Внешняя и внутренняя политика Николая I- апогей самодержавия. Внутренняя политика Николая I «Апогей самодержавия». Реформы Николая I

1) В царствование Николая I (1825-1855 гг.) самодержавная форма правления достигла своего апогея. Император стремился править в изоляции от общества, испытывая недоверие к нему (вызванное восстанием декабристов). Это привело к тому, что единственной опорой его абсолютной власти стал втрое выросший за годы его правления бюрократический аппарат, модернизированная полиция, покорная церковь и колоссальная армия, используемая им в первую очередь для подавления освободительных движений как внутри страны, так и за рубежом. Основной целью своего правления он ставил борьбу с революцией, для чего ужесточал контроль над всеми сферами общественной жизни путём: 1. Создания новой политической полиции – жандармерии, которая подчинялась III отделению Собственной канцелярии императора. Её деятельность была направлена не только на выявление противников режима, но и на предупреждение политических преступлений (для чего использовались слежка, доносы, тайная агентура). 2. Ужесточения цензуры. Любая критика режима и его представителей была недопустима. Цензурные права получило огромное количество государственных учреждений. 3. Реакционной политики в области просвещения. Образование вновь стало сословным (университеты и гимназии – для дворян, уездные училища – для купцов и мещан, приходские школы – для крестьян). Из программ исключались предметы, требующие самостоятельности мышления. Ужесточался контроль над сферой образования со стороны государственных органов. Предусматривались многочисленные виды репрессий против нарушителей весьма жёсткой учебной дисциплины. 4. Создания собственной идеологической доктрины, обосновывавшей незыблемость самодержавия – «теории официальной народности», разработанной С. С. Уваровым. Она пропагандировала «православие, самодержавие, народность» как якобы коренные «начала русской жизни». Они, по мнению авторов теории, означали отсутствие базы для социального протеста против абсолютизма – народ в России любит царя как отца и любовь эта базируется на прочном фундаменте православия. Теория эта внедрялась в сознание общества через образовательные учреждения, официальную печать, литературу, театр.

2) Однако, Николай понимал, что укрепить империю одними ограничениями и репрессиями невозможно. Поэтому он провел так же и ряд реформ, позволивших временно стабилизировать социально-экономическую ситуацию в империи: 1. Кодификацию законодательства, проведённую М. М. Сперанским. Она позволила несколько ограничить произвол бюрократии, неизбежный при самодержавно-бюрократическом режиме. В 1830 г. был составлен сборник всех российских законов вышедших с 1649 по 1825 годы - Полное Собрание законов Российской империи (45 книг), а в 1832 г. – на его основе – сборник действующего права – «Свод законов Российской империи» (8 книг). 2. Реформу государственной деревни (1837-1841 гг.), осуществлённую П. Д. Киселёвым. Она позволила несколько улучшить положение государственных крестьян. Было введено крестьянское самоуправление. В государственной деревне появились больницы и ветеринарные пункты. Были упорядочены рекрутские наборы, землепользование. На случай голодовок предусматривалась так называемая «общественная запашка», урожай с которой поступал в общественный фонд. 3. Финансовую реформу, (1839-1843 гг.) реализованную Е. Ф. Канкриным. Благодаря сохранению жёсткой пропорции между бумажными кредитными билетами и серебром удалось добиться бездефицитности бюджета и укрепить финансовую систему страны. Однако в целом успехи внутренней политики Николая оказались весьма ограниченными и кратковременными. Причина этого - в сохранении самодержавно-бюрократического строя и крепостничества. Они тормозили развитие страны и привели, в конце концов, к печальному концу николаевского правления – поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.).

Годы царствования Николая I (1825 - 1855) оцениваются историками как "апогей самодержавия".

Влияние восстания Декабристов на правления Николая I А. Ф. Тютчева «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний» . Порядок, к которому стремился Николай: ØСтрогая централизация; ØПолное единоначалие; ØБезоговорочное подчинение низших высшим. ØПостоянная борьба с революционны движением, гонение на все передовое и прогрессивное в стране

Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейскобюрократического аппарата, учреждались многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся в непосредственном ведении царя и часто подменявшие министерства.

В центре внимания правительства Николая I стояли три важнейшие проблемы: административная - совершенствование государственного управления, социальная - крестьянский вопрос, идеологическая - система просвещения и образования.

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений.

Укрепление роли государственного аппарата Собственная Его Императорского Величества Канцелярия Отделение 2: Кодификаци я законов Отделение 1: Контроль за исполнением распоряжений императора Отделение 3: Орган политического сыска и контроля за умонастроениями 4 отделение создано в занималось женскими училищами и благотворительностью 5 отделение создано в Для реформы государственных крестьян. 6 отделение. Создано в по вопросам управления Кавказа

31 января 1826 г. было создано II отделение "для совершения уложения отечественных законов", получившее название "кодификационного".

Кодификация (упорядочение) законодательства проводилось II Отделением канцелярии под руководством Сперанского. М. М. В "Своде Законов Российской Империи" были изложены действующие законы.

Подготовка Единого свода законов. 1830 1833 Законодательные акты с Собрание законов «Соборного уложения» 1649 до Российской конца царствования империи в 45 т. Александра. I Свод законов Российской империи в 15 томах. Законодательные акты классифицированные по сферам их действия. М. Сперанский осуществил кодификацию за 5 лет.

Герцен назвал III отделение "вооруженной инквизицией, полицейским масонством", поставленным "вне закона и над законом". Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов.

В 1828 г. прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя)

Попытки Решения Крестьянского вопроса В 1842 г. вышел указ об «обязанных» крестьянах. Помещики могли освобождать крестьян с землей в наследственное владение, но за это крестьяне должны были выполнять различные повинности в пользу помещиков.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа в государственной деревне П. Д. Киселевым. Была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалась также «розничная» продажа членов одной семьи, вводились крестьянское волостное и сельское самоуправление

Попытки Решения Крестьянского вопроса В государственных деревнях открывались школы; к 1854 г. было открыто 26 тыс. школ со 110 тыс. учащимися. Для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожаев, было решено создать «общественную запашку» . Здесь крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда.

Попытки Решения Крестьянского вопроса 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Крепостное право в России продолжало сохраняться.

Укрепление Дворянского сословия Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Был изменен порядок наследования крупных имений. Они теперь не могли быть раздроблены и передавались старшему в роде. С 1928 г. в средние и высшие учебные заведения принимались только дети дворян и чиновников.

Укрепление Дворянского сословия Указ о майоратах 1845. Повышение чинов, дававших право на дворянское звание (1845). Усиление роли дворянских собраний.

Почетные граждане были двух степеней: потомственные (купцы первой гильдии, ученые, художники, дети личных дворян и духовенства с образовательным цензом) и личные (чиновники до 12 -го ранга) Почетные граждане: потомственные личные

В основу народного просвещения при Николае I был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в изданном в 1828 г. Уставе учебных заведений.

26 июля 1835 г. был издан «Общий устав императорских российских университетов» учреждается ряд специальных учебных заведений: Технологический институт, Архитектурное училище, Императорское училище правоведения, Земледельческий институт, Главный педагогический институт, Военно-морская академия в Петербурге.

Введение Цензуры Для обуздания печати Николай ввел жесткую цензуру. Цензура находилась в ведении Министерства народного просвещения, которое возглавлял С. С. Уваров. «Устав о цензуре» 1826 г. , названный «чугунным» . Было запрещено принимать крепостных в средние и высшие учебные заведения. С. С. Уваров.

И все же, несмотря на цензурные строгости, в 30 -40 -е годы были опубликованы "Ревизор" и "Мертвые души" Н. В. Гоголя, повести А. И. Герцена "Доктор Крупов" и "Кто виноват? "

В 30 -40 гг. 19 века в России начался промышленный переворот. Под промышленным переворотом понимают исторический период перехода от мануфактуры – предприятия, основанные на ручном труде, - к машинному производству. Промышленный переворот начался в первую очередь в хлопчато-бумажной промышленности

С середины 30 -х гг. началось железнодорожное строительство. Вслед за первой железной дорогой из Петербурга в Царское Село, построенной в 1837 г. (работали 6 паровозов, закупленных за рубежом), были выпущены Варшавско-Венская (1848 г.) и Николаевская, соединившая Петербург с Москвой (1851 г.).

Реформы Е. Ф. Канкрина К 1825 году внешний долг России достиг 102 млн рублей серебром Министр финансов Канкрин: Ограничивал государственные расходы, осторожно пользовался кредитом, проводил политику покровительства русской промышленности и торговли, облагал высокими пошлинами ввозимые в Россию промышленные товары. В 1839- 1843 гг. Канкрин провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменять на серебро. Благодаря этим мерам Канкрин добился бездефицитности государственного бюджета, укрепил финансовое положение страны. Сохранялась пропорция между количеством кредитных билетов и государственным запасом серебра.

«Внешняя политика Николая I»: Направления внешней политики a) Западноевропейское направление b) Ближневосточное Западноевропейское направление a) b) c) d) Русско-польская война 1830- 1831 годов. 1848 г. – революция во Франции. Март 1848 - лето 1849 – революция в Германии. 3 марта 1848 - 5 сентября 1849 – революция в Венгрии. Ближневосточное направление. a) Война в Закавказье b) Русско-турецкая война 1828- 1829 годов.

Основной задачей внешней политики России в Западной Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Николаю импонировала роль международного жандарма в Европе, которую взяла на себя Россия в связи с образованием "Священного союза".

Русско-польская война 1830- 1831 годов. Началась 29 ноября 1830 года и продолжалась до 21 октября 1831 года. Лозунг - восстановления «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 года. Сейм принял акт о низложении Николая и запрете династии Романовых занимать польский престол. К концу восстания, армия насчитывала 80. 821 человек. Численность всех войск, которые предполагалось употребить против поляков, доходила до 183 тыс.

В 1848 -1849 годах по Европе пронёсся новый, еще более мощный, шквал революций. В их подавлении Николай I принял самое активное участие.

Вторым и главным направлением внешней политики России в 20 -50 -х годах было решение восточного вопроса. На юге сложилась весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном.

Стремление царизма распространить свое влияние на территории Кавказа встретило упорное сопротивление народов Дагестана, Чечни, Адыгеи. В 1817 г. началась длившаяся многие годы Кавказская война

В горах Дагестана появился знаменитый Шамиль. В центральной части Чечни Шамиль создал сильное теократическое государство – имамат со столицей в Ведено. В 1854 г. Шамиль потерпел поражение

Кавказская война продолжалась без малого полвека (с 1817 по 1864 г.) и стоила многих жертв (русские войска потеряли в этой войне 77 тыс. человек).

В конце 20 -х начале 30 -х годах внешняя политика России на Кавказе и Балканах была исключительно успешной. Русско-персидская война 1826 -1828 годов закончилась поражением Персии, и в состав России вошли Армения и Северный Азербайджан.

Война с Турцией (1828 -1829 годы), тоже успешная для России. В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20 -х годов XIX века в состав Российской империи окончательно было включено Закавказье: Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. С этого времени Закавказье стало неотъемлемой частью Российской империи.

Оборона Севастополя сентябрь 1854 - август 1855 гг Герои обороны Севастополя: Адмиралы: Корнилов, Истомин, Нахимов Военный врач: Н. И. Пирогов - первое применение наркоза Первая сестра милосердия: Даша Севастопольская Разведчик-матрос: Кошка Военно-инженерное дело: генерал Тотлебен – укрепления

Малахов курган, господствующая высота юго-восточнее Севастополя. 27 августа 1855 г. превосходящие силы французов овладели Малаховым курганом, после чего русские войска оставили южную сторону Севастополя.

Окончание войны 1855 г. – гибель Корнилова, Нахимова, Истомина Август 1855 г. – Севастополь взят. Падение Севастополя = конец войны. Новый император – АII идет на переговоры о мире. Март 1856 г. – Парижский мир. Россия теряет часть Бесарабии, покровительство над Сербией и Дунайскими княжествами. Самое унизительное для России – Черное море = нейтральное Россия не имеет права иметь там военные укрепления. Севастополь обменен на крепость Карс.

В первой половине XIX в. завершился процесс добровольного вхождения Казахстана в состав Российской империи и было положено начало присоединению Средней Азии.

  • Вопрос № 4. Русь между Востоком и Западом: дискуссия о влиянии Золотой Орды на развитие средневековой Руси (вторая половина XIII – первая половина XV вв.).
  • Вопрос № 5. Причины победы Москвы в борьбе за общерусское политическое лидерство. Подавление новгородской тенденции развития.
  • Вопрос № 6. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV-начале XVI вв. Образование Российского государства.
  • Вопрос № 7. Российское государство в XVI в. Иван Грозный. Цели, формы и содержание его реформ.
  • Вопрос № 8. Государство, политика, нравственность в России в XVI в. Представление о миссии государства в России и странах Западной Европы.
  • Вопрос № 9. Генезис абсолютизма в Западной Европе и России. Основные этапы становления абсолютизма в России.
  • Вопрос № 10. Петровская вестернизация системы государственного управления.
  • Вопрос № 11. Петр I и его политика меркантилизма и протекционизма в процессе индустриализации страны.
  • Вопрос № 12. Дискуссии о наследии Петра I. Результаты его реформ (реформы или революция «сверху»?).
  • Вопрос № 13. Раскол российского общества на два уклада: « почву» и цивилизацию» как результат петровской вестернизации России.
  • Вопрос № 14. Екатерина II и «просвещённый абсолютизм» в России.
  • Вопрос № 15. Реформы Екатерины II: Губернская реформа 1775 г., «Жалованная грамота дворянству» и « Жалованная грамота городам» 1785 г.
  • Вопрос № 16. Внутренняя политика России в первой четверти XIX в. Государственная деятельность Александра I.
  • Вопрос № 17. Под скипетром Александра I. Проекты м. М. Сперанского.
  • Вопрос № 18. «Апогей самодержавия». Реформы Николая I.
  • Вопрос № 19. Падение крепостного права. Реформа 1861 г.
  • Вопрос № 20. Земская, городская и судебная реформы 1860 - 1870-х гг.
  • Вопрос № 21. Финансовая, образовательная, военная реформы 1861-1874 гг.
  • Вопрос № 22. Зарождение трёх общественно-политических течений в России во второй половине XIX в.: правительственного, либерального и революционно-демократического.
  • Вопрос № 23. Особенности развития капитализма в России (80-90-е гг. XIX в.).
  • Вопрос № 24. Экономический и политический кризис в России начала XX в. Особенности образования российских политических партий.
  • Вопрос № 25. Политические и социально-экономические причины I Российской революции 1905-1907 гг.
  • Вопрос № 26. Характер, особенности и движущие силы I Российской революции 1905-1907 гг.
  • Вопрос № 27. Создание Государственной Думы в период I Российской революции. Процесс формирования многопартийной политической системы.
  • Вопрос № 28. Столыпинская политика модернизации. Её результаты.
  • Вопрос № 29. Россия в первой мировой войне. Кризис политической системы.
  • Вопрос № 30. Февральская буржуазно-демократическая революция. Крах самодержавия. Особенности двоевластия.
  • Вопрос № 31 Развитие февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Октябрьский переворот.
  • Вопрос № 32. Гражданская война в советской России. Политика военного коммунизма (1918-1920 гг.).
  • Вопрос № 33. Советское общество на рельсах нэПа. Судьба нэПа.
  • Вопрос № 34. Ссср на путях форсированного строительства социализма. Формирование административно-командной системы управления и режима личной власти и. Сталина.
  • Вопрос № 35. Советская внешняя политика накануне и в начале Второй мировой войны.
  • Вопрос № 36. Вторая мировая война. Итоги её начального периода (1939-1941 гг.).
  • Вопрос № 37. Ссср в годы Великой Отечественной войны. Начальный этап (июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.).
  • Вопрос № 38. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.).
  • Вопрос № 39. Завершающий период Великой Отечественной войны (1944 г. - сентябрь 1945 г.).
  • Вопрос № 40. Идеологическое противостояние Востока и Запада в послевоенный период. Истоки «холодной войны».
  • Вопрос № 41. Превалирование тоталитарной тенденции в послевоенный период. Экспансионизм – доминанта сталинской внешней политики.
  • Вопрос № 42. Начало десталинизации общества. Политический либерализм н. С. Хрущёва. «Оттепель» в духовной жизни.
  • Вопрос № 43. Хозяйственное развитие страны в 1953-1965 гг. Причины незавершённости хрущёвских реформ.
  • Вопрос № 44. Социально-экономическое положение страны в 70-е – первой половине 80-х гг. XX столетия.
  • Вопрос № 45. В поисках путей совершенствования социализма. Этапы горбачёвской перестройки. Её результаты.
  • Вопрос № 46. Август 1991 г. Распад ссср. Суверенная Россия на путях формирования новой государственности.
  • Вопрос № 47. Экономические реформы в современной России: сущность, последствия, социальная цена.
  • Вопрос № 48. Межнациональные отношения в современной России. Чеченская проблема.
  • Вопрос № 49. Современная Россия во внешнем мире.
  • Вопрос № 50. В. В. Путин и государственно-конституционное реформирование России.
  • Библиографический список.
  • Содержание.
  • Вопрос № 18. «Апогей самодержавия». Реформы Николая I.

    1) В царствование Николая I (1825-1855 гг.) самодержавная форма правления достигла своего апогея. Император стремился править в изоляции от общества, испытывая недоверие к нему (вызванное восстанием декабристов). Это привело к тому, что единственной опорой его абсолютной власти стал втрое выросший за годы его правления бюрократический аппарат, модернизированная полиция, покорная церковь и колоссальная армия, используемая им в первую очередь для подавления освободительных движений как внутри страны, так и за рубежом. Основной целью своего правления он ставил борьбу с революцией, для чего ужесточал контроль над всеми сферами общественной жизни путём: 1. Создания новой политической полиции – жандармерии, которая подчинялась III отделению Собственной канцелярии императора. Её деятельность была направлена не только на выявление противников режима, но и на предупреждение политических преступлений (для чего использовались слежка, доносы, тайная агентура). 2. Ужесточения цензуры. Любая критика режима и его представителей была недопустима. Цензурные права получило огромное количество государственных учреждений. 3. Реакционной политики в области просвещения. Образование вновь стало сословным (университеты и гимназии – для дворян, уездные училища – для купцов и мещан, приходские школы – для крестьян). Из программ исключались предметы, требующие самостоятельности мышления. Ужесточался контроль над сферой образования со стороны государственных органов. Предусматривались многочисленные виды репрессий против нарушителей весьма жёсткой учебной дисциплины. 4. Создания собственной идеологической доктрины, обосновывавшей незыблемость самодержавия – «теории официальной народности», разработанной С. С. Уваровым. Она пропагандировала «православие, самодержавие, народность» как якобы коренные «начала русской жизни». Они, по мнению авторов теории, означали отсутствие базы для социального протеста против абсолютизма – народ в России любит царя как отца и любовь эта базируется на прочном фундаменте православия. Теория эта внедрялась в сознание общества через образовательные учреждения, официальную печать, литературу, театр.

    2) Однако, Николай понимал, что укрепить империю одними ограничениями и репрессиями невозможно. Поэтому он провел так же и ряд реформ, позволивших временно стабилизировать социально-экономическую ситуацию в империи: 1. Кодификацию законодательства, проведённую М. М. Сперанским. Она позволила несколько ограничить произвол бюрократии, неизбежный при самодержавно-бюрократическом режиме. В 1830 г. был составлен сборник всех российских законов вышедших с 1649 по 1825 годы - Полное Собрание законов Российской империи (45 книг), а в 1832 г. – на его основе – сборник действующего права – «Свод законов Российской империи» (8 книг). 2. Реформу государственной деревни (1837-1841 гг.), осуществлённую П. Д. Киселёвым. Она позволила несколько улучшить положение государственных крестьян. Было введено крестьянское самоуправление. В государственной деревне появились больницы и ветеринарные пункты. Были упорядочены рекрутские наборы, землепользование. На случай голодовок предусматривалась так называемая «общественная запашка», урожай с которой поступал в общественный фонд. 3. Финансовую реформу, (1839-1843 гг.) реализованную Е. Ф. Канкриным. Благодаря сохранению жёсткой пропорции между бумажными кредитными билетами и серебром удалось добиться бездефицитности бюджета и укрепить финансовую систему страны. Однако в целом успехи внутренней политики Николая оказались весьма ограниченными и кратковременными. Причина этого - в сохранении самодержавно-бюрократического строя и крепостничества. Они тормозили развитие страны и привели, в конце концов, к печальному концу николаевского правления – поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.).

    Время Николая I - эпоха крайнего самоутвержде­
    ния русской самодержавной власти в ту самую пору,
    как во всех государствах Западной Европы монархичес­
    кий абсолютизм, разбитый рядом революционных по­
    трясений, переживал свои последние кризисы. Там, на
    Западе, государственный строй принимал новые консти­
    туционные формы, а Россия испытывает расцвет само­
    державия в самых крайних проявлениях его фактичес­
    кого властвования и принципиальной идеологии. Во
    главе русского государства стоит цельная фигура Нико­
    лая I, цельная в своем мировоззрении, в своем выдер­
    жанном, последовательном поведении. Нет сложности
    в этом мировоззрении, нет колебаний в этой прямоли­
    нейности. Все сведено к немногим основным представ­
    лениям о власти и государстве, об их назначении и за­
    дачах, к представлениям, которые казались простыми
    и отчетливыми, как параграфы воинского устава,
    и скреплены были идеей долга, понятой, в духе воинской
    дисциплины, как выполнение принятого извне обяза­
    тельства.
    В течение всей жизни, не только в официальных за­
    явлениях начала царствования, но и позднее, даже
    в личных письмах, Николай повторял, при случае, что
    императорская власть свалилась на него неожиданно,
    будто он не знал заранее, как порешен вопрос о престо­
    лонаследии между старшими братьями. Получается впе­
    чатление, что он частым повторением этой легенды, ко­
    торую сам же счел нужным пустить в оборот, хоть она
    и не соответствовала действительности, довел себя до
    того, что почти ей поверил. Он хотел считать ее верной
    по существу: она хорошо выражала его отношение
    к власти как к врученному ему судьбой «залогу», кото­
    рый он должен хранить, беречь, укреплять и передать
    б целости сыну-преемнику. Далекий от той напряженной
    261 работы мысли, которая заставляла Екатерину подыски­
    вать теоретические оправдания этой власти, а брата
    Александра искать ее согласования с современными по­
    литическими идеями и потребностями, он держится за
    нее, как за самодовлеющую ценность, которая вовсе
    и не нуждается в каком-либо оправдании или поясне­
    нии. Самодержавие для него - незыблемый догмат. Это
    вековое наследство воспринималось им, однако, в иной,
    конечно, культурно-исторической оболочке и на иной
    идеологической основе, чем те, с какими оно появлялось
    в стародавней Московской Руси, средневековой родине
    этого политического строя. Традиции самодержавия,
    в которых воспитан Николай, особенно ярко характери­
    зуются двумя чертами, выработанными заново в русской
    правящей среде конца XVIII в., - укреплением его ди­
    настической основы и развитием его военно-армейского
    типа.
    Русская императорская династия сложилась только
    во времена Павла I; династию эту в Германии называ­
    ли Голштейн-готторпской, но она титуловала себя «до­
    мом Романовых», больше по национально-политической,
    чем по кровной связи со старым царствовавшим родом,
    подобно австрийским Габсбургам, которые также толь­
    ко по женской линии происходили от своих «предков».
    Династическое право «царствующего дома», еле наме­
    чавшееся при первых Романовых, не могло установить­
    ся в XVIII в., когда верховная власть оказалась в пол»
    ном подчинении у господствовавшего дворянского клас*
    са, а престолом распоряжался его высший слой руками
    гвардейских воинских частей. К концу XVIII в. опреде­
    лилось и окрепло положение России в международном
    обороте Европы. Внутри страны обострялись противор^
    чия ее экономического быта и общественно^ строя, н^#
    зревала потребность в их обновлении для бысвобожде*
    ния производительных сил страны из тяжких пут «ста­
    рого порядка». А жуткие потрясения пугачевщины
    породили в настроениях господствующего класса тягу
    к усилению центральной власти ради укрепления сло­
    жившегося «порядка» и подавления грозных порывов
    социальной борьбы. Обе эти тенденции, друг другу про­
    тивоположные, создавали благоприятную обстановку
    для самоутверждения верховной государственной власти
    как вершительницы судеб страны.
    На рубеже XVIII и XIX столетий эта власть органи«
    262 зуется заново в административной реформе, усилившей
    централизацию управления, и в «основном» законода­
    тельстве, цель которого - утвердить государственно­
    правовое положение монархии и династии. Такую зада­
    чу разрешил Павел в узаконениях 1797 г. «Общим
    актом» о престолонаследии и «учреждением» об импе­
    раторской фамилии он создал новое династическое пра­
    во. Притом оба эти акта объявлены «фундаментальны­
    ми законами империи».
    Преемник ряда случайных фигур на императорском
    престоле, а сам - отец многочисленного семейства {4
    сына и 5 дочерей), Павел чувствовал себя настоящим
    родоначальником династии. «Умножение фамилии»,
    в которой утвердится правильное наследие престола, он
    ставит, с большим самодовольством, на первое место
    среди «твердых оснований» каждой монархии и считает
    необходимым, как «начальник фамилии», определить,
    наряду с «утверждением непрерывных правил в насле­
    дии престола», положение всей «фамилии» в государст­
    ве и внутренний ее распорядок. В этом законодательст­
    ве Павла, построенном по образцу «домашних узаконе­
    ний» (Наизде8е1ге) немецких владетельных фамилий,
    императорская династия впервые получила свое опреде­
    ление. Весь ее состав - и мужской и женский - во всех
    его линиях и разветвлениях потомства объединен воз­
    можным, предположительно, правом на престол по по­
    рядку, предусмотренному с крайней подробностью уже
    Не «домашним», а «фундаментальным» законом импе­
    рии. Вся «фамилия» резко выделена из гражданского
    общества. «Императорская фамилия», «царствующий
    лом» с той поры - особая организация, все члены кото­
    рой занимают совершенно исключительное положение
    пне общих условий и публичного и гражданского права.
    Это выделение династии еще усилено дополнением, ка­
    кое сделал Александр I в 1820 г., по случаю женитьбы
    сто брата Константина на графине Иоанне Грудзинской
    (кн. Лович): династия может пополняться только путем
    браков ее членов с лицами, принадлежащими также
    к какому-нибудь владетельному роду; в противном же
    случае этот брак, граждански законный, является поли­
    тически незаконным, т. е. не сообщает ни лицу, с кото­
    рым вступил в брак член императорской фамилии, ни их
    детям никаких династических прав и преимуществ.
    Эти законодательные постановления отражали ряд
    263 бытовых явлений. «Фамилия» жила своей особой
    жизнью, в узкой и замкнутой придворной и правящей
    среде, оторванная и отгороженная множеством условно­
    стей от русской общественной жизни и вообще от живой
    русской действительности. Особый склад получили внут­
    ренний быт, воззрения и традиции этой семьи, полу­
    русской не только по происхождению, но и по родствен­
    ным связям. Двор родителей Николая был в бытовом
    отношении под сильным немецким влиянием, благодаря
    вюртембергскому родству императрицы, голштинскому
    наследству и прусским симпатиям Павла.
    Известно значение «прусской дружбы» во всей жиз­
    ни и деятельности Александра. Родственные чувства
    и отношения царской семьи охватывали, кроме русских
    ее членов, многочисленную родню прусскую, вюртем­
    бергскую, мекленбургскую, саксен-веймарскую, баден­
    скую и т. д. и т. д., связи с которой создавали новую
    опору европейскому значению русской императорской
    власти и переплетались с ее международной политикой.
    Фамильно-владельческие понятия немецких княжеских
    домов сильно повлияли на русские династические воз-
    . зрения. Николай вырос в этой атмосфере, она была ему
    своя и родная. Эти связи углубились и окрепли с его
    женитьбой в 1817 г. на дочери Фридриха-Вильгельма III
    Шарлотте, по русскому имени Александре Федоровне.
    Тесть стал ему за отца. Родного отца он, родившийся
    в 1796 г., почти не знал; к брату-императору, старшему
    его на 18 лет, относился с чувством скорее сыновним,
    чем братским, но близок к нему никогда не был. Воспи­
    тание младших Павловичей было всецело предоставле­
    но матери, Марии Федоровне. Благоговейно усвоил Ни­
    колай политические заветы Александра эпохи Священ­
    ного союза, но без той интернационально-мистической
    подкладки и тех мнимо либеральных утопий, какими
    Александр их усложнял. Николай усвоил и принял толь­
    ко то из этих заветов, в чем сходились Александр с
    Фридрихом-Вильгельмом, которого память он чтил всю
    жизнь и которого в письмах к его сыну и преемнику,
    любимому брату императрицы, Фридриху-Вильгель­
    му IV, называл не тестем, а отцом. Прусский патриар­
    хальный монархизм в соединении с образцовой воин­
    ской дисциплиной и религиозно-нравственными устоями
    в идее служебного долга и преданности традиционному
    строю отношений - прельщали его, как основы тех
    264 «принципов авторитета», которые надо бы (так он меч­
    тал) восстановить в забывающей их Европе. Их он ра­
    зумеет, когда ссылается на дорогие ему заветы «отца»-
    Фридриха - и брата Александра, которых он только
    верный хранитель. В русскую придворную среду и вооб­
    ще в петербургское «высшее» общество входит, с этих
    пор, все усиливаясь, немецкий элемент. Роль Ливенов
    и Адлербергов началась с того, что их родоначальницам
    (в составе «русской» аристократии) поручено было пер­
    воначальное воспитание младших Павловичей. Среда
    остзейского дворянства - с ее аристократическими
    и монархическими традициями - стала особенно близ­
    кой царской семье в тревожный период колебания все­
    го политического европейского мира. «Русские дворяне
    служат государству, немецкие - нам», - говаривал Ни­
    колай позднее, вскрывая с редкой откровенностью осо­
    бый мотив своего благоволения к остзейским немцам.
    Курляндец Ламсдорф, бывший директор кадетского кор­
    пуса, стал воспитателем младших Павловичей, когда
    они подросли; жесткая грубость приемов кадетской пе­
    дагогики привила Николаю немало усвоенных им навы­
    ков, для которых был, впрочем, и другой мощный пи­
    томник в его военном воспитании.
    Монархическая власть милитаризуется повсеместно
    к началу XIX в., кроме Англии. Особенно сильно и яр­
    ко - в Пруссии и в России. Прусская военщина водво­
    рилась в быт русской армии при Петре III, заново -
    и в самых крайних формах - при Павле. В придворной
    и правительственной среде вельмож XVIII в. ^менили
    люди в военных мундирах и с военной выправкой;
    в дворцовом быту все глубже укоренялись формы плац-
    парадного стиля; во все отношения правящей власти
    проникают начала военной команды и воинской дисцип­
    лины. Властная повелительность и безмолвное повино­
    вение, резкие окрики и суровые выговоры, дисципли­
    нарные взыскания и жестокие кары - таковы основные
    приемы управления, чередуемые с системой наград за
    отличия, поощряющих проявлений «высочайшего» бла­
    говоления и милости. Служба и верность «своему госу­
    дарю» воплощают исполнение гражданского долга и за­
    меняют его при подавлении всякой самостоятельной об­
    щественной деятельности: «гатчинская дисциплина»,
    созданная Павлом и разработанная Аракчеевым, поро­
    дила традицию далеко не в одной армейской области.
    265 Школа воинской выправки многое выработала и оп­
    ределила в характере и воззрениях Николая. Есть из­
    вестия, что императрица-мать пыталась ограничить во­
    енные увлечения сыновей. Но успеха она не имела
    и иметь не могла. Слишком глубоко пустила эта воен­
    щина корни. На мучительных для войск тонкостях
    вахтпарада Александр отдыхал от тонкостей своей по­
    литики и сложности своих безнадежных политических
    опытов. Николай стал артистом воинского артикула, хо­
    тя и уступал пальму первенства брату Михаилу. Вы­
    школенная в сложнейших искусственных приемах, дис­
    циплинированная в стройности массовых движений, ме­
    ханически покорная команде, армия давала им ряд
    увлекательных впечатлений картинной эффектности,
    о которой Николай упоминает с подлинным восторгом
    в письмах к жене. «Развлечения государя со своими
    войсками, - пишет близкий ему Бенкендорф, - по соб­
    ственному его сознанию - единственное и истинное для
    него наслаждение». Никакие другие переживания не да­
    вали ему такого полного удовлетворения, такой ясной
    уверенности в своей мощи, в торжестве «порядка» над
    сложными противоречиями и буйной самочинностью че­
    ловеческой жизни и натуры.
    «Солдатство, в котором вас укоряли, было только
    данью политике», - писал Николаю декабрист из казе­
    мата крепости. Слово «только» тут дань условиям, в ка­
    ких письмо писано, но политика была в солдатстве Ни­
    колая, как не мало было и солдатства в его политике.
    Оба элемента его воззрений и деятельности переплета­
    лись, срастаясь в органическое целое. Армия, мощная
    и покорная сила в руках императора, - важнейшая опо­
    ра силы правительства и в то же время лучшая школа
    надежных исполнителей державной воли императора.
    Смотры и парады, воинские празднества, которым с та­
    ким увлечением отдавался Николай, не только «истин­
    ное наслаждение», но и внушительная демонстрация
    этой силы перед своими и чужими, а, быть может, всего
    более перед самим собой.
    Не только фронтовую службу изучал Николай с боль­
    шим увлечением и успехом. Он получил вообще солид­
    ное военное образование. Знающим и даровитым пре­
    подавателям и собственному живому интересу ОН ОбЯг
    зан основательным ознакомлением с военно-инженерным
    искусством и с приемами стратегии. Эту последнюю он
    266 изучал практически на разборе важнейших военных
    кампаний, в частности войн 1814 и 1815 гг., и стратеги­
    ческих задач, например таких, как план войны против
    соединенных сил Пруссии и Польши или против Тур­
    ции, для изгнания турок из Европы. Во время войн свое­
    го царствования он лично руководил составлением пла­
    нов военных действий и часто повелительно навязывал
    полководцам свои директивы. А строительное дело, при­
    том не только военное, осталось одним из его любимых
    занятий: он не мало проводил времени за рассмотрени­
    ем строительных проектов, вносил в них свои изменения,
    лично их утверждал, следил за их выполнением. Зато
    он скучал на занятиях юридическими и политическими
    науками; преподаватели, хоть и выдающиеся по глуби­
    не мысли и знаний, но плохие педагоги - Балугьянский
    и Шторх, - сумели только укрепить в нем отвращение
    к «отвлеченностям», что, впрочем, соответствовало его
    натуре и умоначертанию. Понятие «пра|а» осталось
    чуждым мировоззрению Николая; юридические нормы
    для него - только законы как повеления власти, а по­
    виновение им основано на благонамеренности поддан­
    ных, воспитанных в благочестивом смирении перед вы­
    соким авторитетом. «Лучшая теория права, - говорил
    он, - добрая нравственность, и она должна быть в серд­
    це не зависимой от этих отвлеченностей и иметь своим
    основанием религию». Лучше, чем теория «естественно­
    го права», которую ему внушал проф. Кукольник, подо­
    шли Николаю реакционно-романтические веяния немец­
    кой политической литературы, столь ценимые в родст­
    венном ему Берлине. Отражением этих веяний была
    своеобразная доктрина, какую в 1848 г, изложил
    Я. И. Ростовцев в «Наставлении для образования вос­
    питанников военно-учебных заведений». Тут государст­
    венная власть получает значение высшего авторитета
    во всех общественных отношениях: верховная власть
    есть «совесть общественная», она для деятельности че­
    ловека должна иметь то же значение, что его личная
    совесть для его внутренних побуждений; «закон совести,
    закон нравственный, обязателен человеку, как правило
    для его частной воли; закон верховной власти, закон по­
    ложительный, обязателен ему, как правило для его об­
    щественных отношений». Воля людей, составляющих об­
    щество, есть, по этой теории, элемент анархический, так
    как «в общежитии неизбежна борьба различных воль»,
    267 ,-| потому, «чтобы охранить общество от разрушения
    и утвердить в нем порядок нравственный», необходимо
    господство другой силы - верховной власти; она созда­
    ет основания «общественной совести» своими узаконе­
    ниями, задача которых- подавить борьбу различных
    стремлений и интересов, лиц и общественных групп во
    имя «порядка», квалифицируемого как «нравственный».
    Твердую опору этому «закону верховной власти» долж­
    но дать церковно-религиозное воспитание юношества
    в «неограниченной преданности» воле отца небесного
    и в «покорности земной власти, как данной свыше».
    У Николаевского политического консерватизма была
    своя, достаточно цельная, психологическая и педагоги­
    ческая теория. В них - моральная опора всевластия
    правительства как источника и общественного порядка,
    и нравственности, и культуры: вне государственного по­
    рядка - только хаос отдельных личностей.
    Эта упрощенная и характерная для своего времени
    философия жизни была и личным мировоззрением Ни­
    колая. «Здесь, - говорил он, объясняя мотивы своего
    преклонения перед прусской армией, - порядок, строгая
    безусловная законность, никакого всезнайства и проти­
    воречия, все вытекает одно из другого, никто не прика­
    зывает, прежде чем сам не научится повиноваться; ни­
    кто без законного основания не становится впереди дру­
    гого; все подчиняется одной определенной цели, все
    имеет свое назначение: потому-то мне так хорошо среди
    этих людей и потому я всегда буду держать в почете
    звание солдата. Я смотрю на всю человеческую жизнь
    только как на службу, так как каждый служит».

    Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Иногда эта борьба выражалась в открытых жестких столкновениях, таких, как подавление Польского восстания 1830-1831 или отправка в 1848 войск за границу - в Венгрию для разгрома национально-освободительного движения против австрийского господства. Россия становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай приобретал репутацию жандарма Европы. Однако значительно чаще Николай действовал мирными методами. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Так, исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М. М. Сперанского кодификация российского законодательства. Однако в отношении проблемы крепостного права дальше полумер, которые не затрагивали основ общественного устройства, дело не пошло. Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи - отец, с которым он отождествлял самодержавного государя. Идеологическим оформлением этого идеала стала так называемая теория официальной народности, провозгласившая вечными и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: православие, самодержавие и народность. Свое служение отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию. Введение военного принципа в государственное управление свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату. Тем не менее стремление максимально подчинить общество государственной опеке, свойственное идеологии николаевской эпохи, фактически неизбежно вело к бюрократизации управления.

    Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей поставить под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь общества. Крайне подозрительное отношение самого императора к независимому общественному мнению вызвало к жизни такое учреждение, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции, а также определило правительственные меры по ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени. Те же корни имело и двойственное отношение Николая к просвещению. Вдохновляемая им политика министерства народного просвещения (особенно под руководством С. С. Уварова) была направлена на преимущественное развитие специальных технических учебных заведений; именно при Николае I были заложены основы современного инженерного образования в России. В то же время университеты были поставлены под строгий административный контроль, количество студентов в них было ограниченным. Активное насаждение сословного принципа в системе образования консервировало и укрепляло существующую иерархическую структуру общества.

    Царствование Николая I закончилось крупнейшим внешнеполитическим крахом. Крымская война 1853-56 продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда весной 1855 стала для него роковой.

    error: