Песталоцци и его педагогическая система. Педагогическая система И.Г. Песталоцци. Философские мысли Песталоцци

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Иоганн Генрих Песталоцци и его педагогическая система

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)Один из крупнейших представителей мировой демократической педагогики второй половины 18-начала 19 веков.

И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе (Швейцария) в семье врача. Рано лишившись отца, он был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды. Песталоцци обладал очень мягким характером, был отзывчив к чужому горю.

Его прогрессивные педагогические взгляды прежде всего формировались под влиянием швейцарского общественно - демократического движения 60-х гг. 18в. и последующих событий, связанных с развитием буржуазной революции в Швейцарии. Чтение Руссо «Эмиля» оказало на Песталоцци особое влияние.

Педагогическая деятельность

Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.

Поэтому в 1769 году Песталоцци купил небольшое имение. В нём он хотел организовать показательную ферму, чтобы научить окрестных крестьян правильно вести свое хозяйство. Но не получилось, вскоре он разорился из-за непрактичности.

Через 5 лет открыл на ферме «Учреждение для бедных, где занимался воспитанием детей, обучал их чтению, письму и счету. Также детей учили прясть и ткать. Песталоцци пытался соединить обучение детей с трудовым воспитанием. Вскоре он закрыл это учреждение из-за недостатка средств.

В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци пишет книги. В них он развивает свои идеи об улучшении жизни крестьян. Песталоцци видит решение проблемы в том, чтобы научить крестьян разумным методам ведения хозяйства и правильного воспитания детей.

Это улучшит их нравственное состояние и сделает их жизнь обеспеченной. Большой успех имел социально-педагогический роман в четырёх частях «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781).

С 1799 года Песталоцци работал в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с обычными тогда способами обучения.

Одна комиссия изучала его методику и в отчете написала: «Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе, и она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем...».

В 1805 году власти предоставили Песталоцци замок в Ивердоне, в котором он создал большой институт. Этот институт вскоре получил мировую известность.

В нём учились более 100 учащихся из состоятельных слоев населения из многих стран - из России, Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других стран. Институт посещали сотни выдающихся людей того времени. Их восхищали достижения Песталоцци. Он стал гордостью Швейцарии.

Однако успех этого учебного заведения не очень радовал Песталоцци. Он стремился к тому, чтобы дети бедняков получали правильное воспитание и образование. Песталоцци считал, что каждого крестьянского ребенка можно обучить.

В 1825 году Песталоцци вернулся на свою ферму, где 50 лет назад он начал свою педагогическую деятельность. Ему было уже 80 лет. Здесь он написал свое последнее произведение -- «Лебединая песнь». Через два года он умер. На надгробном памятнике было написано:

«Все для других, ничего для себя».

Педагогические взгляды

Роль матери и семьи в деле воспитания Песталоцци придавал огромное значение.

Важное открытие Песталоцци: «лучшей средой воспитания является атмосфера семьи» (пришел к этому из свой практики воспитания сирот в приюте).

Чувство семейственности - природное чувство (родители всегда любят своих детей) => под действием родительской любви у ребенка формируется возвышенное, уважительное отношение к миру.

Когда ребенок растет вне любви, он искаженно воспринимает действительность; ребенок становится душевно черствым, бесчувственным, уподобляется животному.

Т.о, влияние семьи и семейственности - условие любого воспитания. Песталоцци против раннего отрыва ребенка от семьи, раннего помещения его в учебное заведение.

Семейное воспитание должно быть направлено на гармоничное развитие всех природных данных ребенка.

Развитие физических сил,

Привитие трудовых навыков,

Воспитание любви к людям,

Развитие интереса к познанию окружающего мира

Цель воспитания - истинная человечность

Идеальный человек (тот, кто воплотил принцип истинной человечности) должен иметь:

1) развитый ум;

2) возвышенные чувства (благовоспитанность);

3) развитую способность к действию.

Обладающий только одной из этих особенностей не м.б. признан идеальным человек.

Воспитание - «выделка каждого отдельного звена великой цепи, посредством которой образуется единое человечество». В понимании цели воспитания Песталоцци повторяет Канта; цель воспитания - создание истинной человечности, т.е. совершенствование человека.

Воспитать человек в изоляции невозможно, => следует совершенствовать все человечество. => Человек должен воспринимать все лучшее, что есть в человечестве, т.к. он его сын + человек должен отдавать все лучшее от себя человечеству, которое выступает отцом индивидуального человека. обучение воспитание природосообразность песталоцци

Принципы воспитания Песталоцци

Общий принцип, определяющий метод воспитания - «принцип согласия с природой» (природосообразности): всем людям по природе свойственно побуждение к самодеятельности и саморазвитию.

У Комениуса природа - внешняя среда, необходимость для существования человека.

У Песталоцци природа - внутренние психофизиологические силы человека, которым присуще побуждение к саморазвитию. Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к "высокой и простой сообразности с природой".

Однако он расставлял иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис "жизнь формирует".

Воспитание рассматривалось как многообразный социальный процесс, и утверждалось, что "обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства.

Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него".

Характеристики принципа природосообразности воспитания:

1. Самопроизвольность: образование должно происходить из собственных сил человека.

2. Метод воспитания должен демонстрировать общий закон саморазвития человеческого духа по законам природы человека.

3. Созерцание - не чувственное постижение, а обнаружение идеи, изначально заложенной в человеке (это деятельность рассудка, творящего и образующего мир). Человек должен приложить собственные усилия, чтобы открыть свою истинную природу и развить ее.

4. Равновесие сил. Принцип гармонического развития человеческих сил (ум, чувства и деятельное начало должны быть одинаково развиты).

5. Общественность. Воспитание возможно только в группе, в коллективе.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному. Элементы -- своеобразные "кирпичики", из которых, по Песталоцци, складывается воспитание.

Теория включает в себя:

умственное образование , целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы;

физическое и трудовое воспитание - всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками";

нравственное воспитание - всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека.

Методы обучения Песталоцци

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков.

Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой -- это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами.

Отсюда -- необходимость. предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Идея развивающего обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.

К.Д. Ушинский эту идею назвал "великим открытием Песталоцци". Трактовка идеи развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци до сих пор не утратила своей актуальности.

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога.

Так как институт Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем Песталоцци.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Жизненный путь В.А. Жуковского, формирование его личности, педагогическая деятельность. Значение поэта в истории России XIX века. Различия во взглядах Николая I и Жуковского на воспитание и образование. Программа воспитания юношества С.С. Уварова.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Краткая хронология жизни и деятельности М.В. Ломоносова - первого русского учёного-естествоиспытателя, энциклопедиста, химика и физика. Положение Ломоносова в Петербургской Академии Наук. Научные идеи и педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Роль домашнего воспитания в формировании личности. Процесс обучения в коллективных учреждениях-школах. Средняя ступень обучения в Древнем Риме, индивидуальный подход к каждому ученику в школах грамматики. Педагогическая мысль известных деятелей.

    реферат , добавлен 01.06.2016

    Восстание декабристов - начало истории организованного революционного движения в России. Педагогическая, просветительская и хозяйственная деятельность декабристов, как основополагающая методики взаимного обучения в России. Их суждения о восточной окраине.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2010

    Общие сведения о книге Л.Н. Гумилева "От Руси до России". Краткая характеристика главных моментов содержания книги. Изучение всего пути русского народа во время становления государственности. Анализ выводов, сделанных Львом Николаевичем Гумилевым.

    реферат , добавлен 16.05.2014

    Роль конфуцианства в образовании в Древнем Китае. Развитие просвещения, создание нового социалистического образования, повышение культурно-просветительского уровня народа. Педагогическая система Конфуция. Проблемы современного образования в Китае.

    реферат , добавлен 13.05.2017

    Книга как источник формирования просветительских взглядов будущих декабристов. Исследование места книги в жизни декабристов на каторге и в ссылке. Изучение деятельности декабристской организации "Союз благоденствия". Описания состава тюремной библиотеки.

    реферат , добавлен 24.09.2014

    История открытия лицея в Царском Селе, его место в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Краткая биография основных лицеистских друзей Пушкина - И.И. Пущина, А.А. Дельвига и В.Л. Кюхельбекера, а также общая характеристика и анализ их "жизни после лицея".

    реферат , добавлен 04.10.2010

    Основные даты жизни и деятельности великого русского педагога, основоположника научной педагогики в России, демократа, патриота и писателя Дмитрия Константиновича Ушинского. Анализ работ и центральных идей педагогической теории и системы Ушинского.

    презентация , добавлен 22.02.2016

    Детство и годы учебы Макара Евсевьевича Евсевьева в Казанской учительской инородческой семинарии. Исследования ученого в области филологии. Деятельность по созданию и развитию национальной школы. Общественная, научная и педагогическая деятельность.

Представительство Башкирского Государственного университета

Отделение психологии и педагогики

Р Е Ф Е Р А Т

тема: «Педагогическая деятельность и теория

элементарного образования»

И. Г. Песталоцци

Выполнила:

Велькова

Ольга Александровна

Проверил:

П Л А Н

1. Жизнь и педагогическая деятельность Песталоцци.

2. Основные положения педагогической теории.

3. Основы дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования.

4. Создание частных методик начального обучения.

5. Значения педагогической теории Песталоцци.


ЛИТЕРАТУРА

1. В.З. Смирнов. История педагогики. Просвещение. 1965 г.

2. М.В. Макаревич, И.Е. Лакин, А.Х. Рычагов. Хрестоматия по истории педагогики. Издательство «Высшая школа». Минск. 1971 г.

3. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. Педагогическое наследие. Москва. «Педагогика» 1987 г.


Жизнь и педагогическая деятельность

Песталоцци.

Швейцария - родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне - помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим стану помогать крестьянам».

Образование Песталоцци получил сперва в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе, Эта школа с ее убогой программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания,

Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой, Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо, Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу, Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок, На собраниях этого кружка обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо, Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован,

Арест не охладил Песталоцци; он по-прежнему стремился помочь народу, крестьянству. Жизнь крестьян справедливо представлялась ему исключительно тяжелой. Для того, чтобы помочь крестьянам, Песталоцци изучает сельское хозяйство. В 1774 году он осуществляет попытку помочь народу: открывает на своей ферме Нейгоф приют для сирот и беспризорных детей. По его мысли, приют должен был содержаться на те средства, которые зарабатывают сами дети. Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету. Их учили также прясть и ткать. Он намеревался таким образом соединить обучение с производительным трудом. Песталоцци не мог, конечно, вступить на путь эксплуатации детского труда. Средств у Песталоцци не хватило, и в 1780 году вынужден был закрыть свой приют. 18 лет Песталоцци посвятил подытоживанию своего опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда». Этот роман имел большой успех, так как в нем автор хотел показать, как именно следует перестроить жизнь крестьян на новых основах. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств. Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства.

Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. Учитель вел обучение в школе по образцу Гертруды. Таким образом, в романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци наметил пути помощи крестьянам и вместе с тем показал, что каждая мать должна уметь обучать детей,

Роман имел большой успех. Он был переведен на другие языки. В романе ясно выражена идеализация помещика. Но основное содержание романа отражало чаяния не только Песталоцци. Мечты о возможном улучшении жизни трудящихся волновало умы всей передовой буржуазной интелегенции того времени.

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман «Лингард и Гертруда» и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием «французского гражданина».

Когда в Швейцарии произошла буржуазная революция (1798), Песталоцци с согласия правительства молодой республики направился в Станц и открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте 5- 10 лет. Состояние детей как в физическом, так и в моральном отношении было плохое. Песталоцци сообщает, что «многие поступали с закоренелой чесоткой, многие с проломленными головами или в лохмотьях, худые, как скелеты, желтые, с оскаленными зубами и в то же время со страхом в глазах; некоторые были наглы, с привычками попрошайничества; другие подавлены бедствием, терпеливы, но недоверчивы, жестокосердны и робки.

Песталоцци считал необходимым построить приют по типу семьи, перевоспитать детей, вести там обучение, соединенное с производительным трудом. Всего себя отдал Песталоцци этим детям. «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их пища была моей пищей, их питье- моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они. Я спал вместе с ними: вечером в постели я беседовал с ними и учил их, пока они не засыпали, - они сами так хотели». Песталоцци не обучал своих детей ни морали, ни религии, пример самого Песталоцци являлся для школьников образцом.

Однако деятельность Песталоцци в Станце продолжалась несколько месяцев. В связи с военными действиями помещение приюта было использовано для лазарета и приют был закрыт. Это было тяжелым ударом для него.

Вскоре Песталоцци получает место учителя в Бургдорфе, а несколько позже он, со своими сотрудниками открывает свой институт. Там он развертывает начатые в Станце опыты упрощенного обучения, ставя себе задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. В самом начале 19 века вышли в свет сочинения Песталоцци: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе».

После переезда института в Мюнхенбухзее, а потом в Ифертен Песталоцци в предоставленном ему замке продолжает деятельность своего института; это было большое учебное заведение.Песталоцци становится известным педагогом, его ценят в самых различных кругах. Состав учащихся института резко меняется: это уже не дети крестьян, не беспризорники, а в значительном большинстве дети аристократов, помещиков, зажиточных людей.

Песталоцци не удовлетворен теперь своей деятельностью. Он чувствует, что стоит уже далеко от народа, много дальше, чем раньше. Усталость и неудовлетворенность- все это, вместе взятое, тяжело отразилось как на здоровье, так и на его деятельности.

В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене, Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем Песталоцци написал свое последнее произведение - «Лебединую песнь». В 1827 году, 82 лет от роду, Песталоцци умер. На надгробном памятнике было написано: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде», отец сирот ву Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне, воспитатель человечества. Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя.»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПЕСТАЛОЦЦИ

Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно.

Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.

Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.

Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к. жизненное назначение этих детей - трудиться. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа.

Соединение обучения с производственным трудом (ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений в педагогической практике и теории Песталоцци.

В школе дети по мысли Песталоцци («Лингард и Гертруда») проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы «согревать и развивать ум детей» ибо цель, которую он себе ставил, - воспитание человека, а «не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами». Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.

Однако такое «практическое» трудовое воспитание на самом деле снижало уровень общеобразовательной подготовки. Ясно, что такое сочетание общеобразовательных знаний с трудом носит чисто механический характер и не является органическим соединением обучения с производительным трудом.

Основа дидактики Песталоцци.

Теория элементарного образования.

Песталоцци значительно расширил учебный план начальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что «сперва из моря спутанных наблюдений выделяются определенные наблюдения, затем из определенных наблюдений ясные понятия, а из последних понятия точные.» Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Чтобы перейти от наблюдений к новым понятиям, надо осознать три основных элемента всякого познания: число, форму и слово. Песталоцци поставил перед собой задачу - найти такие формы и методы обучения, пользуясь которыми мать - крестьянка могла бы обучать своих детей. В основе всякого знания, по мнению Песталоцци, лежат элементы. Каждый человек, по его мнению, когда он хочет выяснить что - либо непонятное, всегда ставит перед собой три вопроса: 1) Сколько у него предметов перед глазами? 2) Какой они имеют вид, какова их форма? 3) Как они называются? «Число, форма и слово, по выражению Песталоцци; элементарные средства всякого обучения». В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу - счет, а слову - речь. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью. Такое обучение путем упражнений в измерении, счете и речи пробуждает в ребенке важнейшее качество - способность мыслить.

Такова по убеждению Песталоцци, основная и конечная цель обучения в народной школе.

Нельзя не отметить, что Песталоцци разграничивает развитие мышления и накопления знаний. Он считал, важной задачей школы пробуждение духовных сил и способностей, развитие способностей мыслить, т.е. формальное образование. Он указывает, что нужно интенсивно обогащаться представлениями». Это положение Песталоцци сыграло огромную роль в борьбе против догматизма и схоластики, за активные методы обучения и воспитания в школе.

Однако теория элементарного образования Песталоцци не сводится к одной лишь дидактической проблеме. Идея элементарного образования в понимании Песталоцци может быть еще истолкована как природосообразное развитие умственных, нравственных и физических сил ребенка.

Создание частных методик

начального обучения.

Поставив перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, а следовательно и организацию для них «народной школы», Песталоцци попытался создать основы методики по предметам начального обучения.

В основу разработки методики преподавателя родного языка Песталоцци положил принцип развития речи ребенка. Песталоцци отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в то время, так как везде еще господствовал буквошагательный метод.

Песталоцци дает целый ряд указаний по увеличению слов запаса у детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и сообщению элементарных сведений по естествознанию, географии и истории.

Путем сложных упражнений Песталоцци стремился добиться положительных результатов: развивать в детях умение наблюдать, установить признаки предмета или явления выработать навыки четкого и полного описания предмета. Сама эта мысль о положительном значений таких занятий верна, однако практическому их выполнению были присущи элементы формализма.

Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий - элементов букв. Эти упражнения широко применяются в школе и по настоящее время. Обучение письму Песталоцци предлагал связывать с измерением предметов и рисованием, а так же и с развитием речи. Особенно большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.

Для обучения измерений Песталоцци рекомендует брать квадрат, его стороны и производить деление квадрата на части, различные геометрические фигуры, связывая обучение измерению с развитием речи ребенка. Результаты измерений ребенок зарисовывает; эти упражнения в свою очередь являются основой для письма. Возражая против метода обучения арифметике, основанного на заучивании наизусть правил Песталоцци в своей методике первоначального обучения счету предложил иной метод «изучение чисел» - формировать понятия о числе, начиная с элемента каждого целого числа - единицы. На основе наглядных представлений ребенка он обучает действиям сначала с единицей. После того как дети усвоили все это, он предлагает усложнить счет, первоначально оперируя единицей и числами первого десятка, образующимися из единицы. Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношения частей и целого. На основе этой идеи Песталоцци его последователи ввели в школьную практику так называемый арифметический ящик, широко используемый в школе и в настоящее время.

Песталоцци дал ряд указаний и по преподаванию географии. От близкого к далекому, на основе непосредственных наблюдений окружающей местности Песталоцци ведет учащихся к восприятию более сложных географических представлений. Он рекомендует лепить рельефы местности из глины и лишь за тем переходить к карте. Начиная ознакомление с местностью со школьного участка земли и рельефа родной деревни, при изучении которых ученики получают элементарные географические представления, Песталоцци затем постепенно расширял их, и учащиеся получали представления о всей земле.

Таким образом, Песталоцци наметил сравнительно широкую программу начального обучения и дал обстоятельные методические указания к ее практическому осуществлению.


ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПЕСТАЛОЦЦИ

Песталоцци был выдающимся педагогом прошлого. Он видел страдания крестьянства и стремился ему всемерно помочь через школу и просвещение. Революционного из создавшегося положения он не искал. Его окрыляли, вызывали у него стремления ближе подойти к народу идеи некоторых французских просветителей, в особенности Руссо.

Песталоцци отдал всего себя делу воспитания детей, он создал теорию элементарного обучения, которая способствовала развитию в 19 веке народных школ в Европе, начал разработку частных методик, и они нашли широкое применение в начальной школе. Однако элементы формализма заложенные в педагогической теории Песталоцци и развитые его учениками, оказали и некоторое отрицательное влияние на народную школу.

Взгляды Песталоцци были исторически ограничены: он не мог понять и не понимал классового характера воспитания в классовом обществе и в то же время по своему изо всех сил стремился помочь трудовому народу. «Песталоцци мечтал о такой школе, которая удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималось ими и была в значительной мере созданием их собственных рук», - писала Н.К. Крупская.

Один из основоположников дидактики начального обучения, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци был автором произведений, в которых нашли отражение его педагогические идеи: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Письмо к другу о пребывании в Станце» , «Лебединая песня».

Разрабатывая идею о взаимосвязи воспитания, обучения и развития, педагог исходил из признания решающей роли воспитания в становлении личности ребенка с момента его рождения. Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И.Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения. Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).

Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, метод «элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:

1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира. Такое развивающее и воспитывающее обучение должно содействовать переходу детей от беспорядочных и смутных впечатлений к четким понятиям.

Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования: изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

В школе дети, по его мнению (роман «Лингард и Гертруда»), проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне, а также с кустарными мастерскими. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей».

Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми.

Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.

Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.

Нравственное воспитание. Песталоцци полагал, что главная задача воспитания -- сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма.

В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. «Отчий дом, -- восклицает Песталоцци, -- ты школа нравов».

Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним.

В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребенка, и задача учителя -- организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он необходимо вступает в тесные отношения. Его социальные связи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество.

Песталоцци предпочитал «живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорит о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств.

Отношение Песталоцци к нравственности и религии -- свидетельство его идеалистического мировоззрения и социальной буржуазной ограниченности. Призывая воспитателей к любви и человечности, он не помышляет о воспитании у детей протеста против общественной несправедливости, против поборников зла, притеснителей народа.

Умственное образование. Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.

Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей.

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных -- определенными, из определенных -- ясными и из ясных -- очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».

18 лет Песталоцци посвятил подытоживанию своего опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда». Этот роман имел большой успех, так как в нем автор хотел показать, как именно следует перестроить жизнь крестьян на новых основах. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств. Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства.

Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. Учитель вел обучение в школе по образцу Гертруды. Таким образом, в романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци наметил пути помощи крестьянам и вместе с тем показал, что каждая мать должна уметь обучать детей,

Роман имел большой успех. Он был переведен на другие языки. В романе ясно выражена идеализация помещика. Но основное содержание романа отражало чаяния не только Песталоцци. Мечты о возможном улучшении жизни трудящихся волновало умы всей передовой буржуазной интелегенции того времени.

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман «Лингард и Гертруда» и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием «французского гражданина».

Огромное влияние идеи Руссо оказали и на педагогическое творчество И.Г. Песталоцци (1746-1827), с деятельностью которого связан целый этап в развитии гуманистической воспитательно-образовательной традиции. Песталоцци утверждал, «что в природе каждого человека изначально таятся силы и средства, достаточные для того, чтобы он мог создавать себе удовлетворительные условия существования; что препятствия, противостоящие в форме внешних обстоятельств развитию врожденных задатков и сил человека, по природе своей преодолимы». Он пришел к выводу, что «совокупность средств искусства воспитания, применяемых в целях природосообразного развития сил и задатков человека, предполагает если не четкое знание, то во всяком случае живое внутреннее ощущение того пути, по которому идет сама природа, развивая и формируя наши силы».

Для Песталоцци воспитание - это помощь развивающемуся человеку в овладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию; это помощь природе ребенка, стремящейся к общественному развитию; это помощь саморазвитию заложенных в человеке сил и способностей.

Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, которое включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний). Все эти стороны воспитания необходимо осуществлять в тесной связи и взаимодействии. * Физическое воспитание: в основе - естественное стремление к движениям; помощь по дому, игры; «школьная элементарная гимнастика» (простейшие движения, связанные с самообслуживанием); трудовое воспитание - «особое образование для индустрии»; на базе «элементарной гимнастики» проводить «индустриальную гимнастику». * Нравственное воспитание: развитие деятельной любви к людям. От любви к матери по спирали. Воспитание осознания себя частью великого человеческого целого и распространения своей деятельной любви на всех людей. Личный пример. Тесная связь нравственного воспитания с религиозным, религия - основа нравственности. Тесная связь физического воспитания с нравственным. * Задачи, содержание и методика элементарного образования: наглядность - высший принцип обучения; воспитатель должен учить детей наблюдать. * Простейшие элементы всякого знания

  • - число, форма, слово. Элементарное обучение - обучение ребенка считать, измерять, говорить. * Индуктивный путь обучения
  • - «последовательность, при которой каждое новое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям, очень хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми». * Развитие в процессе обучения способностей.

В своем романе «Лиенгард и Гертруда» Песталоцци рисует идеал влияния хорошего воспитания в семье и школе на благосостояние целой общины, а следовательно, и целого народа, а в других сочинениях дает прочное основание методике обучения в элементарной школе. Сам Песталоцци показал своей педагогической деятельностью высокий пример учителя и воспитателя, для которого важнее всего благо порученных ему детей. Взгляды Песталоцци имели большое влияние на немецкие школы, и преуспеяние немецких школ с 1820 года до настоящего времени зависело главным образом от деятельности учеников швейцарского педагога. Под влиянием идей Песталоцци возникает в Германии обширная педагогическая литература; многие деятели теоретически разрабатывают психологию в применении к педагогике и вопросы об обучении и воспитании; другие занимаются методикой учебных предметов как в народной школе, так и при среднем образовании. Таким образом устанавливаются известные взгляды, которые понемногу проникают во все слои общества и, несомненно, улучшают воспитание детей даже беднейших классов народа. Правительства всех образованных стран проникаются мыслью, что воспитание и обучение детей - дело важное и должно быть ограждено от безграничного произвола родителей; вследствие этого почти везде появляются школьные законы, которые вводят обязательное обучение и определяют минимум познаний и навыков, которые должны быть сообщены каждому ребенку.

Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого внесли существенный вклад Я.А.

Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, а в наше время - Л.В. Занков.

У Песталоцци же с самого начала было сильное стремление к единству педагогических и философских воззрений. Не случайно современники ставили рядом его учение о воспитании с философией Канта. Однако, как считает Наторп, Песталоцци не только не склонен, но и не подготовлен к тому, чтобы ясно и до конца вполне развить в себе философию, облеченную его педагогикой. Таким образом, и у него задача строго научного построения теории воспитания остается нерешенной. Песталоцци показал необходимость сочетания наглядности со специальным мысленным формированием понятий. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся. Л.В. Занков подробно изучил возможные варианты сочетания слов и наглядности. Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия.

Музыка - это язык Вселенной. Благотворное влияние ее осознано уже в древние времена. Музыка имеет громадное воспитательное влияние на человека. Знаменитый германский педагог и знаток детских натур Генрих Песталоцци говорит: «Хороша та школа, где развито пение». Каждому, вероятно, знакомы слова: «Где музыка и пение, там нет зла, туда иди смело». Чем шире и многочисленнее будет круг людей, любящих и понимающих музыку, тем, смею думать, в нашей частной и общественной жизни мы насчитаем больше элементов того высокого духовного подъема, того настроения, когда наше сердце становится восприимчивее к благороднейшим порывам сострадания, любви, благоговения перед чем-то, стоящим выше житейской прозы...»

Ребенок в интернате ничего в течение дней, недель, месяцев не решает сам. Когда встать, что положить в портфель, где сесть в столовой, когда встать из-за стола, когда сказать спасибо поварам - все за ребенка решает воспитатель. Детей полностью обеспечивают, одевают, хорошо кормят, жизнь у них очень легкая, но совершенно пустая и скучная. Детей никто не любит, но никто и не бьет, не наказывает. Вот что пишет о подобных учреждениях швейцарский педагог Песталоцци: «Излишней щедростью, спокойным, беспечным насыщением всех потребностей эти учреждения убивают зародыши трудолюбия и пытливости» (Песталоцци, соч., т. 1, с. 232). Ключевое слово здесь «убивают».

Естественно, переход на точку зрения усвоения и развития ребенка обуславливает все претензии психологии в определении содержания обучения. Органическая связь педагогики с психологией стала бесспорной начиная уже с конца XVIII века. «Педагогическая психология» трактовалась как приложение данных психологии к процессу обучения и воспитания. При этом выделялись на первый план два вопроса: а) насколько методы обучения соответствуют возможным психическим процессам ребенка; б) какое значение имеют методы обучения для развития и развертывания его психических функций. У Песталоцци психологическая теория восприятия служила основанием и обоснованием наглядных методов обучения, а соблюдение принципа постепенности должно было обеспечить накопление знаний.

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей воспитания Жан-Жака Руссо, И.Г. Песталоцци, Г.Д. Торей, М. Монтессори и др. При всем различии их концепций этих педагогов объединяло стремление воспитать свободную личность, сделать ученика центром внимания учителя в ходе педагогического процесса, предоставить ученику возможность активной познавательной деятельности через творчество, через самостоятельную целесообразную деятельность. «Мои ученики, - писал Песталоцци, - будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Эти идеи и были положены в основу так называемых открытых школ или классов - открытого образования. Основными принципами открытого образования были провозглашены: индивидуальное обучение, ответственность за собственные успехи, сотрудничество, направленность на непрерывное образование. Обучение строилось на принципах децентрализации по индивидуальным программам. Следуя идеям Жан-Жака Руссо, открытые школы были в большей мере озабочены жизнью ученика, его эмоциональной сферой, его интересами, а не его образованием в узком смысле слова. Надо сказать, что в настоящее время те, очень немногие открытые школы, которые еще продолжают функционировать в США, несколько отходят от ориентации на свободное воспитание и, хотя и придерживаются индивидуальных планов (на день, на неделю) и программ обучения для каждого ученика, все-таки четко ориентируются на общие рекомендации о целях обучения, учебном плане, требованиях к уровням владения учебным материалом, которые исходят из федеральных и местных органов образования. В остальном, то есть в планировании рабочего дня ученика (он это делает совершенно самостоятельно или под руководством учителя), контактов с преподавателем, принятия самостоятельных решений о темпах продвижения, в выборе учебных предметов на день и пр„ принципы открытого образования остаются в силе. Надо признать, что активность учащихся в этих школах, полностью поставленная под личную ответственность самих учеников, весьма высокая. Ребята, каждый в соответствии с собственным планом на день, переходят от учителя к учителю, отчитываясь о проделанной работе и получая следующие задания на самостоятельную проработку или на семинарские занятия под руководством учителя. Вся деятельность ученика фиксируется в специальных рабочих листах по каждому предмету.

Индивидуальный стиль обучения (The Learning Style Approach) основан на учете индивидуальных особенностей каждого ученика, особенностях психического развития ученика, темперамента, типа нервной деятельности и пр. Можно вновь обратиться к педагогическим воззрениям гуманистов. Песта- лоцци, как и Руссо, как и М. Монтессори, настаивал на том, что учителю следует уважать предшествующий данному этапу обучения опыт ученика, особенности его развития. Начинать надо с того, что знакомо ученику, постепенно раскрывая перед ним все более сложные явления, опираясь на самостоятельную активность учащегося. Люди по природе своей разные. Дело в том, что одни учащиеся трудоспособнее по утрам, другие - во второй половине дня; одни нуждаются в четком, иногда буквально пошаговом руководстве со стороны учителя, другие предпочитают инициативное, самостоятельное обучение, не терпят опеки; одни лучше усваивают материал со зрительной опорой, другие лучше воспринимают материал на слух; одни могут сосредоточенно работать в течение 20-30 минут, другие отвлекаются уже через 5-10 минут; у одних предшествующий опыт познания достаточно богат, на него можно легко опираться в дальнейшем развитии ребенка, у других в силу разных причин он может оказаться незначительным, и приходится прилагать немало усилий, чтобы его обогатить. Традиционная школа, разумеется, не может учесть весь спектр различий личности обучаемого. В результате те ученики, которые могли бы гораздо лучше усвоить материал со зрительной опорой, вынуждены слушать объяснения учителя и тут же отвечать на его вопросы; те учащиеся, которые значительно более работоспособны во второй половине дня, вынуждены приходить в школу с утра, те, которые были слабо подготовлены интеллектуально (а может быть, и духовно), вынуждены следовать темпу и методам, рассчитанным на более продвинутых учеников (так называемых средних), ребята, которым непонятны некоторые жизненные принципы, устои, принятые в цивилизованном обществе, часто начинают комплексовать и т.д. Именно поэтому, говорят сторонники этого подхода (Dunn, Griggs), необходимо опираться и развивать индивидуальные стили познавательной деятельности каждого ученика. В такой школе ученикам предоставляется возможность работать индивидуально на мягких коврах или в группах за специализированными столами для групповой работы. Здесь используются как четко структурированные уроки под руководством учителя, так и работа в малых группах (парах, тройках, пр.), используются компьютерные технологии и, главное, самостоятельная индивидуальная деятельность. Основные предметы, требующие объяснения учителя и его руководства, повторяются утром и во второй половине дня. Учащиеся могут, таким образом, посещать уроки, сдавать зачеты, работать над проектами в удобное для них время, в удобных для них темпе и форме, согласуясь со своим биологическим ритмом, психологическими особенностями. Школа индивидуального стиля обучения основное внимание, в отличие от традиционной школы, уделяет вовлечению каждого ученика в активную познавательную деятельность, формированию умений решать проблемы, развитию творческих способностей учащихся, раскрытию их духовности. Наконец, такая школа уделяет большое внимание обучению в сотрудничестве, в малых группах. Надо признать, что при всей привлекательности такой организации обучения, по мнению Dunn и Griggs, посетивших 10 таких школ, говорить с уверенностью о высокой эффективности такого обучения можно очень осторожно. Дело в том, что учащиеся таких школ действительно показали очень высокие академические знания, некоторые стали победителями национальных конкурсов. Сами учащиеся очень высоко отзывались о подобном подходе к обучению, они буквально влюблены в свою школу. Однако здесь в большей мере, чем при других подходах к обучению, важна роль учителя, его профессионализм, умение очень тонко определять и учитывать индивидуальные различия учащихся не только в академических знаниях, но и в психологическом плане. Необходимо соответственно готовить учебные материалы, планы, программы, Все это требует действительно очень высокого профессионального мастерства, такта, определенных личностных качеств учителя. Возможно, за такими школами будущее. Но пока это лишь идеал, который, к сожалению, не может быть массовым.

К естественному ходу развития ребенка пытался приблизить воспитание современник Песталоцци, немецкий религиозный философ и педагог Ф. Шлейермахер (1768-1834). Отказываясь рассматривать человека как продукт воспитания, он видел смысл педагогической деятельности в «охранении», сопровождении детей, в выборе их окружения и участии в происходящих в их жизни событий. Для Шлейермахера задача воспитания заключалась в поддержании позитивных влияний на индивидуальное и социальное развитие ребенка и противодействии негативным влияниям.

Предоставить человеку возможность свободного проявления его духовной сущности стремился, разрабатывая свою педагогическую концепцию, последователь Песталоцци Ф. Фре- бель (1782-1852), отстаивавший идеал воспитания свободной мыслящей, самостоятельной личности. Задача воспитания, по Фребелю, заключается в создании условий для реализации того духовного начала, которое заложено в каждом человеке от рождения. Именно Фребель сформулировал великий принцип гуманистической педагогики XIX столетия: «Придите, будем жить для наших детей!»

Однако на практике процесс становления массовой школы на Западе в XIX веке проходил отнюдь не под знаком реализации той гуманистической тенденции, которая все более усиливалась в педагогической теории. На характер массовой школы особенно большое влияние оказали идеи И.Ф. Гербарта (1778-1841). Система Гербарта - классический пример авторитарной педагогики, где учитель предстает в качестве субъекта, а ученик - объекта воспитания и обучения, где особенно тщательно разработана система средств управления ребенком (угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание и т.п.), где в основе наказания лежит не физическая боль, а страх перед ней (устрашение), где урок жестко регламентирован и особое значение придается воспитывающему обучению, где путь к формированию личности ребенка лежит через развитие его интеллекта, а в обучении господствуют вербальные методы. Педагогика Гербарта в своих сущностных чертах соответствовала характеру того общества, которое формировалось на Западе в первой половине XIX века, поэтому она интенсивно проникала в практику массовой школы.

В середине XIX века капиталистические отношения в Западной Европе стали всеохватывающими - сформировалось то, что можно назвать буржуазной цивилизацией, обществом индустриального типа. Изменения затронули и сферу образования и воспитания: в этот период буржуазная массовая школа (как средняя, так и начальная) и связанная с ней педагогическая идеология

(предполагающая ориентацию на изолированного индивида, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств, нивелирующих индивидуальность и включающих человека в безличный государственный порядок) получили повсеместное распространение.

Наиболее последовательно и откровенно эту позицию формулировал Г. Гегель (1770-1831), утверждавший необходимость подавления и отчуждения личности ради высших государственных целей. По его мнению, научное образование, воздействуя на дух человека, отделяет его от природного бытия, вырывает из несвободной сферы чувств и влечений и заставляет мыслить; начиная осознавать свои поступки, индивид освобождается и благодаря этому достигает власти над непосредственными представлениями и ощущениями. Эта свобода, по Гегелю, и есть формальная основа нравственного поведения.

Не только формальная школьная наука, отчуждающая личность от самой себя, но и военная муштра, согласно Гегелю, способствует развитию духа, так как противостоит природной лени и рассеянности и вынуждает точно выполнять чужие распоряжения. Отчужденный с помощью формальной выучки от самого себя человек приобретает способность изучать любую чуждую ему науку, любой незнакомый навык. Через отчуждение личность отрывается от конкретного, освобождается от его власти и получает способность воспринимать общее, жить интересами государства и общества. Нельзя не заметить, что Гегель абсолютизирует общее и идеализирует отчуждающее воздействие организованного по безличным рационалистическим законам школьного порядка.

В середине XIX века, когда построенное почти по Гегелю массовое образование начинает работать в полную силу, оказывается, что вместо того, чтобы в соответствии с гегелевским рецептом органически слиться с общим, с государственным целым, личность безнадежно теряется в нем, утрачивает вместе с ощущением индивидуального своеобразия и смысл собственного существования. В XIX веке пути преодоления этой антиличност- ной тенденции в широком социально-педагогическом контексте искали социалисты-утописты, вслед за ними марксисты, деятели рабочего и социалистического движения. Усилились попытки сохранить индивидуальное начало личности, спасти ее от растворения в обезличенной действительности посредством обращения к иррационализму, найти рационально-утилитарные пути развития личности (позитивизм).

Литература:

  • 1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971
  • 2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982
  • 3. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988
  • 4. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М., т. 2, 2008
error: