Салах ад дин и ричард львиное сердце. Саладин (Салах — ад — Дин). Путь к империи

Чтобы покорить Иерусалим, английский король Ричард Львиное Сердце дошёл в 1191 году со своей армией до Яффы. Чтобы отразить атаки Саладина, он сделал ставку на тактику - и добился своей величайшей победы.

Ричард I в битве при Яффе.

Бертольд ЗЕЕВАЛЬД (Berthold Seewald), германская газета «Вельт» (Die Welt)

Третий Крестовый поход, для которого в 1189 году объединились три самых могущественных властелина Европы, проходил не под счастливой звездой. Римско-германский кайзер Фридрих I Барбаросса утонул уже на подходе в реке Салеф в Малой Азии. Когда после длительных усилий в июле 1191 года удалось захватить портовую крепость Акко, король Франции Филипп II неожиданно отправился назад на свою родину. Теперь Ричарду Львиное Сердце, королю Англии, предстояло добиться с ослабленным войском этой высокой цели: повторный захват священного города Иерусалим, который султан Саладин отвоевал у крестоносцев четыре года тому назад.

Ричард быстро доказал, что не пойдет при этом ни на какие компромиссы. Поскольку Саладин затягивал переговоры об освобождении около 3 000 мусульманских пленных, которых захватили крестоносцы при Акко, король велел перебить их перед стенами города. «Большая печаль и отчаяние охватили их (солдат Саладина), ибо враг пощадил лишь мужчин с положением и должностью, а также таких, кто были сильны физически и могли быть полезны при строительных работах», - сообщал один из придворных Саладина.

О том, почему Ричард так поступил, спорят по сей день. Поскольку он разгадал тактику Саладина по затягиванию переговоров или, возможно, им руководила ярость крестоносца, или же он хотел захватить его войско целиком, показывая, что в будущем он не будет ожидать пощады от неприятеля? Таких объяснений много. Последовавшие за этим дни делают вполне достоверным последнее толкование.

Ибо Ричард стоял перед проблемой, как образумить своих людей. После ухода Филиппа оставалось от десяти до пятнадцати тысяч человек в том числе и многочисленные французы, которые по-прежнему чувствовали себя связанными клятвой крестоносцев. Однако в этом им препятствовали соблазны, которые им предлагал завоеванный Акко. Там жилось хорошо «с добрым вином и девушками, в том числе и весьма хорошенькими», обосновал один рыцарь свое желание продолжать участвовать в этой «дурной забаве».


Современники изображали борьбу между Ричардом Львиным Сердцем и Саладином (справа) в виде турнирной дуэли. Источник: UIG через Getty Images.

Когда Ричард собрал свое войско к отходу, то появились лишь дисциплинированные и заинтересованные рыцари иоанниты и тамплиеры, которые быстро собрались. Всех остальных лишь с трудом можно было заставить выйти из «пещеры пороков», в которую между тем превратился Акко по словам английского историка Томаса Эсбриджа (Thomas Asbridge).

Ричард осознавал, что за любым его передвижением наблюдают разведчики Саладина, который с численно превосходящим войском хотел отомстить за потерю Акко. Так как ему удалось завоевать в порту большую часть флота Саладина, английским король планировал использовать один порт на юге в качестве базы для нападения на Иерусалим. Яффа, удаленная от священного города лишь примерно на 60 километров, казалась идеальным местом.

Многие историки описали поход Ричарда на юг как образец искусства военноначальника. Слева он шел так близко к Средиземному морю, что его люди должны были идти чуть ли не в воде. Справа он заставлял их мужественно отбиваться от постоянных атак войска Саладина и просто продолжать дисциплинированный марш.

При любых обстоятельствах следовало предотвратить раскол вытянутого в колонну войска. Без численного преимущества у христианских войск не было никакого шанса победить превосходящие силы Саладина. Их также мучала жара, которая была «столь невыносимой, что некоторые умирали. Их тотчас же хоронили… Обессиленных король велел весьма заботливо направлять кораблями (которые параллельно сухопутным силам двигались на юг)… к месту следующей стоянки», - писал один участник похода.

Чтобы поддерживать дисциплину своих людей, Ричард не щадил себя, был постоянно в движении, чтобы быть для них образцом и предостережением. Во время одной атаки Саладина Ричард был легко ранен. Его выздоровление христиане восприняли как добрый знак. С таким воодушевлением они достигли Арсуфа, в десятке километров до Яффы. Быстрым маршем войско пересекло знаменитый лес, так что войско Саладина не смогло начать бой. Последней возможностью остановить крестоносцев была долина между городом и лесом. Там Саладин напал на арьергард.

«Еще никогда ранее ни дождь, ни снег или град зимой не падали так густо, как летели болванки, которые убивали наших лошадей, - вспоминал один крестоносец. - Никто не был настолько уверен в себе, чтобы не пожелать в душе прекратить это паломничество».


«Он пришпорил лошадь и поскакал быстрее, чем арбалетная стрела». Источник: Getty Images

Необыкновенная дисциплина, которую Ричард насаждал в своем войске, мгновенно исчезла. По широкой линии фронта обессиленные крестоносцы перешли в контрнаступление. Львиному Сердцу, чтобы сохранить свой авторитет, ничего не оставалось, как присоединиться к ним. «Он пришпорил своего коня и помчался галопом быстрее, чем выстрел из арбалета», -говорилось по этому поводу.

«Он рубил этот отвратительный народ так, словно серпом убирал урожай, так что в радиусе в полверсты из-за трупов турок, которых он убил, не было больше видно земли», - с восторгом писал один историк. Правда была, по-видимому, несколько скромнее. Хотя Саладин и потерпел большой урон, однако о преследовании его войск не могло быть и речи. Обессиленные крестоносцы разбили лагерь.

Современные историки оценивают победу Ричарда как доказательство «блестящего искусства военноначальника» и как «последний большой триумф христиан на Ближнем Востоке». Однако при этом легко забывается, что ощутимые результаты были вполне обозримы. Войско Саладина осталось боеспособным, как это признал Ричард в одном письме: «Вместо этого он (Саладин) затаился в некотором отдалении, невидимый, как лев в своей пещере, (и ждет подходящего момента), чтобы перебить крестоносцев как овец». Даже Яффа не оказалась надежной базой, поскольку султан накануне сровнял с землей укрепительные сооружения.


Победа Арсуфа мало изменила в стратегическом положении крестоносцев.

Когда речь заходит о крестовых походах, на ум сразу приходят имена Ричард Львиное Сердце и Саладин. Об этих вождях слагали легенды. И до нашего времени Ричард I Плантагенет остается одним из самых знаменитых английских монархов. В книгах и кинофильмах он упоминается не реже мифического короля Артура. Но Ричард I - реальная историческая личность и жизнь его действительно похожа на рыцарский роман. С именем Ричарда неразрывно связано и другое имя - султан Саладин. Дружба двух этих необыкновенных людей еще при жизни обросла легендами. Ричард безмерно уважал своего врага и говорил о нем как о доблестном и бесстрашном рыцаре. Саладин посылал к столу своего противника свежие фрукты и лед, а однажды, когда конь Ричарда был убит, султан прислал ему в дар двух великолепных жеребцов. Ричард также отвечал подарками. Некоторые исторические источники даже упоминают, что Ричард с Саладином хотели породниться с помощью женитьбы сестры английского короля Иоанны и брата Саладина Аль-Адиля.

Каким же на самом деле был король Англии Ричард? Так ли он был храбр и благороден, как утверждают многочисленные предания?

Ричард I родился 8 сентября 1157 г. в Оксфорде, в замке Бьюмонт у английского короля Генриха II Плантагенета и его супруги герцогини Элеоноры Аквитанской. Прозвище Львиное Сердце он получил за силу и мужество, которые проявлял еще в юношеские годы, но у него было и другое прозвище, гораздо менее известное, но больше отвечающее характеру Ричарда, - Ричард Да-и-Нет. Это имя означало, что будущего короля было легко переубедить и склонить в нужную собеседнику сторону.

Ричард был третьим законным сыном монарха, потому его шансы получить корону были весьма призрачны. Еще в детстве мать отправила его во Францию, где были его наследственные земли - герцогство Аквитанское и Пуатье. До вступления на престол будущий король побывал в Англии лишь дважды. Его правление во Франции нельзя назвать мирным - Ричарду приходилось постоянно усмирять местных баронов, привыкших к независимости. Он познакомился со многими знаменитыми трубадурами того времени. Поскольку при дворе герцогини Элеоноры процветала куртуазная поэзия, юноша и сам пробовал слагать стихи и даже сочинил несколько сирвент. Ричард уже начинал привыкать к такой сравнительно беззаботной жизни, когда к внутренним войнам добавились столкновения с отцом. В самом начале 1183 г. Генрих приказал Ричарду принести ленную присягу старшему брату, который должен был занять престол отца. Ричард наотрез отказался, ссылаясь на то, что это было неслыханным новшеством при дворе короля. Тогда Генрих Младший вторгся в Аквитанию во главе большой армии наемников и начал разорять страну. Но бесчинствовал он недолго - летом подхватил лихорадку, которая тогда считалась неизлечимой болезнью, и вскоре умер. Но смерть наследника не положила конец ссорам между отцом и Ричардом. В сентябре король потребовал освободить Аквитанию для младшего брата Ричарда, Иоанна. Ричард, как и следовало ожидать, отказался. Младшие братья Готфрид и Иоанн напали на Пуату, но уже тогда будущий король отличался поистине львиной храбростью и хваткой - он с войсками вторгся в Бретань. Таким образом, война грозила затянуться. Король, чтобы разрешить спор, повелел Ричарду передать Аквитанию матери. Наконец желания отца и сына совпали, но, несмотря на перемирие, оба втайне враждовали. Способствовала этому казавшаяся Ричарду подозрительной близость между королем и его младшим сыном Иоанном. Ходили слухи, что именно ему Генрих, вопреки обычаям, хочет оставить корону. Французский король поспешил воспользоваться сложившейся в Англии ситуацией и предложил выдать за Иоанна свою сестру Алису, вопреки тому, что она уже была обручена с Ричардом. Более того, Алиса, воспитывавшаяся при английском дворе, уже 17 лет была любовницей самого Генриха II. Обстановка накалилась до предела. Открыто Ричард выступил против отца осенью 1188 г., помирившись и заручившись поддержкой французского короля. Для этого Ричарду пришлось принести Филиппу II ленную присягу. В следующем году они вдвоем захватили Мэн и Турень. Генрих повел против них войну и потерял все владения на континенте, кроме Нормандии. Под Леманом Генрих чуть не попал к сыну в плен и уже в июле следующего года вынужден был заключить унизительный мир. Вскоре после этого Генрих II умер. В августе Ричард прибыл в Англию, 3 сентября был коронован в Вестминстерском аббатстве и стал королем Англии. Это почетное звание, однако, осталось для Ричарда только звуком - за 10 лет своего правления он провел в Англии всего полгода: четыре месяца сразу после вступления на престол и два в 1194 г. Тем не менее народ боготворил его - он был воистину воплощением всех рыцарских доблестей и добродетелей: умен, наделен талантом политика и полководца, обладал недюжинной силой, был образован и потрясающе красив. Хроники пишут, что король Ричард был ростом примерно 1 м 90 см, имел голубые глаза и светлые кудрявые волосы.

Те же хроники упоминают, что коронация Ричарда сопровождалась рядом странных событий, которые не предвещали ничего хорошего ни королю, ни народу. Некоторые летописцы утверждают, что в церковь влетела летучая мышь и в течение всей церемонии металась под сводами собора.

Также ходили слухи, что, когда Ричард в первый раз пришел на могилу отца в аббатстве Фонтевруа, на могиле вскипела кровь. В этих необычных событиях усматривали признаки особой судьбы нового царствования.

Все помнили, как в 1185 г. к отцу Ричарда приезжал иерусалимский патриарх Ираклий с ключами от Гроба Господня и умолял монарха выступить в защиту христианского королевства на Востоке. Но Генрих II эту просьбу проигнорировал. Его наследник поступил иначе: он горячо поддержал призыв Климента III - отвоевать у мусульман святые места и вернуть христианскому миру Животворящий Крест Господень. Ричард, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август повели свои войска в Третий крестовый поход. Чтобы собрать средства для армии, Ричард стал торговать государственными землями и постами, взимать огромные налоги на финансирование армии и флота. Он даже освободил короля Шотландии Вильгельма I от вассальной клятвы, при условии что тот выплатит ему 10 тысяч марок. Обобрав страну, Ричард с могучим войском двинулся на юг.

Учтя проблемы, с которыми столкнулись участники первых походов, Ричард Львиное Сердце настоял, чтобы войско добиралось до Святой земли морем. Поход начался весной 1190 г. В Марселе английские рыцари погрузились на корабли и в сентябре уже были на Сицилии. Однако местные жители не были в восторге от нашествия Христова воинства. У крестоносцев возникли трения с местными жителями. Граждане Мессины взялись за оружие, но столкновение закончилось победой рыцарей и разграблением города. Там же произошла помолвка Ричарда с Беренгарией Наваррской. Поскольку помолвка с сестрой Филиппа II Августа Алисой была давно расторгнута, Элеонора Аквитанская подыскала сыну другую невесту и даже привезла ее в Мессину. Король Филипп не ожидал такого поворота событий и был очень раздосадован. После помолвки Ричард отправил невесту в сопровождении своей сестры Иоанны, вдовы короля Сицилии Уильяма И, в Святую землю. Им были выделены лучшие корабли, многочисленная свита, и 10 апреля 1191 г. дамы отплыли из гавани Мессины. Однако через две недели корабли попали в сильный шторм, который разъединил флот. Три корабля, среди которых был и тот, где находились Иоанна и Беренгария, отогнало к острову Кипр. Корабль с женщинами чудом уцелел в прибрежных волнах, тоща как другие два корабля разбились, а выжившие рыцари и матросы были взяты в плен…

Правителем Кипра в это время был Исаак Комнин, считавший себя императором независимого государства. В свое время ему пришлось приложить немало сил, чтобы добиться независимости от Византии. По свидетельствам летописей, Исаак весьма недружелюбно относился к католической церкви и даже имел негласный союз с Саладином. Потому император Кипра старался замедлить передвижение крестоносного войска в Сирии. Вначале он установил очень высокие налоги на транзитные поставки продуктов и снаряжения, а позже издал указ, запрещающий принимать корабли крестоносцев. Узнав, что на корабле у берега Кипра оказались две королевы, он решил взять их в плен. По его приказу укреплялись береговые защитные сооружения и готовился флот, который мог напасть на корабль королев. Несколько раз он предлагал женщинам выйти прогуляться по берегу. Но приготовления Исаака были замечены, и корабль с королевами отплыл в море. Как раз в это время возле Кипра оказался оставшийся флот Ричарда. Корабли стали на якорь в порту Лимассола, однако войско на берег не сошло. Когда же Ричард узнал о грубом обращении с потерпевшими кораблекрушение, то. послал двух рыцарей к императору Кипра с просьбой компенсировать ущерб за нанесенное оскорбление. Исаак наговорил послам резких слов и отказался улаживать миром возникший конфликт. В ответ Ричард объявил высадку. Исаак Комнин бежал с войском в Килани. Ричард отдал приказ принять Лимассол под защиту, не нанося вреда местному населению. В это же время на Кипр высадились прибывшие из Сирии бароны, среди которых был и король иерусалимский Ги де Лузиньян. Новая попытка провести переговоры со строптивым императором также закончилась ничем. Тогда Ричард атаковал лагерь Исаака, но Комнин снова скрылся. 12 мая 1191 г. в завоеванном Лимассоле, в капелле Святого Георгия, прошла церемония венчания короля Англии Ричарда I Плантагенета и принцессы Беренгарии Наваррской. На момент церемонии Ричарду было 33 года, а его супруге - 26 лет. В замке Лимассола прошли пышные торжества. Меньше чем через месяц Ричард покинул остров и отплыл в Сирию.

В июне 1191 г. английский король ступил на берег Сирии и через три дня присоединился к участникам осады Акры, которая на тот момент длилась более двух лет. Крестоносцы почти овладели городом, но сами были окружены войсками Саладина. Ричард сорвал переговоры между Конрадом Монферратским и Саладином и начал так энергично штурмовать крепость, что 12 июля Акра пала. По условиям сдачи султан Саладин был обязан выплатить крестоносцам крупный выкуп - 200 тысяч червонцев, а также вернуть Животворящий Крест, захваченный в битве при Хаттине. Когда султан не смог уложиться в установленный срок, Ричард Львиное Сердце впал в ярость и приказал казнить 2 600 пленников. Несмотря на это, Ричард и Саладин прониклись друг к другу уважением и дружескими чувствами.

Радость победы омрачили раздоры, вспыхнувшие между вождями крестоносцев. Спор возник из-за кандидатуры иерусалимского короля. Ричард считал, что им должен остаться Ги де Лузиньян, но многие не могли простить ему падение Иерусалима и отдавали предпочтение Конраду Монферратскому. Французский король также поддерживал эту кандидатуру. Подлил масла в огонь и случай с австрийским знаменем. Путаные упоминания в летописях дают лишь общее представление о проблеме. Якобы после падения Акры герцог Австрийский Леопольд приказал поднять над своим домом австрийский штандарт. Увидев его, Ричард велел сорвать его и бросить в грязь. Король разгневался, поскольку Леопольд занял дом в английской части города, хотя был союзником французского короля. Этот случай вызвал волну возмущения среди крестоносцев и не способствовал укреплению авторитета Ричарда. Это также послужило причиной того, что в конце июля Филипп с войском, а также многие французские пилигримы покинули Святую землю и отправились на родину.

Это существенно ослабило силы крестоносцев, а между тем самая трудная часть войны - взятие Иерусалима - была впереди. Теперь Ричард был единственным главой войска. Наслушавшись о мощных укреплениях вокруг Святого города, Ричард не пошел на Иерусалим, а повернул к Аскалону. Приблизившись к городу, армия с удивлением увидела руины. Как оказалось, Саладин приказал разрушить Аскалон, так как не надеялся его удержать. Крестоносцы вынуждены были задержаться, чтобы восстановить укрепления. Ричард наравне с воинами таскал на плечах камни, подавая пример. За несколько недель из беспорядочных груд камней и мусора поднялись стены, башни и дома. В мае Ричард вавд-лриступом Даруму - хорошо укрепленную крепость к югу от Аскалона. После этого крестоносцы снова двинулись на Иерусалим и опять не дошли до города. По дороге было получено известие о нападении султана на Яффу, и Ричард бросился на помощь. Город удалось отстоять. Часть армии христиан восстанавливала развалины Яффы, другая заняла руины Рамле и Лидды. Сам Ричард участвовал в большинстве боев с мусульманами и одновременно вел переговоры с Саладином, которые, однако, не принесли ощутимых результатов, хотя мусульмане в этих боях понесли значительные потери.

Именно в это время из Англии начали приходить дурные вести о предательстве младшего брата короля, Иоанна Безземельного. Ричард понимал, что нужно возвращаться домой, потому пошел на переговоры с Саладином и был готов уступить, только бы быстрее отправиться в свои владения. Таким образом, по договору, заключенному в сентябре, Иерусалим остался под властью мусульман, Святой крест также оставался у неверных. Пленники-христиане становились законной добычей Саладина, а Аскалон было решено срыть совместно христианами и мусульманами. Не такого перемирия ждали христиане от похода, но изменить ничего не могли.

Ричард отправился восвояси, но в пути возникли неожиданные проблемы. Плыть морем вокруг Европы было долго и рискованно, а по суше путь к Британии лежал через земли Леопольда Австрийского, с которым Ричард поссорился, и императора Генриха VI, давнего недруга нормандцев. Ричард решил подняться на север по Адриатическому морю, чтобы через Южную Германию попасть во Францию. Около Венеции его корабль сел на мель, и Ричард с небольшим отрядом стал пробираться через владения Леопольда, стараясь сохранить инкогнито. Но о его передвижениях Леопольд узнал очень скоро. Изящный вид слуг Ричарда и иностранные деньги, которыми они расплачивались, привлекли внимание местных жителей. 21 декабря Плантагенет был схвачен и заключен в замок Дюренштейн. Правда, плен монарха не был суровым - он не был заточен в темницу, просто жил под усиленной охраной и даже время от времени охотился в ближайшем лесу. Леопольд выдал пленника императору Генриху за 50 тысяч марок серебра. А император за освобождение английского короля потребовал 150 тысяч марок, что составляло два годовых дохода Англии. Причем большую часть этих денег нужно было заплатить вперед. Элеонора Аквитанская собрала требуемую сумму, взимая непомерные налоги, и 4 февраля 1194 г. Ричард был освобожден. Тогда же Филипп II послал Иоанну Безземельному письмо со словами «Будь осторожен. Дьявол на свободе».

Весной 1194 г. Ричард высадился в Англии. Испуганный гневом вспыльчивого брата, Иоанн не решился на вооруженное противбстояние и покорился королю. Ричард великодушно простил брата, а через два месяца отбыл из Англии, чтобы больше никогда не вернуться. Он начал войну с французским королем Филиппом II, который за время отсутствия Ричарда захватил многие земли англичан на континенте. Ричард поспешил вернуть свои владения: он взял Лош, захватил Ангулем, а на следующий год двинулся в Берри и действовал здесь так успешно, что Филипп поспешил подписать мирный договор. По нему французы должны были отказаться от Восточной Нормандии, но оставляли за собой несколько важных замков на Сене. Эта ситуация Ричарда не устраивала. В1198 г. он вернул пограничные нормандские владения и осадил замок Шалю - Шаброль в Лимузене.

26 марта 1199 г. во время боя арбалетная стрела попала королю в плечо возле шеи. Рана не была смертельна, но, вынимая стрелу, в кровь занесли инфекцию. Через одиннадцать дней король умер от заражения на руках своей 77-летней матери Элеоноры и жены Беренгарии. Его похоронили в аббатстве Фонтевро во Франции, рядом с отцом. Перед смертью благородный король простил стрелка, который ранил его, и приказал отпустить его. Но приказ не был исполнен - после смерти монарха с воина заживо содрали кожу, а труп вывесили на стену замка.

Так закончилась жизнь короля Ричарда Львиное Сердце. Военные подвиги сделали его кумиром рыцарей и героем многочисленных легенд, особенно преданий о Робине Гуде, хотя они и жили в разное время. Да, жизнь Ричарда действительно больше походит на средневековый рыцарский роман, потому неудивительно, что и сам он стал одной из самых выдающихся фигур в средневековой истории и литературе. На Востоке не менее популярен в наше время султан Саладин. Так называют его европейцы. Но это даже не имя. Салах ад-Дин - это почетное прозвище (лакаб), которое переводится как «защитник веры». Настоящее имя этого выдающегося правителя и военачальника - Юсуф, сын Айюба.

Салах ад-Дин был образцом для подражания Саддама Хусейна, который, как и султан, родился в Тикрите на реке Тигр. Во время правления Хусейна в Ираке был создан культ Салах ад-Дина.

Не забывают этого героя Средневековья писатели и киносценаристы, которые неизменно рисуют его как мудрого и благородного вождя и бесстрашного воина. Таким представляем его и мы, и мало кому известно, что Саладин был ученым, исследователем необычных явлений. Всем его воинам было дано распоряжение немедленно докладывать обо всех чудесных и невероятных вещах, которые удавалось заметить. Ему также принадлежит высказывание, которое впоследствии цитировали как великие ученые и философы, так и бродяги всех мастей: «Человек с рождения опутан тысячами нитей условностей и законов, стоит порвать одну - и он преступник, порвет десять - и он смертник, и только порвавший все становится Богом».

К сожалению, сведений о Саладине не так уж и много. Попытаемся нарисовать его исторический портрет на основе достоверных фактов, дошедших до нас. Юсуф ибн-Айюб, прозванный позже Салах-ад-Дином, родился в 1138 г. в курдской семье. Юность провел в Дамаске и получил прекрасное образование, изучал теологию. Благодаря собственным талантам и обширным семейным связям был представлен ко двору эмира Халеба и Дамаска Hyp-ад-Дина (Нуреддина) Зенги. Под руководством дяди Ширкуха Салах ад-Дин получил навыки воина в бесконечных столкновениях с войсками Фатимидов.

Больше всего Нур-ад-Дина привлекал Египет. Это государство было оплотом халифов-еретиков, а также время от времени заключало союзы с крестоносцами и было серьезной угрозой. В 1193 г. крестоносцы совершили несколько нападений на города дельты Нила, а изгнанный по приказу халифа аль-Адида из Египта визирь Шевар ибн Муджир просил о помощи. Это послужило великолепным поводом для вторжения войск Нур-ад-Дина в Египет. Ширкух с армией выступил в поход против Египта в 1164 г. Саладин был назначен командиром сотни всадников. Поход оказался неудачным. Вскоре Шевар ибн Муджир понял, что Ширкух согласился оказать помощь только для того, чтобы захватить Египет для Нур-ад-Дина. Тогда визирь в решающий момент перешел на сторону врага-халифа и позвал на помощь короля Иерусалима Амори I. Крестоносцы помогли разбить Ширкуха под Каиром в апреле 1167 г. После этого крестоносцы обосновались в Каире. Тут Саладин впервые проявил себя как воин и стратег; когда войска Ширкуха были готовы покинуть страну, он со своим отрядом захватил Александрию и таким образом помешал крестоносцам получить с моря подкрепление. Последовали длительные переговоры, в ходе которых было принято решение освободить Каир, но в городе должен был остаться христианский гарнизон, Ширкух назначался визирем халифа. В мае 1169 г. Ширкух умер, как предполагают некоторые историки - от яда, и должность перешла по наследству к Салах-ад-Дину. Как ни странно, воин оказался мудрым политиком и сумел привлечь на свою сторону многих придворных и народ. Коща в 1171 г. халиф аль-Адид умер, Салах-ад-Дин занял его место. Как разумный политик, он сумел поладить и с фатимидским халифом, пока не получил достаточного влияния. Его бывший господин Нур-ад-Дин также ожидал, что Салах-ад-Дин подчинится его власти. Но молодой султан дал понять, что не нуждается в руководстве. Так Салах-ад-Дин стал владыкой Египта и основателем династии Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру и уже в 1174 г. начал расширять свои владения. Он вступил в Дамаск, взял Хаме и Хаму, в 1175 г. захватил Баальбек. Этот успех был не случаен. Салах-ад-Дин сумел отлично обучить и идеально организовать свою армию из рабов-турков, которую составляли преимущественно конные лучники и копейщики. Этот шаг принес государству Салах-ад-Дина независимость. В 1175 г. он получил формальное признание своей власти над Египтом от багдадского халифа. В 1176 г. он разгромил вторгшуюся армию Сайф-ад-Дина Мосульского, подчинил Сирию и заключил договор с ассасинами. Теперь он был полновластным хозяином Египта. В Каире он построил новую крепость, акведук и несколько медресе. В 1186 г. Салах-ад-Дин стал правителем обширной империи, окружающей Иерусалимское королевство. Теперь он мог осуществить свой план - изгнать христиан.

Момент для нападения на Иерусалимское королевство Салах-ад-Дин выбрал очень удачно. На троне сидел юный король Болдуин IV, больной проказой. Еще при его жизни наследники начали бороться за престол, ослабив силы христиан. После смерти Болдуина власть в конце концов досталась сестре короля Сибилле и ее мужу Ги де Лузиньяну, который не пользовался авторитетом у баронов и не мог навести в стране порядок. Вот тут у Саладина и появился повод для нападения. Барон Рено де Шатильон захватил замок Крак де Шевалье и вопроси заключенному с мусульманами перемирию напал на караван, везший сестру самого Саладина к жениху. Она целой и невредимой была отпущена домой, но все драгоценности у нее отняли. При этом Рено прикоснулся к девушке, что считалось у мусульман жесточайшим оскорблением. Саладин поклялся отомстить, и в июне 1187 г. его войско выступило в поход. Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Ги де Лузиньян собрал войско и двинулся навстречу Салах-ад-Дину. Он завел армию в безводную пустыню, где благодаря продуманной стратегии и тактике Салах-ад-Дин смог с минимальными для своей армии потерями уничтожить войско крестоносцев, отнять священную реликвию Животворящий Крест. Рено де Шатильон тоже стал его пленником, и Салах-ад-Дин собственноручно отсек ему голову, а потом по обычаю курдов смочил палец в крови и провел им по лицу в знак того, что его месть свершилась. Победа пробудила в султане милосердие, и он отпустил Ги де Лузиньяна, взяв с него слово, что он не будет больше воевать. После победы Саладин захватил Акру, Аскалон и другие города. Не удалось ему покорить только Тир, в который незадолго до осады прибыл Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев. Вскоре после недолгой осады был взят Иерусалим. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были очищены розовой водой и ладаном и превращены в мечети. Жителям города была дарована жизнь, но не свобода. Салах-ад-Дин соглашался отпустить, правда без имущества, тех, кто сможет уплатить за себя выкуп: мужчина - 10 золотых, женщина - 5, а все бедняки скопом могли обрести свободу за 30 тысяч золотых монет.

В дальнейшем, несмотря на все усилия христиан освободить Гроб Господень, власть Салах-ад-Дина в бывшем Иерусалимском королевстве крепла день ото дня. Ему пели дифирамбы историки, теологи, правители соседних государств и народ. Его превозносили и даже оправдывали его слабости, которые не простили бы никому другому. Известно, что Салах-ад-Дин никогда не мог с подобающей строгостью соблюдать рамадан и не совершил положенное каждому мусульманину паломничество в Мекку.

После победы над рыцарями-крестоносцами, возглавляемыми Ричардом Львиное Сердце, и заключения очень выгодного мира Салах-ад-Дин вернулся в Дамаск. Там он заболел желтой лихорадкой и 4 марта 1193 г. умер. Его похоронили в Дамаске и оплакивали на всем Востоке.

Саладин и Ричард Львиное Сердце… Рыцарь Востока и рыцарь Запада. Они были яркими личностями, воплотившими в себе главные рыцарские добродетели того времени. Источник их успехов и популярности заключался в них самих. И еще многие века будут жить в памяти людей легенды об этих необыкновенных людях.

Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), (1138 - 1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите (современный Ирак). Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII веке. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Каира, постоянно "проверялась на прочность" визирями. Сельджукскую державу после 1104 года вновь и вновь делили между собой турецкие атабеки.

Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 году, существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил "священную войну" и начал свои кампании в Сирии (1135 - 1146). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и "широко провозглашал джихад".
Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, вошел в число придворных и стал жить в Дамаске. В 1154 году благодаря его влиянию Дамаск остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).

Завоевание Египта.

Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков. Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 году. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 году вместе с Саладином, младшим офицером его войска. Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир обратился за помощью к христианскому королю Иерусалима Амальрику I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 года и заставить его отступить (в этой битве отличился племянник Ширку, молодой Саладин). Крестоносцы прочно обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся с подкреплениями Ширку. Они также пытались, хотя и неудачно, осадить Саладина в Александрии. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться христианский гарнизон. Беспорядки, вскоре затеянные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 году. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 года морем послал в Египет флот и небольшой экспедиционный корпус. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшее противника невезение, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами - все это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер в мае 1169 года. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта с титулом "аль-Малик аль-Назир" (Несравненный Правитель).

Саладин - правитель Египта. Завоевание Сирии и Месопотамии.

В отношениях с фатимидским халифом Саладин проявлял необыкновенный такт, и после смерти аль-Адида, последовавшей в 1171 году, у Саладина было уже достаточно власти, чтобы во всех египетских мечетях заменить его имя на имя ортодоксального халифа Багдада.

Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. В 1172 году египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию. Саладин постоянно проявлял свою покорность Нур ад-Дину, однако его заботы о фортификации Каира и та поспешность, которую он проявил, снимая осады с крепостей Монреаль (1171) и Керак (1173), говорят о том, что он боялся зависти со стороны своего господина. Перед смертью мосульского правителя Нур ад-Дина между ними возникла заметная холодность. В 1174 году Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного ас-Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо). Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников, а также ударные отряды конных копейщиков.
Следующим шагом стало достижение политической независимости. В 1175 году он запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 году он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 году он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе. С 1177 по 1180 годы Саладин вел войну против христиан из Египта, а в 1180 году заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 - 1183 годах он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 году Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 году добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей.

Завоевание Саладином Иерусалимского королевства.

Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 году.

Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV, его враг Гвидо Лузиньян.
В 1187 году четырехлетнее перемирие было нарушено знаменитым разбойником Рейнальдом де Шатильоном из замка Крак де Шевалье, спровоцировав объявление священной войны, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина.
С приблизительно двадцатитысчной армией Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (примерно 20000 человек) и двинулся на Саладина. Король иерусалимский пренабрег советом Раймонда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане. Многие из крестоносцев возле Тиверии были уничтожены.
4 июля в битве у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Египетский султан сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Только Раймонд Триполитанский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина). Остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рейнальд Шатильонский и другие. Рейнальда Шатильонского Саладин собственноручно казнил. А Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем вернувшийся в Триполи Раймонд скончался от ран.
Саладин захватил Тиверию, Акру (ныне - Акко в Израиле), Аскелон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине). Саладин уже шел на Тир, когда очень вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив таким образом городу надежный гарнизон. Натиск Саладина был отбит.
20 сентября Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Однако защитников не хватало. Продовольствия тоже. Поначалу отвергнув относительно великодушные предложения Саладина. В конце концов гарнизон вынужден был сдаться. В пятницу 2 октября Саладин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Горожан Саладин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство. Вся Палестина была захвачена Саладином.
В королевстве только Тир остался в руках христиан. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 году оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись 9 крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.

Саладин и Ричард Львиное Сердце.

8 июня 1191 года под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали молчаливо его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.

Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (современный Ашкелон в Израиле), что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.
В течение 1191 - 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. В январе 1192 года бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 года Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу, а Саладин - в Дамаск, где он и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193 года. Он был похоронен в Дамаске и был оплакан на всем Востоке.

Характеристика Саладина.

Саладин обладал ярким характером.

Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что "Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу". Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из рабов. "Мое войско ни на что не способно, - признавался он, - если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним". В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

Использованная литература.

1. Смирнов С.А. Султан Юсуф и его крестоносцы. - Москва: АСТ, 2000.
2. Всемирная история войн/ отв. ред. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. - Книга первая - Москва: Полигон, 1997.
3. Всемирная история. Крестоносцы и монголы. - Том 8 - Минск, 2000.

В конце XI века рати христианских рыцарей двинулись на Ближний Восток. Их целью было освобождение Гроба Господня от власти мусульман. В течение нескольких десятилетий значительная часть территории Палестины была занята христианами; казалось, ничто не сможет противостоять такой силе. Однако спустя неполные сто лет после Первого Крестового похода ситуация изменилась. На Ближнем Востоке появился воин, бросивший вызов рыцарям – это был Салах-ад-Дин , которого крестоносцы и вообще все европейцы назвали .

1095 год. Во французском городе Клермоне заканчивался собор, созванный папой Урбаном II ; как всегда, собрание духовенства привлекло пристальное внимание людей светских, в том числе влиятельных представителей рыцарского сословия. После окончания совещания Урбан II выступил с совершенно неожиданной для собравшихся речью. Не жалея черных красок, он живописал тяжелую судьбу христиан Палестины и призвал слушателей защитить единоверцев и освободить Святую землю, оскверняемую мусульманами. Несмотря на то, что положение христиан в Палестине не было настолько плохим, как его представил папа, это воззвание было воспринято как руководство к действию.

По всей Европе началась организация Крестового похода, целью которого было освобождение Святой земли из-под власти мусульман. Первая попытка освобождения Гроба Господня, среди участников которой преобладала крестьянская беднота , закончилась поражением. Однако следующие походы, организованные уже преимущественно рыцарством, были более успешными . Сражающиеся во имя Бога воины были действительно страшной силой, но нередко она обращалась на ни в чем не повинных жителей захваченных городов, и тогда не было пощады ни мусульманам, ни иудеям, ни христианам.

Авторы арабских летописей не скрывали своего возмущения. Рыцари, сражающиеся под знаменем Иисуса, быстро взяли Антиохию, Иерусалим и другие города Палестины, прежде находившиеся под контролем турков-сельджуков, но вскоре темпы экспансии франков несколько замедлились. Контроль над завоёванными землями получили наиболее влиятельные вожди крестоносцев, а города стали центрами новых христианских государств на территории Ближнего Востока. Их элиту составило западное рыцарство, а подданными были люди многих народностей и религий. Тем не менее, война с мусульманами не утихала. После первых поражений мусульмане стали оказывать крестоносцам более сильное сопротивление. Мосульский атабек Имад-ад-Дин Занги объединил значительную часть Сирии и Северного Ирака; войска под его руководством развернули военные действия против христиан, заняли графство Эдессу и разграбили земли Антиохии.

Сын Занги, Нур-ад-Дин , с успехом продолжил борьбу с франками. От безустанных атак христиан больше всех страдали владения египетской династии Фатимидов. Подстрекаемый крестоносцами король Иерусалима Амальрик I организовывал всё новые походы на Египет, и единственным спасением для здешних властителей оставалась помощь со стороны сирийских Зангидов. В Египет прибыл с войском один из их вассалов, курд из рода Айюбидов Ширкух Асад-ад-Дин , известный также как Лев Веры . Ширкух изгнал из Египта крестоносцев Амальрика I, однако не спешил покинуть страну и занял должность визиря – наиболее важный пост во властной иерархии. Впрочем, триумф Ширкуха был недолгим – через несколько недель Лев Веры скончался, а пост визиря унаследовал его племянник Салах-ад-Дин.

Так род Айюбидов стал одним из наиболее важных на Ближнем Востоке. Основателем рода, к которому принадлежал Саладин, был Шади из племени курдов, чьи земли располагались в окрестностях горы Арарат. В поисках лучшей судьбы он с двумя сыновьями, Айюбом и Ширкухом, двинулся на юг. Семья осела в городе Тикрит над Тигром, что на территории нынешнего Ирака; здесь Шади получил должность управителя крепости, а после него этот пост унаследовал Айюб.

Вскоре, однако, удача отвернулась от рода: он утратил все привилегии и вынужден был покинуть город под страхом смерти, отправившись в Сирию. Как утверждает легенда, Салах-ад-Дин родился в последнюю ночь пребывания его семьи в Тикрите (1138). На самом деле мальчика звали Юсуф ибн Айюб, а Салах-ад-Дин – это почетное прозвище, означающее Слава веры . При покровительстве нового патрона – султана Нур-ад-Дина – положение Айюбидов укрепилось. Они получили во владение новые земли, а Салах-ад-Дин под руководством своего дяди смог приобрести ценный политический и военный опыт.

Впрочем, в юности будущего победителя крестоносцев больше, чем политика и военное искусство, интересовала теология – в Дамаске он изучал богословие. По этой причине политический дебют Салах-ад-Дина состоялся относительно поздно: ему было 26 лет, когда вместе со своим дядей он отправился по приказу Нур-ад-Дина на помощь Египту. После смерти Ширкуха Салах-ад-Дин начал укреплять политическое и военное влияние Айюбидов в Египте. Разгневанный этим Нур-ад-Дин выслал в Египет собственных сборщиков податей и даже готовил войско, чтобы покарать недостаточно лояльного вассала; лишь смерть султана (1174) воспрепятствовала реализации этого плана. После смерти Нур-ад-Дина Салах-ад-Дин принял титул султана Египта.

После упрочения своего положения в Египте Салах-ад-Дин принялся за объединение земель Ближнего Востока под своей властью. Достижению этой цели он посвятил следующие 12 лет, и одной из преград на его пути были христианские государства крестоносцев во главе с Иерусалимским королевством. Впрочем, Салах-ад-Дин смог извлечь немалую выгоду из противостояния с неверными: благодаря войне против крестоносцев он мог укреплять свой образ защитника веры и тем оправдывать постоянное расширение своего влияния на Ближнем Востоке. В то время как сила Салах-ад-Дина росла, христианским властителям приходилось всё труднее. Конфликты между представителями различных кругов властной элиты, стремление духовно-рыцарских орденов к расширению влияния, постоянная нехватка войск и династические проблемы преследовали Иерусалимское королевство.

Вскоре после того, как умер король Балдуин IV Прокажённый (1186), последовательно боровшийся с властными устремлениями баронов, власть перешла к сестре короля Сибилле и её мужу Ги де Лузиньяну . Наибольшей проблемой новых властителей Иерусалима были самовольные набеги крестоносцев на мусульманские территории. Одним из таких непокорных рыцарей был барон Рено де Шатильон , хозяин замка Крак. Этот рыцарь неоднократно нарушал перемирия, нападая на мусульман, чей путь в Мекку пролегал через его владения. Осенью 1182 года Рено организовал дерзкий морской рейд в Красное море, разграбил его африканское побережье, после чего его люди пустили на дно попавшееся им судно с мусульманскими паломниками. Граф неоднократно нарушал договоренности об охране паломников обеих сторон, о чем свидетельствуют весьма недоброжелательные отзывы арабских летописцев.

То ли в конце 1186, то ли в начале 1187 Рено де Шатийон, ограбил караван, везший сестру самого Саладина к ее жениху. Она не пострадала и была отпущена (по другим сведениям Рено ее жестоко изнасиловал), но прежде барон реквизировал у нее все драгоценности. При этом он коснулся девушки, что считалось неслыханным оскорблением. Саладин поклялся отомстить, и в июне 1187 года его 50-тысячное войско выступило в поход.

Основу армии Саладина составляли мамлюки – бывшие рабы. Из этих умелых воинов, беззаветно преданных своим командирам, набирались отряды конных копейщиков и лучников, которые быстро наступали и также быстро отходили, оставляя позади неповоротливых в своей броне рыцарей. Другую часть войска составляли насильно мобилизованные феллахи – крестьяне. Эти сражались плохо и неохотно, но могли задавить противника массой.

Расправа с вероломным крестоносцем послужила Салах-ад-дину прекрасным поводом для окончательного объединения земель Ближнего Востока под своим владычеством. Неэффективное руководство и недостаток питьевой воды привели к тому, что уже в первом сражении, битве при Хаттине , войска крестоносцев потерпели жестокое поражение. Король Ги Лузиньян, его брат Амори (коннетабль королевства), магистр тамплиеров Жерар де Ридфор, Рено де Шатильон и многие другие христианские лидеры попали в плен. Саладин, благородство которого признавали и христиане, и на этот раз продемонстрировал великодушие в отношении поверженных, которое, правда, не распространилось на попавшего в его руки ненавистного де Шатильона. Саладин собственной рукой отсек ему голову.

После этого Саладин победным маршем прошелся по Палестине, которую некому было защищать. Ему сдались Акра и Аскалон, а последний порт христиан Тир удержался благодаря лишь тому, что его защищал прибывший из Константинополя граф Конрад Монферратский , отличавшийся умом и энергией. 20 сентября 1187 года султан осадил Иерусалим . Защитников не хватало, продовольствия тоже, стены сильно обветшали, 2 октября город сдался. Саладин не повторил тех жестокостей, что совершили когда-то крестоносцы: он позволил всем жителями покинуть город за сравнительно небольшой выкуп и даже взять с собой кое-что из имущества. Однако многие бедняки не имели денег и стали рабами. Победителю достались громадные богатства и все святыни города, церкви которого превратили снова в мечети. Однако христианским паломникам, посещающим Иерусалим, Саладин гарантировал неприкосновенность.

Падение Иерусалима стало тяжелым ударом для всех христиан. Трое самых могущественных властителей – германский император Фридрих I Барбаросса , король Франции Филипп II Август и правитель Англии Ричард I Львиное Сердце – приняли решение о новом крестовом походе. С самого начала удача не сопутствовала крестоносцам. Согласия между ними не было, поэтому армии двинулись в Палестину поодиночке. Первым в мае 1189 года в путь отправился германский император Фридрих Барбаросса. Он следовал в Святую землю по суше, но не дошел даже до Сирии. В июне 1190 года император неожиданно утонул при переправе через горную речку. Его войско частью вернулось домой, частью все же добралось до Палестины, но там почти целиком вымерло от эпидемии чумы.

Тем временем англичане и французы добирались до Святой Земли морским путем. По пути им пришлось немало повоевать. Свое прозвище король Ричард заслужил, сражаясь не с сарацинами, а с восставшими против него жителями Сицилии. В ходе еще одной маленькой войны он отнял у византийцев остров Кипр и позже отдал его беглому иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну. Только в июне 1191 года Ричард I и Филипп II прибыли в Палестину. Роковым просчетом Саладина стало то, что он оставил крестоносцам Тир. Укрепившись там, они смогли получать помощь из Европы и осадили мощную крепость Акра. У ее стен и появился король Ричард, и началась схватка двух противников, равных по силе и смелости.

Своим бесстрашием английский король вызвал искреннее восхищение Саладина. Говорят, что однажды, узнав, что у его противника от жары болит голова, султан отправил Ричарду корзину снега с горных вершин. Простые мусульмане относились к Ричарду куда хуже и на то были причины. Король не раз проявлял свою жестокость. 12 июля Акра пала, и у ее стен он приказал отсечь головы более чем двум тысячам пленных мусульман, которые не смогли заплатить выкуп. После взятия Акры король Филипп II Август вернулся во Францию, и задача освобождения Святого Города легла на плечи Ричарда.

Крестоносцы двинулись на юг, разбивая один за другим отряды противника. Тут-то и проявились недостатки армии Саладина, состоявшей из подневольных людей. Двигаясь от Акры на Аскалон крестоносцы разбили войско сарацин у крепости Арсуф. Потеряв в битве при Арсуфе 7 000 человек убитыми, султан уже не решался вступать с Ричардом в крупное сражение.

После взятия Аскалона армия крестоносцев продолжала свой путь к Святому Городу. Когда крестоносцы прибыли под стены Иерусалима, стало очевидным, что взятие города не будет легким. Долгая осада изнурила воинов, а результаты были ничтожны. Противники оказались в патовой ситуации: Ричард блокировал сообщение между двумя частями владений Салах-ад-дина – Сирией и Египтом, – а войско султана продолжало успешно оборонять город и сдаваться не собиралось. Эта осада позволила христианам в очередной раз убедиться в благородстве Саладина – так, когда Ричард Львиное Сердце заболел, султан присылал ему щербеты, приготовленные на целебной воде из родников ливанских гор.

В легенды вошли рассказы о том, что Саладин отпускал на свободу пленных, не имевших денег на выкуп, а однажды сам выкупил плененного во время битвы ребенка и вернул его матери. В связи с тупиком, в который зашло противостояние (а так же в связи с плохими известиями для Ричарда из Европы), стороны пошли на переговоры о перемирии и в сентябре 1192 года было заключено мирное соглашение. Христиане сохраняли за собой побережье от Тира до Яффы, а Салах-ад-дин контролировал земли, лежащие в глубине континента. Крестоносцы покидали Святую землю, но паломничества христиан к святым местам могли осуществляться беспрепятственно.

По пути на родину Ричард, оказавшись во владениях австрийского герцога Леопольда V , сполна испытал последствия своего не вполне рыцарского поступка. При взятии Акры он сбросил со стены флаг, который герцог поднял первым. Леопольд затаил обиду и теперь взял Ричарда в плен и заточил в замок, а затем уступил пленника императору Генриху VI . Король был отпущен только через два года за неслыханный выкуп: 150 тысяч марок – двухлетний доход английской короны. Дома Ричард сразу ввязался в очередную войну и в 1199 году погиб от случайной стрелы при осаде французского замка. Салах-ад-Дина к тому времени уже не было в живых. В последнем походе он заболел лихорадкой и умер в Дамаске 4 марта 1193 года. Весь Восток оплакивал его как защитника веры.

Фильм Салах ад-Дин из серии “Тайны истории” канала National Geographic .

8 сентября 1157 г., в семье Генриха II Английского и Алиеноры Аквитанской на свет появилось странное существо. «Рыцарь с сердцем льва и с головой осла». Именно так Карл Маркс, видный публицист своего времени, через много лет охарактеризует фигуру короля Англии: Ричарда Львиное сердце.

Определение хлёсткое. И тому образу Ричарда, что сложился в массовой культуре, не соответствует ни капельки. В самом деле: чем же славен этот человек? Первый ассоциативный ряд простой. Прежде всего — один из самых ярких героев эпохи Крестовых походов. Затем — король Англии. И не просто король, а оставивший по себе в народе самые радужные воспоминания: и тебе справедливый, и честный, и заступник. Наконец, приятель и покровитель знаменитого «благородного разбойника», непревзойдённого лучника Робин Гуда.

Однако масскульт на то и масскульт, что правды в нём немного. Начнём с того, что знаменитый лучник Робин Гуд, грабивший богатых и делившийся с бедными, если и существовал, то спустя как минимум триста лет после смерти Ричарда. С остальным придётся разбираться подробнее.

Третий крестовый поход, одним из участников которого был Ричард, планировался как реванш. К тому моменту главное, из-за чего и затевался глобальный проект «Вернём Гроб Господень в руки христиан», было утрачено. Иерусалим заняли мусульмане и уходить оттуда не собирались. Забегая вперёд, скажем, что так и не ушли, несмотря на весь героизм Ричарда и его товарищей. Сам король-рыцарь до смерти чувствовал вину за то, что так и не смог «вырвать Святой город из рук врага Креста».

Впрочем, на Святой земле ему удалось кое-что ещё. В частности, он заработал там своё прозвище, с которым вошёл в историю. Воображению рисуются романтические подвиги, где наш герой один бьётся с сотней мусульман и побеждает. Кое-что похожее действительно было. Вот как описывает сражающегося короля «Хроника Амбруаза»: «Ричард дал шпоры коню и кинулся, с какой мог быстротой, поддержать первые ряды. Летя скорее стрелы на своём коне Фовеле, равных которому нет на свете, он напал на массу врагов с такой силой, что они были совершенно сбиты, и наши всадники выбросили их из седла. Храбрый король, колючий, точно ёж, от стрел, впившихся в его панцирь, преследовал их, и вокруг него, спереди и сзади, открывался широкий путь, устланный мертвыми сарацинами. Турки бежали, как стадо скота».

Красиво. Но «Львиное сердце» — это вовсе не о таких историях, которых и впрямь хватало. Прозвище он получил за один-единственный эпизод, связанный с взятием Акры.

Осада Акры. репродукция

Собственно, взятия как такового не было. Была почётная сдача города. После долгой и нудной осады противник Ричарда, султан Салах ад-Дин , прислал ключи от крепости. Всё как полагается. Полагался после этого и обмен пленными. Когда уже на сороковой день после капитуляции города Ричард понял, что пленных христиан он не дождётся, было сделано следующее: 2700 мусульман вывели за стены Акры. И на виду у отрядов султана их хладнокровно перерезали. За этот поступок мусульмане сначала прозвали короля «Каменное сердце». Потом, правда, узнали подробности: «обозные слуги, бедняки, курды, вообще все незначительные люди, в том числе женщины и дети» были отпущены Ричардом без выкупа. Тогда уже прозвище сменилось на знакомое нам. Что справедливо: лев иногда бывает жесток без меры, но подлости от него ждать не приходится.

Победоносный Саладин. репродукция/ Гюстав Доре

Тот поход вообще запомнился каким-то невероятным количеством преданий, связанных с рыцарским отношением к противнику. Скажем, в битве при Яффе, которую крестоносцы выиграли, под Ричардом убили лошадь. Его противник, брат султана Саладина Малик аль-Адиль , послал королю коня: «Мой враг такого высокого рода не должен сражаться пешим!»

Со своей стороны Ричард не чурался мусульман. Того же аль-Адиля он принимал у себя в стане: «Король Англии встретил его в своём шатре самым почётным образом, после чего проводил к себе и велел подавать ему те из блюд, которые считаются у этого народа особенно приятными и желанными. Аль-Адиль откушал этих блюд, а король со своими спутниками ел кушанья, предложенные аль-Адилем. Их беседа затянулась далеко за полдень, а расстались они, заверяя один другого в совершенной дружбе и искренней привязанности».

Ричард и Саладин. репродукция

Тогда же королю пришла в голову чуть ли не единственная здравая и оригинальная мысль за всю его жизнь. Он даже разработал проект, который мог решить дело насчёт Иерусалима и вообще христианских святынь миром. И этот мир мог устроить всех. Мысль проста. У короля есть сестра, Жанна Прекрасная , бывшая королева Сицилии. У султана Саладина есть брат Малик, с которым Ричард уже пировал. Вот если бы их поженить? Они могли бы совместно управлять всем палестинским побережьем. А жили бы в Иерусалиме, властвуя над образовавшимся христиано-мусульманским владением, и такой тандем позволил бы латинскому духовенству беспрепятственно совершать богослужения у Пресвятой Усыпальницы Господней, тогда как мусульмане могли бы продолжать молиться в своих мечетях.

Ричард Львиное Сердце и Джоанна встречают короля Франции Филиппа II Августа. репродукция

Саладину проект неожиданно понравился. Его брату — тоже. В ужасе от брака с мусульманином была только сама Жанна Прекрасная. Дело так и не срослось.

Не срастались дела у английского короля и в Англии. Что неудивительно. Английского языка он не знал. В Англии за 10 лет формального правления он провёл от силы полгода. Делами английскими не интересовался, хотя и давал при восшествии на престол клятву: «Творить праведный суд вверенному мне народу, истреблять дурные законы и извращённые обычаи, буде таковые отыщутся в моём королевстве, и охранять добрые».

А вот деньги требовал. И немалые. Подвиги в Святой земле обходились весьма и весьма дорого. Другое дело, что сбором так называемой «саладиновой десятины» руководил брат короля, Иоанн, прославленный в народных песнях как «Жадный Джон». Сам же Ричард, озабоченный не процветанием Англии, а войной в Сирии, остался в памяти как король «добрый». И не только в народной. Официальный хронист оставил о Ричарде Львиное сердце такую запись: «Итак, сын, взойдя над горизонтом, продолжил добрые труды своего отца, прекращая те, что были дурны. Тех, кого отец обездолил, сын восстановил в их былых правах. Сосланных вернул из изгнания. Закованных отцом в железа, сын отпустил целыми и невредимыми. Тех, кому отец определил различные кары во имя правосудия, сын помиловал во имя благочестия».

error: