Задания по работе со словарями. Работа со словарными словами. Виды словарных заданий разнообразны

К большому сожалению, грамотность молодого поколения оставляет желать лучшего. Возможно, причина кроется в том, что сегодняшние школьники все меньше читают классических произведений. А грамотность, как известно, во многом зависит от количества и качества прочитанного.

Многие полагают, что грамотность - это показатель ума и интеллекта человека. И в школах грамотности письма уделяют много внимания. Школьные учителя, применяя различные передовые методики, прикладывают немало сил, чтобы ученики быстро и легко запоминали правильность написания словарных слов. Но, как известно, их запоминание - это сложная задача практически для всех учащихся. Чтобы запомнить трудные слова, не регулируемые правилами, надо неоднократно их повторять, а повторение - занятие очень монотонное и утомляющее.

Конечно, ученикам с хорошей памятью легче справиться с такой проблемой. Но все же если процесс обучения в подобной области сделать еще и увлекательным, то добиться успеха в запоминании правильного написания трудных слов будет значительно легче и быстрее.

Как известно, дети, чей активный словарный запас сравнительно богат, показывают лучшие результаты в проверочных работах по русскому языку. Но любой ученик при регулярных занятиях и систематическом выполнении словарно-орфографических заданий способен активизировать свой словарь и со временем делать все меньше ошибок при отражении словарных слов на письме.

Программа по русскому языку предполагает работу над сложными словами с начальных классов. И чтобы младшие школьники усвоили предложенную им программу и выучили все трудные слова, предусмотренные учебным планом, их педагогу приходится прикладывать массу усилий и подходить к процессу обучения творчески.

Перед учителем стоит задача не только познакомить своих учеников с грамматическим явлением, но и закрепить приобретаемые знания. Цель регулярных заданий и упражнений по усвоению сложных слов - это закрепление и применение получаемых знаний и выработанных навыков и умений на практике. Практические занятия способствуют формированию навыков самостоятельной работы, а также укреплению навыков мыслительной деятельности.

Выполняя те или иные задания, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать и составлять словосочетания и предложения. Благодаря упражнениям учащиеся систематизируют и автоматизируют свои знания.

Учителями регулярно проводится словарно-орфографическая работа, которая представляет собой набор упражнений, проводимых на постоянной основе и направленных на усвоение школьниками орфографических, грамматических, лексических и произносительных норм литературного русского языка.

Подводя итог, можно сказать, что учитель может научить детей писать грамотно и не делать ошибки при использовании словарных слов, применяя различные методики преподавания и разнообразные способы и приемы, позволяющие сделать процесс обучения максимально эффективным.

Статья для учителей начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"

В статье обобщен опыт работы со словарными словами.
Тема: Словарная работа на уроках русского языка.
Цель: Развитие памяти у детей. Выявление наиболее рациональных приемов обучения
при работе со словарными словами.
Задачи : 1. Развивать зрительную и слуховую память учащихся на каждом уроке.
2. Рассмотреть новые подходы к словарно-орфографической работе.
3. Совершенствовать грамотность устной и письменной речи учащихся.
4. Работать над развитием внимания, мышления, речи, наблюдательности.
5. Прививать любовь к родному слову, к русскому языку.
Ожидаемые результаты : Добиться безошибочного письма с трудным написанием,
используя приемы запоминания, разнообразные, интересные
нетрадиционные методы при работе со словарными словами.
Введение
«Проблема усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку. Учителями используется немало интересных и эффективных методов проведения словарной работы. Но дети продолжают делать ошибки. Почему дети не могут усвоить написание таких слов? Работая над данной проблемой, я выявила несколько причин:
1. Низкий уровень развития памяти.
2. Недостаточная разработанность представления нового слова.
3. Работа иногда проводится формально однообразно.
4. Нет единого целенаправленного процесса, который обеспечивал бы комплекс знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений.
По моему мнению, при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания, мышления и памяти учащихся. Известно, что память учащихся начальной школы находится в стадии формирования. Степень ее развития даже у учащихся одного и того же возраста не одинакова. Типы памяти тоже не у всех одинаковы. Поэтому учитель в процессе обучения детей должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти.
В начале учебного года я провела несложный тест, для того чтобы располагать информацией об объеме и главном типе памяти учащихся моего класса. Тест показал, что уровень развития памяти в классе низок, особенно по зрительному типу (в норме только у трех учащихся, а у остальных учащихся ниже). У большинства детей преобладает моторная память. Для запоминания им нужно проговорить вслух негромко по слогам каждое слово. Этот способ наиболее эффективный т. к. он предполагает сочетание трех факторов: зрения (ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).
Для учащихся со слуховой памятью нужно проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед. Со зрительной памятью - молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя.
Полученную информацию можно использовать и на других уроках. Для развития памяти я провожу специальные упражнения на каждом уроке.

Основная часть
Существует немало разных методик изучения непроверяемых написаний. Есть множество приемов работы над трудными словами. Все приемы хорошо известны в методике и широко применяются в начальной школе. Я считаю, что все разнообразие приемов можно разделить на группы.
На первом этапе первичного восприятия слова или группы слов можно использовать приемы, направленные:
-на запоминание орфографического облика слова
КАРАНДАШ Это слово легко запомнить – карандаши и коробка для них.
А ЕЯ Не бывает аллеи без деревьев.
Б Р Б Н А какой барабан без палочек
- Группировка по орфографическому признаку( например по начальной букве о: отец обед орех; или класс, суббота, русский; месяц, заяц, язык, земляника)
Этот этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее важным т. к
ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с текстом бессмысленной.
Я провожу эту работу по следующим этапам.
1. Орфоэпическое чтение слова вслух.
2. Краткий орфографический разбор.
3. Запоминание с опорой на главный тип памяти (30-60 сек.) именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.
4. Запись под диктовку.
5. Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).
Этап первичного восприятия слова
Традиционный подход.
На первом этапе введения нового слова можно использовать следующие виды работ.
Загадки: Я весь день ловлю жуков
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый (воробей)
Пословицы: Москва – всем городам мать.
Поговорки: Сорока на хвосте принесла.
Скороговорки. Скоро да не споро.
Проворонила ворона вороненка.
Стихи: Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой……
Песни: Вместе весело шагать…
Описание предмета: орудие с длинной обычно деревянной ручкой и широким плоским
(металлическим или деревянным) концом для копания земли,
насыпания, сгребания (лопата)
Но такая работа зачастую дает нам уже готовое слово. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей деятельности. При этом предлагаемые упражнения и задания должны обеспечить одновременное развитие ряда интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность.

Новый подход
Очень интересную форму работы со словарными словами я нашла в ж. Начальная школа №3 2000г в статье Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка автор Г. А. Бакулина и в книге этого же автора Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
Все упражнения по предъявлению нового слова можно объединить в несколько групп. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются.
Для 2 класса я разделила слова в три группы:
1. Выявление нового слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнение у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, мышление, сообразительность.
2. Выявление нового слова через символы, шифры, коды. Такие упражнения позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
3. Выявление искомого слова через упражнения, связанные с лингвистическим материалом.
К первой группе относятся упражнения:
Попробуйте догадаться какие слова у меня зашифрованы.
Н Д Р Е В Е Я (деревня)
Л М И Е С Д И В Ц Е А Д Ь (лисица, медведь)
П О А Д Е Л Ь Ж Д Т А О (пальто, одежда)
А Е Я Т Р Б (Ребята)
Ко второй группе относятся упражнения вида:
Каждой букве соответствует определенное число.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...... 7 3 5 3 1 (мороз)
З А О С Р Г М П У Д..... 8 3 4 9 10 2 (посуда)
.... 4 2 8 3 6 (сапог)

Зашифруйте слова: герой, Родина, победа
3.. 4.. 5.. 6.. 7.. 8.. 9.. 10
1.. В.. Л.. Т.. Р.. Й.. А.. С.. П
2.. М.. О.. Е.. Н.. У.. Х.. К.. Б

1-3, 2-4, 1-6, 2-4, 2-10, 2-5, 1-7 (ВОРОБЕЙ)
или можно дать детям задание зашифровать следующие слова: петух, ворона, сорока, собака, весело, Москва.
1.. М.. Х.. Л.. П..
2.. Р.. О.. А.. Д..
3.. К.. Л.. Ш.. З..
4.. Т.. Ц.. Г.. Я..
К третьей группе относятся упражнения вида:
1. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово П Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А (береза)
2. Найдите слоги в следующем порядке: сг, сгс, сгс- к л м н с т т к а в г д щ ш р а н х з с б в ж п п д а ш н н (карандаш).
3. Прочитайте написанные на доске слова: выд.вить, охр.нять, б.лезнь, кр.ситель, зн.чение, умн.жение, аб.жур, сл.мался, л.скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете новое слово. (вокзал)

Тренировочно – закрепительный этап.

Второй этап системы работы над словарными словами - тренировочно-закрепительный.
Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. При этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны быть достаточно разнообразны. Например: На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…(горох)
Прошу вас все слова назвать
Где –оро- надо написать

Можно также использовать шуточные вопросы и задания.
В каких словах спрятались ноты? Помидор, ребята, дорога…
В каких словах ель растет? Понедельник, учитель…
Игра. Какие слова задуманы? В каждом из них три слога, третий слог та.
Составить из данных слов две пословицы.: до, доведет, Киева, .зык. Р.бота, мастера, всякая, хвалит.

За время работы мною накоплено достаточно много упражнений по работе со словами с трудным написанием. Я считаю что процесс обучения целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
Например:
1. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, к.пуста.
2. Выпиши слова в два столбика: в первый с глухими согласными на конце слова, во второй – звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш.
3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета,ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лото.
4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
5. Игра. Из каких слов выпали гласные? Д.р.вн., м.л.т.к, к.ньк., п.ртр.т, с.л.м., т.л.ф.н.
6. Игра: Угадай слово.
Учитель показывает карточку на которой написан первый слог нужного слова го (город, горох, гореть, горизонт)
И наоборот, можно дать конец слова, а дети придумывают начало (..суда, ..реза, ..сква)
7. Игра. Собери слова.
Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак,
8. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т. д. По направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
9. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на тему: Птицы, Овощи, Одежда, Животные.
10. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
11. Игра. Кто больше придумает слов.
Л е с и ь г о а я т р
12. Игра. Расшифруй слова.
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(билет) (шофер)
13. Ребусы.
Рона ма 40а коро
14. Буквы рассыпались.
К Ы Я З (язык) А З Я Ц (заяц) Т Е Р Е В (ветер) М О З О Р (мороз)
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. У детей совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу, точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
Например:
1. От слов береза, праздник, солома, яблоко, образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
2. Подберите слова к схемам:
3. Игра. Найди лишнее слово.
Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.
Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусиный.
4. Составьте словосочетания.
Ребята радостн.., календарь перикидн.., улица многолюдн.., береза кудряв…
5. Составьте слова по схемам: лис..а, …ник.
6. Шарада. Узнайте слово, которое задумано.
Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный.
7. Восстановите предложения. Какая часть слова поможет?
Мой папа дал объявление в (газета).
8. Найдите однокоренные слова.
Вокзал – городские ворота. Если город небольшой, в нем один – два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму, можно с вокзальной почты.
Морфологические упражнения.
1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки, действия.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Выпишите слова в три столбика: ж. р., м. р., ср. р.
4. Вставить предлоги.
Машина остановилась …… (дом).
Заяц быстро несся … (лес).
5. Ответьте одним словом.
- Кто живет в лесу?
- В чем хранятся ручки и карандаши?
Синтаксические упражнения.
1. Составить предложения с данными словами: ветер, капуста, осина, товарищ.
2. Со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
3. Замените предложения одним словарным словом. Составьте свое предложение с этим словом.
Комната для занятий в школе.
4. Составьте предложение из слов: огород, растет, в картофель.
5. Выписать словосочетание со словарным словом.
Андрюша вынул из кармана носовой платок.
6. Составь предложение по схемам: Кто? ……что делают? …… в какие? ….. во что? (Воробьи собираются в шумные стайки.)
Лексические упражнения.
Дети объясняют значение слов как прямые так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами.
1. Найди лишнее слово.
Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.
Капуста, помидор, солома, морковь.
Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
2. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
На берегу возвышается старинный стоит
Квартира была закрыта на стоит
Билет в театр ….. десять рублей замок
Телефон …….. на тумбочке замок
3. Сгруппируйте слова по темам:
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
4. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: Школа. Квартира.
5. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы.
6. Игра. Кто как голос подает?
П.тух чирикает
С.рока лает
С.бака мычит
К.рова кукарекает
В.рона стрекочет
В.робей каркает
7. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы.
8. Выберите наиболее подходящее слово.
Из (ветхого, старого, древнего) ж.леза мы сделали ведро.
М.дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону леса.
. 9. В данный текст вставьте наиболее подходящие, сходные по значению слова: плескаться, литься, лить.
Волны тихо ……у берега.
Молоко…….. из ведра.
Рабочий продолжает …… сталь.
10. Объясните значение выделенных слов.
И в светлицу входит царь стороны той государь.
И царевна очутилась в светлой горнице.
11. Знаешь ли ты?
Знаешь ли ты происхождение слова библиотека?
12. Это интересно!
Как появилось в нашем языке слово агроном?
13. Когда так говорят?
Исчезнуть с горизонта, появиться на горизонте, медведь на ухо наступил.
14. Вставить слова.
Трактор, шумел как ….. . С треском повалилась осина, будто …. .
На тренировочно – закрепительном этапе наиболее распространенным видом словарно орфографических упражнений являются диктанты (зрительные, с комментированием объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы, творческие работы.
Введение нового слова в активный словарь учащихся.
Третий этап работы – введение нового слова в активный словарь учащихся. На этом этапе я включаю упражнения, которые совершенствуют определенную сторону мышления ребенка.
1. Сравните между собой слова. Найдите общие существенные и несущественные признаки.
Например слова: карандаш и пенал.
Карандаш и пенал – школьные принадлежности. Карандаш и пенал не тонут в воде. Карандаш и пенал могут изготовляться из дерева.
2. Назовите предметы, противоположные слову медведь по разным признакам. Дайте полный ответ.
Медведь и птица противоположны по способу передвижения: медведь ходит а птица летает. Медведь и камень представляют собой живой и неживой предметы. Медведь и змея противоположны по особенностям телесного покрова: у медведя – лохматая шерсть, а у змеи гладкая кожа.
3. Составьте предложение, в котором слова ученик и тетрадь соединились бы между собой с помощью любого третьего слова.
Ученик взял тетрадь.
Ученик пишет в тетради.
Тетрадь находится у ученика.
Ученик спрятал тетрадь.
4. В чём смысловое сходство слов корова и собака.
Корова и собака – домашние животные.
5. Прочитать написанные пословицы и поговорки. Вставить в них пропущенное слово, подходящее по смыслу. Объясните данные выражения.
Как …… языком слизала.
Сидит как на …..седло.
…….лает, ветер носит.
Бодливой ….. бог рогов не даёт.
6. Составьте предложения со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.
Корова и собака – домашние животные, лисица – дикое животное. Лисица и собака – хищные животные, а корова – травоядное. У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.
7. Составьте предложение с одновременным включением в него двух, трёх изученных слов.
Хорошо в мороз на улице.
8. Соотнесите по смыслу написанное слева и справа.
Голодать, скудно питаться. Медведь на ухо наступил.
Отдаленное глухое место. Сосать лапу.
Отсутствие музыкального слуха. Медвежья услуга.
Попытка сделать что либо хорошее с
Плохим результатом. Делить шкуру неубитого медведя.
Раньше времени говорить о результатах
Дела, которое ещё не закончено. Медвежий угол.
9. Придумайте примеры фантастического характера.
Пальто можно использовать как ковёр – самолёт. Из пальто можно соорудить скатерть-самобранку.
Рациональное использование этих приёмов служит для интеллектуального развития младших школьников.
Важное значение на этом этапе имеют лексико-орфографические упражнения как средство обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также развития культуры речи и воспитания любви к родному слову.
Учетно – контрольный этап.
Четвертый этап системы – учётно-контрольный. Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.
Контрольные словарные диктанты я провожу по мере накопления определенного программой (для такого диктанта) количества изученных слов. Во 2 классе – 8-10 слов, 3 классе – 10-12 слов, в 4 классе – 12-15 слов.
Благодаря системной целенаправленной работе со словарными словами у меня в классе почти все дети справляются с контрольными диктантами. В среднем на 4 и 5 – 70-80%.
Очень нравятся моим детям словарные диктанты на основе ассоциативной связи. Для таких диктантов я подбираю необходимое количество слов, компонуя их попарно.
Например: корова – молоко работа – лопата
Завод –рабочий ворона – воробей
Ученик – тетрадь одежда – пальто
Класс – учитель мороз – коньки
Каждую цепочку, состоящую из двух слов произношу один раз, о чём предварительно предупреждаю учащихся; делаю паузу, во время которой дети записывают то что запомнили. После окончания диктанта, дети подсчитывают количество слов и проверяют правильность написания.
Постепенно порядок слов можно усложнять.
1. Увеличение количества слов в цепочке с сохранением ассоциативной связи.
Например: колхоз – деревня – молоко
Медведь – заяц – лисица
Город – завод – машина
Петух –собака – корова
Пенал – карандаш – тетрадь
2. Увеличение количества, между которыми ассоциативная связь слабо ощутима или совсем не просматривается.
Например: дежурный – Москва – лопата
Город – петух – рабочий
Работа по тематическим группам.
К началу 3 четверти второго класса мы изучили все слова, предусмотренные программой. Для дальнейшей работы я объединила их в тематические группы (блоки) следующим образом.
1. карандаш.. 2. Москва.. 3. ягода
тетрадь.. Родина.. капуста
пенал.. город..
урожай..
русский.. деревня.. береза
язык.. фамилия.. осина
4. хорошо 5. класс 6. дежурный
весело товарищ
учительница
быстро ребята учитель
скоро девочка ученик
вдруг
7. завод 8. петух 9. ветер
машина сорока мороз
работа ворона коньки
рабочий воробей суббота
народ соловей
лопата
10. посуда 11. корова
молоко собака
одежда медведь
пальто медведица
платок лисица
сапоги заяц
В начале каждого последующего урока в течение одной учебной недели обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Каждое восприятие осуществляется в новых условиях, т. е. в процессе решения фонетических, лексических, речевых задач.

Заключение
Таким образом, для успешного овладения правильным написанием слов с трудно проверяемыми и непроверяемыми орфограммами нужно:
1. Развивать у учащихся слуховую и зрительную память.
2. Разнообразить работу со словом упражнениями, которые развивают интеллектуальные качества ребят.
3. Работу проводить в системе поэтапно.
4. Использовать богатый иллюстративный материал.

Литература.
Г. А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского
языка М., 2001
В. П. Канакина Работа над трудными словами в начальных классах.
М., Просвещение 1991
Г. Е. Окулова Словарная работа на уроке
Оса 1993
О. В. Узорова Словарная работа
М., 2002
О. А. Андреев Тренируйте память
М., Просвещение 1994
Газета Начальная школа №4 2000, №5 2000
Журнал Начальная школа №3 2000, №3 2000
Журнал А Б В Г Д №4, №5 1998
126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти М., Учитель 1993

Тема 4. Работа со словарями

Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью целесообразно практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встретившиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

1) выяснение значения слова по толковому словарю,

2) подбор синонимов,

3) подбор антонимов,

4) словообразовательный анализ,

5) этимологический анализ,

6) перевод.

Приемы ознакомления учащихся с семантикой слова разнообразны, но выбор способа их семантизации обусловлен конкретными дидактическими задачами, а главное - целесообразностью использования каждого из них.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся. Включение в нее тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» создает благоприятные условия в организации речевой практики, предусматривающей совершенствование словарных знаний школьников.

Виды словарных заданий разнообразны:

1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка .

2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

3) Подбор слов на орфографическое правило.

4) Составление упражнений, включающих тематически близкие слова.

5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.

6) Составление связных текстов по опорным словам.

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки. Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении. Основной прием работы с ними - это сопоставление, поэтому целесообразно одновременно вводить в упражнения оба слова.

Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1) Ответь на вопрос.

2) Словарный диктант с заданием: заменить данное предложение словом.

3) Подбор синонимов.

4) Словообразовательный анализ.

5) Включение изучаемых слов в контекст.

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

В организации словарно-семантической работы следует использовать разные типы словарей.

"Толковый словарик" на уроках русского языка

Необходимо приобщать детей к пользованию словарем. Говоря о роли словарей в работе над словом, можно использовать стихи Я. Козловского:

Есть волшебная страна, Как писать какое слово,

Что распахнута пред вами, Как писать и как читать,

Та, которая словами, Как с другими сочетать...

Что людьми, населена. Уважаем государь

Правит ими государь По прозванию Словарь.

По прозванию Словарь, Даже Пушкин,

И относится он к ним, Я об этом достоверно говорю,

Словно к подданным своим. Не однажды за советом

Утверждать ему не ново, Обращался к Словарю.

Для объяснения значений слов можно использовать словари:

1. Толковый словарь, в котором даны толкования значений слов.

2. Словарь синонимов, назначение которого состоит в том, чтобы дать в распоряжение учителя лексический материал, необходимый в организации работы по расширению запаса синонимов в речи учащихся; раскрыть значение слов.

3. Словарь антонимов.

4. Фразеологический словарь, который поможет школьникам повысить культуру речи, обогатит их словарный запас образными выражениями.

5. Сборник пословиц, поговорок, потешек, скороговорок поможет в формировании отношения к миру , обогащает чувства ребенка, его речь.

"Толковый словарик " под редакцией Т. Г. Рамзаевой – справочное учебное пособие, расчитанное на обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников в общей системе обучения русскому языку. При отборе слов следует учитывать следующие критерии:

1) практическая значимость слова, т. е. роль слова в познавательной и речевой деятельности учащихся в процессе овладения литературным курсом;

2) частотность употребления слова, регулярное использование его в речевой практике школьников в связи с изучением программного материала;

3) семантическая доступность слова - критерий, требующий учитывать способность учащихся осмыслить сущность явления, которое обозначается словом;

4) качественная полноценность слова со стороны семантической, эмоционально-экспрессивной, стилистической, грамматической и орфографической.

Приемы работы и содержательная сторона заданий неограниченны. Можно выписывать в алфавитном порядке названия животных, названия профессий людей, названия предметов, признаков предметов, действий.

Приемы работы должны быть направлены на выработку умений:

располагать данные слова в алфавитном порядке, искать в словаре слова одной тематики, находить ошибки в алфавитном расположении слов: какое слово "заблудилось"; указывать несколько букв перед буквой "ф", несколько букв после после "м"; указывать шесть последних букв алфавита, пять букв после "к", "о", "д" и т. д.

Как только значительная часть класса овладела умением отыскивать нужное слово, надо отсылать отставших детей к алфавиту, на первой страничке словарика, а в классе вести такой прием: первый ученик, нашедший по алфавиту слово в словарике, называет номер странички вслух. Работа идет быстрее, дети вполголоса перебирают буквы алфавита, тем самым запоминая его. Так экономится время на уроке.

Особого внимания заслуживает процесс усвоения детьми структуры словарной статьи. В ней после исходного слова идут грамматические пометы: часть речи и основные грамматические признаки. Лексическое значение слова раскрывается после пометы.

Далее дети должны усвоить, что прямое, или основное, значение слова раскрывается в словарной статье под цифрой 1. Если у слова несколько значений, то они раскрываются под следующими цифрами. Большая часть слов – многозначные, но есть и однозначные слова.

Слово может быть употреблено в переносном значении. Этих значений может быть несколько, и они даются после основных значений в конце словарной статьи. Отличая употребление слова в прямом значении от переносного,школьники учатся относиться к слову более внимательно.

Оперирование родовыми словами-названиями как работа синтетическая значительно продвигают школьников в развитии их мышления и речи.

В структуре словаря важное место отводится указателям синонимов и антонимов, включенных в словарь. Указатели служат своеобразным оглавлением к словарику. Надо только научить детей пользоваться им. Не каждый синоним разъясняется в словарных статьях. Отыскать их в указателе всегда можно, надо только обращаться к приложению. По мере изучения грамматических признаков частей речи по указателю синонимов и антонимов можно предлагать разнообразные задания типа "найти...", "выписать...".

Особенно необходимы указатели непосредственно перед написанием творческой работы, когда на учете каждая минута. Нет времени перечитывать словарные статьи, а синонимический ряд может предупредить многие речевые ошибки. Словарь в это время лежит на столе, им можно пользоваться.

Весьма результативной для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа с ними. Если в дано задание подобрать слова , с противоположные по смыслу, то удачным будет дополнительное задание: подобрать близкие по смыслу слова, пользуясь соответствующими словарными статьями словарика и указателем синонимов.

Наряду с учебной задачей, решается и практическая задача развития речи младших школьников. С помощью словарика школьник учится использовать лексические средства языка в своей речи. Следовательно, с одной стороны, он обогащает и уточняет собственный словарный запас, а с другой стороны, добивается умения пользоваться своим словарным запасом в речи и делать это лексически точно, грамматически правильно, выразительно, показывая умение тонко чувствовать смысловые оттенки слова..

Решение практической задачи обогащения словаря младших школьников осуществляется в том или ином объеме на каждом уроке русского языка в связи с предстоящей творческой работой. Обучающие творческие работы, состоящие из нескольких коротких предложений, могут проводиться довольно часто. Чтобы подготовка к ним не занимала на уроке много времени, можно рассредоточить ее на несколько уроков: знакомство с опорными словами по словарику , выполнение лексического задания в связи с грамматическим заданием упражнения, составление словосочетаний, упражнения в перестройке предложений, анализ результатов после проверки работ учителем. Когда словарный запас актуализирован, орфографическая подготовка проведена, можно приступить к творческой работе.

Такая подготовка, рассредоточенная во времени, дает возможность постепенно подготовить детей к свободному выражению мысли, к элементам рассуждения на основе сравнения и сопоставления фактов, близких к жизненному опыту детей. У учащихся есть возможность оперировать синонимами, в процессе рассуждения, противопоставляя противоположные по значению слова, учиться употреблять слово в словосочетании, предложении, тексте.

Каждое слово или группа слов, над которыми ведется работа по словарю должны иметь нацеленный выход в речевую практику. Иначе слово просто не будет запоминаться, т. к. не будет охвачено произвольным вниманием ученика. Если же написание короткого текста отсрочено, то к словарным статьям, являющимся основой будущего текста, надо обращаться как можно чаще и делать это в связи с заданиями учебника или как самостоятельное подготовительное задание к предстоящей творческой работе.

Довольно часто после выполнения грамматико-орфографических упражнений учебника детям предлагается раскрыть значение некоторых словосочетаний. "Толковый словарик" здесь служит справочным пособием.

Читая статью словарика, дети рассуждают под руководством учителя, уточняя лексико-семантические оттенки слова. Это очень важно для воспитания и развития детей. При подготовке к творческой работе учитель заранее активизирует лексику учащихся: уточняется значение слова, дети анализируют его существенные признаки, прямое и переносное значение, какими близкими по смыслу словами можно заменить слово, нельзя ли употребить противоположные по смыслу слова, устойчивые словосочетания.

error: