Вечер посвященный русскому языку. Сценарий вечера: «Русское слово – русское чудо. Булки, пироги в торговой лавке

Присутствуют и родители)

Цель: активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширить их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, к его богатству, совершенствовать умение учащихся выступать перед аудиторией, выразительно декламировать стихотворения.

1 часть - литературно-музыкальная композиция

«Как красив и благозвучен русский язык»

Роли учащихся: ведущий; чтец, декламатор.

Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это тоже язык.

Подросток идёт в школу, юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает человека. Сквозь живые беседы с учителями, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятная Вселенная. Через слово человек впервые узнаёт то, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза…

Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами родины крылатая песня. Песня – это язык. На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула – тоже язык!..

И вы, и я, каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

Всё, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка, потому что язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всём протяжении существования человеческого общества. Главное назначение языка – служить средством общения людей.

1 ведущий Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем мы вечер сегодня,

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

1 чтец. Стихотворение Н. Банко "Родной язык"

2 чтец. Величьем океану сродный,

Весь воплощенье наших сил,

Он отсвет жизни всенародной

В своих глубинах отразил.

Родной язык в волнах эфира

Звучит, рассеивая тьму,

Недаром больше полумира,

Как к правде тянутся к нему!

3 чтец. Ты - светоч и звон,

Ты – цветенье народа,

Ты в бурях кровавых столетий возник.

В тебе – справедливость, протест и свобода,

О громкий, могучий, великий язык!

2 ведущий. Велик и могуч русский народ, неутомимый работник и созидатель, великий философ и поэт! Немало совершил он бессмертных подвигов во имя своей родины, построил величественные русские города, создал передовое искусство, науку, технику, создал художественную литературу , не знающую себе равных среди литератур мира.

4 чтец. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"

1 ведущий. Но самое ценное сокровище из всех сокровищ, которые создал русский народ – это его язык. Русский язык!. Неисчерпаемы, неисчислимы его богатства. Вот что говорили о русском языке великие люди в 18, 19, 20 веках.

5 чтец. Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. ()

6 чтец Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. ()

7 чтец. Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. ()

5 чтец. Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. ()

6 чтец. Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда, обилием синонимов, но и, что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью. (Ояр Вациетис, Латвия)

7 чтец Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. ()

Слово учителя. Послушайте стихотворение в прозе "Русский язык" (выступление учащегося или грам. запись).

2 ведущий. Меткость и живость выражений, красочная выразительность сочетаются в русском языке с необыкновенной звучностью и музыкальностью. В нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом - гласных и звонких согласных. Эти свойства русского языка с удивительной яркостью отразились в наших песнях, то зажигающее весёлых, то грустных до боли, то вольных и необъятных, как сама Русь.

Звучит русская народная песня: "Жаворонок"(сл. , муз. М. Глинки);

"Среди долины ровныя…" в исполнении…_______________________

Ой, да и лесист – стена стеной!

Великаны сосны в ясный день

Заломили шапки набекрень.

И глядятся вольно в синеву,

И вступают в песню и молву.

За стеной садов весёлый снег,

За стеною – синь озёр и рек.

И любой речной, озёрный плес

В соловьином свисте на сто вёрст.

А. Прокофьев

1 ведущий. Среди более двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространённых относится и русский язык. В современном мире он имеет важное международное значение, поэтому входит в число мировых языков, является одним из официальных языков Организации Объединённых Наций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

9 чтец "Выучи русский язык".

2 часть вечера – КВН «Чтоб не осталось в стороне никого, никого»

Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающей телевизионную передачу КВН:

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Слово учителя: Дорогие ребята, родители и гости! Далее мы с вами отправимся в путешествие по стране «Фразеоландия». Перед вами две команды – «Русаки» и «Грамотеи».

Команды приветствуют друг друга, называют девизы и эмблемы.

Учитель. Дверь в наш Клуб веселых и находчивых вам откроет

1.Конкурс - разминка «Знаешь ли ты?» (учитель называет фразеологизмы, а члены команд отвечают, какое значение имеют фразеологизмы

1 команда

1) рукой подать

2) куры не клюют

3) сломя голову

4) бить баклуши

5) водить за нос

6) во весь дух

7)вставлять палки в колеса

8) играть первую скрипку

9) встать с левой ноги

10) седьмая вода на киселе

2 команда

1) гонять лодыря

2) клевать носом

3) у черта на куличках

4) с больной головы на здоровую

5) прикусить язык

6) куда ворон костей не заносил

7) в двух словах

8) кот наплакал

9) засучив рукава

10) пускать пыль в глаза

Теперь подсчитаем, с каким количеством мы отправляемся в путешествие.

Подводится и объявляется итог первого конкурса.

Учитель. Итак в путь. Отправимся в страну фразеологизмов, где все выражают свои мысли кратко. Метко. Сочно. Здесь понадобятся наши знания и «веселое лукавство ума». Как поет в своей песке...

Много прекрасного в странной стране:

Можно запутаться и заблудится,

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случится.

Вот будет пропасть – и нужен прыжок.

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело...

Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!

В этом-то все и дело.

Перед нами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода. Команды должны вспомнить фразеологизмы со словом «вода», а соперники должны объяснить значения фразеологизмов.

2.ФО со словом «вода»

1 команда

1) как в воду опущенный (грустный)

2) толочь воду в ступе (бесполезная работа)

3) носить воду решетом (бессмысленная работа)

4) седьмая вода на киселе

5) водой не разольешь

6) воды не замутит (тихий человек)

7) набрать в рот воды

8) прошли огонь и воду (все испытали)

9) как две капли воды

10) как в воду глядел (угадал)

11) утопить в ложке воды (по пустякам причинять)

12) концы в воду

2 команда

1) как рыба в воде

2) много воды утекло

3) воду мутить

4) в мутной воде рыбку ловить (извлекать выгоды из чьих – либо затруднений)

5) сидеть на хлебе и воде

6) вывести на чистую воду

7) выйти сухим из воды

8) вилами по воде написано

9) обдать холодной водой (охладить пыл)

10) как в воду кануть

11) как с гуся вода

3. Учитель: Обратите внимание. Ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор много воды утекло». Здесь речь идет не о жидкости, а о времени. Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом значении. Вторая - составляет предложения с этим словосочетанием, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После пяти примеров команды меняются ролями. Команды могут обратиться за помощью к своим родителям, ведь многие из них совсем недавно закончили школы.

1) сматывать удочки (поспешно уходить)

2) через час по чайной ложке (очень медленно)

3) куры не клюют

4) прикусит язык

5) пускать пыль в глаза

6) играть с огнем (неосторожно, необдуманно0

7) гладить по голове (хвалить)

8) выйти из строя (терять работоспособность)

9) встать с левой ноги (быть в плохом настроении)

10) намылить шею (побить)

11) сесть в лужу (ставить себя в неловкое положение)

12) ходить на цыпочках (заискивать перед кем –то)

Подведение итогов конкурса. Звучит «Песенка капитанов КВН»

Учитель: перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки, они должны выполнить три задания. Поскольку это сделать нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде. Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей.

Задания для первого капитана:

1.Найти ФО в отрывках

Оказался молодцом

Смог осилит ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

2.На карточке написаны имена собственные, вспомнить ФО с ними, объяснить значение.

Макар, Сидор

3.Передать значение ФО с помощью предметов, жестов, а команда должна назвать его.

1) как свои пять пальцев

2) прикусить язык

3) дело в шляпе

4) сесть в галошу

5) связать руки

6) клевать носом

Задания для второго капитана:

1.За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава

Другой – засучив рукава.

2. Фома, Маланья

3. 1) смотреть сквозь пальцы

2) сидеть сложа руки

3) намылить шею

4) водить за нос

5) льёт как из ведра

6) ломать голову

5. Подобрать синонимы – фразеологизмы к ФО:

1 команда

Гонять лодыря

Рукой подать

Ни слуху ни духу

Прикусить язык

2 команда

У черта на куличках

Во весь дух

Тьма тьмущая

Попасть впросак

1 команда

Поминай как звали

Распустить язык

На ночь глядя

В двух шагах

2 команда

Хоть пруд пруди

В поте лица

Как кошка с собакой

Морской волк

Члены жюри подсчитывают очки и объявляют победителей. Награждают орденами «Знатоки фразеологизмов»

Заключительное слово учителя : А закончить наш сегодняшний вечер мне хотелось бы словами: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни".

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА РУССКОГО ЯЗЫКА И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово... А.А. Ахматова Цель: привить детям любовь к языку; повысить их общую языковую культуру; приобщить учащихся к искусству слова; развить художественное восприятие окружающего мира. Задачи: - углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка; - способствовать развитию интереса к родному языку; - воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову. Оборудование: 1) плакаты с высказываниями о русском языке; 2) школьные газеты о русском языке; 3) аудиозаписи песен; 4) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой; 5) рисунки учащихся к фразеологизмам 6) мультимедийное оборудование Подготовка: 1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке; 2) выпуск газет о русском языке; 3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке; 4) оформление рисунков к фразеологизмам; 5) подбор пословиц и поговорок о языке. Ход в е ч е р а: 1-й в е д у щ и й. Дорогие учителя и учащиеся! Закончилась неделя пед.наук, посвященная Международному дню родного языка. Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать! 2-й в е д у щ и й. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». Звучит песня «С чего начинается Родина?» У ч и т е л ь. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка. 1-й в е д у щ и й. А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викторину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний: Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский.) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь.) С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский.) Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.) 2-й в е д у щ и й. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя. На фоне музыки звучат стихи. Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса: Родной язык! Он с детства мне знаком. На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной... Но, как родной, Люблю язык я русский. Он нужен мне, как небо, Каждый миг, На нем живые, трепетные чувства Открылись мне: И мир открылся в них. Я поняла на русском слово «счастье». Большое счастье жить в большой стране, С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне. Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой... Забыв родной язык – Я онемею. Утратив русский – Стану я глухой. Ростислав Братунь, украинский поэт: Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал. Поэт свои мечты о воле Еще мальцу мне завещал. Храню я эту книгу свято: По ней отец, простой мужик, Учил любить родного брата – Народ Руси, его язык. Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал, Как правды знаменье и воли, Порыв к тому, о чем мечтал. А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер: Есть слова - словно раны, слова - словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь; Повторять их не смею на каждом шагу, Как знамена в чехле, их в душе берегу. 1-й в е д у щ и й. О языке народ сложил много пословиц и поговорок. (Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок со словом язык) Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит. Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет. Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись. 2-й в е д у щ и й. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло», О смелом мы вправе сказать наперед: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!» А гуси и утки сухие всегда! Заметили люди: «Как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!» Лентяй отдыхает, а время идет «Под камень лежачий вода не течет». Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? «Не дело, мол, воду носить решетом!» Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...» 1-й в е д у щ и й. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов. (Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.) Игра с залом. Загадки-складки. 2-й в е д у щ и й. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы. Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят... (водой не разольешь). Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь... (медвежью услугу). Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут). 1-й в е д у щ и й. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два актера разыгрывают сценку. Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним. -Как живешь? - спрашиваю. - Нормально, - отвечает. - А с учебой как? - Нормально. -Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке? -Нормально. Вот так поговорили! 2-й в е д у щ и й. Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать ее смысла, когда в ней все понятно. Но всегда ли мы любуемся речью? Послушайте ваших сверстников. Старший задает вопрос младшему: - Как дела? - У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да? - А что там лошадь была? - Какая лошадь? - Ну-ка, давай все с начала. - Ну давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль… - Без свечки? - Без. - А что это за фитиль? - Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету… - Он на чем подкатил, на велосипеде? - Да нет, велосипед у шкета был. - У какого шкета? - Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем. - С кем, с кем? - Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал. - У него что, чесалось что-нибудь? - Да нет, попилил он. - Ну и как, распилил? - Что распилил? - Ну, велик? - Чем? - Ну этим самым, шнобелем. - Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся. - А почему варежка, он что зимой дерябнулся? - Да нет не было там никакой зимы, там училка была. - Учительница, ты хочешь сказать? -Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся. - Как гикнулся? - А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно? - Понятно! 1-й в е д у щ и й. Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными. Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль» (Действие IV, явление 8. Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.) П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна. П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, которадверь". Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. П р а в д и н. Почему же? М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна. С т а р о д у м. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. 2-й в е д у щ и й. А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей? 1-й в е д у щ и й. Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов. 2-й в е д у щ и й. Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»: Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный - речь. У ч и т е л ь. Послушайте стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется вспомнить и прочитать прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Оформление:

  • плакаты,
  • фонограммы с русскими народными песнями,
  • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

(И.Тургенев)

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

(А.Куприн)

1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

2- ведущий:

Уважаемые любители русского языка!

На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

ЗАДАНИЯ:

1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.

(Ведро – ведро).

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

(Еше – исчо).

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

(Неправильно).

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

(Вопросительный знак).

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт),

Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие),

Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.

(Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1. 2.

Слева направо:

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

Справа налево:

2. Часть лица.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

Справа налево:

1. Код. - Доктор).

11. В каких словах по сто согласных?

(Стол, стог, стон).

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

(Суббота).

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

(Коля – колья).

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли?

(Буква М).

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Твое имя?).

20. Хитрые вопросы-шутки:

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?

Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.

(Фара – арфа).

23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

1) МЕ (…) ОЛАД (шок)

2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)

3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

4) КАБ (…) ОШКО (лук)

5) С (…) ОКНО (тол)

6) ГА(…) АРОНЫ (мак)

1-й ведущий.

Уважаемые знатоки русского языка!

Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.

Звучит Начало 1концерта для фортепиано П.И.Чайковского

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни и тех, кто увлекается русским языком и русской литературой. Сегодня праздник русского языка! Итак, начинаем!

1 ведущий: В те времена славянские народы

В язычестве жестоком пребывали. Ученья правды, веры и свободы Во тьме невежества они не знали.

(Входят учащиеся, исполняющие роли братьев Мефодия и Кирилла)

2 ведущий: Славян святые братья просветили.

Мефодий и Кирилл творили письмена, И азбуку народам подарили, И светом озарили времена.

(Звучит гимн сев. братьям Кириллу и Мефодию)

1 ведущий: Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью. И, словно драгоценные венцы. Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой.

2 ведущий: Что ж в этих книгах? Тайны мирозданья,

Мефодий Мой брат Кирилл,

Я вспомнил сон твой вещий.

Тебе явилась дева

Чудной красоты.

(Появляется София)

Кирилл : Средь множества красавиц при дворе

Ее я выбрал…

(Берет ее за руку)

Кто ты? Какое имя Бог дал тебе?

София : София – Премудрость Божия.

Так нарекли меня.

А ты служить мне будешь?

Кирилл: Всегда готов я мудрости служить. Так будь же ты царицею над нами.

(Сажает царицу Софию на трон, братья кланяются и становятся по обе стороны трона. Звучит музыка)

София: Прошло уж много лет.

Как дали грамоту славянам.

Но их сердца разумнее ли стали?

Ведь мудрость сердца ценится пред Богом

Дороже знания законов и паук

Кирилл : Царица София! Открыла

Ты мудрость Божию нам.

Небесной красою сияет

Твой дивный лазурный храм.

Уже пролетели столетья,

Вот подданные твои, .(показывает на зрителей в зале)

София : (зрителям)

Теперь поскорее ответьте.

Какими же стали вы?

Умножились Ваши знанья?

И мудрыми стали сердца?

Есть ли в них состраданье

Верность любви до конца?

Учащиеся читают стихи о русском языке

Устная речь

Гаснет устная словесность,

разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса

Сот ни слов, родных и метких.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях

Ты их выпусти оттуда.

В быт обыденный верни.

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

B.Шефнер

Сценка об омофонах "Несуразные вещи" . (Показывается во время подготовки команд).

– Здравствуй!

– Привет!

– Что это ты несешь?

– Несу разные вещи.

– Несуразные? Почему они несуразные-то?

– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…

– Что не сумел?

– Отстань.

– Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

– Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится значит.

– Вот оно что…

– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

– Тамарка?

– И ничего, симпатичная?

– Красивая! Зеленая такая.

– То есть как?

– Зеленого цвета.

– Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

– У кого волосы?

– Да у Тамарки-то.

– Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

– Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

– Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

– А ну тебя…

– Да! Стой, стой!

– Ну, что еще?

– Привет передавай.

– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство.

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю; «Век. От века Вековать

Век доживать. Бог сыну не дал веку

Век заедать, иск заживать чужой.. »

В словах звучат укор, и гне, и совесть….

Нет, не словарь лежит передо мной.

А древняя рассыпанная повесть.

С ЯМаршак

Мужество

Мы знаем. что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова, –

И мы сохранил; тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем,

И звукам дадим, и от плена спасем,

А. А. Ахматова

РУССКИЙ ЯЗЫК

(Стихотворение в прозе)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Мог ли предположить Тургенев, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как гово­рит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Оне­гин»?

(Сценка в исполнении ученика и ученицы.)

– Димка, ну че, прочитал?

– Прочитал.

– Прикольно или стремно?

– Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану.
Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на пар­нишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину
не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать со­бой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

– Вот лох!

– А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

– Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бе­га… Короче.., А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.

– Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Алексан­дра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты, о мой читатель

Друг, недруг, я хочу с гобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных.

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов.

Живых картин, иль острых слов.

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог. чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты.

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

1 –й ведущий . Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Алек­сандр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов>>.А в доказательство того, что не все потеряно, звучат стихи наших учеников, написанные на русском языке (учащиеся читают свои стихотворения)

Игра со зрителями

Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает ведущий, нужно подобрать синонимы -фразеологические обороты. Кот наплакал — с гулькин нос, с мизинец, капая в море негусто, всего ничего, по пальцам пересчитать, раз два и обчёлся

Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта в мгновение ока. раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг — сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мгновению волшебной палочки, по щучье.»} велению.

Видимо - невидимо – тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавлял-:, пруд -пруди. как собак нерезаных, конца края нет.

Кто быстрее?

Назвать устойчивые выражения, в которых встречаются слова

Голова – морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.. человек с головой

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там, ног под собой не чувствовать.

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос – задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру.

ведущий Века прошли с тех давних пор.

Как грамота дана славянам.

И, поборов невежества позор.

Они равны всем просвещенным странам.

Кто ж людям истину открыл?

Святой Мефодий и святой Кирилл!

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.

Наш дар бессмертный – речь.

Звучат позывные вечера. Выходят глашатаи.

1г. Внимание! Внимание!

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.

Свободным и чистым тебя пронесем

И внукам дадим и от плена спасем.

Хоровая декламация стихотворения Г. Виеру "РОДНОЙ ЯЗЫК".

Внемлю звукам, с детства милым.

Рад, что мир назвался миром.

И что хлеб зовется хлебом,

Мама - мамой, небо - небом.

Не умолкни речь родная,

Тот язык, что сердцем знаю.

В нежной песне, в слове метком

Так красиво все зовется!

Солнце называют - солнцем,

Птицу - птицей, лето - летом,

И рассвет зовут рассветом.

Вечно здравствуй, РЕЧЬ РОДНАЯ

Тот язык, что сердцем знаю!

В нежной песне, в слове метко

Вед. "Солнце останавливали словом, словом разрушали города".

Вед. История России доказала и справедливость фразы "Словом можно полки за собой повести".

Гаснет свет. Луч прожектора высвечивает юношу, одетого в костюм эпохи Петра Великого.

ЧТЕНИЕ "ПРИКАЗА ПЕТРА I ПЕРЕД ПОЛТАВСКОЙ БИТВОЙ".

ЧТЕЦ: ...Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего. ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ. М. Матусовский:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, от острых осколков.

ЧТЕЦ: ...Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молодая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку... И вот музей открыли. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова... Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам, вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый входящий, были слова: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ В. ШЕФНЕРА "СЛОВА". РОССИЯДА: стихотворение М. Румянцевой "Баллада о седых".

ПЕСНЯ "Снег седины".

ВЕД.: Слово человеческое! Какая другая сила в мире может сравниться с erо силой". /А. Югов/."

ВЕД.: Недаром мы помним слова В. Маяковского: «СЛОВО - ПОЛКОВОДЕЦ ЧЕЛОВЕЧЬЕЙ СИЛЫ".

ВЕД. "Самое важное в жизни - слово. Из-за них люди шли на костры". /М. Зощенко/.

ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ М.БОРИСОВА "СЛОВО".

Мысль точно корень, прорыла песок,

Соком вскормила чудесный цветок -

Звучное слово.

Свежее, дивно мерцая, оно

Светом эпохи озарено -

Вещее слово.

Робко покинув сердечную глубь,

Бьется оно в берегах наших губ –

Верное слово.

Если же в мире буря и мрак,

С берега светит надежный маяк –

Точное слово.

В хаосе зыбком - вечный творец,

Жизни разумной достойный венец –

Мудрое слово!

РОССИЯДА: Слушая песни, мы убедились в справедливости слов А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».

Рус. Яз.: Да, от века назначение слова - держать землю. А назначение человека - ДЕРЖАТЬ СЛОВО.

РОС: Ну, а кто лучше всех это делает, как не УЧИТЕЛЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ!

РУС.Я.: Мы приглашаем вас, дорогие друзья, в гостиную учителей русского языка и литературы.

В ГОСТИНОЙ МО УЧИТЕЛЕЙ - ФИЛОЛОГОВ.

Звучит музыка.

Вступительное слово руководителя Ивановой Г.А.

Исполнение «Гимна филологов», /слова профессора ЧГПИ Маловицкого Л.

1.Это правда, что физики в моде,

но и лирики тоже в чести.

Даже физик, друзья, о катоде

речь с любимой не будет вести.

ПРИПЕВ: Каждый знает, что все на свете

Через слово вторгается в жизнь.

И филолог причастен к той ракете,

Что взметнулась в небесную высь.

2.Мы и старославянский осилим,

зарубежную сможем познать,

Чтоб Жорж Санд не зачислить в мужчины,

и чтоб язык научить уважать.

3.Сохраним мы любовь нашу к слову,

до конца со студенческих лет.

Мы, филологи, вечно готовы

славить наш дорогой факультет.

РАЗГОВОР НА ТЕМУ: «НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ? НАД СОБОЙ СМЕЕТЕСЬ!»

/Смешные случаи на уроках в АСШ - из опыта работы./

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ "КАРНАВАЛ СТИЛИСТИКИ"

ВЕД.: Восточная мудрость гласит: "Не тот , кто оседлал коня лихого, слово оседлал, герой - властитель слова".

ВЕД.: Для вас, властители слова "Русский вальс".

Танцует хореографический коллектив под руководством Кукушкиной С.Г.

Звучит музыка, расстилается ковровая дорожка. Со сцены спускаются участники, одетые в костюмы, подчеркивающие принадлежность к той или иной части речи или выразительному средству языка. Каждый держит щит - изречение о слове, языке... Изречение может быть деталью костюма...

Ведущий комментирует под соответствующую музыку. ПРИМЕРНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ:

В хорошем слове благодать целого дня.

Бранью уважать себя не заставишь.

Слова, умеют сечь и жечь и их положено беречь.

- "Когда слово не бьет, то палка не поможет".

Слова - ступеньки на пути для тех, кто хочет вверх идти.

Лучше бессловная корова, чем болтун, не берегущий слова.

Прекраснейшее слово "ДОРОГОЙ" как много чувств оно вмещает, соперничая с радугой-дугой. /Л. Татьяничева/.

Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первые места я бы поставил слова: ХЛЕБ, ТРУД, НАРОД" /В. Сухомлинский/.

В несметном нашем богатстве слова драгоценные есть: ОТЕЧЕСТВО, ВЕРНОСТЬ, БРАТСТВО. А ЕСТЬ ЕЩЕ СЛОВО ЧЕСТЬ.../А. Яшин/.

Давно в народе сказано,

Как водится в роду,

Худое слово вымолвишь –

И попадешь в беду.

Будь своему слову хозяин.

Слово сказал, так на нем хоть терем клади.

Не расточай слова - вот мой тебе совет.

Выслушивай сперва, потом давай ответ.

ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ - А. ЯШИН "Я ЛЮБЛЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК".

error: