Творческая педагогика. Научная электронная библиотека. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы

Постоянный дистанционный конкурс с ускоренным подведением итогов.

Международная ассоциация педагогов приглашает все желающих принять участие в научных мероприятиях через портал дистанционного образования.

Правила участия:
1. В мероприятиях могут принять участие педагоги организаций образования всех видов и типов.

2. Для участия необходимо выбрать тему, зарегистрироваться или авторизоваться в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ, внести данные участника, загрузить работу и копию квитанции о переводе орг.взноса. Каждый участник может принять участие в любом мероприятий.

3. Работы принимаются постоянно. Жюри оценивает работы в течение ДВУХ рабочих дней. После чего результаты можно будет увидеть на странице «Результаты». Дипломы в электронном виде можно будет скачать в личном кабинете сразу же после оценки конкурсной работы. Все выходные документы выдаются только в электронном виде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

  • После участия в олимпиаде, конкурсе или конференции участники, координаторы и учителя мгновенно получат уникальный наградной материал.
  • Подлинность наградных материалов, можно проверить на главной странице сайта в разделе «Результаты», которая находится в верхней части меню.
  • Сразу после участия в олимпиадах вы сможете увидеть допущенные ошибки в вашем личном кабинете.
  • Лауреаты конкурсов и конференции получают дипломы I, II, III степени. Работы, не занявшие призовые места получат рекомендательные справки от конкурсной комиссии.
  • Данные о результатах участия и контакты участника будут доступны для просмотра сотрудникам ВУЗов в виде специального рейтинга.

НАГРАЖДЕНИЕ:

  • Все участники получат электронный Сертификат, подтверждающий участие в олимпиаде, конкурсе или конференции.
  • Все победители будут награждены электронными Дипломами.

В целях поощрения педагогов за результаты их творческой деятельности в рамках научно-практических мероприятий утверждены критерий для награждения правами Президента Международной ассоциации педагогов:

  • педагоги, подготовившие более 5 учеников для участия в олимпиаде по одному предмету в рамках одного участия (в одной заявке) , получают благодарственные письма.
  • поощряются благодарственными письмами педагоги, принявшие участия в двух научно-практических конференциях по разным тематикам.
  • поощряются благодарственными письмами педагоги, принявшие участия в двух творческих мероприятиях по разным тематикам.

СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ УЧАСТНИКОВ

Служба поддержки участников работает с 10:00 до 18:00.

Уважаемые участники! При обращений просим указывать номер заявки и раскрыть содержание вашего вопроса.

Главная задача современного образования состоит в овладении специалистами методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения.

Обучение не может быть сведено лишь к приобретению У и Н, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве (А. Маслоу, 1999).

Несмотря на большое многообразие мнений о том, что такое творчество, все сходится на одном, что результатом творческого акта всегда является нечто новое. Возникают вопросы: «Как же рождается творчество?»; «можно ли научить человека творчеству?»; «Почему деятельность одного чрезвычайно продуктивна и оценивается творческой, а другой оказывается способным только к репродуктивному труду?».

Творческая деятельность обучаемых помогает выявлению личностных их качеств, таких как активность, ответственность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли и др.

Существуют многие факторы, предполагающие творческий подход к самому процессу обучения (изучение непосредственно самих наук, НИР преподавателей и др.). Прямое обучение творчеству не возможно, а возможно лишь создание условий, стимулирующих творческую деятельность. Творческий характер обучения во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным.

Задача обучения состоит в нахождении такого учебного материала, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель (большое значение, интерес). Необходимо найти типичные виды деятельности, результаты которых по настоящему интересуют обучаемых, и которые невозможно выполнять механически. Обучаемый по настоящему учится только тогда, когда осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности (Дж. Дьюи, 2000).

В Древней Индии процесс передачи личных творческих качеств учителя не сводился к передачи информации ученику. Творчество связывалось с особым состояние индивидуального сознания. Для этого состояния сознания характерна невыразимость мысли в вербальной форме. Как только мысль обретает словесную форму, она становится фиксированной, стабильной, выходит за пределы индивидуальности, социализируется, тем самым устанавливается предел индивидуального творчества, в ходе которого только и возможно достижение нового смысла и знания.

Познание рассматривается как получение нового знания при творческом акте интуиции. В обучении преследовалась творческая передача качеств учителя ученику. Именно это - творческая личность учителя - и было тем содержанием, которое передавалось от поколения к поколению. Понимание творчества в Восточной культуре тесным образом связано с интуицией, которая иррациональная по своей сути. Каким же образом возможно научить интуиции, а значит и творчеству, и возможно ли это вообще? На Востоке считается, что интуитивные способности лишь в том, чтобы развить их.

Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:

  1. уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
  2. стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
  3. возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), стимулирующих процесс творчества;
  4. формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;
  5. использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания (С.Д. Пинчук, 2004).

Творчество - одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Наряду с ней существуют и другие мотивы творчества - потребности в самоутверждении, признании другими членами общества и др. Для творчества одаренных людей сам поиск нового, в силу психофизиологических закономерностей, приносит большое удовлетворение. Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая выводит субъект за рамки существующих парадигм. Превращению деятельности в творческую будет способствовать формирование у субъекта определенных У и Н, способностей творческого характера. Такими творческими У и Н, способностями могут считаться У и Н анализа, сравнения, оценки и самооценки, творческого поиска и критического восприятия. Творчеству обучить трудно, но в силах преподавателя целенаправленно формировать и развивать некоторые У и Н, открывающие дорогу творческому прорыву.

Обучающийся - это человек с чистой душой, открытый новому и неизвестному. Задача преподавателя и состоит в использовании и разработке методики и технологий, направленных на становление и совершенствование творческих У и Н, развитие творческих способностей и, в конечном итоге, на формирование творчески ориентированной личности с учетом результатов диагностики индивидуальных ее особенностей (Л.Н. Колесникова, 2004).

Творческий подход к выполняемой работе не возможен без широкой мобилизации и правильного применения накопленных знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления вариантов его использования. Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:

  • проблемное обучение,
  • умение налаживать междисциплинарные связи,
  • воспитание творческого отношения к изучению дисциплин,
  • умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал,
  • развитие у студентов способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации,
  • умение оценивать практические ситуации.

Приобщение студентов к получаемой профессии, активизация интереса и увлечение будущей профессиональной деятельностью складываются в процессе вовлечения студентов в НИР, которая значительно расширяет их кругозор и научный уровень, повышая качество подготовки специалистов. Следовательно, важнейшим условием развития творчества студента является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. В период обучения каждый должен получить У и Н исследовательской работы, самостоятельно работать над научной темой и участвовать в коллективной НИР, в работе СНО (О.А. Чернова, 2004).

Многие педагоги указывают на то, что их работа не может быть сведена к некоторым шаблонам, она предполагает творчество.

По мнению С.Л. Рубинштейн, творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

Творчество предполагает наличие у личности ЗУН, способностей, мотивов, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Развитие реальных творческих возможностей, по мнению И.Я. Лернера, предполагает обучение самостоятельному переносу усвоенных знаний в новую ситуацию, видению в привычных условиях новой функции знакомого предмета, новой структуры объекта, альтернативы способа решения, нового способа из числа известных.

Исследуя творческие способности личности и учебно-творческую деятельность обучаемых, обращают внимание на наличие противоречений и барьеров, стоящих на их пути.

С точки зрения системного подхода В.И. Андреева (1988) можно выделить 3 группы противоречий развития творческих способностей личности:

  1. социально-педагогические противоречия между социальными процессами в обществе и развитием педагогической системы;
  2. собственно педагогические противоречия, возникающие в самой педагогической системе;
  3. личностные (психологические) противоречия, которые отражают становление творческих способностей личности.

А.М. Матюшкин (1993) указывает на 3 основных противоречия:

1. противоречие между тем, что знает и умеет обучаемый, и тем, на что он способен в процессе решения творческих задач; обучаемому требуется актуализация опыта переконструирования знаний, мобилизация творческих способностей и помощь со стороны педагога, чтобы учебная программа была решена;

2. противоречие между предметным обучением и необходимостью системного применения научного знания в условиях решения творческой задачи;

3. противоречие, возникающее при организации коллективной учебной деятельности, когда необходимым является реализация групповых интересов и индивидуальных интересов личности каждого обучаемого, т.к. единые педагогические требования, в том числе и творческие задачи, не могут быть выполнены всеми студентами с одним и тем же результатом.

Нормативность требований и творчество в образовании иллюстрируют единство противоположностей, в котором нормативные знания служат основной для творческого процесса. Однако стереотипы приводят к борьбе между нормативностью и творчеством, в котором чаще верх одерживают нормативность и стандарт, но в итоге они проигрывают в эффективности и результативности. Содержание образования должно сочетать знания и элементы творчества.

Становление творческой личности обучаемого противоречиво в своей основе. Теоретический анализ педагогических противоречий позволяет отыскать психолого-педагогические подходы и стратегии разрешения этих противоречий и, тем самым сформулировать соответствующие принципы педагогики творчества.

Педагогика творчества - это наука о педагогической системе двух видов деятельности: педагогического воспитания и самовоспитания личности в целях всестороннего и гармоничного развития творческих способностей, как отдельной личности, так и коллектива.

Творчество в педагогическом процессе проявляется через развитие творческих способностей обучаемых и формируется посредством организации поисковой их деятельности.

Учебно-творческая деятельность студентов ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Учебно-творческая деятельность - педагогически управляемая деятельность, осуществляемая преимущественно на основе косвенного и перспективного управления. Успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-личностных, сколько от эвристических, интуитивных способов интеллектуальной деятельности (Е.И. Белоус, 2004).

В настоящее время актуализированы основные принципы педагогики творчества Торренса:

  1. признание ранее непризнанных или неиспользуемых возможностей,
  2. уважение желания студента работать самостоятельно,
  3. умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности,
  4. предоставление студенту свободы выбора области приложения сил и способов достижения цели,
  5. индивидуальное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемых,
  6. создание условий для конкретного воплощения идей,
  7. предоставление возможностей вносить вклад в общее дело группы,
  8. поощрение работы над проектами, предложенными самими обучаемыми,
  9. исключение какого-либо давления на обучаемых,
  10. подчеркивание положительного значения индивидуальных различий,
  11. уважение потенциальных возможностей отстающих,
  12. демонстрация энтузиазма,
  13. создание ситуаций, при которых более успевающие работают со слабоуспевающими студентами,
  14. поиск возможных точек соприкосновения идеального с реальным,
  15. одобрение результатов деятельности учащихся в какой-либо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности,
  16. оказание авторитетной помощи студентам, высказывающим отличное от других мнений, испытывающим давление со стороны своих сверстников (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003).

Следовательно, организация принципов педагогики творчества в учебно-воспитательном процессе создает творческую атмосферу в образовательном учреждении, «пропитывая» все методы обучения элементами творчества и обеспечивая инновационный подход к осуществлению СПО.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

Е.В. ЛОМТЕВА

ДЕКАН ФДП НОУ «ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако, не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчеств, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее творческого начала.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, навыков. Творчество может иметь несколько уровней. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения, на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с «новизной» характеризуется и «прогрессивностью». Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры общества.

В. И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, выделяет ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

Наличие проблемой ситуации или творческой задачи;

Социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;

Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих особенностей личности);

Новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо не может быть названа творческой.

Педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Педагог-новатор осознает, что учебно-познавательная деятельность учащихся стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, уважения учащийся охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Учащийся, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебных задач.

Содержание обучения и воспитания, т. е. база для организации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личностных интересов и потребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. В таком случае будет устранена возможность возникновения нежелательных конфликтов, которые могут проявиться (и обычно проявляются) в многообразных формах. Одновременно исчезнет необходимость в системах авторитарных педагогических мер, направленных на устранение этих мешающих нормальному функционированию учебно-воспитательного процесса конфликтов и противоречий, на принуждение учащихся выполнять свой долг, на восстановление порядка и т. д.

Возвысить ученика до педагогически организованной среды, которая потребует от него активности преднамеренно запланированного содержания, возможно, по мнению многих педагогов-новаторов (в том числе и Ш.А. Амонашвили*) путем максимального учета развивающихся потребностей и потенции

личности студента, стремящейся быть независимой и самостоятельной, путем специальных форм и способов управления учебно-воспитательным процессом, помогающих ученику осознать себя как личность и направляющих его на самостроительство своего внутреннего мира.

Необходимо постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого ученика. Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного подхода к нему. Воспринимать естественные неудачи учащегося как его неспособность, реагировать на это осуждающе, пусть даже с глубоким сочувствием, но без ориентировки на их обязательное преодоление в будущем, не гуманно по отношению к личности ученика.

Позитивное выражение педагогом своих огорчений из-за неудачи ученика опять-таки должно основываться на вере в его будущие успехи. Оно должно носить форму обнадеживающего сочувствия, в котором одновременно заложена мысль о том, что педагог переживает за учащегося и готов прийти к нему на помощь. Учащийся постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются. Одновременно содержание обучения, в связи с которым организуется такая воспитательная среда, должно создавать условия, для того чтобы обеспечить ученику возможность высказывать свое мнение, давать советы, строить предположения, выбирать, творить.

Академик В. А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, «результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.

Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный,

а умственный - значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом можно привести разные перечни таких признаков. Среди них можно выделить: способность личности замечать и формулировать альтернативы; подвергать сомнению на первый взгляд очевидное; избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

К признакам творческой личности можно отнести также легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.

Можно считать творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е. С. Громов и В. А. Моляко* называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В. И. Андреевым*, которая может быть распространена и на педагогов.

Теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже

известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей - это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик-экспериментатор всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляв их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.

Творческая деятельность учителя, по мнению В. В. Краевского**, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности - необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает педагогу простор для подлинно творческой работы.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее

стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик):

Временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

Сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

Отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

Атмосфера публичного выступления;

Необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с алгоритмом эвристического поиска, подразумевающим анализ педагогической ситуации, проектирование результата в соответствии с исходными данными, анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата, оценка полученных данных, формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности -возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи -приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т. п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Классификация задач, адекватных формированию такого потенциала личности, целесообразно осуществить, выделив наиболее яркие черты творческой деятельности. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию; на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях; выделение новых

функций методов и приемов; на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же будут способствовать и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, разложении их на составляющие, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логикопедагогическим аспектом творческой деятельности педагога и субьективно-эмоциональный, отмечает наличие в деятельности педагога коммуникативного творчества (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся т.д.) В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества:

Уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», по шаблону», по опыту других учителей;

Уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

Эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

Высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно-самостоятельный.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к

изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А. К. Маркова*). В связи с уровневой характеристикой педагогического творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта. Ответы начинающих и будущих учителей в отличие от учителей, имеющих некоторый стаж, в подавляющем большинстве однозначны: творить может только молодой учитель, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в этом случае нередко отождествляется с путем проб и ошибок. Тем не менее, утверждение молодых учителей не лишено оснований, хотя в нем и отражается юношеский максимализм. Этот вопрос вызывает, в свою очередь, и другой: каково соотношение педагогического опыта и творчества, педагогического творчества и мастерства?

Педагогический опыт может быть массовым и передовым Массовый педагогический опыт - это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки. Слова «передовой педагогический опыт» употребляются в широком и узком смыслах (М.Н. Скаткин). В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-то нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой опыт, достойный распространения.

К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором. Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования.

М. М. Князева отмечает, что педагогические инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств, которые становятся перфективными для эволюции образования и позитивно влияют на развитие. Развитие инновационного процесса в образовании предполагает:

Создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в педагогическом сообществе к инициативам и новшествам;

Создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

Инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки;

Интеграция наиболее перспективных нововведений продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инновации в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных учреждений.

Педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;

Педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;

Педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;

Педагог создает общую концепцию урока, учитывает

особенности отдельных учеников, обеспечивает им

индивидуальный подход.

Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А. К. Маркова, - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт). Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

* Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. -Высшее образование в России. - 1994, №4.

* Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

* Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. - М., 1995.

Марцинковская Т.Д. История психологии: учебное пособие для студ. высш. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2001

* Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.

Наталья Кравченко
Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности»

Тема : Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности .

Цель : создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию творческих способностей .

Задачи :

Создать атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;

Формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;

Активизация индивидуальных и творческих способностей ;

Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

Оборудование : ватманы, листы А-4, карандаши, краски, ножницы, клей, газеты, открытки, раздаточный материал

I. Вступление.

1. Отрывок из мультфильма «Лунтик»

«Творчество » . Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, сколько идей, планов, и радости новых открытий. Это слово можно часто встретить в литературе, его часто употребляют и в обыденной жизни. А отдаем ли мы себе отчёт, что такое творчество ?

2. Видеоролик «Пастернак. Определение творчества »

ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО ?

Это пассивный, но судьбоносный дар, счастливый случай, удача, которая появляется и исчезает независимо от желания человека? Или это все-таки выбор, настойчивость, работа над собой и «Запланированное везение» ? Задача расширения творческих возможностей человека в последние годы рассматривается психологами как самый эффективный способ активного развития личности . При этом всё чаще само понятие "творчество " рассматривается как умение человека гибко относиться к самой своей жизни, как способность добиваться успеха в реализации своих идей.

«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, нужно ей дать волю развиваться и расцвести »

М. Горький

Творчество – деятельность , порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество . Джон Голсуорси.

2. Творчество в работе педагога - это , можно сказать, особый вид деятельности , направленный на создание нового продукта. Это «изюминка» , при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества . Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей , качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция

Мы, педагоги , как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество , нужно самим быть творческими людьми . Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями . Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях , но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению советского кинорежиссёра Сергея Гиппиуса так : «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым» .

3. Сообщение темы семинара .

II. Основная часть.

1. У творчески работающего педагога – творчески развитые ученики .

2. Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности .

Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми . Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса учреждения, снижение уровня воспитательного процесса.

В своем опыте мы часто слышим от педагогов «Мы не умеем быть творческими людьми , мы не умеем творить .

3. Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия :

– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога ;

– мотивационная готовность педагога ;

– информированность о нововведениях;

– материальная база.

4. Сообщение результатов анкетирования.

5. Креативность.

Личность считается творческой , если она обладает креативностью как способом преобразования деятельности в творческий процесс .

«Креативность – это творческая направленность , врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».

Как часто мы задаем себе вопросы и размышляем над ними? Именно размышляем, а не ищем готовые ответы у близких, друзей, в литературе или в интернете?

В современной жизни у серьёзных работодателей всегда пользуются спросом сотрудники, способные находить творческие решения поставленных задач. Таких людей часто называют креативщиками.

6. Откуда же они берутся и почему это «дано не всем» ? Почему основная масса людей являются замечательными исполнителями?

Давайте попробуем вместе разобраться в этом.

Новорожденный младенец полностью зависим от окружения и представляет собой «открытую книгу» . Он впитывает культуру, язык, традиции своей семьи. Затем круг общения увеличивается, ребенок включается в социум.

На каком-то этапе наступает момент, когда ребенок начинает проявлять индивидуальные свойства личности, не совпадающие с качествами окружающих. И тогда взрослые говорят : «Характер показывает.» .

В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс. В процессе взросления человек приобретает новый опыт, новые качества, теряя при этом характерные черты ребенка. В том числе, потребность в творчестве и открытость окружающему миру. И этот процесс развития мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Наоборот, если взрослый человек проявляет признаки ребенка мы удивляемся, недоумеваем, и даже иногда осуждаем : «впал в детство» , «ведёт себя как ребенок» . Существуют определенные стереотипы, шаблоны поведения, которым должны соответствовать «нормальные» взрослые люди. А люди творческие , музыкальные, литературные или научные гении, как правило, «витают в облаках» , «не от мира сего» , «белые вороны» и т. д.

Если рассмотреть «белых ворон» поближе, то можно увидеть, что это люди, которые смело выражают свои, отличные от общепринятых взгляды и идеи. Они далеки от забот о хлебе насущном, их мало волнуют людские страсти. Существует немало примеров, когда человек, находящийся в процессе творения , забывал о времени, еде, сне, о тех, кто его окружает. И в этом состоянии он «как ребенок» , он свободен, он плывёт по реке вдохновения, доверившись её течению.

7. Для того чтобы обрести внутреннюю свободу и вспомнить ощущение творческого полета предлагаю немного разобраться в себе. И сделать это в несколько этапов :

1 этап : Приручи животного в себе.

Человек является одним из элементов живого мира нашей планеты. И конечно в нас присутствует еще много животных инстинктов. Это нормально. Но вот вопрос : кто нами управляет? Инстинкты или человеческий разум?

Насколько мы знаем, древние люди не были особо нежными к себе подобным. Их сопровождала борьба за власть, за лучший кусок еды, жилье, лучшего партнера. Выжить в группе нужно было любой ценой. И чем агрессивнее вел себя человек, тем большее количество людей признавало его власть. Слабый подвергался нападению не только со стороны врагов, но и со стороны сородичей. Он был слабым звеном группы, обузой, поэтому либо погибал первым, либо изгонялся из сообщества. А теперь присмотритесь к своим взаимоотношениям на работе, среди друзей, случайных знакомых, в семье. Так ли далеко мы ушли от предков? Большая часть современной психологии направлена на воспитание лидерства, по сути, на борьбе за власть, на усвоение техник манипуляции, достижения собственных целей.

А как мы воспитываем наших детей? «Ты должен быть сильным!» «Не будь слабаком!»

«Ты должен много учиться, поступить в престижный ВУЗ, чтобы быть успешным !» А задавали ли вы вопрос своему ребенку : «А есть ли в вашем классе (группе) кто-нибудь, кто нуждается в помощи и поддержке?» Воспитываете ли вы в своих детях милосердие и терпимость к чужим ошибкам и слабостям? А как у вас самих обстоят дела с этим?

Древние люди жили инстинктами. Они предполагали наличие некоей высшей силы, которую нужно задабривать, дабы не вызвать гнев. Эта высшая сила была далекой и неясной. Большая же часть жизни проходила во власти инстинктов. При этом наши предки были очень чуткими к природе, животным, окружающей среде. Они могли читать их как открытую книгу.

Подумайте и ответьте себе на несколько вопросов.

Как часто вы действительно осознаете свои действия?

Как часто вы задаете себе вопрос : «Зачем мне это?»

Как часто вы делаете в жизни то, что вам действительно хочется, а не то, что от вас ожидают окружающие, то к чему вас обязывает чувство долга?

Признаете ли вы наличие Высшего Разума в той или иной форме?

В каких отношениях вы с окружающим вас миром, природой? Что они для вас : среда обитания или живая субстанция со своими законами, душой?

А теперь давайте посмотрим на всю ситуацию целиком и подумаем : А так ли далеко мы ушли от древних людей с их животными инстинктами? А может мы даже в чём-то деградировали?

Надеюсь, что после этих размышлений вам стало более понятен процесс «приручения» животного в себе.

2 этап : отказ от принадлежности к семье, роду, группе.

Заголовок звучит как призыв к революции. Но не торопитесь с выводами. Речь не идет о том, что человек должен бросать семью и уходить в "одиночное плавание".

Мы будем рассматривать наши личные привязанности как ограничение творчества .

Рождаясь, ребенок попадает в семью. В каждой семье существуют свои традиции, правила поведения, общения друг с другом. И ребенок воспринимает их как единственно правильные. Затем он попадает в социум : группу детского сада, школьный класс, затем ВУЗ, работа. И везде свои нормы поведения, правила общения, стиль одежды и прочее. Постепенно человек превращается в некоего живого робота, живущего "как все", одевающегося в стиле своего окружения, использующего определенный словарный запас и т. д.

Жить в соответствии с требованиями окружающих комфортно и выгодно. А вот высказывать свое мнение, даже если оно идет в разрез с установленными нормами - невыгодно. Подобные действия могут привести к конфликту, лишению материальных благ. И вот мы смиряемся. Ведь все так живут. Если нам что-то не нравится, мы бурчим внутри себя или на кухне с родными, но в конечном итоге подчиняемся. Это и есть зависимость от принадлежности к группе. Именно от таких зависимостей и необходимо избавляться. Мы должны научиться быть сами с собою, перестать прятаться за масками, играть театральные роли. Пытаясь только выглядеть «хорошим человеком» , нельзя стать таковым. Мы должны научиться жить, как дышать - также свободно. Естественно при этом не отменяются уважение к окружающим, к их праву быть собой. Понаблюдайте за собой, своим поведением и честно ответьте себе на несколько вопросов.

Как часто вы "переступаете через себя"?

Где и в каких ситуациях это происходит чаще всего?

Почему вы это делаете? В чем ваша выгода?

Или это страх? Тогда чего вы боитесь?

Что мешает вам быть самими собою?

Как может измениться ваша жизнь, если вы начнете избавляться от своих ограничений?

И последнее. Когда вы начнете от них избавляться?

3 этап : отказ от принадлежности к профессии.

Давайте рассмотрим процесс выбора профессии человеком.

В детстве ребенок начинает проявлять некоторые способности в большей степени, нежели остальные. Обычно родители начинают прикладывать усилия для того, чтобы развивать именно эти наклонности. Ребенок хорошо рисует - отдадим в художественную школу, хорошо поет - в музыкальную, склонность к технике - в компьютерный класс.

Сама по себе подобная реакция родителей ничего плохого не представляет. Таланты нужно развивать . Но существует тонкая грань между развитием талантов ребенка во имя его будущего и желанием иметь талантливого ребенка ради собственного тщеславия или реализации личных несбывшихся мечтаний. Помимо этого, все остальные виды творческой деятельности выпадают из вида . У ребенка на них просто не хватает времени. Таким образом, мы своими руками начинаем его ограничивать.

Затем родители с ребенком, а некоторые за ребенка, начинают выбирать ВУЗ или другое профессиональное образовательное заведение. По какому принципу? Предпочтение отдается тому заведению, куда проще или больше шансов поступить. Либо туда, где можно получить престижную, востребованную профессию, гарантирующую хорошее положение в обществе и приличную зарплату.

Получив профессию, человек поступает на работу по выбранному профилю. И даже если он меняет работодателей, профессия остается неизменной. Поступая на новую работу, мы с головой в нее погружаемся, стараясь выполнять поручения с максимальной отдачей, дабы продемонстрировать свои профессиональные качества и получить хорошее материальное вознаграждение в виде зарплаты, высокой должности и пр. Мы отдаем много сил и времени для совершенствования своего мастерства в избранной области.

Если к этому времени добавить еще и семейные заботы, то понятно, что на другие занятия у нас чаще всего не хватает времени. Максимум на вечер у телевизора или вечеринки с друзьями.

По сути, мы сами себя загоняем в коридор избранной профессии и двигаемся строго по нему. Это дает нам возможность добиться максимальной материальной выгоды при минимальных затратах.

И если вдруг человеку, в силу непреодолимых обстоятельств, приходится кардинально менять род своей деятельности , то это приносит страдания, стрессы, депрессии, потерю уверенности в себе и т. д.

Развиваясь , человек должен уходить от этой системы самоограничения и стремиться к универсальности.

В истории немало примеров людей, имеющих универсальные знания. Например : Леонардо да Винчи был гениальным математиком, инженером, художником, обладал богатыми знаниями во многих других отраслях культуры и науки.

Освобождение от профессиональных рамок является немаловажным этапом пробуждения творчества .

А теперь традиционные вопросы.

Какими видами творчества вы занимались в детстве?

Почему именно на них пал выбор?

Чей это был выбор? Ваш или родителей?

Как вы выбирали профессию? Чем был обусловлен ваш выбор ?

Вы меняли кардинально род своих занятий?

Если да, то чем это было вызвано? Вспомните свои ощущения, эмоции. Какими они были?

А если нет, тогда что вас останавливало?

Насколько сейчас вы готовы резко изменить свою профессию? Приведите аргументы "за" и "против".

Честно себе признайтесь : насколько широк ваш профессиональный коридор?

Разбудите свое уснувшее творчество , выпустите его на свободу! Чаще вспоминайте ощущения полета независимо от профессии и статуса. Как знать, может впереди вас ждут великие открытия?

Креативность – это не единичная способность, а комплексное свойство человеческой психики, включающее в себя несколько компонентов, важнейшие из которых таковы :

1. Качества интеллекта.

Беглость мышления (способность к порождению большого числа идей, ассоциаций)

Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно относиться к той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. Например : ведущий говорит : "Спелое яблоко" - второй участник : "Апельсин зелёный" - третий : "Оранжевый шарф" и т. д.

Гибкость (разнообразие порождаемых идей)

Упражнение «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАРТИНКИ»

волнистой линией оказываются и горы и волны моря и даже спина дракона.

Оригинальность (способность к нахождению неочевидных, редких, но вместе с тем адекватных идей).

Максимальное расширении видения проблемного поля, поиске неочевидных вариантов решений.

При этом активно задействуется воображение, ассоциативное мышление, способность к рекомбинации (представление известного в новых, необычных сочетаниях) .

Упражнение»Придумай»

Инструкция : Придумайте новое применение предметам :

Альбом для рисования,

Смешавшийся пластилин

Лопнувший воздушный шарик,

Перегоревшая лампочка,

Пустой стержень от ручки.

2. Качества личности.

Упражнение «Перекинь мяч»

Приглашаются желающие. Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8. Им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание : как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду на всю группу.

Важнейшее из этих качеств – это открытость к новому жизненному опыту. Такой человек готов принимать все то новое, что появляется вокруг, способен к изменению сложившихся представлений, комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности и не испытывает при этом тревоги, смел, любознателен, игрив. Зачастую такие люди внешне напоминают «больших детей» . С креативностью слабо совместима излишняя «серьезность» , отсутствие спонтанности, желание организовать свою жизнь по раз и навсегда заведенным правилам. Конечно, вышесказанное не отрицает важность организованности жизни, наличия правил и принципов, однако креативный человек при изменении обстоятельств готов к их пересмотру, а не обладающий этим качеством – продолжает жить «по старинке» , упорно не замечая происходящих изменений.

3. Ценностные ориентации.

Такой человек - Окружающий мир интересен ему сам по себе, а не только как средство удовлетворения каких-то личных потребностей. Креативный человек сознательно выбирает активную, преобразовательскую жизненную позицию.

Существует 7 признаков креативности :

Оригинальность,

Фантазия

Эвристичность

Чёткость

Активность

Чувствительность

Сконцентрированность

9. Притча «Лучик солнца»

Однажды луч сказал солнцу :

Каждый день я летаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека.

Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, - разрешило солнце. - Этот огонь поможет человеку стать великим творцом . Только выбери лучшего из людей. Луч прилетел на Землю и подумал : «Как же узнать, кто из людей лучше?»

Тут он услышал грустные мысли парня : «Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит».

У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! - воскликнул луч и подарил человеку свой огонь.

Вспыхнул солнечный огонь в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Он взял краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. «Это чудо!» - обрадовалась девушка и поцеловала его. Потом парень так покрасил дом, что заказчик пришел в восхищение : «Я думал, вы маляр, а вы - настоящий художник. Мой дом превратился в произведение искусства»! И парень стал известным художником.

Луч вернулся к солнцу и виновато сказал :

Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому встречному человеку.

Ты поверил в человека, - радостно ответило солнце. - А вера и поддержка превратят любого человека в творца и помогут преодолеть любые преграды.

III. Практическая часть.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов через использование психотренинговых информационно-практических занятий. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества : гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.

1. Упражнение «Арка»

Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание : изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения :

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

2. Упражнение «Сочиняем стихи»

Дано начало стихотворение , нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут) :

Утром настроение плохое, Глаз накрасить не могу никак…

Вместе с мужем мы собрались, Выйти вдруг куда - нибудь…

Весной везде повсюду лужи, В ручьях кораблики плывут…

Я решила похудеть, Села на диету…

После смены я решила Быстренько уйти домой…

Всех решила удивить, И французский суп сварить…

Родители, часто сердясь и бранясь, С ребенком теряют душевную связь…

Арттерапия «Рисунок музыки» . (Коллективная работа) .

Психолог включает расслабляющую музыку, а затем предлагает педагогам изобразить на листе бумаги, карандашами или красками те ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.

3. Упражнение «Творческая жизнь »

Материалы : бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы.

Участники объединяются в мини-группы по 5 – 6 человек, и получают задание : сделать с помощью метода коллажирования портрет творческого педагога , определить и записать качества творческого педагога . Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь » .

10. Видеоролик «Три упражнения на развитие правого полушария » .

IY. Заключительная часть

1. Упражнение «Солнце»

Цель : снятие напряжения, позволяющая раздвинуть границы и «освежиться» на лоне природы, внутренне собраться и обрести новые силы.

Представьте себя на пляже, на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из-за воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру.

Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее. Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете по морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца . Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.

2. "Открытка коллеге" (упражнение)

Даны ключевые слова : ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге, сидящему слева от вас.

3. Упражнение «Мешочек пожеланий»

Педагог использует данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники достают из него по одному предмету. Начиная со слов : “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский, задав вопрос: "Что такое педагогический опыт?", Дает на него такой ответ: "Большая или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерным особенностям, узагальнитися, стать мыслью, и уже эта мысль, а не факт станет правилом воспитательной деятельности педагога "..., и затем он выделяет главный признак передового педагогического опыта - наличие в нем определенной педагогической идеи, "мысли", которая и поддевает передачи другим учителям: "... передается мнение, выведенная из опыта, а не сам опыт".

В современной педагогической науке нет однозначного подхода к определению понятий "педагогический опыт", "передовой опыт", "новационный опыт" - это основные виды опыта, дадим их определения.

Опыт - это умения, которые формируются в деятельности, это производная от знаний и практики.

Педагогический опыт - это совокупность знаний, умений и навыков, полученных "учителем в процессе учебно-воспитательной работы.

Педагогический опыт накапливается в конкретной деятельности педагога под влиянием специфики учебного заведения, стиля деятельности педколлектива, личностных качеств учителя, он формируется на основе педагогических знаний, является критерием истинности научно-методических рекомендаций, средством переноса теоретических положений в практику. Массовый педагогический опыт отражает то, что есть в повседневной практике.

Передовой педагогический опыт отражает то, чего можно достичь в обучении и воспитании и при каких условиях. Передовой педагогический опыт - это высокое мастерство учителя и высокие педагогические результаты. Передовой педагогический опыт - это оригинальный по содержанию, логике, методами и приемами вроде педагогической деятельности, дает лучшие результаты по сравнению с массовой практикой; это рубеж, на который нужно вывести массовую практику. В нем творчески отражаются достижения, выводы и рекомендации педагогической науки, реализуются выявленные закономерности, синтезируясь с личным опытом педагога. Передовой опыт, связанный с научными рекомендациями, дает высокий педагогический эффект, вызывает интерес у общественности, влияет на массовую практику. Так, в 80-х годах немало учителей хорошо изучили теорию проблемного обучения, познакомились с передовым опытом, творчески соединив его со своим педагогическим опытом, стилем работы, стали успешно развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся и впоследствии сами стали передавать собственный опыт через показ уроков, чтение докладов, сообщений другим педагогам (особенно после Всесоюзной конференции 1980 в Ростове-на-Дону).

Новаторский педагогический опыт - явление редкое. Это педагогические открытия и изобретения, опыт воплощения в жизнь оригинальных идей, методов, приемов обучения и воспитания. В новаторском опыте проявляются закономерности, еще неизвестные педагогической науке. Опыт педагога-новатора требует от руководителей школ, ПТУ, работников методических служб, ученых пристального внимания, глубокого изучения и обоснования, так как этот опыт, как правило, несет на себе прогностические функции, опережает передовую практику.

Например, в книге "Педагогический поиск" описан опыт новаторов: В.Ф.Шаталова - донецкий учитель-новатор 80-х годов, выкладывая математику, совмещал целостный крупноблочная подход к изучению материала с его поэлементным обработкой, развивал творческое мышление учащихся с помощью сигнальных опорных конспектов. Он на уроке ставил оценку каждому ученику за весь объем материала при минимальных затратах времени. Шаталов в своих книгах "Куда и как исчезли тройки" (И979), "Педагогическая проза" (1980), "Точка опоры" (1987), "Эксперимент продолжается" (1989) и других показывает, что главное назначение его уроков - воспитание. Методика обучения за Шаталовым основана на воспитательном подходе. Стимулом для обучения является не оценка, а желание решать задачи, интерес к обучению, осознание долга, ответственности, самоуважение, самооценка. Демократизация обучения в В.Ф.Шаталова проявляется следующим образом: самостоятельную работу пишут все, а оценки в журнал выставляются только с согласия ученика (можно переделать задания). Взаимоотношения "учитель-ученик", "ученик-коллектив-ученик"

становятся мощным двигателем интенсификации учебной деятельности, развития коллективизма в труде. В.Ф.Шаталова создал целостную новаторскую систему обучения, которая базируется на психолого-педагогических идеях А.С.Макаренко, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других ученых.

Индивидуальный влияние на личность ребенка через творческий коллектив властвуй учителю труда и черчения из Подмосковья И.П.Волкову. Он, опираясь на опыт коммуны им. Ф.Э.Дзержинского, созданной А.С.Макаренко, выдвинул и практически осуществил важную идею раннего выявления и развития склонностей, способностей учащихся. Для этого, считает Игорь Павлович, нужно предоставить возможность всем, начиная с первого класса, попробовать свои силы в любых видах деятельности. В творческую комнату Волкова приходит любой ученик (независимо от возраста, успешности, времени года), включается в любую работу: конструирование моделей и макетов, занятия лепкой, резьбой, инкрустацией по дереву. Здесь нет никаких ограничений инициативы школьника - нет в выборе темы, ни в способах и сроках выполнения, ни в объеме помощи со стороны взрослых. О конечном результате самостоятельно выбранной и выполненной работы свидетельствует запись в творческой книжке, которая выдается ученику после окончания школы и по которой можно увидеть наклоны, практические умения, уровень развития способностей (см.: "Учим творчеству". - М., 1988).

Ш. А. Амонашвили научно обосновал и проверил на практике содержание и принципы работы с шестилетнего детьми, младшими школьниками, которые способствуют становлению социально значимых мотивов в учении, гуманизации процесса обучения (см.: В школу - с шести лет. - М., 1986).

В восьмидесятые годы московская учительница С.М.Лисенкова разработала систему управления упреждающим обучением младших школьников, которая дает ребенку радость успеха, вооружает способами обучения и саморегуляции учебной деятельности (см.: Когда легко учиться. - М., 1981).

Ленинградский словесник Е.М.Ильин изобрел путь для ускорения духовного развития учащихся, сделав преподавания литературы уроками познания жизни и себя, уроками нравственного прозрения, человековедения (см.: Искусство общения. - М., 1982; Путь к ученику. - М., 1989).

В конце 80-х годов, в начале 90-х увидели свет книги: "Письмо в будущее", "Школа над Роси» - о передовой и новаторский опыт народного учителя О.А.Захаренка; С.Г.Шумана "Родительские тревоги": из опыта психологической службы; И.А.Дружинина "С открытым сердцем": из опыта работы учителя химии Л.В.Маховои; О.О.Католикова "Моя семья" - об опыте Сыктывкарской школы-интерната для детей-сирот.

О.О.Захаренко - директор Сахновской школы на Черкасщине, в ней побывали сотни тысяч экскурсантов и среди них - не только учителя, специалисты народного образования, студенты, ай школьники. Юных экскурсантов удивляет Сахновская экзотика: телескоп, планетарий, картинг, дельтаплан, самолет (не модель), сконструированный и построенный в школьном автогуртку, и многое другое, казалось бы, для села не свойственного.

Для О.А.Захаренка школа - это не учебные помещения с прекрасными кабинетами, а не наглядная агитация. Школа - это высокий дух, мечта, идея, которая захватывает сразу трех - учителя, ребенка и родителей, и сразу же реализуется. Более 40 лет проработал в школе О.А.Захаренка, из них ни дня не потрачено зря. Яркая черта О.А.Захаренка - если можешь чем-то одарить людей, никогда не пропускай такой возможности. Ядро воспитательной системы в школе А. Захаренко составляют 5 элементов: целеустремленность, комплексный подход к обучению и воспитанию, деятельностный подход, сочетание индивидуального и коллективного подхода, создание условий для лучших результатов. Источником информации о ребенке, результатом труда учителей является "Табель успеваемости и воспитанности", в котором выставляются оценки воспитанность и по предметам не только учителем, но и классом, самим учеником и родителями. В школе еще в начале 80-х годов действовало 5 центров (2 учебных, по труду, идеологический и здоровья).

Педагогическая пресса немало писала о М.М.Палтишева, одесского физика с СПТУ № 1. Его опыт поэтапной системы изучения физики в ПТУ не раз анализировался министерскими комиссиями, о нем докладывали на Всесоюзных педагогических чтениях (1981 -1988 г.), На советах Академии педагогических наук. На базе СПТУ № 1 г.. Одессы было создано республиканскую и всесоюзную школу передового опыта по совершенствованию преподавания физики в ПТУ. Поэтапную организацию изучения физики можно представить в целостном виде следующим образом:

§ 1 этап - выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся по физике;

§ 2 этап - создание микроклимата, воспитание веры в успех;

§ 3 этап - овладение приемами обучения, ученики учатся учиться;

§ 4 этап - изучение физики с использованием зачетной системы;

§ 5 этап - подготовка к выпускным экзаменам.

Из года в год 60-80% учеников заканчивали это училище с оценками "4" и "5" по физике (см.: Народное образование.- 1988.- № 1).

На уроках М.М.Палтишева ученики слушают музыку, стихи, на все есть время; музыкальные фрагменты, поэзия органично вписываются в урок, способствуют усвоению нового материала. Какая же огромная работа стоит за всем этим, которая эрудиция и какая культура! Перед изучением нового раздела проводятся своеобразные "рекламные" уроки, на которых применяются физические законы в разных сферах жизни. Творчество Баха, Репина, Пушкина, Грига, Чайковского, Крамского, Рождественского, Высоцкого гармонично сливается на уроках физики с опытами Галилея и Ньютона, Фарадея и Попова, Столетова и Кулона. Такие уроки расширяют кругозор учащихся, подводят их к широким жизненных обобщений.

Например, перед изучением темы "Поверхностное натяжение" зачитывается отрывок из "Бегущей по волнам" А.Грина. Затем обсуждается чисто физическая сторона фантастического явления: может ли такое быть в действительности, можно ходить по волнам? После этого.демонструеться парадоксальный опыт Галилея "игла, на поверхности воды", который гласит, что железо может плавать в воде. А потом физика объясняет и реальный опыт и фантазию Грина.

Изучению звуковых волн предшествует прослушивание фортепьянном пьес П.И. Чайковского "Времена года". Создается соответствующая атмосфера, музыка вызывает у учащихся романтическое настроение, мечтательность, желание заниматься серьезной работой - изучением физики звуковых явлений. Все это хорошо удается Палтишеву, дети высоко ценят, уважают, стиль его общения с учениками демократический, он доверяет детям, требователен и всегда искренен с ними. Не случайно М.М.Палтишев утверждает: "Главное в навчанни- не мы с нашими методиками, а они - дети с их плюсами и минусами".

Педагогическое мастерство - еще один вид педагогического опыта. Это умение совершенствовать педагогический процесс, находить нестандартные решения, использовать достижения педагогической науки и практики. Приведем примеры деятельности учителей-мастеров педагогического дела, хорошо известных в Украине.

М.П.Гузик - одесский учитель химии, разработал целостную дидактическую систему, которая включает 5 основных типов уроков, идущих друг за другом в определенном порядке при изучении каждой темы. Первый урок новой темы - объяснение, разбор нового материала. Дальше - комбинированные семинарские занятия. Созданы условия для индивидуального обучения, учителя работают с минимумом домашних заданий творческого характера. (См.: "Экспериментальная школа-комплекс". - М., 1988).

Б.ИДегтярьов - учитель физики 45-й школы Донецка, кандидат педагогических наук. Конструируя педагогический процесс, он уделяет большое внимание мотивации учения. Его кабинет - настоящая выставка уникальных приборов, созданных вместе с учениками. Он применяет замкнутую телевизионную систему на уроках, давно использует микропроцессорную технику, разработал оптимальные модели сочетание различных форм обучения, предложил рациональные способы поэтапного контроля усвоения знаний учащихся разного уровня развития.

Б.Н.Школьник - учитель математики 51-й средней школы г.. Киева, пытается заинтересовать учеников математикой, сделать процесс обучения радостным, большого внимания предоставляет внеурочной работе с учащимися: организует работу клуба знатоков математики.

С.П.Логачевська - учительница начальных классов Балаховской школы Кировоградской области, имеет опыт дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Она систематически, глубоко и продуманно изучает уровне развития мышления учащихся, темп письма и чтения, оперативно выявляет готовность детей к изучению конкретного учебного материала, создает условия для разделения детей на временные группы на уроке, перехода учеников из одной группы в другую в зависимости от уровня овладения конкретным материалом в системе уроков. Логачевська привлекает детей к выполнению задач по выбору, стимулирует положительные мотивы учения, применяет дифференцированные задания, переход от коллективных форм работы в частично и полностью самостоятельных в пределах урока и в системе уроков.

Педагогический талант - это не только общая одаренность, душевная щедрость, полная самоотдача, увлеченность и широкая эрудиция, но и обязательно неординарные поступки, преступление привычных для школы канонов, творчество, которое прекрасно служит делу. К сожалению, таких учителей встречаем не часто, для этого нужно побывать на конкурсе "Учитель года", который проводится на местном, государственном и международном уровнях.

Приведем примеры необычных уроков, которые проводили учителя - участники первого Всесоюзного конкурса "Учитель года" в 1990г.

Учитель литературы В.Русецький проводил урок, посвященный распутинський "Пожары". Начался он с вопроса: "Какое слово спасет нас от катастрофы". Школьники отвечали: "Человек", "Душа", "Вера", "Красота", "Учитель". "Нет, не учитель, - сказал Русецкий, - семья. Воспитать душу способно лишь домашнее тепло, согласие между близкими людьми..."

Победителем первого в СССР конкурса "Учитель года" (Россия, Москва) в 1990г. Стал О.Е.Сутормин - словесник с

Тулы. Он проводил непростой урок на тему "Нравственные проблемы современной прозы». Перед учениками были выставлены книги В. Распутина "Живи и помни", Ч. Айтматова «Плаха», В.Астафьева "Царь-рыба". Сколько в них сложных ситуаций, которые заканчиваются трагически! На уроке проводилась умела, кропотливая работа с литературным текстом, точно было найдено эмоциональную интонацию урока; профессиональное владение классом, прекрасная дикция, декламаторськи данные присущие учителю. Учитель Сутормина на уроке полно раскрыл себя, демонстрировал недовольство, боль, свое стремление к истине, к добру, красоте - что может быть убедительнее!

Учительница украинского языка и литературы из лицея-интерната г.. Ровно Н.В.Сосюк стала победительницей Всеукраинского конкурса "Учитель года" в 1996 году.

Вот фрагмент ее урока. Раздался звонок, в классе воцарилась тишина. И полилась нежно-печальная песня "Ой Журавко, Журавко" ... Так начался урок украинской литературы в седьмом классе, урок-тоска по стихотворению Богдана легче "Видишь, брат мой» ... И в воображении школьников выныривает из серой мороси журавлиный ключ, слышится жалобный Журавлина "кру-кру". Проникновенные слова учительницы переплетаются с песней, а ее своеобразный голос делает урок волшебным. Сколько таких уроков, содержательно и организационно наполненных, проводит эта учительница! Урок причастности к родной земле, урок философского исследования, урок-выход на анализ проблем Природы, Человека, Общества... Стержнем в развитии национального самосознания учащихся является планирование проведения нестандартных уроков литературы, в частности в старших классах: урок-исследование, урок-пам Пять, урок-совесть, урок-плач, урок-молитва, урок-боль, урок-любовь, урок-скорбь, урок-тоска, урок-всепрощения, а в средних классах - это урок-сказка, урок-мудрость, урок- концерт. Поэтому уроки литературы, которые в основном базируются на дискуссионной основе и часто сопровождаются песней, является наслаждением для учеников, а разнообразие этих уроков - высшим проявлением эмоциональной сил и чувств, больших возможностей для альтернативных ученических мыслей.

Учитель-методист школы № 13 г.. Ровно Мизюк Ирина Леонтьевна на протяжении многих лет осуществляет с учениками фольклорные экспедиции в древние центры Ровенщины. Во время экспедиций записано более двухсот редких народных песен, которые поются ^ на Волыни (они вошли в сборники "Мы в глаза смеялись смерти", 1992 г.; "Мы шли в бой", 1993 г.; "Азалия", 1994, 1995 .). Богатый материал собран в рукописном сборнике "Человек в ее обычаях, традициях, верованиях".

И.Л.Мизюк засевает спасены сокровищами жаждущие детские и юношеские души. Она широко использует материалы фольклорных экспедиций на уроках и во внеклассной работе, часто представляет собранные материалы перед школой. Литературно-творческий кружок "Рассвет" учит учеников ценить художественное слово, чувствовать его красоту, делать попытки в литературе. Каждое занятие кружка оригинальное по форме и содержанию, объединяется девизом, проводится в "светлицы" с богатой фантазией и выдумкой. Умения и навыки, приобретенные учащимися в кружке, находят практическое применение на уроках литературы, немало учеников печатают собственные стихи в прессе.

Учительница английского языка, учитель-методист СШ № 15 г.. Ровно, победитель международных конкурсных программ Франчук Елена Евгеньевна успешно проводит интегративные уроки, сочетая их с предметами школьного цикла: литературой народов мира, историей, географией, музыкой. Учительница имеет богатую фонотеку-записи музыкальных произведений отечественных и зарубежных авторов, фольклор, записи народных песен, исполненных носителями языка (англ.), Декламации поэзии, оригинальных радиопередач, образцов различных языковых диалектов. О.Е.Франчук производит вместе с учениками и использует на уроках богатый дидактический материал оригинального страноведческого характера. Такая работа позволяет учащимся успешно усваивать материал по предметам «Литература Великобритании" и "Страноведение Великобритании".

error: