Работа схема сказки из предлогов. "сказки про предлоги" учебно-методический материал на тему. Сказка о волшебнике суффиксе

112. Рассмотрите записи. Какие предлоги здесь «спрятались»? Запишите их.

На, по, до, за, из, в, с, у, о, к, об, над.
Около, без, для, под, про.

Упражнение 113, с. 52

113. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предлоги.

Под, на, над, за, около, по, с, в.

  • Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.

На ветке щебечет птичка .
Под деревом растут грибы .
Над нами пролетела ласточка .
За конурой прячется кошка .
Около собаки стоит миска с косточкой.
По небу плывут облака .
В небе светит солнце .
Курочка с цыплятами гуляет по двору.

  • Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Упражнение 114, с. 53

114. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы, а в сочетания слов подходящие по смыслу предлоги.

Сок из зе мля ники, приехал из Мо сквы, ра ботал в ма га зине, катался на ко ньках, жи л в де ревне, чай с саха ром, пришё л из школы, гулял на ули це, листь я берёзы.

Упражнение 115, с. 53

115. Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные предлоги.

Путешествие паучка

Паучок спустился со стебля на листок, с листка на цветок. Собрал свои восемь ног вместе к голове, брюшко повернул к небу. Ветерок оторвал паучка от цветка. Летит паучок над травой на паутинке. Зацепилась паутинка за травинку,
сущ. гл. пр. прил. сущ.
порвалась. Паучок отлетел в зелёную траву.

В. Бианки.

  • Придумайте и запишите к тексту заголовок.
  • Укажите, какой частью речи является каждое слово в последнем предложении.

Упражнение 116, с. 54

116. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Под каждым именем существительным запишите другое, но с тем же предлогом.

в па льто над бе рёзой
в море над городом

без па льто около де ревни
без перчаток около леса

из ме тро для мальчи ка
из школы для мамы

Упражнение 117, с. 54

117. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

г. Ногинска Московской области

ШМО УЧИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии 3 класс

«Предлоги»

Свищева Е.М ., учитель-логопед

Зима в лесу.

Тема «Предлоги (обобщение)».

ЦЕЛИ:

Уточнять понимание предлогов из, с, над, из-за, через, между, от, к, на.

- упражняться в употреблении их с существительными в разных падежах

Дифферненцировать предлоги из-с, над-под, из – из-за.

- Учить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы, по опорным картинкам и заданному предлогу.

Обучать анализировать предложения и составлять его схему. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.

Обобщать и автоматизировать знания о зиме.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационный материал: наборное полотно; схемы предлогов; картина «Дерево»; предметные картинки на магнитах «Зимующие птицы»; кормушка, кормушка разрезная, схемы предложения (домики); картина «Зимовье зверей», картина «Зимний лес», аудизапись метели.

Раздаточный материал: схемы предложений; схемы предлогов; карточки-схемы «Составь предложение»; сюжетные картинки-сказки, карточки «вставь пропущенный предлог».

Организационный момент:

Гимнастика для мозга:

Восьмерки, написание букв в воздухе З, И, М, А

Зима в этом году выдалась очень снежная, холодная. Посмотрите на фотографии зимнего леса: как он красив! Волшебница зима заколдовала, запорошила его.

Маленькие елки,

И большие ели

Что-то приумолкли,

Что-то присмирели.

Снег с утра до ночи

Всё засыпать хочет,

А в лесу всё тише,

Снег всё выше-выше.

Ёлочки подружки

говорят друг дружке:

«Слишком много снега,

Тяжело макушке!»

Психогимнастика: Зима – холодное время года. Мы радуемся первому снегу, (включить звук метели) ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до костей в морозную погоду. Нам нужно согреться, дуем на ладошки, потрём их, потрём щёчки, разотрём уши – вот мы и согрелись! Нам не страшен мороз!

Логопед:

Сегодня мы представим с вами, что оказались в зимнем лесу.

Рассматривают картину «Зима в лесу». Составление предложений.

Кого мы можем увидеть в лесу? (Лесных зверей и птиц )

Откуда спустилась пушистая белка? (Пушистая белка спустилась с ёлки )

Где лежит снег? (на деревьях )

Где прячется заяц? (под кустом)

От кого прячется заяц? (от лисы)

Что делает клёст? (клёст склонился над птенцом)

Откуда выглядывает птенец? (из гнезда)

Где застряла шишка? (в стволе дерева)

Повторение пройденного

В каждом предложении вы использовали маленькие слова-помощники. Как они называются? (ПРЕДЛОГИ)

- Для чего нужны предлоги в предложении? (предлоги служат для связи слов в предложении)

- Что вы знаете о правописании предлогов? (предлоги пишутся отдельно от других слов)

Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Логопед:

Вот их схемы (прил.1)

Логопед . Но прежде чем выполнить следующее задание мы разомнём наши пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

Мальчик с пальчик,

Где ты был?

(четыре раза сгибать большой палец левой руки)

Долго по лесу бродил.

(четыре раза сгибать большой палец правой руки)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

(Большой палец правой руки поочерёдно соприкасаются со всеми другими)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку

(Большой палец левой руки поочерёдно соприкасаются со всеми другими)

Всем подарки подарил

(сделать замок из ладоней)

Всяк меня благодарил

(четыре пальца последовательно сгибаются, благодарят-кланяются)

Я буду называть ряд слов, а вы как только услышите предлог – запишите его.

Стол, над, под, окно, береза. по, стоит, в, с, белый, на, около, перед, школа, бежит, к, друг.

Проверка.

Логопед: Так для чего нужны предлоги, и можно ли обойтись без них?

Ученик

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги….

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий.

А я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит- «ПО»?

что значит - «ЗА»?

И «ЗА» и «ПО» - предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить уроки.

Логопед:

Вот сейчас мы и представим нашу речь без предлогов (на доске текст без предлогов):

(За) ночь сильно похолодало . Удивительные узоры появились (на) окнах. Они сверкают (в) лучах солнца. Окна стали похожи (на) волшебную сказку.

Работа на индивидуальных досках (дети пишут и показывают нужный предлог)

Логопед:

Физкультминутка

Дети, как вы думаете, мы можем в лесу покататься на лыжах и на санках? Идите все сюда.

Мы катались на коньках,

Даже жарко стало!

В снежки играли на поляне,

Всё нам было мало!

Дружно мы на лыжи встали

И по снегу побежали,

А потом на санки сели,

Смело с горки мы слетели!

Птицы на дереве.

.. Согрелись? А кого мы можем еще встретить в зимнем лесу? (зимующих птиц)

Логопед:

Расположите у дерева птиц в следующем порядке:

Синичка летит над деревом.

Дятел стучит по дереву.

Воробей слетел с дерева.

Ворона ходит под деревом

Сорока подлетела к дереву.

Между воробьём и синичкой сидит снегирь.

А если сорока зайдёт ЗА дерево, откуда она будет выглядывать? (из-за дерева)

Если воробей будет под ёлочкой, откуда он вылетит? (из-под елочки)

Как вы думаете, что мы могли бы предложить птицам в такую холодную пору? (кормушку и корм)

Давайте на наше дерево повесим кормушку. Но сначала соберём её (собрать из разрезной картинки кормушку и прикрепить на дереве ).

Чтение стихотворения «Покормите птиц!» (ученик)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц

Составление предложений по картинке, заданной схеме и опорному слову.

Лиса (прыгнула через) пенёк

Белка (живёт в) дупле

Волк (гонится за) зайцем

Заяц (спрятался под) кустом

Работа на карточках индивидуальных (вставь нужный предлог)

Прочитайте предложения из сказки, впишите недостающие предлоги:

В маленькой избушке тепло и уютно. Дым идет из трубы. Дружно живут звери на лесной полянке. Под крышей сидит кот. Свинья и баран выглядывают из окошка. Над ними ходит петушок. К зимовью подкрался волк.

Что хочется волку (съесть зверей). Удастся ему это? (дружные звери дадут отпор незваному гостю ) Хорошо жить в мире и согласии!

Итак, мы с вами прогулялись по зимнему лесу, увидели разных лесных зверей, помогли зимующим птицам. А повторили мы сегодня ПРЕДЛОГИ.

112. Рассмотрите записи. Какие предлоги здесь "спрятались"? Запишите их.

На, по, до, за, из, в, с, у, о, к, об, над.
Около, без, для, под, про.

Упражнение 113, с. 52

113. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предлоги.

Под, на, над, за, около, по, с, в.

  • Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.

На ветке щебечет птичка .
Под деревом растут грибы .
Над нами пролетела ласточка .
За конурой прячется кошка .
Около собаки стоит миска с косточкой.
По небу плывут облака .
В небе светит солнце .
Курочка с цыплятами гуляет по двору.

  • Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Упражнение 114, с. 53

114. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы, а в сочетания слов подходящие по смыслу предлоги.

Сок из зе мля ники, приехал из Мо сквы, ра ботал в ма га зине, катался на ко ньках, жи л в де ревне, чай с саха ром, пришё л из школы, гулял на ули це, листь я берёзы.

Упражнение 115, с. 53

115. Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные предлоги.

Путешествие паучка

Паучок спустился со стебля на листок, с листка на цветок. Собрал свои восемь ног вместе к голове, брюшко повернул к небу. Ветерок оторвал паучка от цветка. Летит паучок над травой на паутинке. Зацепилась паутинка за травинку, порвалась.
сущ. гл. пр. прил. сущ.
Паучок отлетел в зелёную траву.

В. Бианки.

  • Придумайте и запишите к тексту заголовок.
  • Укажите, какой частью речи является каждое слово в последнем предложении.

Упражнение 116, с. 54

116. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Под каждым именем существительным запишите другое, но с тем же предлогом.

в па льто над бе рёзой
в море над городом

без па льто около де ревни
без перчаток около леса

из ме тро для мальчи ка
из школы для мамы

Упражнение 117, с. 54

117. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?

Раз приснился Коле сом ,
Он катился колесом
И среди травы сухой
Угодил в котёл с ухой .

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса и формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя). В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения и отвлечения в содержании усваиваемых им слов.

Отставание в развитии различных сторон речи создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального развития.

Сегодня мы начинаем новый цикл в работе по усвоению детьми предлогов - это сказки про предлоги. Сказки помогут родителю объяснить и показать ребёнку разнообразие предложно-падежных конструкций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка про маленькие слова»

Предлоги.

Далеко-далеко есть большая страна Слов. В этой стране живёт много-много разных слов. А вы знаете, зачем нужны слова? Без слов люди ничего не могли бы сказать друг другу. Словами мы называем разные предметы: стол, дерево. Всё, что мы делаем, тоже можно назвать словами-действиями: гулять, играть.

В стране Слов живёт Волшебник. Он умеет делать много разных чудес. Но больше всего ему нравится играть со словами. Когда дети играют, они могут из деталей конструктора сделать дом, машину, робота, дворец для куклы-принцессы. А у волшебника есть другой конструктор. Он создает слова из звуков и букв.

Наша речь состоит из разных слов. Как дом строится из кирпичиков, так и наша речь складывается из слов. Слова бывают длинные – когда в них много букв. Например, в слове «конструктор» - 11 букв. А в слове «дом» - всего 3 буквы.

У волшебника много разных слов. И среди них есть очень маленькие – из двух букв – ИЗ, НА, ОТ. И даже из одной буквы – В, К, С, О, У. Эти отдельные волшебные слова называются ПРЕДЛОГАМИ.

Кирпичи в здании, чтобы они не рассыпались, промазывают цементом. Цемент, как клей, соединяет большие и маленькие кирпичи. Вот так и короткие слова – предлоги, - как по волшебству, помогают сложить, связать слова в предложения, в понятную речь. Вот какая у них волшебная роль.

А ещё предлоги помогают нам рассказать, где что находится. Например: книга лежит НА столе, карандаши В столе, а мяч ПОД столом, картина висит НАД кроватью, а шкаф стоит ЗА кроватью. Даже не видя этих предметов, мы можем себе представить, где они, нам легко будет их найти.

А теперь представьте, что предлоги вдруг исчезнут. Нам придётся говорить без предлогов: книга столе, карандаши столе, мяч столом, картина кроватью, шкаф кроватью. Совсем непонятно, где искать эти предметы. Поэтому очень важно не забывать про маленькие слова - предлоги и правильно их использовать, когда мы говорим.

ЗАПОМНИТЕ:

Предлоги – это маленькие слова. Они помогают нам говорить правильными предложениями и рассказывать, где что находится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Падежи и предлоги. Предложный падеж с предлогом НА.

Данный материал адресован родителям, дети которых имеют речевые проблемы (ОНР, ЗПР, ФФНР). Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи,...

Задание 1. Прослушайте словосочетания, назовите предлог. С каждым словосочетанием придумайте предложение.

Спрятался за дерево. Скрылся за поворотом. Скрылось за тучами. Стояла за домом. Гнались за лисой.

Держала за руку. Бежала за Алешей. Дернула за рукав. Подросли за лето. Держалась за брата.

Задание 2. Вставьте в словосочетание пропущенный предлог за. Придумайте предложение с каждым словосочетанием.

Пошла... ягодами. Наблюдал … муравьями. Пошел... орехами. Следить... собой. Пошли... грибами. Получил... работу. Выполнил ….полчаса. Сидел ….столом. Скрылось …горизонтом.

Задание 3. Вспомните сказку «Репка». Расскажите, кто за кого держался. Какой предлог повторяется?

Образец ответа: Бабка за дедку. Внучка за бабку. И т. Д

Задание 4. Рассмотрите картинки и составьте по ним предложения.

(Логопед обращает внимание учеников на то, что есть такие предлоги, которые состоят из двух слов, просит выделить из второго предложения такой предлог.) (Мальчик выбегает из-за дерева.)

Задание 5. Прослушайте предложение, назовите сложный предлог, затем этот предлог со словом, к которому он относится.

Образец: из-за, из-за туч.

Солнышко выглянуло из-за туч. Из-за куста выскочил зайчик. Гости встали из-за стола. Из-за поворота выехала машина. Ученик встал из-за парты. Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. Из-за шторы виднелись цветы. Дороги раскисли из-за дождей.

Задание 6 . Составьте предложения, используя слова со сложными предлогами.

из-за дома, из-за горы, из-за стола, из-за конуры, из-за машины, из-за поворота, из-за непогоды, из-за ветра, из-за болезни, из-за шкафа, из-за плохой оценки, из-за забора

Задание 7. Вставьте в предложение пропущенный предлог из-за. Произнесите предложение целиком.

Ребята не пошли в поход... плохой погоды. ... леса показалось солнце. Лена не пошла в театр... болезни. ... холодного ветра нельзя было продолжать путешествие. Маленькая обезьянка выглядывала... плеча дрессировщика.

error: