Конспект урока наречие образование наречий. Способы образования наречий план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему. Наречие обозначает признак действия

Республиканский конкурс «Планета открытий»

Закиева Татьяна Миншарифовна

Номинация

Урок с использованием информационных технологий.

Русский язык 4 класс

Тема: Образование наречий, их роль в предложении.

    Введение. 3 – 4

    Основная часть. Конспект урока. 5 – 14

    Заключение. 15

    Список использованных источников 16

    Приложение. 17

1. Введение.

Программа : Л.В.Занкова

Урок – практикум, русский язык 4 класс.

Актуальность и новизна урока связана с использованием современных образовательных ресурсов (интерактивные задания развивающей программы по русскому языку «Академия младшего школьника», быстрый ответ программы E -learning class v.6.0), активных методов (деятельностный) и форм обучения, что, несомненно, делает урок современным, отвечающим всем требованиям ФГОС, направленным на развитие личности учащихся. Впервые за много лет, с появлением мобильного класса, уроки в начальной школе поистине удивляют, интригуют, поражают, заинтересовывают каждого ребёнка в получении знаний, практических умений, раскрытии своего потенциала. Возрастные особенности младших школьников позволяют активно использовать современную цифровую среду в образовательном процессе, поскольку дети умеют выполнять инструкции, действовать по алгоритму, контролировать и анализировать свои действия. У четвероклассников возрастает познавательный интерес, исчезает усталость, скука на уроках, а всё новое вызывает у них желание действовать, играть и вернуться к этому занятию вновь, следовательно, созданные условия дают возможность каждому ребёнку развиваться по своей собственной траектории. Уроки, построенные с использованием мобильного компьютерного класса, повышают уровень восприятия и мышления учащихся, настолько глубоко и многогранно освещают изучаемую тему, что она непроизвольно откладывается в подсознании детей и у малышей не возникает пробелов в знаниях и практических умениях. Именно на таких уроках сочетается теория и практика обучения. Таким образом, использование Классмейт ПК помогает детям усвоить материал учебной программы, решить задачу повышения качества образования в начальной школе.

Тема урока: Образование наречий, их роль в предложении.

Цель: Открытие совместно с учащимися одного способа образования наречий от имён прилагательных и определение их роли в речи.

Задачи: 1.Образовательная. Формировать умение применять теоретические знания в практической, новой ситуации.

2. Развивающая. Развивать устную и письменную речь учащихся, литературно-творческие способности. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

3. Воспитательная. Воспитывать умение учащихся работать в паре, группе для формирования коммуникативной культуры; работать на нетбуке Raybook с интерактивными заданиями (тест, орфографический экзамен), быстрым ответом для осуществления самоконтроля и объективной самооценки. Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, умение замечать красоту природы.

4. Здоровьесберегающая. Формирование навыка здорового образа жизни через проведение гимнастики для глаз с целью предупреждения утомляемости, снятия усталости с глаз, сохранения зрения во время работы на уроке.

Оборудование. Презентация, ноутбук учителя, нетбуки Raybook для учащихся, экран, мультимедиапроектор, интерактивная приставка, карточки для групп, учебник русский язык А.В. Полякова (2 часть).

Продолжительность урока 45 минут.

Ожидаемый результат. Предметные – к концу урока дети должны научиться образовывать наречия от имён прилагательных суффиксальным способом. За данный вид работы ставится отметка компьютерной программой « Академия младшего школьника» при выполнении орфографического экзамена. Метапредметные – задавать вопросы от глагола к наречиям, определяя их роль в стихотворении (проверяется фронтально, каждая группа афиширует свою работу перед классом). Самостоятельно составлять по картине предложения с наречиями с целью передачи состояния, настроения, образа зимней природы (дети зачитывают сочинения в классе, учитель на следующем уроке анализирует творческие работы). Личностные – объективно оценивать свои знания, мотивировать себя к творческому труду, осознание личностного смысла учения, социализации в обществе сверстников.

Данный урок я провела на школьном уровне для учителей лицея в рамках мероприятия «День мастерства» по теме «Использование электронных образовательных ресурсов в обучении».

2. Основная часть.

Содержание урока, деятельность

учителя и учащихся.

Используемые ресурсы, цель.

1. Актуализация опорных знаний

1) Распознавание наречий.

Мы продолжаем изучать тему «Наречие».

Что такое наречие? (Наречие - это неизменяемая часть речи ).

Распознайте наречия из ряда слов.

Учитель включает программу E - learning class . Дети работают индивидуально на нетбуках. Они выбирают из предложенных слов наречия и отправляют ответ учителю. На экране появляется результат ответов всего класса в виде графика.

- Итог. Молодцы, все распознали наречия.

2) Повторение теории.

Что ещё вы знаете об этой части речи?

1. На какие вопросы отвечает?

2. С какой речью связано?

3. Каким членом предложения является?

Что обозначает наречие?

Дети . Наречие обозначает образ, место, время действия, степень качества .

3) Тест.

В старших классах вы будете сдавать ЕГЭ по русскому языку, вам необходимы будут знания теоретического материала. Проверьте и оцените свои знания теории, выполнив тест по теме «Наречие». (Дети индивидуально выполняют тест в программе «Академия младшего школьника», отвечая на вопросы по теме урока). Гимнастика для глаз.

Дети : я оцениваю себя на «5», т.к. я не допустил ни одной ошибки; А я поставлю себе «4», потому что допустила 1 ошибку, мне необходимо повторить правило.

Итог. Вы показали свои знания, поэтому мы сможем продолжить изучать наречия.

Слайд 1. Приложение 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Быстрый ответ программы E - learning class . Приложение 2.

Цель: мобилизировать и мотивировать детей на самоорганизацию труда через реализацию «обратной связи».

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Программа «Академия младшего школьника». Русс. яз. - 32. Наречие. Тест № 19 «Наречие». Приложение 3.

Цель: способствовать осознанию качества и уровня усвоения теории через самоконтроль и самооценку; мотивировать на повышение эффективности учебной деятельности учащихся.

2. Тема урока. Целеполагание.

1) Сообщение темы урока.

Тема урока «Образование наречий».

На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы?

Дети : я хочу узнать, как появились наречия.

2) Целеполагание.

Цель нашего урока, выяснить как образуются наречия и какова их роль в предложении.

Слайд 7.

3. Открытие нового знания.

1) Наблюдение, сравнение, обобщение.

- Немного истории. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени разобрали все слова по своим владениям. Пришлось наречиям принимать к себе чужие слова, т.е. образовываться от других частей речи.

Нам помогут фразеологизмы. Замените крылатое выражение наречием. Запишите в тетрадь.

трудиться не покладая рук хорошо

работать спустя рукава плохо

расти как на дрожжах быстро

уснул как убитый крепко

Подумайте, на какую часть речи похоже наречие?

Дети : я думаю на имя прилагательное.

Запишите справа от наречия однокоренное имя прилагательное.

хорош-о хорош-ий

плох-о плох-ой

быстр-о быстр-ый

крепк-о крепк-ий

Рассмотрите слова и выделите ту часть слов, которой прилагательное отличается от наречия. Обсудите в паре и сделайте вывод.

(Дети работают в паре, а затем презентуют правило ).

Дети. У имён прилагательных мы выделили окончание, а у наречий суффикс о. Мы заметили, что корни у слов одинаковые, значит, наречие образовалось от имён прилагательных при помощи суффикса о. (Учитель на 10 слайде выделяет окончания имён прилагательных и суффиксы наречий).

В русском языке такой способ образования слов называется суффиксальный.

На дальнейших уроках мы продолжим изучать другие способы образования наречий, прочтите их.

2) Экзамен.

Вы самостоятельно открыли правило образования наречий, примените это правило при выполнении орфографического экзамена. Вашу работу оценит компьютер.

Дети высказывают своё мнение и результаты. Из 21 человека 4 ученика получили отметку «4», остальные «5, троек нет. Каждый ребёнок работал на своём временном уровне, выполняя работу над ошибками. Гимнастика для глаз.

Мы узнали, как образовались наречия, выясним, какова их роль в предложении, речи. Многие писатели, поэты использовали наречия в прозе и поэзии.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Используется интерактивная приставка. Подключается режим работы цифровой авторучки.

Цель: через зрительное восприятие и графическое выделение наиболее важной информации натолкнуть детей на формулировку правила образования наречий.

Слайд 11.

Слайд 12.

Цель: формирование перспективной мотивации изучения темы.

Слайд 13.

Программа «Академия младшего школьника». Русс. яз. - 32. Наречие. Орфографический экзамен № 12 «Образование наречий от прилагательных при помощи суффикса о». Приложение 4.

Цель: реализовать индивидуализацию обучения, личностно-ориентированный подход контроля и оценки промежуточных результатов деятельности.

4. Творческая работа.

1) Работа в группах.

Поработайте в группах. Найдите наречия в стихотворениях и определите их роль.

1 группа.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля. (Ф. Тютчев.)

Дети. Смотрит (как?) неохотно и несмело. Наречие передаёт настроение природы – солнца.

2 группа.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей. (И.Никитин.)

Дети. Смотрит (как?) весело. Наречие передаёт настроение радости.

3 группа.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она. (А. Пушкин.)

Дети. Льёт (как?) печально. Наречие передаёт настроение грусти.

- Молодцы группы. Вы работали дружно, активно, поэтому вместе правились с заданием. Действительно, поэты используют в стихах наречия для передачи образа, настроения природы.

2) Фронтальная работа.

Рассмотрите фотографии зимнего леса. Подберите к каждой одно наречие, определяющее её состояние, образ. Дети. Красиво, сказочно, торжественно, волшебно, ветрено, пышно, ярко, высоко, снежно, бело, воздушно и др. - Как прекрасна наша природа! Берегите её. Учитель показывает слайды и записывает ответы детей на доску.

3) Самостоятельная творческая работа по картине.

- Составьте небольшой рассказ по картине о природе, передав её настроение, образ, состояние, используя наречия. Примените свои знания по теме «Наречие»: составьте предложение, задайте вопрос от глагола и подберите нужное наречие.

Учитель вывешивает на доску табличку.

Глагол наречие

Сегодня на уроке вы сами себя оценивали, вас оценил компьютер, а творческие работы оценю я и проанализируем их на следующем уроке. Почитайте свои работы. Приложение 5.

Цель: способность взаимодействию

с товарищами в группе в соответствии с целью задания, умению высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Слайд 14 - 20.

Цель: обогащение словарного запаса, мотивирование на творчество.

Слайд 21.

Цель: развитие умения строить речевое высказывание с использованием наречий в письменной форме, применять правила урока на практике.

5. Итог урока. Домашнее задание.

Достигли мы цели урока? Чему научились?

Спасибо вам за плодотворную работу на уроке. Оценки за экзамен выставьте в дневник. Дома поработать в «Телешколе», прочитать стихи М. Цветаевой, урок 22, найти наречия и определить их роль.

Слайд 22.

Цель: развитие рефлексивных умений.

Слайд 23.

«Телешкола» Приложение 6 . Цель: формирование межпре-дметных связей.

3. Заключение.

Открытый урок проводился в лицее в рамках «День Мастерства»

Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Образование наречий»

Закрепление изученного материала

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Учитель I квалификационной категории

Скидан Виктория Анатольевна
МОУ СОШ № 34

Урок «Образование наречий»

Тема урока:

«Образование наречий»

Цели урока:

1)познакомить учащихся со способами образования наречий;

2) формировать умения выяснять от каких частей речи и с помощью чего образовано данное наречие;

3) воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока: 1) Поприветствовали гостей. Сели. Закрыли глаза.

Положите на обе ладони цветок Добра и хорошего настроения. Чувствуете, как он согревает вас:

ваши руки, ваше тело, ваши мысли. От него исходит удивительный запах и приятная музыка.

Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Все готовы отдавать это тепло другому, дарить радость окружающим.

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу улыбку и добрые мысли.

Сегодня на уроке мы продолжим познавать тайны родного русского языка.

Какие основные правила работы на уроке вы должны помнить?

Слушать внимательно;

Отвечать грамотно, четко, быстро;
- обдумывать каждый ответ;


  • мыслить, размышлять, доказывать;

  • помогать товарищу.
Урок «Образование наречий»

  • С каким разделом русского языка мы работаем? (Морфология)

  • Что изучает морфология? (Слова как части речи)

  • Какие части речи уже изучили?
(На доске вывешиваются таблички с названиями изученных частей речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Предлог
Наречие)

Сейчас изучаем наречие.

Составьте рассказ «Что я знаю о наречии» (Слайд № 2)

План ответа:


  1. Часть речи.

  2. Вопросы.

  3. Что обозначает?

  4. Что поясняет?

  5. Член предложения.
Выслушиваются ответы 2-3 учеников.

Что вы можете сказать об ответе товарища? Дополните, исправьте


допущенные при ответе ошибки.

Слайд № 3

Сегодня на уроке хозяйка тетушка Наречие.

Эта часть речи очень гостеприимна. Пригласила к себе в гости все части речи. Все в сборе. Поиграем.


Урок «Образование наречий»

Игра называется «Дружная семейка». Кто быстрее соберет гостей, тот и победил.

Перед вами листочки с именем хозяйки. Нужно подобрать слова- части речи на заданную букву.


вариант

II вариант


Н - предлог

Н - существ.

А - существ

А - прилаг.

Р - глагол

Р - глагол

Е - прилаг.

Е - существ.

Ч - существ.

Ч - числит.

И - союз

И - предлог

Е- глагол

Е - существ.

Такие же таблицы на доске.

Проверка. Учащиеся по очереди выбегают к доске, записывают подобранные слова. Проверять написание слов.

Замечательно.

Гостей нужно веселить. Я предлагаю сыграть в игру «Конструктор».

Соберем слово. Записать в тетрадь.


  • Корень находится в слове заинтересованный.

  • Суффиксы в словах умный и долго.
На доске помещены карточки с предложенными словами, разрезанными по морфемам. Ученик выходит к доске, берет заданную морфему, собирает слово.

ум

Н

ый

Какое получилось слово?
Урок «Образование наречий»

Интересно

Полученное слово разобрать по составу. Дайте характеристику слова как части речи. Физкультминутка. Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в сторону, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Изучение нового материала

Сколько мы создаем и открываем новых слов.

  • С помощью каких частей могут образовываться новые слова? (Суффиксы,
    приставки)

  • А как еще?
Тетушка Наречие. Наречия легко образуются от других слов. И не случайно я пригласила в гости все части речи.

Я появилась в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени растащили почти все слова по своим владениям.

Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Даю вам слова. Исследуйте, от каких слов и с помощью чего образованы данные слова.

Работа по группам. Задания по группам. Приготовились. Исследуем слова по плану.

Слайд № 4.

Урок «Образование наречий»

План исследования.


  1. От какой части речи образовано наречие?

  2. Сравните слова. Какая часть слова сохраняется при образовании
    наречий?

  1. Что «отбрасывается»?

  2. Что присоединяется?
Задания для групп.

1 . Прекрасный - прекрасно грустный - грустно


  1. Певучий - певуче
    Неуклюжий - неуклюже

  2. Новый - снова, по- новому, заново, вновь

  3. Верх - вверх, вверху

  4. Двое - вдвое, надвое.
После работы отчет групп. Один ученик из группы рассказывает о результатах исследования по плану. На доске появляются схемы исследования.

1 группа и сразу 2 группа. Слайд № 5.

прил - + суф. О или суф. Е

Учитель. Очень просто наречия образовались от прилагательных. Заменили в слове прекрасный окончание суффиксом О и получили замечательное наречие прекрасно и красивое наречие певуче.

Вспомните наречия, которые образованы таким образом.

На слайде № 5 Копилочка наречий Обратились к ней. Записать 2-3 примера в тетрадь и разобрать по составу.

3 группа. Слайд №6.

приставка + прил - + суф. Учитель. А наречия этой группы образовались от прилагательных с

помощью суффиксов а и о и различных приставок.

Урок «Образование наречий»

Обратимся к копилочке наречий

4 группа. Слайд № 7

приставка + сущ -+- суф.

Учитель. Побольше работы оказалось у вас. У существительного окончание превратилось в суффикс, а предлог - в приставку. Зато из одного существительного получается целая куча наречий.

Прочитайте наречия из

Запишем наречия, образованные таким способом, в тетрадь и разберем их по составу.

5 группа. Слайд № 8

приставка + числит.

Учитель. От числительного двое можно образовать наречие, добавив приставку.

Прочитайте наречия из копилочки наречий

Запишем наречия, образованные таким способом, в тетрадь и разберем их по составу.

Слайд № 9

А еще от глагола скакать образовалось наречие вскачь убрали суффиксы инфинитива и добавили приставку.

Прочитайте наречия из копилочки наречий

Послушайте сказку. «Проделки наречии»

Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил

Урок «Образование наречий»

наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного верх, а получилась целая куча наречий: наверху, вверх, кверху, сверху, наверх и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не на телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о- . Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по- особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы ошибиться.

Учитель. Так от каких частей речи могут образовываться наречия? Ответы учеников.

Учитель. Ну, что, Наречие! Справились мы с твоим заданием.

Тетушка наречие. Да, я очень рада! Ученица. Наречие радо!

А ученики не очень. Уж чересчур похожи они на имена с предлогами. Как тут разберешь писать слитно или раздельно.

Об этом мы узнаем на следующих уроках.

Физкультминутка.

Я вас сейчас буду путать. Вы должны делать только то, что я буду говорить, а делать я буду другие действия.

Руки вверх, вниз, на плечи и т.д.

Итак, от каких частей речи могут образовываться наречия?

(Рассказ ведется по моделям: от прилагательных, существительных, числительных, глаголов)

Перед вами задания разных уровней сложности. Подумайте, выберите для себя задание, которое вы сможете выполнить достойно, верно.

Урок «Образование наречий»

1 уровень.

От данных слов образуйте наречия

с суффиксом - о - медленный, быстрый, чистый; с суффиксом -е - : неуклюжий, тягучий, живой.

Запиши в тетрадь только получившиеся слова и выдели в них суффикс.

2 уровень.

Укажи способ образования наречий:

Сначала, по- моему, вежливо, налево, легче.

Образец, по- старому.

3 уровень.

Выпиши наречия, укажи способ их образования:

Сначала подумай, потом говори.

Всякая птица по- своему поет.

На станции тонко и чисто засвистел паровоз.

Консультанты по карточкам - опорам проверяют правильность выполнения и выставляют отметки.

Урок «Образование наречий»

Все мои помощники получают за работу «5». Сегодня все получили отметки за свою работу. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Спасибо за работу.

Домашнее задание. Упражнение № 205. (Задание подобное тому, что мы выполняли в классе.)

Тема: Образование наречий

Цели :

    знать способы и модели образования наречий в русском языке; уметь определять способ образования наречий; развивать навыки морфемного разбора слов; развивать орфографическую зоркость, культуру речи учащихся; воспитывать интерес к слову и русскому языку в целом.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : дидактические материалы, орфографический словарь, этимологический словарь, интерактивная доска.

Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие;

Проверка готовность класса к уроку;

Психологический настрой;

Сообщение темы и цели урока.

Лингвистическая разминка.

Сканворд "Наречие". Найти "спрятанные" в клетках наречия.

Актуализация знаний. Работа по теоретическим вопросам (дид. материал):

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

(взаимопроверка в виде интервью)

Для слабоуспевающего ученика - перфокарты с вариантами ответов "да" или "нет":

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие - это самостоятельная часть речи.(да)

2.Наречие - это служебная часть речи.(нет)

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам.(нет)

4. Наречие не имеет окончания. (да)

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? (нет)

6. Наречие отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (да)

(коллективная проверка)

Синтаксический разбор предложения :

А утром, сверкая и переливаясь на солнце, повсюду лежало белоснежное покрывало зимы.

Запись предложения под диктовку, самостоятельное определение членов предложения с последующей проверкой (1 ученик у доски).

Задания:

Объяснить расстановку знаков препинания. (Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми)

Найти наречия, определить их разряд по значению. (Утром - когда? - наречие времени; повсюду - где? - наречие места).

Найти художественное определение, т. е. эпитет. Что означает это выражение? (Белоснежное покрывало = снег)

(коллективная проверка)

Развитие речи .

Составление предложений с наречиями. Подбор подходящих по смыслу наречий.

Какие ассоциации у вас возникают при слове "снег"? (Ответы учащихся)

Разноуровневые задания:

______ (когда?) наступила долгожданная зима. _____ (где?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как?) и слепит глаза. _____ (где?) виднеется лес. _____ (когда?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как?), снежинки падают (как?), (когда?) кататься на лыжах, (где?) в небе проплывают, (откуда?) видны следы.

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

(контроль учителем высказываний учащихся)

Повторение правописания наречий.

Игра "Четвертый лишний"

1.Слев…, добел…, нагол…, издалек… .

2.Вскач…, замуж…, навзнич…, наотмаш… .

3.Кишмя (кишит), (во) вторых, (кое) где, (давным) давно.

Какое слово в каждом ряду является лишним? Объяснить, почему?

(самопроверка по ключу)

Физминутка

Выполнить движения глаз, плечевого сустава, торса, изображая их наречиями влево, вправо, вверх, вниз.

Изучение нового материала. Повторение сведений по словообразованию . Устный опрос класса:

Какие части морфемы (части слова) выделяются в словах? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)

Какие из них служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)

Назовите способ образования новых слов при помощи:

а) приставки (приставочный);

б) суффикса (суффиксальный);

в) приставки и суффикса вместе (приставочно-суффиксальный);

От каких частей речи могут образовываться наречия (от знаменательных частей речи)

Сообщение темы урока, запись в тетрадях

Изучение материала учебника (жужжащее чтение), составление опорной схемы-таблицы по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО: (от прилагательных, существительных, глаголов, числительных, местоимений, самих наречий)

СПОСОБЫ образования:

    приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение основ сложение синонимов

Заполнение таблицы примерами . Тренировочное упражнение 228 стр. 108.

Определить, от какой части речи образовано наречие, каким способом.

(объяснительное письмо, выполнение по цепочке)

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом)

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий приставочно-суффиксальным способом).

Закрепление . Работа по учебнику. Комментированное письмо упр. 237 стр. 111.

Списать предложения, вставляя пропущенные наречия. Определить способ образования наречий.

(самостоятельное выполнение с последующей проверкой)

Работа с фразеологическими оборотами . Заменить выражение наречием. Назвать способ образования.

    Рукой подать - близко У черта на куличках - далеко Как снег на голову - неожиданно Жить душа в душу - дружно, мирно Пальчики оближешь - вкусно Работать спустя рукава - небрежно

Словарно-орфографическая работа.

Записать наречия в тетрадь, расставить ударения:

Дотла, насмарку, настежь, вчера, сегодня, завтра, невмоготу, начеку, исподволь, вдребезги, наружу.

Развитие речи. Работа над этимологией слов . (устно)

Ознакомительное чтение словарных статей о происхождении слов

Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Какие способы образования наречий в русском языке мы узнали?

Как следует определять способ образования слова?

Что на уроке показалось наиболее интересным?

Что удалось выполнить лучше всего?

4 класс. Система Л.В. Занкова.

Урок русского языка.

Учебник: Полякова А.В.

Тема урока: «Образование наречий».

Цели урока:

1.Совершенствовать умение образовывать наречия от других частей речи;

различать наречия, образованные от имен существительных и прилагательных;

2. Развивать орфографическую зоркость; совершенствовать и пополнять словарный запас;

3. Развивать речь, память, логическое и творческое мышление;

4.Воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний; формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Тип урока: обобщающий урок.

Оборудование урока:

1.Мультимедийный проектор.

2.Карточки с заданием.

Ход урока.

I .Мобилизующее начало урока.

Запись числа, классной работы.

II .Чистописание.

Письмо букв о, е.

-Назовите буквы, которые написаны на доске, назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

Запись на доске: Берись дружно, не будет грузно. (Слайд 4)

-Что записано на доске? (Предложение)

-Какое это предложение? (Повествовательное, невосклицательное)

-Обычное ли это предложение? (Пословица)

-Объясните смысл этой пословицы .

Запишите пословицу, подчеркните орфограммы.

III . Словарная работа. (Отгадать загадки, загадки появляются на экране) слайд 5 – 7.

Днем спит,

Ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

Посреди двора

Стоит копна:

Спереди – вилы,

Сзади метла. (Корова)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)

-Выпишите наречия. От каких частей речи они образовались? Докажите.

IV .Работа над обобщением знаний об образовании наречий.

1.Сообщение темы урока.

-Как вы думаете, какие задачи можно поставить на урок?

Определение задач урока. (Участвуют дети)

2.Теоретическая беседа.

Какие морфологические признаки имеют наречия?

Какие части речи поясняют наречия?

На какие вопросы отвечают наречия?

3.- Посмотрите на экран, какая часть речи записана? Выделите основу. (Слайд 8).

Морозный – морозн. ê ô

Чудесный – чудесн.

Искренний – искренн.

Певучий – певуч.

А что за буквы с условным знаком? Какая часть слова так обозначается? Припишите данную часть слова к основе прилагательного.

- Какую часть речи мы образовали? Докажите.

- Какая часть прилагательного сохраняется при образовании наречий? Что добавили к основе?

Основа прилагательного + о е =наречие.(Слайд 9)

V .Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в сторону, вперед,

На опушке зайчик ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Сели тихо – тихо в класс,

Там послушаем рассказ.

VI .Продолжение работы по теме урока.

1.-Образуйте наречия от имен существительных: (Слайд 10)

день (когда?) …

круг (как?)…

ночь (когда?)…

2.Учитель читает словосочетания прилагательное+существительное.

-Преобразуйте эти словосочетания в наречия +глагол. (Слайд 11)

Быстрый бег – (бежать быстро),

Спокойный сон – (спать спокойно),

Яркий свет – (светить ярко),

Медленный танец – (танцевать медленно),

Громкая песня – (петь громко).

Разбор по составу образованных наречий.

VII . Игра «Четвертый лишний». (Слайд 12)

-Найдите в каждой строке лишнее слово, объясните почему оно лишнее.

Едва – едва, чуть – чуть, бок о бок, еле – еле.

Бедно, убого, богато, скудно.

Позади, впереди, вверху, морозно.

Вправо, снова, справа, сначала.

VIII .Повторение материала. (Слайд 13)

Составьте и запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор составленного предложения. (Работа по карточкам в парах).

1-й ряд. первый, ноги, под, снег, похрустывает, мягко.

2-й ряд. мы, по, знакомой, быстро, к, реке, побежали, тропинке

I Х.Рефлексия . ( На экране пословицы, выберите пословицу, характеризующую ваше настроение на уроке и вашу работу). (Слайд 14)

    Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

    Дело мастера боится.

    Старая песня на новый лад.

    У страха глаза велики.

    Через тернии к звездам.

    Грамоте учиться – всегда пригодится.

    Ах, как я устал от этой суеты.

    Терпение и труд все перетрут.

    Где хотенье – там уменье.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Х. Итог урока .

Что вам понравилось на уроке?

Что бы вы изменили?

Какой вид работы вызвал затруднения?

Литература

1.Волина В. Веселая грамматика. - М.: Знание,1998.

2.Занковские чтения на Белгородчине. Сост.Воронова А.И.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров»,2007.

error: