Логопедия. Презентация "основные этапы становления логопедии как науки" Презентация на тему логопедия как наука

Казанский федеральный университет.
Институт психологии и образования.
Работу выполнила: Пантелеева А.Г.
Васильева Л.В.
Галяутдинова И.И.
Студенты группы: 17.1-625

1. Роль исторического момента в познании.
2. I этап развития логопедии (античность – 18
век)
3. II этап развития логопедии (18 в – 3-я
четверть 19 в)
4. III этап развития логопедии (3-я четверть 19
– 50 г.г. 20 в)
5. IV этап развития логопедии (50 годы –
до настоящего времени)
2

Принцип историзма – важнейший
принцип развития любой науки.
Исторический подход к изучению
педагогического опыта прошлого
позволяет видеть изучаемые вопросы в
процессе их накопления, развитие и
изменение. Изучение литературного
наследия помогает обнаружить
исторически сложившиеся
общепедагогические основы логопедии.
3

I этап развития логопедии
(античность – 18 век).
Рассмотрим взгляды
представителей:
Древнего Востока,
Ближнего и Среднего Востока 5 – 15 веков,
Древней Руси 9 – 16 веков.
4

Древний Восток.
Вавилонию,
Ассирию,
Египет, Индию,
Китай (4 – 2 тыс. до н.э.),
Грецию (5 – 4 в. До н.э.),
Римскую империю (2 в. До н.э. – 2 в. н.э.).
5

Египет (4 тыс. лет до н.э.).
Культура Древнего Египта оставила глубокий
след в истории мировой культуры.
В одном из древнейших папирусов (до нас
дошло 4), в папирусе Эдмона Смита находим
первое упоминание о речевом расстройстве,
связанном с физической травмой.
6

Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться.
Затем 2 примечания: позвонок вдавлен в
другой, это случилось потому, что человек упал
вниз на свою голову».
Лурия в годы войны подтвердил, что ранение
левого полушария ведет к разным «тотальным»
расстройствам в речевой деятельности: не
говорит, не понимает.
7

Индия.
В священной литературе («Вед»), особое
место занимают трактаты «Аюрведы».
Тракта состоит из 6 частей.
В одном из них описывается 2 пластические
операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего
зева» – хейлопластика и уранопластика.
8

Китай.
О речевых расстройствах в китайской
литературе мы находим сведения в трудах
русского врача П.Я. Пясецкого.
Он отмечает: «Из врожденных недостатков
наиболее часто есть заячья губа».
9

Ближний и Средний Восток
(5 – 15 в.в.)
Византия,
арабские Халифаты,
Средняя Азия
10

Византия.
Врач Орибадий (326 – 403), энциклопедист,
В плане терапии заикания Орибадий
предлагал следующее:
1)произносить
наизусть
отрывки
лирического характера, начиная с низкого тона,
затем повышая голос и снова понижая;
2) чтение начинать с отрывков наизусть;
3) в речи делать глубокий вдох;
4) речь под такт и др.
11

Аэций Амидский (527 – 565),
Павел Эгинский (425 – 490),
рассматривали болезни речи как болезни
языка,
его
уздечки,
предлагали
хирургическое вмешательство.
12

Арабские Халифаты
Ближний и Средний Восток.
Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037) –
философ, врач, поэт.
Мировую славу доставил ему «Канон
врачебной науки» (1020), где имеются сведения
о расстройствах речи и способах его лечения.
13

Древняя Русь (9 – 16 в.в.)
О представлениях древних славян о речевых
расстройствах можно судить на основании
сохранившихся летописей, словарей пословиц,
поговорок, поверий, травников, вертоградов.
14

II этап развития логопедии
(18 в – 3-я четверть 19 в)
А.В. Безлюдова (1893г.)
выделяет 4 этапа:
1825 – 1860 гг.
1861 – 1880 гг.
1881 – 1900 гг.
1901 – 1925 гг.
15

Первый этап.
В России до 2ой четверти 19 века нет конкретных
исследований по логопедии.
Первая работа Христофора Лагузена «О
заикании» (1838 г.).
У многих авторов методы преодоления нарушений
речи носили симптоматический, медицинский
характер. Некоторые авторы ссылались на
использование специальных медицинских методов.
На этом этапе создавались основы для
формирования в России самостоятельной
области знаний о патологии речи.
16

Второй этап.
Количество переводов и обзоров работ значительно
преобладает над отечественными исследованиями,
число которых возрастает. В этих работах решаются
многие проблемы патологии речи.
Исследуются многие речевые нарушения –
заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия.
В России из ряда медицинских наук и психологии
выделяется
специальная
область
знаний

логопетология (А. Кусмауль, 1877).
Помимо методов преодоления заикания,
начинают разрабатываться методы исправления
звукопроизношения, ринолалии, тахилалии.
17

Третий этап.
Работы отечественных
работам зарубежных.
авторов
не
уступают
Намечается 2 основных подхода к исследованию
расстройств речи:
- механистический – выполнение упражнений без
учета структуры дефекта
-функциональный.
Произошло образование самостоятельной области
знаний – логопатологии, на которой стала
формироваться логопедия
(логопатия – нарушения речи имеют первичный
характер).
18

Четвертый этап.
Количество работ советских авторов значительно
превосходит количество работ зарубежных
авторов, анализируются все формы речевой
патологии.
Логопедия приобретает статус самостоятельной
науки. В преодолении речевых нарушений
большинство использует дифференцированный
подход.
19

III этап развития логопедии
(3-я четверть 19 в. – 50 гг. 20 в.)
Расцвет логопедии приходится на начало 20-го
века. Открываются правительственные учреждения.
Уже в 1900 г. организовали детский сад для
глухих детей дошкольного возраста.
А в 1915 г. директором Московского АрнольдоТретьяковского училища для глухих стал Ф.А. Рау,
и он же организовал краткосрочные курсы
по подготовке логопедов.
20

В первые годы советской власти закладываются
основы подготовки дефектологов с высшим
образованием.
В 1920 г. а Петрограде при институте дошкольного
образования
открывается
институт
детской
дефективности.
В 1924 г. на педагогическом факультете второго
московского
государственного
университета
организуется логопедическое отделение.
21

В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве
специальные логопедические кабинеты для лечения
заикания у детей и подростков, а затем был открыт
стационар для афазиков и заикающихся.
Организатор – Ю.А. Флорентская. В 1926 г.
МосГОРОНО открыл специальную семилетнюю школу
для заикающихся.
В 1929 г. Мингорздрав открыл специальную
поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и
зрения.
Данишевский создал специальную консультацию по
дефектам речи, а затем и клинику нарушений
речи. С ним сотрудничали Выготский, Рау,
Лурия, Кащенко, Левина, Боскис.
22

Логопедическая помощь взрослым осуществлялась
в условиях здравоохранения: Центральный институт
нейропсихиатрии,
психогигиены
и
психопрофилактики.
Большое значение для медицинской работы имели
съезды невропатологов и психиатров, конференции и
совещания.
23

В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались
вопросы восстановления речи при травматической
афазии
и
заикании
у
инвалидов
Великой
Отечественной войны (Лебединский, Флорентская,
Ляпидевский, Бейн и др.). Широкую известность
получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия»
(1947 г.).
После войны увеличилось количество специальных
учреждений. Возникала необходимость в центральной
межведомственной комиссии для решения всех
вопросов.
24

IV этап развития логопедии
(50 годы – до настоящего времени)
В работах Выготского, Босхис, Левиной
расширился
предмет
логопедии
новым
педагогическим и теоретическим содержанием.
25

В 1959 г. возникла рабочая клиническая
классификация О.В. Правдиной. Уточнена в 1969
г. Ляпидевским и Гриншпуном.
В 1951 г. создана психолого-педагогическая
классификация, которая не удовлетворяла
требованиям
специальной
педагогической
практики.
Разрабатываются положения о системном
строении языка. Уточняется симптоматика,
патогенез, клиника речевых нарушений.

1. Роль исторического момента в познании.
2. I этап развития логопедии (античность – 18
век)
3. II этап развития логопедии (18 век – 3-я
четверть 19 века)
4. III этап развития логопедии (3-я четверть 19
века – 50-е гг. 20 века)
5. IV этап развития логопедии (50 годы 20
века – до настоящего времени)

Логопедия – одна из отраслей специальной педагогики, область научных знаний о нарушениях речи, методах их профилактики,

– одна из отраслей
специальной
педагогики,
область
научных знаний о нарушениях речи,
методах их профилактики, выявления и
устранения средствами специально
организованного обучения и воспитания.
Формировалась она постепенно, на
перекрестке
многих
разных
специальностей

медицины,
педагогики
и
психологии.

Роль исторического момента в познании

Принцип историзма – важнейший принцип развития
любой науки. Исторический подход к изучению педагогического
опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе
их накопления, развитие и изменение. Изучение литературного
наследия помогает обнаружить исторически сложившиеся
общепедагогические основы логопедии. Это важно в настоящее
время и потому, что увлечение поиском специфики логопедии
нередко уводит специалистов от понимания и знания
общепедагогических основ логопедии.
Ретроспективный аспект изучения вопросов логопедии, с
одной стороны, позволяет увидеть, как последовательно
формировались представления о необходимости и особенностях
развития правильной речи у детей в системе их гармонического
развития, с другой стороны – проследить, как постепенно
накапливались и систематизировались сведения о неправильной
речи и приемах ее устранения.

В развитии учения о нарушениях речи выделяют 4 этапа: 1. Античность – 18 век. 2. 18 век – 3-я четверть 19 века. 3. 3-я

четверть 19 века – 50 гг. 20 века.
4. 50 гг. – до настоящего времени
(по Селиверстову)

I этап развития логопедии
(античность – 18 век).
Рассмотрим взгляды
представителей:
Древнего Востока
Ближнего и Среднего Востока 5 – 15 веков
Древней Руси 9 – 16 веков

Древний Восток.
За несколько тысячелетий до н.э. у
народов Древнего Востока возникают и
складываются в определенной системе
научные представления.
Вавилония
Ассирия
Египет, Индия
Китай (4 – 2 тыс. до н.э.),
Греция (5 – 4 в. до н.э.),
Римская империя (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.).

Египет (4 тыс. лет до н.э.)
Культура Древнего Египта оставила глубокий
след в истории мировой культуры.
В одном из древнейших папирусов (до нас
дошло 4), в папирусе Эдмона Смита находим
первое упоминание о речевом расстройстве,
связанном с физической травмой.

Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться.
Затем 2 примечания: позвонок вдавлен в
другой, это случилось потому, что человек упал
вниз на свою голову».
Лурия в годы войны подтвердил, что ранение
левого полушария ведет к разным «тотальным»
расстройствам в речевой деятельности: не
говорит, не понимает.

Индия
В священной литературе («Вед»), особое
место занимают трактаты «Аюрведы».
Тракта состоит из 6 частей.
В одном из них описывается 2 пластические
операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего
зева» – хейлопластика и уранопластика.

Китай
О речевых расстройствах в китайской
литературе мы находим сведения в трудах
русского врача П.Я. Пясецкого.
Он отмечает: «Из врожденных недостатков
наиболее часто есть заячья губа».

Древняя Греция и Рим

Демокрит (5 – 4 век до н.э.) – математик, физик, анатом,
медик, историк. Одним из первых выдвинул вопрос о
природосообразности воспитания. Роль правильного
воспитания в предупреждении речевых нарушений.
Гиппократ (377 г. до н.э.) – основоположник античной
медицины. Он впервые сделал попытку
классифицировать речевые нарушения. Определил
главенствующую роль головного мозга в деятельности
человека. Описал строение и функцию органов слуха и
зрения и их влияние на формирование голоса и речи.
Описал, что нарушение речи присуще только человеку. В
трудах Гиппократа определены основные способы и
методы лечения нарушений слуха и речи, базирующиеся
на гуморальной точке зрения. Указал, что симптоматика
поражения слуха и голоса может учитываться в
диагностике различных заболеваний.

Ближний и Средний Восток
(5 – 15 в.в.)
Византия
Арабские Халифаты
Средняя Азия

Византия
Врач Орибадий (326 – 403), энциклопедист,
В плане терапии заикания Орибадий
предлагал следующее:
1)произносить
наизусть
отрывки
лирического характера, начиная с низкого тона,
затем повышая голос и снова понижая;
2) чтение начинать с отрывков наизусть;
3) в речи делать глубокий вдох;
4) речь под такт и др.

Аэций Амидский (527 – 565),
Павел Эгинский (425 – 490),
рассматривали болезни речи как болезни
языка,
его
уздечки,
предлагали
хирургическое вмешательство.

Арабские Халифаты
Ближний и Средний Восток.
Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037) –
философ, врач, поэт.
Мировую славу доставил ему «Канон
врачебной науки» (1020), где имеются сведения
о расстройствах речи и способах его лечения.

Древняя Русь (9 – 16 в.в.)
О представлениях древних славян о речевых
расстройствах можно судить на основании
сохранившихся летописей, словарей пословиц,
поговорок, поверий, травников, вертоградов.

О представлениях древних славян о речевых расстройствах
можно судить на основании сохранившихся летописей,
пословиц и поговорок.
Обозначения дефектов речи
1. Языкоболезние, языкоболезньствие – болезнь речи
2. Косноглаголевый – говорящий с трудом.
3. Гугнивый – невнятная, трудная речь.
4. Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый.
5. Фафлю – шепелявить.
6. Момлент – дефекты твердого неба. Мом – небо во рту.
7. Заякливый – заикающийся.
8. Немый – лишенный способа говорить («Глух и нем»).

Древние славяне понимали
речевые дефекты как болезнь,
недуг
ниспосланные
на
человека
высшими
или
темными силами. В приемах
устранения
существовали
элементы
народной
медицины.
Таким образом, истоки
логопедии как науки о
речевых расстройствах имеют
на Руси глубокие корни и
своеобразный характер, тесно
связанные
с
социальноэкономическим
и
политическим
укладом
древних славян.

Западная Европа 17 – начало 18 в.

Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – славянский
педагог. Занимался рядом вопросов, касающихся
развития речи у детей.

Иоганн Генрих Пестолоци (1746 –
Жан Жак Руссо
(1712 – 1778) – французский
мыслитель, педагог.
Впервые говорит об этапах
развития детской речи. Он
указывает на своеобразное
единство речи, голоса и
просодики.
1827).Разработал методику
начального обучения детей речи,
счету, измерению. Уделял большое
развитие речи ребенка в развитии
его мышления. Язык рассматривал
как важное средство познания. По
его мнению язык и мышление
взаимосвязаны между собой. «Язык –
критерий познания, важнейшее
средство познания».

М.В. Ломоносов (1711 – 1765)

Реформатор русского языка,
создатель русской грамматики,
создатель
отечественного
языкознания. Большую роль
отводил
упражнениям,
вырабатывающим правильную
выразительную
речь,
соблюдению
определенных
правил речи, упражнениям для
силы голоса.

М.В. Ломоносов коснулся вопросов:

развития русского языка
обращал внимание на органы речи
на образование различных звуков
видел зависимость чистой и правильной речи
от специальных речевых упражнений, считал
обязательным упражнять силу голоса, следил за
интонацией, использовать паузы, следить за
применением жестикуляции.

А.Н. Радищев (1749 – 1802)

Писатель, философ-материалист,
основоположник
русского
революционного
просветительства.
Большое
значение придавал речи человека
в развитии общества и самого
человека. Основная заслуга в
рассмотрении развития речи в
тесной
связи
со
всеми
психическими
процессами.
Раскрывал
большие
компенсаторные
возможности
человека в речевом общении.

II этап развития логопедии
(18 в – 3-я четверть 19 в)
А.В. Безлюдова выделяет 4 этапа:
1825 – 1860 гг.
1861 – 1880 гг.
1881 – 1900 гг.
1901 – 1925 гг.

Классификации речевых дефектов

Клиническая классификация А. Куссмауля
(1877), «который подверг критическому
анализу сложившиеся ранее представления
о видах речевых нарушений,
систематизировал их, упорядочил
терминологию».
Психолого-педагогическая классификация
речевых нарушений, предложена
зарубежными и отечественными
специалистами первой четверти XX в. - Г.
Гутцманном, С. М. Доброгаевым, В.
Олтушевским, Э. Фрешельсом и др.

Одной из передовых стран, в которой формирование
устной речи расценивалось как «национальная задача
образования совершенно особого значения», являлась
Германия. Во многом данное обстоятельство
объяснялось тем, что именно Германия была странойавтором «чистого устного метода» в обучении глухих,
в котором центральное место занимали вопросы
произносительной стороны речи (Альберт Гутцманн,
1837- 1910 - сурдопедагог, директор школы для
глухих в Берлине, последние годы занимавшийся
проблемами логопедии).
Первым центром по изучению нарушений голоса стал
отдел, открытый в 1907 г. Германом Гутцманном
(1865- 1922) при Поликлиническом институте
внутренних болезней (Берлин).
М. Надолечный организовал учебно-научное
подразделение по логопедии в Мюнхенском
университете.

Становление логопедии в западноевропейских странах
осуществлялось в условиях тесного взаимодействия и
взаимовлияния.
Так, на развитие логопедии в Германии большое
влияние оказала деятельность австрийских врача,
ученика В. Урбанчича, Э. Фрешельса и педагога К. К.
Рота, работавших в Вене после Первой мировой
войны. Берлинская школа отличалась строго
физиологическим направлением, в то время как
венская
была
ориентирована
на
глубинную
психологию. Именно поэтому их взаимодействие
стимулировало развитие логопедии как отрасли
специальной педагогики и содействовало расширению
практики оказания квалифицированной помощи
людям с тяжелыми нарушениями речи.

В 1924 г. Э. Фрешельс учредил в США
«Международную Ассоциацию логопедии и
фониатрии».
Г. Гутцманн определил дизартрию как
нарушение артикуляции и выделил две ее
формы - центральную и периферическую.
(1911)
Конец XIX в. и начало XX в. в
большинстве западноевропейских стран
явились периодом становления и развития
логопедии как самостоятельной науки о
патологии речи (собственные объект,
предмет и методы), приобретения ею
официального статуса.

Первый этап
В России до 2ой четверти 19 века нет конкретных
исследований по логопедии.
Первая работа Христофора Лагузена «О
заикании» (1838 г.).
У многих авторов методы преодоления нарушений
речи носили симптоматический, медицинский
характер. Некоторые авторы ссылались на
использование специальных медицинских методов.
На этом этапе создавались основы для
формирования в России самостоятельной
области знаний о патологии речи.

В.Ф. Одоевский (1804 – 1869)

Выдающийся педагог, выдвигает
требование
давать
пищу
умственным силам ребенка,
знакомить его с окружающей
жизнью и на этой основе путем
бесед и разговоров, развивать и
направлять
самостоятельную
мысль ребенка. Основная задача
– развитие ясности детских
представлений,
умения
логически мыслить. Был против
заучивания, т.к. память сильна в
детях.
Огромное
значение
придавал слову в воспитании и
речи самого воспитателя.

К.Д. Ушинский (1824 – 1870)

Большое значение в развитии
речи придавал социальной среде.
Разработал оригинальный метод
обучения чтению и письму.
Считал, что исходной работой по
обучению
чтению,
является
обучение
звукобуквенной
аналитико-синтетической
деятельности.

Основная роль К.Д.Ушинского в развитии логопедии состоит в:

всестороннем изучении человека как предмета
воспитания
основным средством воспитания ребенка в духе
народности является родной язык
язык не только средство общения, но и великий
педагог
соблюдение в процессе работы определенных
принципов
единство задач обучения и воспитания
всестороннее гармоничное развитие личности.

Второй этап
Количество переводов и обзоров работ значительно
преобладает над отечественными исследованиями,
число которых возрастает. В этих работах решаются
многие проблемы патологии речи.
Исследуются многие речевые нарушения –
заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия.
В России из ряда медицинских наук и психологии
выделяется
специальная
область
знаний

логопатология (А. Кусмауль, 1877).
Помимо методов преодоления заикания,
начинают разрабатываться методы исправления
звукопроизношения, ринолалии, тахилалии.

Третий этап
Работы отечественных
работам зарубежных.
авторов
не
уступают
Намечается 2 основных подхода к исследованию
расстройств речи:
- механистический – выполнение упражнений
без учета структуры дефекта
- функциональный.
Произошло образование самостоятельной области
знаний – логопатологии, на которой стала
формироваться логопедия
(логопатия – нарушения речи имеют первичный
характер).

Четвертый этап
Количество
работ
советских
авторов
значительно превосходит количество работ
зарубежных авторов, анализируются все формы
речевой патологии.
Логопедия приобретает статус самостоятельной
науки. В преодолении речевых нарушений
большинство использует дифференцированный
подход.

В 1889 г. государственный министр Пруссии
рекомендовал всем королевским правительствам
организовывать логопедические лечебные курсы.
Это начинание было активно поддержано в издаваемых
Альбертом и Генрихом Гутцманнами «Медикопедагогических месячниках по общей логопедии» (1891
- 1912).
Одновременно с лечебными курсами создавались
логопедические классы для заикающихся, которые
впоследствии были преобразованы в речевые школы.
В 1928 г. в Германии речевые школы существовали в 4
городах, логопедические классы - в 14, а
логопедические курсы - в 95 местах.

Первые опыты по развитию устной речи у глухих были
предприняты в 1916 г. австрийскими сурдопедагогами Ф.
Биффлем и А.Фройнталдером (Вена).
В Великобритании при Манчестерском университете
открылась первая в стране кафедра сурдопедагогики
(1919).
Ее руководитель доктор философии сэр Александр Эвинг
(1896-1980) приступил к проведению научных
исследований по проблемам детской логопедии и
сурдопедагогики.
На рубеже столетий сложились исключительно
благоприятные условия для становления логопедии как
самостоятельной науки о нарушениях речи, о методах их
предупреждения, выявления и устранения средствами
специального обучения и воспитания.

III этап развития логопедии
(3-я четверть 19 в. – 50 гг. 20 в.)
Расцвет логопедии приходится на начало 20-го
века. Открываются правительственные учреждения.
Уже в 1900 г. организовали детский сад для
глухих детей дошкольного возраста.
А в 1915 г. директором Московского АрнольдоТретьяковского училища для глухих стал Ф.А. Рау,
и он же организовал краткосрочные курсы
по подготовке логопедов.

В первые годы советской власти закладываются
основы подготовки дефектологов с высшим
образованием.
В 1920 г. в Петрограде при институте дошкольного
образования
открывается
институт
детской
дефективности.
В 1924 г. на педагогическом факультете второго
московского
государственного
университета
организуется логопедическое отделение.

В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве
специальные логопедические кабинеты для лечения
заикания у детей и подростков, а затем был открыт
стационар для афазиков и заикающихся.
Организатор – Ю.А. Флоренская. В 1926 г.
МосГОРОНО открыл специальную семилетнюю школу
для заикающихся.
В 1929 г. Мингорздрав открыл специальную
поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и
зрения.
Данишевский создал специальную консультацию по
дефектам речи, а затем и клинику нарушений
речи. С ним сотрудничали Выготский, Рау, Лурия,
Кащенко, Левина, Боскис.

Логопедическая помощь взрослым осуществлялась
в условиях здравоохранения: Центральный институт
нейропсихиатрии,
психогигиены
и
психопрофилактики.
Большое значение для медицинской работы имели
съезды невропатологов и психиатров, конференции и
совещания.

Немало российских педагогов и деятелей образования
бывают в других странах (чаще всего в Германии),
знакомятся с творческими поисками и практической
работой зарубежных сурдопедагогов.
Результаты таких поездок получили отражение в таких
трудах, как «Обучение устной речи глухонемых» Н. М.
Лаговского (1900), «Букварь» Федора Андреевича Рау
(1868 - 1957). Именно в его букваре, опубликованном
в 1903 г., получили отражение идеи «чистого устного
метода».
В период руководства Санкт-Петербургским училищем
для глухонемых Петр Дмитриевич Енько (1844-1916)
разработал и ввел в учебную практику методическую
систему «естественный способ; обучения глухонемых
речи», слоговой метод обучения произношению,
грамоте, глобальный метод чтения с губ.

В 30-х гг. прошедшего столетия
становится широко известной
ленинградская школа сурдопедагогики и
логопедии. Яркими ее представителями
были Давид Владимирович Фельдберг и
Михаил Ефимович Хватцев.

Д.В.Федьдберг (1873-1942) помимо активного участия в
организации системы высшего дефектологического
образования в Ленинграде (в течение многих лет он был
преподавателем дефектологических дисциплин на
Высших Фребелевских курсах, с 1918 г. - заведующим
кафедрой
логопедии
на
факультете
детскойдефективности
Психоневрологической
академии,
возглавляемой
В.
М.
Бехтеревым)
организует
государственный научно-исследовательский и научнопрактический центр в системе Наркомпроса -
Отофонетический институт (1918)
Небольшая амбулатория и стационар для детей и
взрослых усилиями Д. В. Фельдберга, врача и известного
ученого, постепенно был превращен в главный в стране
центр научно-педагогической работы по сурдопедагогике
и логопедии. Исследовательские материалы института
публиковались в научных сборниках.

По инициативе Д. В. Фельдберга в
Ленинграде открывались классы для
приходящих глухих детей; создавались
логопедические пункты для детей с
легкими речевыми расстройствами.

Видное место в
ленинградской
научной школе
сурдопедагогики
и логопедии
советского
периода
принадлежит
Хватцеву
Михаилу
Ефимовичу
(1883- 1977).

Хватцев Михаил Ефимович

организатор подготовки кадров сурдопедагогов и
логопедов
Ему принадлежит приоритет в создании практических
основ отечественной логопедии как педагогической
науки, введении в поликлиниках штатной единицы
логопеда, открытии логопедических пунктов при
общеобразовательных школах страны и установлении
разносторонних международных связей с учеными
Западной Европы;
Разрабатывал методы формирования словесной речи у
глухих детей;
Большое внимание ученый уделял проблемам фонетикофонематического недоразвития речи (косноязычия) у
детей.

Труды Хватцева Михаила Ефимовича

Фундаментальный труд «Логопедия» (в 1959 г. вышло
уже 5-е издание этого учебника);
В 1930 г. книга «Дефекты речи. Происхождение,
профилактика и воспитательное лечение»;
«Недостатки речи у школьников» (в 1958 г. вышло
уже 4-е издание);
«Особенности психологии глухого школьника»
(1961);
«Письменная речь глухонемых в ее соотношении с
устной речью» (1959);
«Основные вопросы обучения
произношению» (1967) и др.
глухих
детей

Становлению отечественной логопедии в конце 19 –
первой
половине
20
в.
способствовали
формировавшаяся методика обучения глухих устной
речи, развитие неврологии, исследования в области
физиологии высшей нервной деятельности, а также
более раннее развитие логопедии за рубежом.
В отечественных материалах подвергаются анализу
уже все формы патологии речи.
Ряд проблем приоритетно исследуется российскими
учеными - М. В. Богдановым-Березовским, Г. Д.
Неткачевым, Г.Я.Трошиным, С. М.Доброгаевым,
Л.Леше и др.

Михаил Валерьянович
Богданов-Березовский
(1867-1921)
Григорий Яковлевич
Трошин
(1874 – 1939)

Ученые все чаще обращаются к исследованиям
расстройств речи у детей (Г. Я. Трошин, М. В.
Богданов-Березовский, Г. Д. Неткачев, М. В. Адеркас
и др.). Одной из первых отечественных публикаций
по данной проблеме, выходящей на анализ проблемы
косноязычия, стала работа С. М. Доброгаева
«Картавость, ее происхождение и лечение» (1922).
Четко вырисовываются два направления изучения
патологии
речи
-
функциональное
и
механистическое, причем функциональное начинает
доминировать.
Речевая деятельность рассматривалась в это время
исследователями
в
области
логопедии
как
совокупность определенным образом организованных
сложных рефлекторных движений речевых органов.
Такая точка зрения сохранялась до середины 1930-х
гг.

Исследователи,
и
логопеды-практики
выделяли три основные формы речевых
нарушений у детей: косноязычие, заикание и
комбинированная форма, т.е. сочетание
косноязычия и заикания.
Позднее на основе этой группировки была
разработана
медицинская
(клиническая)
классификация речевых расстройств у детей.

Владимир Михайлович
Бехтерев
(1857 – 1927)
уделял большое внимание
исследованиям
нейрофизиологических
механизмов речевого акта,
анализируя поражение или
недоразвитие
«речеобразующего»
аппарата и возникающие на
этой основе различные
нарушения речи.

Роза Евгеньевна
Левина
(1908 – 1989)
разработала оригинальную, научно
и практически обоснованную
типологию неговорящих детей в
соответствии с формой
«преобладающей недостаточности»,
которая позволила обосновать
необходимость
дифференцированного подхода к
изучению и коррекционному
обучению детей с нарушениями
речи

Речевая деятельность рассматривалась в это время
исследователями в области логопедии как совокупность
определенным образом организованных сложных
рефлекторных движений речевых органов. Такая точка
зрения сохранялась до середины 1930-х гг.
Логопедическая помощь населению, в первую очередь
детскому, с начала XX в. стала расширяться благодаря
не только научному развитию логопедии, но и
целенаправленной подготовке соответствующих кадров.
Уже Н.А. Рау, руководя первым российским детским
садом для глухих детей (1900), оказывала там
логопедическую
помощь
детям,
страдавшим
различными формами дислалий, организовала работу
краткосрочных курсов для логопедов.

Федор Андреевич
Рау
(1868-1957)
По его инициативе при
двух вспомогательных
школах Москвы
открываются группы
начального обучения для
детей, (имеющих
нарушения речи.

Комплект постановочных
зондов по методике
Федора Андреевича Рау
7 шт. (сталь)

В 20-х гг. прошедшего столетия сеть
специализированных
поликлиник
и
стационаров для лечения больных с
афазиями и заиканием расширяется.
В 1926 г. в Москве была открыта первая
школа для заикающихся детей.
В 1932 г. на базе Дома ребенка (Москва)
по предложению педиатра С. А.
Шелованова и логопеда Е.Ф. Рау были
созданы слухоречевые ясли для детей с
различными нарушениями слуха и речи.

Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ).

Налаживается и деятельность постоянных курсов
повышения квалификации для педагогов-дефектологов
при Экспериментальном дефектологическом институте
(ЭДИ).
С 1933 г. «Клинику речи», экспериментальное
подразделение при ЭДИ, возглавила Роза Евгеньевна
Левина.
Она приступила к исследованию автономной речи у
детей дошкольного возраста - паллиативного языка,
который ребенок использует в общении, пока не
овладеет полноценными речевыми средствами, т.е.
любые доступные заменители слов «взрослого языка».(
Монография «К психологии детской речи в
патологических случаях (автономная детская речь)»
(1936)).

В 1941 г. Р. Е. Левина защитила
кандидатскую
диссертацию
на
тему
«Исследование алексии и аграфии в детском
возрасте», в которой было показано, что
недостатки чтения и письма являются
следствием
неполноценного
языкового
развития.
Результаты исследования Р. Е. Левиной
определили перспективное направление
коррекционного
обучения
детей
с
недостатками чтения и письма.

I Всесоюзная логопедическая конференция по предложению Наркомпроса УССР и при поддержке Наркомпроса

Рассматривались
теоретические,
практические
и
организационные
задачи
в
области
оказания
логопедической помощи населению, накопившиеся к концу
1930-х гг.,
обсуждались организационные и правовые вопросы
оказания
логопедической
помощи,
необходимость
расширения и повышения качества подготовки логопедов, а
также проекты организации специальных логопедических
учреждений (М.О. Пайкин, С.Я. Рабинович, М.Е. Хватцев)
в системе Наркомпроса и Наркомздрава.
По предложению конференции были созданы специальные
межведомственные комиссии (1939).
В Москве такая комиссия функционировала при Научнометодическом центре Мосгорздрава; ее деятельность и
проводимые по ее инициативе совещания положили начало
объединению логопедов Москвы.

В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались
вопросы восстановления речи при травматической
афазии
и
заикании
у
инвалидов
Великой
Отечественной войны (Лебединский, Флоренская,
Ляпидевский, Бейн и др.). Широкую известность
получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия»
(1947 г.).
После войны увеличилось количество специальных
учреждений. Возникала необходимость в центральной
межведомственной комиссии для решения всех
вопросов.

IV этап развития логопедии
(50 годы 20 в. – до настоящего времени)
В работах Выготского, Боскис, Левиной
расширился
предмет
логопедии
новым
педагогическим и теоретическим содержанием.

Послевоенные годы
Во время войны увеличилось число взрослых людей с нарушениями
слуха и речи. Им оказывали постоянную логопедическую помощь.
Богатый опыт оказания многоаспектной логопедической и
сурдологопедической помощи в военное время значительно
обогатил логопедию в научном плане, особенно в области изучения
афазий и коррекционного воздействия при этих формах нарушения.
Несмотря на трудности военных лет, научная общественность
страны продолжала обмениваться опытом работы.
Всесоюзное и Московское общества невропатологов и психиатров
совместно с логопедами медицинских учреждений и Научноисследовательского института дефектологии в 1944 г. провели
обсуждение
практики
восстановительной
терапии
при
травматической афазии и заикании у инвалидов Великой
Отечественной войны (доклады В.А. Гиляровского, М.С.
Лебединского, Ю.А. Флоренской, С.С. Ляпидевского, Э.С. Бейн).

С1956 г. каждые три года НИИД созывал всесоюзные
педагогические (дефектологические) чтения. В их
работе принимали участие дефектологи, психиатры,
лингвисты и др.
В 1958 г. на совместной конференции НИИ психиатрии
и
Украинского
научно-исследовательского
психоневрологического института решались вопросы
практической помощи детям с нарушениями речи.
Расширилась
сеть
дошкольных
и
школьных
учреждений.
Создаются
сады
с
5-дневным
пребыванием.
В СССР создана широкая сеть школ для детей с ТНР в
2 отделениях: для детей с ТНР и для детей с тяжелым
заиканием. Велась большая работа по обеспечению
школ методическими пособиями и учебниками. Во
всех
детских
поликлиниках
открываются
логопедические кабинеты, особое внимание обращено
детям с ДЦП.

В 1959 г. возникла рабочая клиническая
классификация О.В. Правдиной. Уточнена в
1969г. Ляпидевским и Гриншпун.
В 1951 г. создана психолого-педагогическая
классификация, которая не удовлетворяла
требованиям специальной педагогической
практики. Р.Е. Левина усовершенствовала
психолого-педагогическую классификацию.
Разрабатываются положения о системном
строении языка. Уточняется симптоматика,
патогенез, клиника речевых нарушений.

Успешно используется метод системного
психологического анализа, направленный на
раскрытие
психологической
природы
речевых, познавательных и эмоциональноволевых нарушений у неговорящих детей
(алаликов) в процессе преодоления этих
нарушений. Внедряются новые методы по
устранению
нарушений
устной
и
письменной речи, уточняются типы речевых
аномалий для школьной категории (60 - 70
гг.).

Научно-теоретические
и
опытноэкспериментальные труды специалистов различных
профилей
-
невропатологов,
психиатров,
отоларингологов,
физиологов,
психологов,
лингвистов, педагогов - способствовали открытию
специальных учреждений, целью которых было
всестороннее изучение речевых нарушений и
оказание помощи людям с различными видами
речевой патологии.

Слайд 1

Учитель-логопед МОУ «СОШ №42» г. Магнитогорска Кравцов Леонид Викторович
Предмет и задачи логопедии

Слайд 2

Логопедия
- это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Слайд 3

Термин «логопедия»
происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - и в переводе означает «воспитание правильной речи».

Слайд 4

Предметом логопедии
как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Слайд 5

Объект изучения
- человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Слайд 6

Структуру
современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Слайд 7

Основной целью логопедии
является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Слайд 8

Задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи. 3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

Слайд 9

Задачи:
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата). 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

Слайд 10

Задачи:
7. Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Слайд 11

В указанных задачах логопедии
определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Слайд 12


использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.); обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

Слайд 13

Для решения поставленных задач необходимо:
осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений; распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи. Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Слайд 14

Основным направлением логопедического воздействия
является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Слайд 15

Организация логопедического процесса
позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию человека.

Слайд 16

Логопедическое воздействие
должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Слайд 17

Использованная литература
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. Картинка «логопедия»: http://cv01.twirpx.net/0760/0760569.jpg Изображение женщины и двух детей: http://4.bp.blogspot.com/-faoJOoLVoME/T9I488G41yI/AAAAAAAAABE/MWyQNLvxJfQ/s760/image002.gif Картинка «будем говорить правильно»: http://simptomed.ru/upload/content/5350ff84a0b96.jpg

Логопедия - наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия является разделом специальной педагогики - дефектологии. Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь), педео (обучаю, воспитываю) или воспитание речи.




Диалогическая речь - психологически наиболее простая естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника- отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительными чертами диалога являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействия друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; эмоциональный контакт говорящих, их воздействия друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность (в деятельности или при восприятии). ситуативность (в деятельности или при восприятии).


Монологическая речь - последовательное связанное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, для связанности мысли; последовательность и доказательность, для связанности мысли; грамматически правильное оформление; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств; выразительность голосовых средств; высокий уровень речевого развития говорящего; высокий уровень речевого развития говорящего;


Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений, она обращена к широкому кругу (людей), лишена ситуативности и предлагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли. Монологическаяречь Повествование (рассказ, сообщение) Описание Рассуждение


Внутренняя форма речи («про себя») - это беззвучная речь, возникающая когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь характеризуется свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Развитие речи ребенка может быть представлено в 3 аспектах: 1.развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. 2.овладение словарным запасам и правилами синтаксиса. Начинается 2-3 года и заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. 3.овладение смысловой стороной речи.


Отклонения в развитии речи отражается на формировании всей психической жизни ребенка: затруднение общения с окружающими; затруднение общения с окружающими; препятствие правильному формированию познавательных процессов; препятствие правильному формированию познавательных процессов; воздействие на эмоционально-волевую сферу; воздействие на эмоционально-волевую сферу; возникновение вторичных отклонений; возникновение вторичных отклонений;


Основные задачи логопедии: изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития; определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей; исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психологическое развитие ребенка; разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых нарушений; разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности; организация логопедической помощи.


Метод логопедической науки характеризуется: принципом развития; принципом развития; принципом системного подхода; принципом системного подхода; принципом подхода к речевым нарушениям позицией связи речи с другими сторонами психического развития; принципом подхода к речевым нарушениям позицией связи речи с другими сторонами психического развития;




Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: не соответствующий возрасту говорящего; не соответствующий возрасту говорящего; не являющиеся диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; не являющиеся диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; связанными с отклонением в функции психофизиологии механизмов речи; связанными с отклонением в функции психофизиологии механизмов речи; носящими устойчивый характер, не исчезающими, а закрепляющимися; носящими устойчивый характер, не исчезающими, а закрепляющимися; требующие логопедического воздействия по специфике; требующие логопедического воздействия по специфике; оказывающее отрицательное воздействие на психическое воздействие ребенка. оказывающее отрицательное воздействие на психическое воздействие ребенка.


Выделяют 3 критических периода в развитии речевой функции: 1-2 года - начало речевого развития, основы коммуникации поведения. Критический период мес. 1-2 года - начало речевого развития, основы коммуникации поведения. Критический период мес. 3 года - развитие связной речи. Переход от ситуационной речи к контекстной, рассогласованность работы Ц.Н.С. и сосудистой системы(особенности поведения). 3 года - развитие связной речи. Переход от ситуационной речи к контекстной, рассогласованность работы Ц.Н.С. и сосудистой системы(особенности поведения). 6-7 лет - начало развития письменной речи, нагрузка на Ц.Н.С. 6-7 лет - начало развития письменной речи, нагрузка на Ц.Н.С.


Основные причины патологии детской речи: различная внутриутробная патология. различная внутриутробная патология. родовая травма и асфиксия. родовая травма и асфиксия. заболевания в первые годы жизни ребенка заболевания в первые годы жизни ребенка травмы черепа травмы черепа наследственные факторы. наследственные факторы. неблагоприятные социально-бытовые условия. неблагоприятные социально-бытовые условия. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии проводится в семьях: где уже есть ребенок с тем или иным дефектом; с у/о, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у родителей; где матери перенесли во время беременности острые инфекционные заболевания, тяжелый токсикоз; где есть дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, природную асфиксию, травмы в первые месяцы жизни.


В основе клинической классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности. Они имеют свою симптоматику и динамику проявлений: нарушение голоса нарушение голоса нарушения темпа речи нарушения темпа речи заикание заикание дислалия дислалия ринолалия ринолалия дизартрия дизартрия алалия алалия афазия афазия аграфия аграфия дисграфия дисграфия алексия алексия дислексия дислексия


Дефекты речи I. Группа: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.


I. группа характеризуется нарушением средств общения и в качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи; позднее начало развития речи; скудный словарный запас; скудный словарный запас; аграмматизмы; аграмматизмы; дефекты произношения; дефекты произношения; дефекты фонемообразования. дефекты фонемообразования. II. Группа: - нарушения в применении средств общения, в т.ч. заикание. Характеризующее нарушением коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОДГОТОВИЛА АЛЕКСАНДРОВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА Студентка группы № 276

Это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Сформировалась она постепенно, на перекрестке многих разных специальностей - медицины, педагогики, психологии. В развитии учения о нарушениях речи выделяют 4 этапа: I этап - античность – 18 век I I этап 18 в – 3-я четверть 19 века I I I этап -3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 века IV этап -50 годы – до настоящего времени Логопедия

I этап Египет (4 тыс. лет до н.э.). В одном из древнейших папирусов мы находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Описывается случай о человеке, который потерял слух, речь и контроль над ногами. Врач назвал этот случай безнадёжным (инсульт). Ибн – Сина (Авицена) (980 – 1037) – философ, врач, поэт. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Ближний и Средний Восток (5- 15в.в.)

Гиппократ: - впервые сделал попытку классифицировать речевые нарушения; - определил главенствующую роль головного мозга в деятельности человека; -описал строение и функцию органов слуха и зрения и их влияние на формирование голоса и речи(роль воздушной струи, языка, голоса, артикуляции и звукообразования); - описал отдельные расстройства слуха, голоса и речи. - указал, что симптоматика поражения слуха и голоса может учитываться в диагностике различных заболеваний. Клавдий Гален Уточнил сведения о строении мозга и нервной системы. По мнению Сикорского, Галену принадлежит заслуга установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значение главнейших терминов: афазия, афония, заикание, косноязычие, невнятная речь. Гален разделил расстройства голоса и речи. Первые происходят от «страдания» гортани и ее мышц, вторые – от поражения языка, губ, неба и т.д. При этом указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражения ЦНС. Впервые он указывал на причины расстройства речи центрального и периферического характера.

Языкоболезние Косноглаголевый Мудьноязычный Гугнивый Гугнявый Травливый Фафлю, Бобливый Момлент Заякливый Немый Неморечивый Обозначения дефектов речи

Ян_Амос_Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог. Он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Говорил о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».

Жан_Жак_Руссо (1712 – 1778) – мыслитель, педагог. Руссо впервые говорит об этапах развития детской речи. Он указывает на своеобразное единство речи, голоса и просодики.

Иоганн Генрих Песталоцци разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. По мнению Песталоцци язык и мышление взаимосвязаны между собой. Речь оказывает огромное влияние на развитие человека. Главный тезис Песталоцци – «Язык – критерий познания, важнейшее средство познания».

I I этап Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия. Христофор Лагузен «О заикании» (1838 г). Исследование ряда проблем афазии - А.Я. Кожевников (1874), В.М. Тарновский (1867, 1868). Развивается невропатология – наука о мозге. 1865 год - Открытие Брока: Повреждение центра Брока или Афазия Брока характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. 1874 год - Вернике - Открытие сенсорной афазии – непонимание обращённой речи. Учение о нарушениях речи выделилось в отдельную область знаний – логопатологию. В недрах логопатологии постепенно зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые методы устранения, принимаются во внимание анатомо-физиологические и другие факторы. 18 в – 3-я четверть 19 в

М.В. Ломоносов (1711 - 1765) - реформатор русского языка, создатель русской грамматики, создатель отечественного языкознания. Большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса. А.Н. Радищев (1749 - 1802) – писатель, философ-материалист, основоположник русского революционного просветительства. Основная заслуга в рассмотрении развития речи в тесной связи со всеми психическими процессами. Раскрывал большие компенсаторные возможности человека в речевом общении. К.Д. Ушинский (1824 - 1870) большое значение в развитии речи придавал социальной среде. Разработал оригинальный метод обучения чтению и письму. Считал, что исходной работой по обучению чтению, является обучение звуко-буквенной аналитико-синтетической деятельности.

I II этап 1916 – 1918 г. 1921 г. 1924 г. 1925 г. 1929 г. 1931 г. 1930 г 3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в Бехтерев проанализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи. Открыт педагогический институт социального воспитания нормального и дефектного ребёнка. На педагогическом факультете второго московского государственного университета организуется логопедическое отделение. в Москве организованы специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. Организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД). Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков. Начато лечение заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.А. Власовой.

IV этап 50-е годы до настоящего времени Л.С. Выготский О.В. Правдина Р.Е. Левина

Сравнив деятельность логопедов в прошлом и нынешнем времени, то можно сказать, что логопед нашего времени имеет на много больше возможностей для коррекционных воздействий по отношению ко взрослому и ребенку, это объясняется тем, что логопедия продвинулась вперед, получив новые познания и изобретением более новых технологий обследования.


error: