Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе. Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН «Путешествие в страну звука и буквы Ж» план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на

(По мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)

Цели:

  • Развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, внимательность, логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию движений; закреплять навык автоматизации звуков [Р] [Р’] в слогах, словах, чистоговорках и в связной речи, закрепить знание грибов, животных и птиц.
  • Воспитывать любовь к природе.

Ребята, вы любите сказки

А какие сказки вы знаете?

Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы угадайте сказку.

(Волк дёрнул за верёвочку, дверь и открылась. Бросился волк на бабушку и проглотил её.)

Правильно, эта сказка Красная шапочка.

Вот по этой сказке у нас сегодня занятие.

2. Характеристика звука и артикуляция звуков [Р] [Р’]

Послушайте внимательно и скажите:

Какой звук я выделила в слове Крррасная?

Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий).

Дайте характеристику звуку [Р’] (согласный, звонкий, мягкий).

Будем произносить эти звуки и помнить, что выдыхаемая, воздушная струя – сильная, кончик языка дрожит.

– Кто это? (Красная шапочка.)

Давайте не просто расскажем эту сказку, но и покажем её.

3. Артикуляционная гимнастика

Жила-была Красная шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась.

«Улыбка» (губы растянуты в улыбке, зубы сомкнуты, видны).

Приготовила Чашечку, чтобы попить чай.

«Чашечка» (рот широко открыт, широкий кончик языка и боковые края

языка поднять).

«Вкусное варенье» (слизать широким языком варенье с верхней губы).

«Почистим зубы» (улыбнуться, показать зубы, чистим верхние и нижние

зубы движениями из стороны в стороны).

После завтрака Красная шапочка решила потрудиться, она покрасила потолок в своей комнате.

«Маляр» (улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком

нёбо вперед-назад).

Красная шапочка решила отдохнуть, она стала играть на дудочке

«Трубочка (губы плотно сомкнуты, вытянуты вперед).

Красная шапочка так весело играла, что к ней прискакали лошадки.

«Лошадки».

«Индюки» (широкий язычок выполняет движения вперёд-назад).

Что тут началось! Девочка взяла барабан и стала бить в барабан.

«Барабанщик» (напряжен. Языком ударяем по бугоркам за верх. зубами).

4. Но тут пришла мама и попросила Красную шапочку сходить в гости к бабушке. Отнести ей пирожок и горшочек масла.

Девочка взяла корзинку и побежала.

5. Дидактическая игра «В лес за грибами»

По дороге Красная шапочка собирала грибы, среди грибов есть ядовитые – это мухоморы, а есть съедобные – это боровики.

6. Артикуляция звуков [Р] [Р’] в чистоговорках.

Чтобы Красной шапочке не было страшно, девочка шла и проговаривала чистоговорки.

Вы двумя пальчиками проводите по манной крупе, рисуете тропинку к домику бабушки и проговаривайте слоги:

Ра-ра-ра – на улице жара.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ра-ра-ра – в гости к бабушке пора.

Ры-ры-ры – загудели комары.

Когда Красная шапочка пела песенку, послушать её вышли много разных животных и даже прилетели птицы.

7. Дидактическая игра «Назови животных и птиц»

8. Давайте покажем нашим гостям физкультминутку.

Физкультминутка

Долго шла Красная шапочка по лесу, устала, села на пенек отдохнуть, давайте и мы отдохнём.

Покажем пальчиковую гимнастику, в ней есть слова со звуком [Р].

9. Пальчиковая гимнастика

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко,

А колечко не простое

Сверкает словно золотое.

Отдохнула Красная шапочка, а вот и бабушкин дом.

Наши девочки покажут небольшую инсценировку встречи Красной шапочки с волком.

Инсценировка

Волк: - Кто там? – спросил волк.

К.Ш: Это я, внучка ваша, К.Ш, принесла вам пирожок и горшочек масла

Волк: - Дёрни за верёвочку, крошку моя, дверь и откроется

К.Ш: - бабушка, а почему у вас такие большие уши?

Волк : - Чтобы лучше слышать тебя, крошка моя

К.Ш: - бабушка, а почему у вас такие большие глаза?

Волк: - Чтобы лучше видеть тебя, крошка моя!

К.Ш: - бабушка, а почему у вас такие большие руки?

Волк: А это, чтобы крепче обнять тебя, крошка моя

К.Ш: бабушка, а почему у вас такие большие зубы?

Волк: А это, чтоб скорее съесть тебя, крошка моя! РРР!

Вот такую инсценировку показали наши девочки.

Разделы: Логопедия

Вид занятия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Цель : Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера, обогащать и активизировать словарный запас в названии этих животных, особенностях их места обитания.

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

  • Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять рассказы о животных.
  • Активизировать и совершенствовать словарный запас по лексической теме занятия.
  • Формировать грамматический строй речи, упражнять в употреблении сложных составных прилагательных.
  • Формировать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слов.
  • Автоматизировать правильное произношение звуков.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связной речи.
  • Развивать зрительно восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.
  • Развивать логическое мышление, памяти, воображения, эмоций.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности.
  • Воспитывать умения адекватно оценить свою работу на занятии.
  • Воспитывать любовь и уважение к природе и животным.

Предварительная работа: проведение занятий по развитию речи по темам “Животные жарких стран”, “Животные Севера”, чтение дополнительной обучающей и художественной литературы по данной лексической теме, просмотр презентаций по теме “Животные жарких стран и животные Севера”, прослушивание записей с голосами животных.

Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с изображением животных, значки команд (снежинка и солнышко), “волшебный” мешочек с фишками для подразделения на команды, фишки для оценки деятельности детей, картинки для разделения животных на группы (север, юг, хищники, травоядные), карточки с перепутанными словами (блюд – вер), звуковые схемы слова и карточки с названием животных, конверты с изображением слона и моржа, схемы слова – признак (для подбора прилагательных), шаблоны для штриховки, карандаши, тарелочки и манка, картинки для самооценки. ноутбук.

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
1.Орг.момент Здравствуйте, дети!

Послушайте внимательно и скажите, кто сегодня к нам пришел в гости? Прослушивание голосов животных жарких стран и Севера (тигр, обезьяна, зебра, слон, белый медведь, кит).

Дети слушают и называют животных, голоса которых слышат.
2. Мотивация и целеполагание Мы прослушали с вами голоса животных, и сегодня у нас будет викторина знатоков. Кто сможет сказать, какую тему будут обсуждать знатоки?

Это тема “Животные жарких стран и Севера”. Мы повторим и закрепим названия этих животных, их место обитания, что они едят. Поиграем, порисуем.

Но нужно подготовиться к нашему занятию.

Послушайте правила поведения:

На занятие не стоит вам кривляться и кричать,
Надо слушать всех внимательно,
Ну и руку поднимать!
Спинки ровно, ножки вместе,
Головой не крутить!
И тогда мы крутить
И тогда мы с вами вместе сможем новое открыть!

Начнем мы занятие с загадки.

Отгадайте загадку:

Дом высокий у неё.
Развесёлое житьё.
Хвост - как пятая рука,
Волосатая слегка.
Ну, а может быть нога,
Чтоб спасаться от врага?
Кто проказницу узнает?
Кто загадку отгадает?

Сделаем артикуляционную гимнастику: “Улыбка” - “Трубочка”, “Толстячки” - “Худышки”, “Лопаточка” - “Часики”.

Дети слушают педагога.

Называют тему занятия.

Отгадывают загадку.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

3. “Отправь животное домой” А так как животные у нас из разных мест, давайте поможем им вернуться в родные края. Но нам нужно разделиться на две команды. Каждый подойдет и вытащит из “Волшебного мешочка” предмет (дети вытаскивают из мешочка карточки с изображением снежинки и солнца).

Теперь у нас есть две команды знатоков!

Присаживайтесь за столы со своим изображением.

А вот теперь помогите животным вернуться домой. По одному человеку подходите к доске и помещаете животных туда, где их место обитание.

Дети делятся на команды, рассаживаются за столы с логотипами “Снежинки” и “Солнышка”.

По очереди каждый знаток выходит и определяет животное на родину.

4. “Почемучка”.

Ответы на вопросы. Подбор слов – признаков

А скажите мне, пожалуйста, юные знатоки:

Почему животные жарких стран не могут жить на Севере?

А почему животные Севера не живут в жарких странах?

А какие они, эти забавные животные:

  • У медведя толстые лапы – толстолапый
  • У жирафа длинная шея – длинношеий
  • У слона большие уши – большеухий
  • У тюленя толстая кожа - толстокожий
Дети отвечают на вопросы, получая фишки за правильные ответы.
5. “Мама и детеныш”. У всех есть мамочки, а у наших животных есть? Правильно! Давайте назовем и маму и детеныша:
  • У слонихи – слоненок
  • У тигрицы – тигренок
  • У медведицы – медвежонок
  • У кенгуру – кенгуренок
  • У оленихи – олененок
  • У пингвина - пингвиненок
Дети называют детенышей животных.
6. “Кто быстрее!”.

Штриховка

Я попрошу вас выйти из-за столов и подойти ко мне. У вас каждого лежит на столе простой карандаш. Задание для команд – кто быстрее заштрихует линиями сверху – вниз изображения животных. По команде начали – вы подбегаете к своим местам, и начинает штриховать. Кто заканчивает – поднимает руку вверх! Дети подходят к педагогу, слушают задания и начинают штриховать по команде.
7. “Хищники и травоядные” Молодцы! Вы отлично размяли и пальчики и ножки! Теперь нам предстоит вспомнить, чем же питаются животные Жарких стран и Севера.

Какие две большие группы мы знаем?

Хищники и травоядные. Давайте распределим животных на две группы. Можно назвать также, что именно они любят есть.

Дети отвечают на вопрос педагога. Распределяют животных по двум группам, на доске с изображением “Мясо” и “Трава”.
8. Физминутка Выходите на наш любимый ковер- немножко передохнем и вспомним физимнутку “Черепаха”.

До моря идти далеко,
До моря идти нелегко.
Вот камень лежит у дороги
Присядем и вытянем ноги.
И на камень лягушки кладут узелок,
Хорошо бы на камень прилечь на часок!
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
Это – че! Это – ре” - это – паха!

Дети выполняют физминутку.
9. “Запутанные слова” Это было в воскресенье,
У слона на дне рождения,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись!
1,2,3,4,5 –
Помоги гостей собрать!

У вас на столах лежит листочек с запутанными словами. Попробуйте разгадать, кто же пришел на день рождения к слону.

Дети разгадывают слова.

Называют животных, которые пришли в гости к слону.

10. “Угадай кто. Давайте вспомним:
  • Какие звуки обозначаются красным цветом? – гласные
  • Какие звуки обозначаются синим цветом? – согласные твердые
  • Какие звуки обозначаются зеленым цветом? – согласные мягкие
Дети отвечают на вопросы педагога.
Каждой команде я даю конверт. В нем лежит картинка с животным. Вы должны составить звуковую схему слова и загадать команде противника. А команда противников – отгадать.

Два слова: морж и слон.
Морж -сксс, слон – сскс.

Дети открывают конверты и составляют звуковые схемы слов морж и слон. Затем загадывают слова команде противника.
11. Итог. Рефлексия Вот и подошло наша викторина к концу. Скажите, как вы чувствовали себя на занятии?

И я попрошу вас оценить и занятие, и свою работу.

Перед вами стоят тарелочки – нарисуйте, пожалуйста, одну из рожиц (радостную или печальную).

Сегодня мы говорили о животных жарких стран и Севера, мы вспомнили и уточнили из названия, что они едят и как называются их детеныши. Мы повторили звуковые схемы и загадали слова из них. Мы поиграли и порисовали. Спасибо, вам, знатоки!

Дети отвечают на вопросы.

Рисуют рожицы на манке.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну звука [Р.]»

Занятие для детей подготовительной группы занимающихся на логопункте.

Программные задачи занятия: закреплять сонорный звук Р в слогах, словах, в предложениях и в связной речи, развивать фонематические процессы, артикуляционную и мелкую моторику. А так же развивать общую моторику и координацию движений, развивать память, внимание. Формировать у детей самоконтроль речи, прививать дружеские отношения.

Занятие подгрупповое, но элементы занятия можно использовать и на индивидуальном занятии, а так же воспитателям на занятии по обучению грамоте.

При составлении занятия использовала литературу авторов:

Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.

Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.

И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Закреплять произношение звука [Р.] в слогах, словах, предложениях связной речи

Повторять алгоритм анализа артикуляции звука [Р.];

Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику;

Развивать общую моторику и координацию движений,

Развивать память, внимание;

Формировать самоконтроль речи;

Прививать дружеские отношения.

ОБОРУДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:

Демонстрационно-наглядный материал:

Загадки о сказочных героях; схема артикуляционной гимнастики; кроссворд из четырёх слов в виде ступеньки; картина с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго); игрушки Буратино, Красная Шапочка, Чебурашка, Крокодил Гена, картина с изображением радуги для звукового анализа слова, буквы Р., А, Д, У, Г, А; картина с изображением реки; звуковые дома; ребусы.

Раздаточный:

Маркер; зеркала; схемы для звукового анализа; тетради, ручки синего, зелёного, красного цвета.

Технические средства:

Магнитофон; кассета с записью «рыдания».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Характеристика звука.

5. Произнесение звука в слогах.

6. Произнесение звука в словах.

7. Использование предлогов.

Введение нового слова «рыдание»

Использование слов - антонимов

Игра: «Противоположные слова»

Обогащение словарного запаса (пословица о дружбе)

8. Динамическая пауза

9. Работа в тетрадях. Звукобуквенный анализ слова.

10. Произнесение звуков [Р.], [Р."] в предложениях, чистоговорках.

1. Организационный момент

Ребята! Вы любите путешествовать?! Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, где живёт звук, а какой вы догадайтесь сами. Послушайте стихи-загадки:

Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите ей имя её (Красная Шапочка)

Носик круглый, пятачок,

Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи, Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три поросёнка)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт свой длинный.

Кто же это? (Буратино)

(Дети отгадывают загадки)

Да, это Кр-р-расная Шапочка, Бур-р-ратино, три пор-р-росёнка. А теперь скажите, какой звук встречается во всех этих словах. (Дети отвечают звук [Р.])

2. Сообщение темы:

В страну какого звука мы отправимся? Путешествие будет не простое, нам будут встречаться разные препятствия.

Чтобы отправиться, нам нужно вспомнить наше главное правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим,

Никогда мы не спешим

3. Артикуляционная гимнастика:

Сделать артикуляционную гимнастику. (фото 1,2)

(Комплекс артикуляционной гимнастики на сонорный звук [Р.]) - произнести звук [Р.], (громко, тихо)

4. Характеристика звука:

Расскажите мне о звуке [Р.]. Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)

И так в путь.

5. Произнесение звука в слогах:

Развитие фонематического слуха.

Здесь нам предлагают поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу»

Кто знает, что такое слог? (Ответы детей)

Игра

РА-РА-РА начинается игра.

Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова (РАКЕТА, РАНА, РАК...)

Продолжаем мы игру - где слова со слогом РУ? (РУКА, РУЧЕЙ, РУБАШКА)

Отгадайте ребус (РЫБАК) какой слог первый?

Теперь произнести слова из «рассыпанных слогов»:

Игра «Рассыпанные слоги»

Логопед произносит отельные слоги, дети должны составить слово РА, НО (РАНО, НОРА) РО, ДО, ГА (ДОРОГА)

6. Произнесение звука в словах:

Выложим ступеньки из слов

(вспоминаем с детьми, что звуки мы слышим, а буквы пишем, у каждого звука есть своя буква)

КРАССВОРД из и четырёх слов.

На первой ступеньке слово из шести звуков:

ВОПРОС: На чем человек летает в космос? (РАКЕТА)

Ввторая ступенька:

ВОПРОС: Без чего ученик не ходит в школу? (РУЧКА, РАНЕЦ) - Трытья ступенька:

ВОПРОС: Если есть у кисочки на ушах две кисточки,

Эту киску берегись, потому что это (РЫСЬ)

Четвёртая ступенька:

ВОПРОС: Ползёт наоборот,

Задом наперёд,

Всё под водой хватает клешнёй. (РАК)

7. Использование предлогов:

По этим ступенькам мы поднялись и попали к кому?

к Карабасу Барабасу (выставляется злой Карбас Барабас)

Вы сидите около кого? (около Карабаса Барабаса)

Я стою где? (за Карабасом Барабасом)

Какой Карабас Барабас? (злой, сердитый)

Новое слово «рыдание»

(включаю запись с «рыданием»)

Слышите чьи-то рыдания (уточнение значения слова)

Они рыдают, потому что Карабас Барабас забрал у них один звук. Я назову их без этого звука, а вы угадайте кто это?

Там рыдают: Бу атино, К асная Шапочка, Чебу ашка, К кодил Гена - как назвать их одним словом. (ИГРУШКИ), а если они из сказки (СКАЗАЧНЫЕ ГЕРОИ) (Выставляются герои сказок)

Какой звук забрал у них Карабас Барабас (Звук [Р.])

Знаете зачем?....(дети фантазируют)

Чтобы стать ещё более злым, сердитым.

Игра «Противоположные слова»

Взрослый говорит слово, дети говорят противоположное слово (слова-антонимы)

До кого дотронется Карабас Барабас, тот будет говорить:

Злой - добрый

Черный - белый

Сердитый - весёлый

Плохой - хороший

Страшный - красивый

Грубый - ласковый, нежный

Ленивый - трудолюбивый

(выставляется добрый Карабас Барабас)

Каким стал К.Б.? (Добрым, весёлым)

С кем подружился К.Б.? (С Красной Шапочкой, с Чебурашкой дети перечисляют сказочных героев)

Кем он им стал? (другом)

Обогащение словаря Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу; «Дружба и братство дороже богатства» (повторяем несколько раз)

8. Динамическая пауза:

Мы играли и устали,

Дружно все мы тихо встали

Ручками похлопали раз, два, три.

Ножками потопали раз, два, три.

Мы идём, и мы поём раз, два, три.

Очень дружно мы живём раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнём

И опять мы в путь пойдём.

(Дети садятся за столы)

9. 3вукобуквенный анализ слов:

Карабас Барабас и его друзья покажут нам дорогу, если мы отгадаем загадку:

Разноцветное коромысло над рекой повисло» (РАДУГА)

(выставляется перепутанные буквы этого слова)

Здесь опять кто-то перепутал все буквы

Поставьте буквы в нужной последовательности, и скажите, какой буквы не хватает. Сделайте звуковой анализ этого слова

(один ребёнок делает у доски, остальные индивидуально за столами)

10. Произнесение звука [Р.] в предложениях, чистоговорках.

По волшебной дороге - радуге друзья ушли в свои сказки, а мы пришли к реке (выставляется картина с изображением реки)

Нам нужно перейти через реку как? (переправа, паром, мостом)

А мостом у нас будут предложения, которые вы составите со словами, которые есть на картине со звуком [Р.]. (Составляют предложения)

Как вы запишите предложение. Ехал Грека через реку.

(Составляют схемы предложения)

Кто закончит чистоговорку о Греке?

Сколько букв Р. изобразил художник.

11. Итог:

Перебрались мы через реку и оказались около скольких домов? (двух)

В каком доме живёт наш звук [Р.]? (в доме согласных звуков)

А где живём мы?

Как называется наш край, город, Родина, детский сад, столица округа?

В каких названных словах звук [Р.] - мягкий, в каких твёрдый?

Молодцы ребята звук [Р.] благодарит вас за то, что вы справились с заданиями в стране и дарит вам в подарок РЕБУСЫ.

Понравилось вам путешествие, чем?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.

2. Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.

3. И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Звук Р».

Этап: автоматизация в слогах, словах и предложениях.

Учитель-логопед: Ушакова Н.А.

Цель: закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 1. Обучающие:

Продолжать учить детей правильно произносить звук [Р] в слогах, в словах и в предложениях;

Упражнять в образовании относительных прилагательных;

Закреплять знания детей о перелётных птицах;

2. Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать внимание, память, воображение;

3. Воспитательные:

Воспитывать чувство взаимопомощи;

Оборудование: плоскостные фигуры Красной шапочки, Бабушки и Буратино, условные обозначения артикуляционных упражнений, зеркала, мольберт, игра «Солнышко», бумажные цветы, игра «Кто, где живёт?», игра «Волшебная груша», пеналы для звукового анализа, игра «Раскрась дом Бабушке», игра «Вкусное варенье», диск с записью «Песни Красной шапочки».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Л.: Сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку: «Мне приятно быть на голове у этой Девочке. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…». Ребята кто загадал эту загадку? О ком она? Правильно эту загадку нам загадала шапочка, которую всегда носит девочка, поэтому её так и называют Красной шапочкой, и сегодня Красная шапочка у нас в гостях. Она просит проводить её к бабушке через сказочный лес, в котором встречаются разные опасности и неожиданности. Проводим Красную шапочку?

2. Характеристика звука.

В этом путешествии нам будет помогать один из звуков речи. Сейчас я расскажу вам его артикуляцию, а вы скажете мне, что это за звук.

«Когда мы произносим этот звук: кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, «моторчик» работает. Что это за звук?

Правильно это звук [Р]. На что похож этот звук? Давайте вспомним стихотворение «Звук Р».

ЗВУК [Р].

1. Ррр! – ракета рвётся ввысь!

2. Ррр! – рычит сердито рысь.

3. Ррр, - рокочет ровно робот.

4. Ррр сказать и ты попробуй!

5. Ррр! – возьмемся за учёбу!

1. Ррр! – язык широкий - к нёбу!

2. Языком, передним краем

Вверх, на дёсны нажимаем.

3. Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

4. Ррр – раскатистый и громкий,

5. Ррр – рокочущий и звонкий!

Ребята, расскажите, что вы знаете о звуке [Р]? (согласный, твёрдый, звонкий).

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы лучше произносить звук [Р] нужно сделать артикуляционную гимнастику: "Лопаточка», «Качели», «Чистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан».

  1. Упражнение «Прогулка».

Отправляемся в путь.

Логопед (выполняет вместе с детьми)

Раз, два, три,

По дорожке мы пошли.

Дети маршируют за логопедом.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.

Дети идут на носочках с высоко поднятой головой.

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали.

Дети прыгают через кубики – кочки.

Впереди течёт ручей,

Проходите поскорей.

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Дети идут по скамейке, покрытой синей тканью, имитирующей ручей.

  1. Игра «Солнышко».

Логопед. Ребята вот мы и в лесу! Прислушайтесь! Вы слышите пение птиц? (Нет) А почему? (Правильно птицы ещё не вернулись с юга)

Чтобы птицы быстрее вернулись к нам с юга, солнышко должно пригреть потеплее, а снега растаять. Давайте соберём своё солнышко и приблизим весну. На лучиках картинки, в названиях которых есть звук [Р]. Нужно отобрать и прикрепить к солнышку только те лучики, где слова состоят из 3-х звуков.

Слова: рак, рысь, сыр, рот, рог, шар, хор, бор.

Логопед. Каких птиц будет встречать наше солнышко весной? (Перелётных.) Назовите их. Назовите зимующих птиц, в названии которых есть звук [Р].

Дети отвечают.

  1. Игра «Волшебная полянка».

Солнышко пригрело, и появились первые цветы. Как они называются? (подснежники). Давайте нарвём бабушке букет. Но цветы это не простые сорвать их можно, если правильно произнесёшь чистоговорку.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра – мы в лесу уже с утра.

Ру – ру – ру, ру- ру – ру – растут сосны в бору.

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – здесь живут бобры,

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – строят хатки бобры.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра – а у мышки есть нора.

Ру – ру – ру, ру – ру – ру – мышка спряталась в нору.

  1. Игра «Кто, где живёт?».

Логопед. Ребята мы оказались около норок грызунов, которые заблудились.

Посмотрите на картинку и назовите животных. А теперь найдите норки, в которых живут крот, барсук и бурундук. Подсказкой вам послужат угощения в норках: сколько слогов в названии грызуна, хозяина норки, столько же слогов и в названии угощения.

  1. Игра «Волшебная груша».

В нашем лесу растёт волшебная груша, которая плодоносит круглый год, вот и сейчас у неё поспел очередной урожай. Давайте поможем груше ей очень тяжело держать плоды на ветке, соберём урожай. Но сорвать грушу можно только если определить место звука [Р] в названии картинки, которая находится на ней. (Русалка, радуга, роза, тигр, мухомор, помидор, барабан, карандаш, таракан.) Молодцы ребята груша говорит вам большое спасибо.

9. Игра «Поможем Буратино».

Идём дольше. На этой поляне живут Мальвина, Буратино и Артемон. Мальвина дала задание Буратино: составить звуковую схему своего имени, а у него не получается. Поможем ему? (Буратино). А второе задание собрать геометрические фигуры.

10.Физминутка «Веснянка».

Буратино говорит вам большое спасибо и предлагает поиграть в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей. («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

  1. Игра «Раскрась дом бабушки».

Вот мы и подошли к дому бабушки. А Бабушка затеяла ремонт, вынесла все вещи из дома и хотела приступить к покраске, но немного заболела. Посмотрите, какой старенький у неё дом. Давайте поможем бабушке и покрасим дом. А красить мы будем теми красками в названии которых есть звук [Р]. (Розовый, красный, бордовый, серый, оранжевый, чёрный, изумрудный). Раскрашиваем крышу, трубу, ворота, веранду, забор, раму. После этого дети говорят, что и каким цветом он раскрасил. Например: я раскрасил крышу чёрной краской, я раскрасил трубу красной краской и т.д.

  1. Игра «Вкусное варенье».

Бабушка говорит вам большое спасибо и дарит вам вот по такой баночке варенья. Скажите, каким вареньем вас угостила Бабушка? Например: Бабушка меня угостила грушевым (персиковым, брусничным, черничным, смородиновым, виноградным) вареньем. Красная шапочка тоже вас благодарит за то, что вы проводили её от волка и дарит вам по карамельки. На этом наше путешествие закончено, нам пора в детский сад. Повторяем игру «Прогулка».

  1. Итог занятия.

Где мы сегодня с вами были? Кого мы встретили? Какой звук сегодня звучал чаще других? Что нового вы узнали на занятии?


КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

ПО ТЕМЕ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Тема занятия: Дикие животные наших лесов.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в образовании существительных именительного падежа единственного и множественного числа, существительных в родительном падеже множественного числа (много чего);

Согласование существительного с числительными 2 и 5;

Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (образование названий детёнышей животных);

Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

Развивающие:

Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме;

Способствовать развитию просодической стороны речи;

Способствовать развитию фонематического восприятия;

Развитие навыка связной речи;

Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Коробка-сундучок, домик, Пальчиковые куклы, предметные карточки «Дикие животные», «Детёныши животных».

Ход занятия:

Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.)

Логопед: Сегодня необычный день, друзья, а потому что Маша к нам пришла, загадки принесла и попросила, чтоб мы их разгадали и сказочных героев из сундучка достали. (Логопед показывает детям пальчиковую куклу Машу, затем достаёт из коробки конверты с загадками.)

Кто ломает бурелом,

Подкрепляется медком?

Очень просто мне ответь –

Кто зимою спит? ...

(Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный!

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Сестрица волка, хитрая, ловкая,

В рыжей шубке-обновке,

Охотница за зайцами, курами, яйцами,

Проделки её сплетены небылицами.

Зимой беленький,

А летом серенький,

Никого не обижает,

А сам всех боится.

До ушей зеленый рот.

В камышах она живет.

И в болоте хохотушка

Громко квакает....

(Лягушка)

Сама с вершок!

Влезла ночью на мешок.

Позвала к себе детей.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали…

Логопед: Теперь, когда загадки отгадали, зверюшек в руки взяли, пришёл черёд дрессировать лесной народ.

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«- Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Здравствуй, рыжая лисичка!

Здравствуй, зелёная квакушка!

Здравствуй, мышка-норушка!»

Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое с левой рукой.

Логопед: Ну вот, друзья, зверюшки наши все готовы, послушаем мы Машу снова:

В день рожденья Маша всех друзей к себе позвала, пригласила и сказала: «Приходите в дом ко мне, постучите в дверь извне. Кошка выйдет на порожки, подскажите ей немножко, как ответить на вопросы, на загадки, на стихи, что оставил гномик Пи. Если мы узнаем, все ответы отгадаем, значит праздник мы справляем и сюрпризы получаем.

Логопед: В путь-дорогу мы идём в дверь стучимся, ждём.

1-ый ребёнок (Мышка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Возле дверей логопед ставит кошку.

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте дом лисы, волка, медведя, зайца, мышки и лягушки. Где живут в лесу зверушки?

Дети отвечают (поочерёдно каждый за своего зверька): Лиса живёт в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, мышка – под полом, лягушка – на болоте.

2-ой ребёнок (Лягушка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если скажете зверь один и звери, много зверей мне стучатся в двери.

Дети: лиса – лисы – много лисиц, волк – волки – много волков, медведь – медведи – много медведей, заяц – зайцы – много зайцев, мышка – мышки – много мышей, лягушка – лягушки – много лягушек.

3-ий ребёнок (Заяц): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте 2 ежа и 5 ежей, каждый всех своих зверей.

Дети: 2 мыши, 5 мышей, 2 лягушки, 5 лягушек, 2 зайца, 5 зайцев, 2 лисы, 5 лисиц, 2 волка, 5 волков, 2 медведя, 5 медведей.

4-ый ребёнок (Лиса): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте ласково зверят – мышку и лягушку, зайку и волка, медведя, лису и всю у зверят детвору.

Дети: Мышь - мышка, лягушка - лягушечка, заяц - зайчик, лиса- лисичка, волк - волчонок, медведь – мишка.

У мышки – мышонок, у лягушки – лягушонок, у зайца – зайчонок, у лисы – лисёнок, у волка – волчонок, у медведя – медвежонок.

5-ый ребёнок (Волк): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: Л: В дом пущу тогда, если угадаете, чьи это лапы, уши, хвосты, скажу вам одно они не мои.

Дети: Лапы мыши – мышиные, лягушки – лягушачьи, уши зайца – заячьи, хвост лисы – лисий, волка – волчий, уши медведя – медвежьи.

6-ой ребёнок (Медведь): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте вы эти сложные слова.

Дети: Если у мыши хвост тонкий, то она – тонкохвостая,

У лягушки брюхо жёлтое – желтобрюхая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У лисы хвост рыжий– рыжехвостая,

У волка зубы острые – острозубый,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

Если у мыши – хвост, хвостище, у мышонка – хвостик,

то у лягушки – лапы, у жабы – лапищи, у лягушонка – лапки.

у зайчихи – уши, у зайца – ушищи, у зайчонка – ушки.

у лисицы - хвост, хвостище, у лисёнка – хвостик.

у волчицы - усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики.

у медведицы - лапы, у медведя – лапищи, у медвежонка – лапки.

Логопед: Ну вот и открылись нам двери, достигли мы нашей цели. День Рождения пришёл вот и Машин дом. Звери весело гуляли, пели, ели, танцевали. Много радости, ребята, получили все зверята. Потому благодарят и спасибо говорят.

error: