут, и потом выведать у Фидель, что пишет Меджи о своей хозяйке. Как оказалось, все они обитают в доме Зверкова у Кокушкина моста.

Софи

На следующий день он пораньше пришел в кабинет начальника, чтобы починить ему все перья. И вдруг лицом к лицу он сталкивается с его дочерью. Софи спросила про своего папеньку и случайно обронила платок. Поприщин тут же поднял его и толком не смог слова вымолвить. Тогда она тихо вышла. Потом пришел лакей и сказал, чтобы Аксентий Иванович тоже ступал домой, так как начальник уже уехал.

Дома он практически все время пролежал на кровати, сочиняя стихи наподобие тех, что у Пушкина. Потом к вечеру, укутавшись в свою шинель, он отправился к подъезду начальника, чтобы еще раз хоть глазком увидеть его распрекрасную дочку. Однако этого не случилось.

Нарастающая страсть

Вскоре все в департаменте заметили огромную страсть Поприщина к дочке директора. И тогда заведующий отделением пригласил его к себе и отчитал его за непристойное поведение. Аксентий Иванович решил, что начальник просто завидует ему, потому что ему 42 года, он дворянин и может дослужиться еще до полковника.

Поприщин мечтал о Софи, ему так хотелось заглянуть в ее комнаты и увидеть, как у нее там, и в какой роскоши она там живет. И тут его озарило - он вспомнил разговор двух собачек. Тогда он пошел по тому адресу и решил допросить собачку Фидель. И, может быть, ему удастся перехватить письма Меджи. Так все и случилось. Он зашел в дом Зверкова и поднялся на этаж. Дверь ему открыла девушка с веснушками, она была в растерянности от увиденного, так как Поприщин сразу же подошел к лукошку и взял спрятанные в нем бумаги. Собака попыталась его укусить, но все было тщетно.

Вечером он уже наслаждался перепиской. Оттуда он узнает много нового о своем директоре и о его дочке Софи, за которой почему-то стал ухаживать камер-юнкер. Аксентий Иванович сразу так расстроился, что разорвал все бумаги в клочья.

Испанский король и позорная инквизиция

И тут настоящей трагедией насыщает Гоголь «Записки сумасшедшего». Краткое содержание начинает описывать главное роковое событие. Однажды, 5 декабря, Поприщин читает новости и узнает об упразднении испанского престола и о том, что теперь донна должна взойти на престол. Поприщин подумал, что король пропал, и начал его искать, а потом и вовсе решил, что он - король Испании Фердинанд VIII. Он даже сшил себе мантию и стал ждать испанских депутатов. Путаясь в своих мыслях, он совсем забыл о времени и о работе, на которую не являлся уже три недели. Потом все же он пришел туда, но когда зашел начальник, он даже и не подумал встать, а на бумаге, где подписывается директор департамента, поставил подпись - Фердинанд VIII. Потом он пробрался в кабинет директора, где была Софи, и сообщил ей, что она будет счастлива с ним, даже несмотря на козни многочисленных врагов.

Вскоре Аксентия Ивановича Поприщина уволили с работы. А еще через некоторое время ему показалось, что за ним приехала его королевская свита, однако это были санитары из сумасшедшего дома. Потом он внушил себе, что попал в руки инквизиции, которая пытает его и всячески над ним издевается. Ему побрили голову, ударили палкой, и он уже кричал о своем нежелании быть королем.

«Записки сумасшедшего». Анализ

Когда Николай Васильевич приехал в Петербург, он на собственном опыте узнал о бедственном положении чиновников. Повесть «Записки сумасшедшего» Гоголь написал именно в этом страшном и безумном городе, в котором нет жизни его герою, Аксентию Ивановичу Поприщину. Ведь он стал и порождением, и жертвой этого мира, как и многие другие.

Глубоким смыслом наполнена повесть «Записки сумасшедшего». Анализ ее дает полную картину того времени. Все спутано и смещено, попрана справедливость и разум, где разыгрываются целые трагедии. Всем этим и «украшает» Гоголь «Записки сумасшедшего». Краткое содержание этого произведения четко указывает на все стороны общественного неравенства и унижения, извращение моральных устоев и правил, травмирующее тонкую и ранимую психику Поприщина.

Гоголь Николай Васильевич родился в тысяча восемьсот девятом году на нынешней Украине в местечке под названием Сорочинцы. Провел свое детство со своей семьей помещиков в Васильевке. В тех краях был свой культурный центр в Кибинцах, там работал его отец. Здесь находились библиотека и театр. Его отец был также писателем, однако выдавал в основном свои произведения в качестве пьес. После будущий писатель поступил в гимназию, где начал заниматься рисованием и по немного начал писать свои произведения, стихи, повести. Также прозаик мечтал стать юристом. После окончания гимназии писатель отправляется в Петербург.

Здесь Гоголь также начинает пробовать себя в роли писателя. Немного пожив в Петербурге у писателя начали заканчиваться деньги и он решает пойти на государственную службу. Во время этого периода писатель издает романы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба». После их издательства Гоголь обретает большую популярность.

Из его работ также следует отметить Ревизора, примечательно что сюжет к данному рассказу подсказал сам Пушкин. После писатель решает в 1836 году отправиться в Германию, где планировал остаться. Однако начинает путешествовать и оказывается в Швейцарии. Здесь он пишет продолжение своего нашумевшего рассказа Мертвые души. После успешного выхода первого тома романа Мертвые души он принимается за второй, однако вскоре к Гоголю приходит душевный кризис.

В 1848 году писатель окончательно вернулся в Россию. Он обитает в Москве, иногда посещает вою родину и Петербург. Пытался сделать предложение А.М. Виельгорской, однако получает отказ и разочаровывается в своей семейной жизни. В 1852 году писатель рассказывает своему знакомому, что закончил второй том мертвых душ. Однако вскоре настигает писателя вновь психологический кризис, и он сжигает второй том.

После в 1952 году 21 февраля писателя нашли мертвым в своей постели, причем умер он при загадочных обстоятельствах. Гоголь был захоронен на кладбище Свято-Данилова, собралось тогда тьма народа. За свою жизнь писатель написал множество замечательных произведений. В данной статье мы рассмотрим одно из них под названием Записки сумасшедшего.

Анализ произведения Гоголя «Записки сумасшедшего»


Данное произведение называлось первоначально «Клочки из записок сумасшедшего», входило оно в сборник «Арабески», написано оно было в тысяча восемьсот тридцать первом году. Данная повесть была написана под чужим влиянием. Гоголь прочитал в свое время цикл рассказов Дом сумасшедших издал который Владимир Одоевский. Писатель так вдохновился эти, что решил сам издать что-то похожее.

Позже сам писатель изменил название на настоящее и включил творение в другой сборник под названием Петербургские повести. На ранней стадии произведения писатель хотел показать пьесу в роли комедии, где высмеиваются чиновники и их жизнь. Вся их невозмутимость, коррупция и невежество. Об этих фактах свидетельствуют найденные в его творениях наброски.

Однако позже он сделал произведение в виде дневника Поприщина, в повести все рассказывается из него. События, происходящие в данном рассказе, крутятся только вокруг него. Если смотреть на главного героя, то ему уже 42 года, однако до сих пор у него нет ни семьи, ни пристанища. Он занимает высокий пост советника и очень доволен этим, почему он даже сам не знает. Похожий персонаж был и в другой повести Гоголя, им являлся Аркадий Башмачкин. Герой распоряжался очинкой перьев, которые необходимы были для директора департамента.

В этом рассказе писатель хочет подчеркнуть под видом данного отдельного чиновника, всю их пустоту и духовное ничтожество. Стоит отметить, что в тексте было много высказываний, которые на тот момент были весьма смелыми. Поэтому, когда были первые издания, то они не прошли цензуру и были изъяты. В данном произведении весьма смело описаны повадки чиновников, их внешность и поведение, которое рассказывает об отсутствии нравственности, примечательно, что у Гоголя был личный опыт при службе.

Фамилию своего персонажа Гоголем выбрана не случайно. Здесь как бы говорится о поиске героем своего поприща. Ему необходимо найти свое место в жизни, вырваться из этого негативного круга, который никуда не приведет кроме сумасшедшего дома. Сама повесть в конце заканчивается тем, что герой просит о помощи и даже трогательно просит матерь.

Повесть крайне сложная, здесь переплетено и смешное и трагичность ситуации, иногда даже трудно понять, что из этого происходит в определенный момент. Писатель Белинский считал данной произведение одним из самых глубоких, которое есть у автора. Здесь можно сказать существует история одного конкретного психологического заболевания. Позже данный критик написал в своей статье, что Записки сумасшедшего можно отвести к одной из величайших в истории России. Также он отметил, что у рассказа огромная глубина и философия и данная история достойна великого Шекспира.

Аксентий Иванович Поприщин служит в департаменте и является одним из мелких чиновников. Ему сорок два года, вся его жизнь на протяжении четырех месяцев описана в повести в виде его же дневника. Все начинается с записи, которая была оставлена третьего сентября.

Рассказывается, что именно в этот день с персонажем произошло удивительное приключение. Однажды он с самого утра решил сходить на работу, однако ему этого так не хотелось. Он был очень недоволен, однако он рассчитывал взять небольшое жалование у казначея. Погода стояла весьма противная, шел дождь, и персонаж полностью вымок.

По пути он встречает ехавшую карету, которая остановилась и оттуда выпрыгнула дочка директора, звали ее Софи. У нее была маленькая собачка, которая осталась на улице и тут к ней подошла другая. Тут эти две собачки стали разговаривать, и персонаж начал их понимать, тогда герой понял, что никто кроме него об этом не знает. На следующий день герой зашел к своему директору для починки перьев и туда зашла Софи.

Дочь директора очень нравилась Поприщину, в ней его привлекало практически все. У нее упал платок, тогда чиновник бросился его поднимать, едва не упав сам, Софи усмехнулась. Вечером того же дня чиновник решил повидать красавицу снова и отправился к ее дому, однако она не выходила. После около месяца чиновник мечтал об дочке директора, он безумно влюбился. Его пристрастие заметили многие, в том числе директор, которые его отчитал.

Хоть начальник сказал, чтобы тот не ходил за его дочкой, все ж в мыслях героя была именно она. Аксентий думал, что если он красиво оденется во фрак с галстуком, то он сможет покорить Софи, однако денег у него не было и это его досаждало. Герой решил больше узнать о дочке и отправился к ее собачке. Однако она притворилась что не слышит и его это разозлило.

Из-за этой несчастной любви персонаж стал походить на безумца. После этого герой толкается на преступление и решает украсть письма собачек. Там он узнал, что дочь директора безумна от юнкера Теплова. Они встречаются и все поддерживают ее выбор. Однако из переписки собачек Поприщин узнает что-то намного страшнее для себя. Там сказано, что Софи называет героя уродом и не представляет, как с ним живут люди ведь он может вызывать только смех.

Герой начинает беситься, ведь только он нашел стимул в жизни, как тут какой-то Тихонов отбирает у него все его надежды. Тут он начинает думать почему он советник, а не какой-нибудь генерал или граф и решает стать им, чтобы потом унизить обоих его обидчиков. У него появляются странные мысли, теперь он и вовсе не ходит в департамент. Лежа на диване Поприщин узнает, что в Испании нет короля и он предполагается, тогда он решает быть может король я.

Отсутствовал герой три недели, он даже не объяснил почему. Также при появлении директора все застегивают пуговицы приводят себя в надлежащий вид, а герой брезгливо отнесся к этому процессу.

После герою подсунули некую бумагу, на месте подписи директора персонаж написал Фридрих VIII. Все испугались, однако герой сделал всем знак, что не нужно отдавать почести и гордо с величием вышел. После этого Поприщин явился к Софи и рассказал, что их ждет счастье и никто не помешает, девушка испугалась.

После этого с героем происходят странные вещи в его голове. Без ведома даты и времени ему кажется, что он тайно работал советником и при проезде императора, чтобы не выдавать себя тоже снял шляпу. Дома он решил, что пока будет скрывать свое происхождение и сшил для себя мантию короля и стал дожидаться делегацию из Испании. После по прошествии некоторого временя чиновника увезли в психиатрию. Здесь происходит настоящий ад, его бьют, морозят в холодной воде. Герой думает, что это обычай для короля, однако потом ему кажется, что он жертва инквизиции.

Повесть заканчивается записками в дневнике, где он просит о помощи и спрашивает. Почему его мучают, за что они с ним так, ведь он ничего не сделал. После даже есть обращение к матушке, где он просит спасти его, однако после шишка дея его начинает отвлекать. Гоголь здесь хотел рассказать просто и в то же время убедительно, что у маленького человека жалкая и никчемная жизнь и он привык к унижениям и только лишь в безумии может ощутить себя личностью.

Так же возможно вам будет интересна статья на сайте:

Качественно новый этап в осмыслении проблемы безумия в рус-ской литературе первой половины XIX века связан с «Записками сума-сшедшего» Н.В. Гоголя, входящими в состав его «петербургских повестей». Тема безумия — одна из центральных тем «Записок сумасшедше-го». В отличие от предшественников, Гоголь подключил тему безумия к иному проблемному контексту, обусловленному историософской и со-циальной тематикой «петербургского цикла» (темы Петербурга, ма-ленького человека, табели о рангах и др.).

Традиционно в русской литературе образ Петербурга выступает в двух противоположных ипостасях: как город, олицетворяющий могу-щество человека, построенный: по замыслу Петра и воплотивший его волю, с одной стороны, с другой - как город, подавляющий своей мо-щью слабого человека, угнетающий его. По мысли В.Н. Топорова, в са-мой идее Петербурга есть «нечто изначально безумное», т.к. «здесь со-вершилось чудовищное насилие над природой и духом». Не случайно в XIX в. Петербург занимал первое место среди всех городов России в социальной статистике по числу душевнобольных и само-убийств. Нераз-рывно связан с темой безумия и гоголевский Петербург — как город, являющийся «средоточием бреда».

Наряду с созданием Петербурга результатом деятельности Петра Великого стало введение табели о рангах, жестко регулирующей иерар-хическую структуру общества. В городе, созданном по воле великого человека - императора Петра, маленький человек с особой остротой должен был ощущать свое ничтожество и бессилие.

Безумие в «Записках сумасшедшего» традиционно рассматрива-лось в социальном аспекте как отражение ненормального устройства общества России николаевской эпохи. Однако безумие интересовало Гоголя не только как социальная болезнь современного ему общества, в котором человек с легкостью превращается в «нуль», а степень ценности человеческой личности определяется социальным статусом («рангом»), но и как пато-логическое состояние психики, на что обратили внимание уже первые читатели повести. Так, В. Г. Белинский назвал «Записки сумасшедшего» «психической историей болезни, изложенной в поэтической форме», тем самым впервые отметив удивительную медицинскую точ-ность, с какой автор изобразил процесс помешательства Поприщина. Эта точность является не просто важной особенностью реализации темы безумия в "Записках сумасшедшего", но новаторством Гоголя по сравнению с его предшественниками. В современном литературоведе-нии распространено мнение о том, что в «Записках сумасшедшего» «клинически точно описано зарождение и развитие шизофренического бреда».

На высокую степень медицинской достоверности в изображении безумия Поприщина обратил внимание лечащий врач Гоголя А.Тарасенков. Хотя на его вопрос, использовались ли при написании этой повести подлинные записки душевнобольных или наблюдения над ними, писатель ответил отрицательно, тем не менее, известно, что Гоголь не был безразличен к достижениям психиатрии своего времени. Он был знаком с книгой французского психиатра Ф.Лере «Психологические фрагменты о безумии» (1834), а также с печатавши-мися в «Северной пчеле» отрывками из «Рассуждений о лечении ума-лишенных доктора Левенгайна», в которых описывались случаи, когда больные воображали себя Королем, Ангелом, Богом. Кроме того, как установил И.П. Золотусский, в феврале 1834 года в «Северной пчеле» была опубликована серия статей о жизни пациентов петербург-ского сумасшедшего дома, в которых сообщалось о том, что пациенты Больницы Всех Скорбящих строю соблюдали установленный доктором режим, вели спокойную умеренную жизнь, не лишенную невинных развлечений, выполняли легкую работу и т.п. По отношению к буйно-помешанным применялись обливание холодной водой и изоляция.

Очевидно, что автор «Записок сумасшедшего» при написании повести опирался не только на книги Лере и Левенгайна, но и на опуб-ликованный в «Северной Пчеле» материал, хотя и существенно преоб-разовал ту его часть, которая касалась описания жизни сумасшедших в Больнице Всех Скорбящих. Так, «рыцарские обычаи» испанского коро-левского двора пришлись не по нраву безумцу Поприщину. Когда герой проявил неповиновение, ему были назначены обливания холодной во-дой. Устами героя Гоголь ьыражает собственное мнение по поводу этой процедуры: «Обычай глупый, бессмысленный!».

Таким образом, безумие интересовало Гоголя не только как способ отражения неправильности организации общественной системы, но и собственно как психическое заболевание. Одно из возможных объяснений заинтересованности Гоголя клиниче-ской стороной безумия связано с тем, что уже во время работы над «За-писками сумасшедшего» писатель сам был потенциально душевнобольным человеком, в глубине души предчувствовал собственное безумие и боялся его.

Возможно, он пытался изжить свой страх в письме, стремясь «ра-ционализировать», постичь безумие. Другое объяснение заинтересован-ности Гоголя в медицинском аспекте безумия лежит вне личности писа-теля и связано с актуализацией этой проблемы в общественном созна-нии и литературе первой половины XIX века.

Интерес Гоголя к безумию как к психическому заболеванию от-разился в изображении сумасшествия Поприщина не как конечного ре-зультата, но как процесса. Положенное в основу сюжета повести развитие душевного заболевания героя стало в «Запис-ках сумасшедшего» объектом повествования.

Безумие в «Записках сумасшедшего» тематизируется: оно не только становится отправной точкой в развитии нарратива повести, но и приобретает повышенную значимость для понимания смысла текста. Тематизация безумия в повести связана и с расширением смысла данно-го понятия (безумие как психическое заболевание - безумие как своеоб-разное мировидение - безумие как основополагающий принцип органи-зации социума и шире - мира человеческих взаимоотношений). В «За-писках сумасшедшего» безумие, не переставая быть метафорой, приоб-ретает устойчивое значение психического заболевания. Вместе с тем в повести Гоголя происходит онтологизация безу-мия, которое выступает в качестве одного из способов существования человека в мире, указывает на глубинную взаимосвязь бытия мира и бытия человека. В «Записках сумасшедшего» раскрывается «природа переживания личностью своего мира и самого себя», исследуется «мо-мент перехода от нормального способа бытия-в-мире к психотическо-му». Поприщин сходит с ума, оказавшись не в состоянии при-нять окружающую его реальность, в которой он «нуль, более ничего». В таком случае, ею безумие может рассматриваться как «компенсаторная мечтательная модификация реального быта». Уход из реальности в безумие для Поприщина означает возможность жить в создаваемом им самим мире, где он - центральная фигура, устанавливающая свой собственный миропорядок. Однако безумие По-прищина - «сродни смерти», т. к. является «одним из видов изгнания, вытеснения за пределы жизни». Для общества безумец пе-рестает существовать как полноправный член, т.е. фактически умирает. Таким образом, безумие по своей сути онтологически противоречиво: в нем совмещается бытие (создание безумцем собственной модели мира) и небытие (социальная смерть безумца).

Безумие в «Записках сумасшедшего» мотивируется не только со-циально - как следствие нереализованных надежд героя на успешную карьеру, но и психологически - как результат безответной любви По-прищина к генеральской дочери Софи. «Безупречность» психологиче-ской мотивировки безумия Поприщина отмечает В.В.Гиппиус: «хаоти-ческое сознание героя закономерно следует из хода его болезни».

При всей специфике реализации тема безумия в «Записках сума-сшедшего» связана с «высоким» романтическим безумием и может быть адекватно осмыслена лишь в соотнесении с ним. Индивидуальная авторская эпистема Гоголя была обусловлена произведениями русских и западноевропейских романтиков. Так, о влиянии гофмановской тра-диции на «Записки сумасшедшего» свидетельствуют письма Меджи (отголосок «Житейских воззрений кота Мурра»), Большое влияние на молодого Гоголя оказало знакомство с новеллами Одоевского «Себа-стиан Бах» и «Последний квартет Бетховена»: «Записки сумасшедшего» первоначально задумывались как "Записки сумасшедшего музыканта" но затем музыканта заменил чиновник, причем не номинальный чинов-ник, как Антиох из «Блаженства безумия» Полевого, а истинный пред-ставитель пошлого чиновничьего мира. Таким образом, Гоголь придал проблеме безумия социальную окраску. Кроме того, формирование го-голевской эпистемы обусловил интерес писателя к медицинским пред-ставлениям о безумии, а также его личная заинтересованность сумасшествием В «Записках сумасшедшего» произошло снижение «высокого» романтического героя-безумца и, соответственно, снижение «высокого» безумия. «Индивидуальное сумасшествие» Поприщина в повести «оборачивается сумасшествием коллективным - безумием социальных порядков и ненадежностью идеологических конвенций». Тем не менее, в «Записках сумасшедшего» сохраняется характерное для роман-тической традиции представление о безумии как об истинном знании, что позволяет автору вложить в уста Поприщина социальную критику.

Подобно романтическому герою-безумцу, Поприщин в своем су-масшествии обретает своеобразную свободу - в поступках, мыслях и словах. Происходит «очищение ума» героя от предрассудков и условностей. Так, он объявляет себя королем, освобождаясь тем самым от ненавистной ему должен ости титулярного советника, он освобождает-ся от унизительного подхалимства, присущего служащим департамента, наконец, он освобождается от чувства робости перед «ее превосходительством» Софи. С этой позиции сумасшествие Поприщина - «траги-ческая попытка... вырваться за ужасающе тесные границы своего ужа-сающего существования». Трагизм этой попытки заключает-ся в том, что освобождение Поприщина далеко не полное: даже в безу-мии ценность человеческой личности он соотносит с ее положением на социально-иерархической лестнице. Этим безумие Поприщина отличается от «высокого» романического безумия.

Кроме того, в рамках романтической традиции в повести Гоголя «Записки сумасшедшего», как и в произведениях Погорельского и По-левого, актуализируется понимание безумия как пе-рехода героя в иное пространство.

Главной характеристикой темы безумия в «Записках сумасшед-шего» является неоднозначность ее осмысления, обусловленная при-надлежностью повести Гоголя к «нечистой культуре» (термин Ф.П. Федорова) позднего романтизма, для которой характерен синтез романтических и реалистических принципов. С одной стороны, тема безумия в «Записках сумасшедшего» тесно связана с «высоким» романтическим безумием и, соответственно, воспринимается читателем как «приобщение к традиции романтических гениальных безумцев». С другой стороны, романтическая трактовка безумия в повести Гоголя во многом переосмыслена: если у романтиков безумие - мета-фора мудрости и свободы, знак духовной избранности, то безумие в «Записках сумасшедшего» - это психическое заболевание героя, веду-щее к полному разрушению его психики. Кроме того, Гоголь, в отличие от своих предшественников, акцентирует социальный аспект темы безу-мия, что можно рассматривать как реалистический импульс.

Прорыв к новому пониманию безумия осуществляется, с одной стороны, благодаря творческой актуализации мифологической традиции, а с другой - благодаря переосмыслению традиционных для литературы романтизма представлений о безумии. Так, по словам Ф.П. Федорова, в 1830 — 1840-е годы в культурном сознании происходит сдвиг, приметой которого является именно парадокс, свидетельствую-щий о неполноте, относительности романтических истин и устремляю-щий культуру к новым истинам и ценностям, однако в границах того же романтического континуума.

Таким образом, «пограничное» положение Гоголя между роман-тизмом и реализмом, синкретический характер его художественного дара обусловливает специфику интерпретации темы безумия в повести: безумие в «Записках сумасшедшего» рассматривается и в метафориче-ском плане (как «болезнь» социума), и в прямом (как психическое забо-левание); выступает в качестве художественного приема, способствую-щего раскрытию недостатков общественного устройства, и предстает как самоценное явление; осмысливается с опорой на романтическую традицию и свидетельствует о прорыве автора к реалистической проблематике. Особенности интерпретации темы безумия в «Записках су-масшедшего» позволяют утверждать, что перед нами переходный текст, для которого в принципе характерна «мерцающая» поэтика: игра тради-ционными, старыми смыслами в повести сочетается с прогностическим схватыванием, угадыванием новых смыслов. Новый уровень понимания и осмысления безумия обусловил новаторскую повествовательную структуру повести Гоголя.

какая идея у произведения Гоголя Записки сумасшедшего? ? Идея (тема) текста. и получил лучший ответ

Ответ от Наталья Трошина[гуру]
Записки сумасшедшего”, несомненно, одна из наиболее трагических повестей цикла “Петербургские повести”. Весь рассказ ведется от лица главного героя и автора “Записок” - Аксентия Ивановича Поприщина - мелкого, обижаемого на службе в департаменте всеми чиновника-переписчика. Поприщин - человек дворянского происхождения, но очень бедный и ни на что не претендующий. С утра до вечера он сидит в кабинете директора и, преисполненный величайшего уважения к начальнику, очинивает перья “его высокопревосходительству”. “Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет.. . Какая важность в глазах.. . Не нашему брату чета! ” - отзывается о директоре Поприщин, по мнению которого, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги - так считает Аксентий Иванович. Поприщин имеет свои общественно узаконенные вкусы, свои культурные и политические интересы, свои представления о чести и личном достоинстве, свои привычки и даже заветные мечты. В пределах этого мирка он ведет привычное самодовольное существование, не замечая того, что вся его жизнь -. фактическое надругательство над личностью и человеческим достоинством.
Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: “Отчего я титулярный советник? ” и “Почему именно титулярный советник? ” Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает о том, почему он так бесправен, почему все, “что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Высший взлет безумной мысли Поприщина - его убеждение в том, что он испанский король. Сама эта идея является фантастической проекцией извращения понятий, свойственного окружающей его жизни. В финале повести Поприщин, на мгновение нравственно прозревший, вопиет: “Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною!. . Что я сделал им? За что они мучают меня? ” Блок заметил, что в этом вопле слышен “крик самого Гоголя”.
“Записки сумасшедшего” - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. И вместе с тем, избирая своим героем мелкого чиновника, Гоголь старается не только раскрыть жалкие и комические черты его внутреннего мира, но и передать трагическое чувство гнева и боли за общественное унижение, извращение всех нормальных свойств и понятий в психологии Поприщина.
Источник: Олег Ворошилов Меню пользователя Оракул (81287)

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: какая идея у произведения Гоголя Записки сумасшедшего? ? Идея (тема) текста.

помогите пожалуйста, гоголь записки сумасшедшего тема, мысль, краткое содержание, композиция художественные особенности
Титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, сорока двух лет, ведёт свои дневниковые записи на

error: