Как разбирать по составу глаголы неопределенной формы (примеры)? Видеоурок «Разбор глагола по составу Разбор глагола по составу

Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

Слово как часть речи: глагол

Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Постоянные признаки глагола

Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

  • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
  • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
  • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
  • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

Непостоянные признаки глагола

Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

  • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
  • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
  • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

Как разбирать глаголы как части речи

Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

  1. Указать название части речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
  4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
  5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

Примеры разбора глагола как части речи

Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

  1. Светит - глагол.
  2. Начальная форма - светить.
  3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
  4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
  5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

Разбор глагола по составу

Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

Правила морфемного разбора

Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

  1. Определение части речи.
  2. Выделение окончания с объяснением его значения.
  3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
  4. Выделение приставки и суффикса.
  5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

Разбери глаголы по составу

Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.

Овчинникова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей№3" г. Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Тема: Разбор глагола по составу
Дата публикации: 14.12.2015
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока русского языка по теме

«Разбор глаголов по составу»

Класс:

Классный руководитель
: Овчинникова Татьяна Николаевна
Предметная область:
русский язык.
Тема занятия:
«Разбор глаголов по составу».
Тип урока:
Открытие новых знаний.
Цель:
 «Чтение» графических схем глагольных форм. Задачи: 1. Развивать умение правильно выделять основу глаголов; 2. Выработать алгоритм разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков; 3. Развивать чувство языка на основе законов строения слов и понимать их внутреннее (структурное) содержание.
Планируемые результаты:
предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные
:  формировать умение разбирать глаголы по составу,  овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно разбирать по составу глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах,  способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД) :
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки глагола в составе слова.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров).
Коммуникативные
:  учитывать разные мнения, умение сотрудничать;  уметь формулировать собственную позицию и собственное мнение;  Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
 развитие самостоятельности;  развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;  развитие навыков сотрудничества со сверстниками в ходе работы на уроке.
Проблема:
Почему перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме?
Оборудование:
УМК: «Русский язык», учебник для учащихся 4 класса. Бунеевы; презентация «Разбор глагола по составу»; раздаточный материал.
Ход занятия

Этап

занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формируемые УУД
1. Орг. момент - Сегодня у нас гости, а это всегда радость и хорошее настроение. Давайте пожелаем друг другу, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока. - Интересным, полезным. - Активными, внимательными, думающими.
Личностные УУД
: - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
Начнем урок русского языка. Каким вы хотите, чтоб был наш урок? - А какими должны быть вы во время урока?
Коммуникативные УУД:
формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию, умению видеть свои достоинства и недостатки 2. Актулизация знаний 1. Картинный диктант (капуста, морковь, картофель) - Запишите слова в столбик (1 человек у доски или под документ-камерой). -Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить 2. Классификация слов. - Что общего у этих слов? -Разберите их по составу. Что можно сказать о составе? - Какая схема соответствует составу этих слов? - Какие постоянные признаки можем определить у существительных? Укажите их (1 человек) - Какое слово может быть лишним? Почему? - Чем различаются эти Запись на доске Капуста Морковь Картофель - Ударение падает на второй слог, относятся к группе ОВОЩИ, часть речи – существительное. - Одинаковый состав слов. Один человек чертит схему на доске() - Род и склонение. Капуста – ж.р., 1 скл. Морковь – ж.р., 3 скл. Картофель – м.р., 2 скл. - Картофель –м.р.; морковь – начинается с буквы М, запоминаем букву О; капуста – нет в написании Ь.
Коммуникативные УУД:

- у
мение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации,обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению, в том чис ле в ситуации столкновения интересов.
Познавательные УУД:
- обобщать и классифицировать информацию по признакам, находить ответы на вопросы.
слова? 3. Словообразование прилагательных. - От данных слов образуйте прилагательные и запишите их рядом с существительными. (у доски работу продолжает другой ребёнок) - Разберите их по составу. С помощью какой части слова образовались прилагательные? - Что называется суффиксом? - Кто может назвать, как называется данный способ образования слов? - Покажите стрелкой, какое слово дало жизнь другому слову. - Склонением. Запись на доске Капуста – капустный Морковь – морковный Картофель – картофельный - С помощью суффикса. - Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - Суффиксальный. На доске: Капуста -> капустный Морковь -> морковный Картофель -> картофельный 3.
Проблемная

ситуация
На доске схема слов. -Как вы думаете, а эти слова к какой части речи относятся? - Что называется глаголом? - Но в схемах помимо окончаний мы видим еще выделенные части слов. Какие? На На доске: - К глаголам. - Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? и что
Регулятивные УУД:

- с
аморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий, умения видеть свои достоинства и недостатки.
что они указывают? -Какая возникает у нас проблема? сделать? - Это суффиксы. Но мы не знаем, на что они указывают. Возможно, на какие-то временные формы глагола. - Какие суффиксы относятся к какой временной форме глагола.
Познавательные УУД:
- выделять важную информацию, извлекать информацию из жизненного опыта. 4.
Постановка

учебной

задачи и

сообщение

темы урока.
- С какой частью речи мы будем работать на уроке? -Глядя на схемы, определите, чему будем учиться на уроке? -Итак, тема нашего урока… Презентация. Слайд 1 - Поставьте цель и задачу себе на урок. Презентация. Слайд 2. - С глаголом. - Разбирать глаголы по составу. - Разбор глаголов по составу. - Познакомиться с суффиксами глагола и научиться правильно разбирать глаголы по составу.
Познавательные УУД:
- построение логической цепочки рассуждений; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы, обосновывать собственную позицию.
Регулятивные УУД:
- уметь слушать с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу, прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД:
- строить понятные для собеседника высказывания, слушать собеседника. 5.
Работа над

новым

материалом
Работа в учебнике. Стр. 97-98 1. Стр. 97 упр. 292. - Откройте учебники на стр. 97, упр. 292. Прочитайте задание Дети читают задание. -Списать, дописать окончания глаголов, определить, какие
Регулятивные УУД:
-развитие умения высказывать свои предположения и свое мнение на основе работы с материалом учебника, осуществлять поставленные
про себя. Что вам нужно сделать? - Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа, упражнение 292. Спишите это стихотворение Пушкина, выделите окончания, которые вы вставили. 2. Проверка на слайде 3. - Кто вставил иные окончания? Почему? (если будут другие варианты) - У нас есть задание разобрать глагол РОНЯЕТ по составу. Можем ли мы это сделать сразу? Все ли мы для этого знаем? -Обратимся к презентации.(слайд4). На доске заготовка для алгоритма разбора глагола по составу. Давайте попробуем заполнить ее. А потом на основе алгоритма вернемся и разберем по составу глагол роняет. - Итак, в первой строке у нас стоит слово «ВЫДЕЛИТЬ». Что мы выделим с самого начала? -Верно. Разбор глаголов мы начинаем с вами всегда с нахождения суффиксов –ся или – глаголы употреблены в переносном значении. Открывают тетради, записывают число, классная работа, упражнение списывают и все обозначают. Предположения детей - Нет. Мы не знаем суффиксы, которые указывают на разные формы времени. Работают с презентацией - Окончание. -Суффикс -ся или -сь, если они есть. -Чтоб правильно в дальнейшем определить основу глагола и сделать его разбор. Так как суффиксы –ся и – сь в основу не входят. Читают правило - Нужно определить время и форму глагола, чтоб правильно выделить основу. - Начальная задачи в соответствии с учебными действиями.
Познавательные УУД:
- установка причинно- следственных связей, создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе материала.
Коммуникативные УУД:
Развитие умения аргументировать свое мнение в процессе общения.
сь. Мы обращали на это внимание, когда изучали такой признак глагола как возвратная форма. А для чего нам это? - Хорошо. Дальше что делаем? Подсказку вы найдете в правиле на странице 97. Прочитайте его. Какие еще есть особенности при разборе глагола? 3. Работа со слайдом 5,6 на основе правила из учебника стр. 97. -Какая бывает форма глагола? - Какие суффиксы относятся к начальной форме глагола? - В чем их особенность? -Что выделяем после суффикса? - Теперь давайте вернемся к нашим схемам в начале урока. Вы по окончаниям определили, что это глаголы. А что за суффиксы вы видите в схеме? Прочитайте правило и попробуйте определить, как называются эти суффиксы и каково их место при разборе глаголов. - Что еще входит в основу? форма. - -ть, -чь, -ти. - Не входят в основу. - Личные окончания в настоящем или будущем времени и в прошедшем времени окончания родовые или окончания формы множественного числа. - Это глагольные суффиксы. Они входят в основу. - Суффикс –ся (- сь). -Основу. -Корень. -Приставку, если есть ее наличие. -Нет Исправляют последние 3 схемы. Разбирают глагол Выполняют упражнение.
- Отлично. После выделения суффиксов что выделяем? -Затем? -Затем? 4. Проблемная ситуация (возврат) - А теперь посмотрите внимательно на схемы. Все ли тут верно? -Исправьте ошибки. -Давайте подведем итог. (слайд 11) Раздаю всем напечатанные алгоритмы разбора глагола. -А теперь давайте правильно разберем глагол РОНЯЕТ. 5. Работа с упр. 296, стр. 99 - Используя свои алгоритмы, давайте выполним упражнение 296. 6.
Закрепление

изученного

материала
Слайд 12 (или раздаточный материал) - Из данного текста выпишите глаголы и разберите их по составу, используя алгоритм. Выполняют упражнение. Один человек работает под документ-камерой у доски с анализом работы.
Регулятивные УУД:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выявлять и корректировать ошибки.
Познавательные УУД:
-Самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. 7.
Итог урока
-Какую цель и задачу мы ставили себе на урок? -Каким способом мы реализовали данную цель? - Почему же, перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме? -Почему удобнее начать разбор глагола «с конца»? - Разбор глаголов по составу; - познакомиться с суффиксами глаголов, которые входят и не входят в основу и правильно разбирать глагол по составу. -Заполнили таблицу- алгоритм. - Чтобы не ошибиться в разборе глагола из-за суффиксов. - Можно допустить ошибки в выделении основы.
Регулятивные УУД:
-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и отличий от эталона.
Познавательные УУД:
-установление причинно – следственных связей, логической цепи рассуждения.
Личностные УУД
: - Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Коммуникативные УУД:
-умение вести диалог, слушать, участвовать в коллективном обсуждении. 8.
Домашнее

задание
- Упр. 5 стр. 107 Записывают д/з
Регулятивные УУД:
-выделение и осознание учащимися уровня и качества усвоения.

Познавательные УУД:
-самостоятельное формулирование познавательной цели, построение логической цепи обсуждений, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 9.
Рефлексия
-Расскажите о своих впечатлениях от урока, но использовать можно только глаголы. Ответы детей. (можно оттолкнуться от местоимения Я)
Регулятивные УУД:
-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

292. Прочитай. Какую картину рисует поэт в этих строчках? Какие глаголы употреблены в переносном значении? Спиши, допиши окончания глаголов.

Выпиши глагол роняет. В какой форме он стоит? Выдели окончание, которое указывает на эту форму, и основу. Теперь поставь этот глагол в неопределенную форму. Выдели глагольный суффикс пред -ть. Подбери однокоренные слова других частей речи. Выдели корень.

293. Определи по окончаниям и суффиксам, в какой форме стоят глаголы.

Подбери и запиши по одному слову к каждой схеме. Выдели окончания и суффиксы.

294. Что можно сказать о глаголах по этим схемам? В каких из этих глаголов есть орфограммы? Запиши по одному глаголу к каждой схеме.

295. Определи, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. Как ты будешь определять - посмотришь тогда на суффиксы и окончания или на корень? Почему? Запиши глаголы, разбери их по составу.

296. Определи, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. Разбери глаголы по составу.

297. Прочитай отрывок из стихотворения И.А.Бунина. как бы ты его озаглавил? Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

Разбери по составу глаголы, возле которых стоит цифра 2. Разбери один из глаголов как часть речи.

298. Выборочное списывание. Спиши только глаголы с безударными личными окончаниями. Обозначь орфограмму в окончаниях и -тся, -ться в глаголах.

Выпиши глаголы возле которых стоит цифра 2, разбери их по составу. Не забудь сначала написать, в какой форме стоит глагол.

Выпиши однокоренные слова, определи часть речи и разбери эти слова по составу. Объясни орфограммы.

299. Поставь данные в скобках глаголы в нужную форму и прочитай текст. Выпиши эти глаголы в той форме, в которой они должны стоять в тексте. Объясни орфограммы.

Выполни разбор по составу глаголов, возле которых стоит цифра 2.

300. Сочинение. Запиши глаголы, с помощью которых можно рассказать, что делают ребята в библиотеке. Напиши сочинение по этим опорным глаголам. Заглавие придумай самостоятельно. Глаголы, которые ты подобрал, нужно употребить в тексте в форме настоящего времени.

301. Прочитай. Что общего у глаголов каждой группы и чем они отличаются? Как называются эти глаголы? Устно составь предложения с глаголами одной из групп. Запиши глаголы в указанных формах и разбери все глаголы по составу.

302. Подбери и запиши к данным глаголам по одному - два синонима. Устно составь словосочетания с глаголами-синонимами. Разбери глаголы по составу.

303. Прочитай отрывок из рассказа В.Ю.Драгунского «Он живой и светится». Что чувствует Дениска? Какое настроение героя передает автор?

В этом тексте есть три группы однокоренных слов. Найди и выпиши эти слова группами, выдели корень, напиши, какие это части речи. Найди в тексте и выпиши глаголы - исключения. Укажи их спряжение и напиши эти глаголы в форме 2-го лица ед.ч. и 3-го лица мн.ч. разбери по составу глаголы, которые отмечены в тексте цифрой 2.

304. Сочинение. Напиши сочинение на тему «День моей мамы» (моего папы, бабушки, сестры…). Расскажи что обычно делает мама (или тот, о ком ты пишешь) утром, днем, вечером.

Подготовься к сочинению. Вспомни порядок подготовки, самостоятельно составь план. Используй глаголы в форме настоящего времени 3-го лица ед. и мн.числа., предложения с однородными членами (для усиления выразительности однородные члены можно соединить повторяющимся союзом и), предложения с прямой речью.

305. Спиши текст, поставь глаголы, данные в скобках, в форму 2-го лица мн.числа. у тебя получится отрывок из «Записок охотника» И.С.Тургенева. подчеркни орфограммы - буквы безударных гласных в окончаниях глаголов.

Найди в тексте глаголы в неопределенной форме, выпиши их, выдели суффикс неопределенной формы. Найди в тексте глагол - исключение, запиши его в форме настоящего времени 2-го лица ед.числа и 3-го лица мн.ч. разбери как часть речи глаголы любите, можете. Разбери по составу глаголы выехать, дышишь, выходите.

306. Самодиктант. Подбери и запиши 15-20 глаголов с изученными орфограммами (частица не, -тся и -ться; мягкий знак после букв шипящих в неопределенной форме и в форме 2-го лица ед.ч., буквы безударных гласных в личных окончаниях.)

307. Поработай над своей устной речью. Подготовь устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году». Составь и запиши план рассказа. Подбери примеры к каждому пункту плана.

  • Содействовать воспитанию духовно-богатой, творчески активной личности;
  • Способствовать повышению речевой культуры;
  • Воспитывать умение точно употреблять слова в речи;
  • Способствовать сплочению классного коллектива и осознанию совместной деятельности;
  • Предупреждение утомляемости детей.

Этапы урока

Ход урока

Методический комментарий.

1.Организационный

1.Организация деятельности учащихся.

Игровой диалог(учитель-ученики)

Кто умеет учиться?-мы умеем учиться!

Кто умеет трудиться?-мы умеем трудиться!

Кто умеет слушать?-мы умеем слушать!

Кто умеет отвечать-мы умеем отвечать!

Грамотно и внятно?-Грамотно и внятно!

Чтоб было всем понятно?-Чтоб было всем понятно!

Чтение эпиграфа: (слайд 2)

«Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык!»

(Запись даты в тетради.)

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения.

Вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний?

2.Словарный диктант.

Прокомментируйте пожалуйста правописание словарных слов.(запись на доске)

С т..лица, ..бед,с ..лют,т ер..аса,а л..ея,в ..рона,н..род,Рос..ия.

(запись словарных слов в тетради)

3.Постановка учебной задачи.

Сложите первые буквы 6 словарных слов и вы узнаете что мы будем исследовать на уроке?

4.Актуализация опорных знаний.

Итак, прежде чем начать исследовать состав слов я предлагаю Вам ответить на вопросы блиц-турнира.(слайд3)

  1. Из каких частей состоит слово?
  2. Какая часть самая главная?
  3. Что такое корень слова?
  4. Что такое окончание?
  5. В каждом ли слове есть окончание?
  6. Что такое основа слова?
  7. Что такое приставка?
  8. Что такое суффикс?

В какой последовательности выполняется разбор слова по составу?

В русском языке очень много слов,но вот слова какой части речи мы будем изучать вы попытайтесь определить из интервью журналиста журнала «Мурзилка» и этой загадочной части речи.

ИНТЕРВЬЮ

Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт. (Н.Зиганшина)

(Запись в исследовательском листе)

Что такое глагол?

4.Повторение.

Выборочное письмо глаголов.(слайд)

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Определите форму глагола.

5.Объяснение нового материала.

(исследование состава глаголов)

Создание проблемной ситуации

Наблюдение за составом глаголов и словообразовательная работа.

Поставьте глагол УЧИ в начальную форму и разберите его по составу. (слайд)

(работа в парах)

Возьмите на партах лото и образуйте новые глаголы от глагола учить. Прочтите эти слова.

Какая часть слова помогла образовать новые глаголы?

А участвовал ли в образовании этих словах суффикс?

А для чего нужны суффиксы? В этих глаголах он выполнил своё назначение?

Проблемная ситуация: Тогда скажите нужно ли его включать в основу в этих глаголах?

А для чего они нужны в глаголах?

Давайте возьмём и сравним глаголы учить,учил,учит. Это разные глаголы или один и тот же глагол в разных формах??? (запись глаголов в тетрадь)

Так на что указывают суффиксы -ть-, -л- у глаголов и нужно ли их включать в основу,если они не выполняют словообразовательную работу?

Попытайтесь сделать вывод сами. Какие суффиксы не входят в основу глагола и на что они указывают?

(Обычно суффиксы образуют новые слова,но суффиксы -ть-,-л- не входят в основу глагола.

5.Закрепление(составление алгоритма)

Ребята,давайте сверим достоверность своего вывода с выводом в учебнике. Откройте учебник «Русский язык» и прочтём правило,которое нам дают авторы учебника.

Так для чего нам нужно при разборе слов по составу сначала определять часть речи?

Давайте составим алгоритм разбора глагола.

1.Что нужно сначала определить форму глагола или искать окончание?

2. Что потом выделить?

Приставку (Запишем в исследовательском листе алгоритм разбора глагола по составу) (слайд) *

4.Словообразовательная работа и разбор слов по составу.

А сейчас применим новые знания и сначала образуем новые глаголы и разберём их по составу. (Слайд)*

Работа по вариантам.

1вариант образуйте глаголы в неопределённой форме.

2 вариант образуйте глаголы в форме прошедшего времени. Разберите получившиеся слова по составу.

Самопроверка со слайда проверь себя(Слайд)*

5.Физминутка

Слайд. Физминутка для глаз.

Упражнение в комментировании и разборе слов по составу.

Ребята,спишите правильно текст и найдите глагол соответствующий данной схеме.(приставка+корень+суффикс+окончание)

Вот уж сне… последний в поле тает.

Тёплый пар во…ходит от з…мли,

И кувшинчик синий ра…цв…тает

И з…вут друг друга журавли.

А.Толстой

Упражнение в соотнесении глаголов со схемой

Игра «Найди словечко» схема(приставка+корень+суффикс+окончание)

Подметает, играет,вылетают, посадят, понесёт, приносили,

помогаешь.

Придумай слово сам к данной схеме

Доп.материал.

Работа с обратным словарём

Выполни упражнение №56 с.63.

Найди и запиши глаголы к схеме:корень+суффикс+окончание.

Рефлексия.

Итог урока

Какую часть речи исследовали на уроке?

Что нового узнали об основе глагола?

Поднимите руку тот, кто понял, как нужно разбирать глаголы по составу?

Завершается урок,

Он пошёл ребятам впрок.

Постарались всё понять,

Учились тайны открывать.

Много тайн мы открывали

На уроке не зевали!

Кто доволен своей работой, поапплодируйте себе. А на исследовательском листе на ступенях знаний прикрепите смайлик на той ступени знаний на которой вы хотели бы находиться.(1ступень:мне не всё понятно было на уроке,

2 ступень:мне всё было понятно,я доволен своей работой 3ступень я доволен своей работой и хочу раскрыть новые тайны.)

Домашнее задание

В учебнике учить правило на с.62 и выполнить упражнение №57 на с.64.

Тема. Разбор по составу глаголов

Предмет: русский язык

Класс: 4

Цель : формирование умения разбирать глаголы по составу

Обучающие цели:

    п ознакомить учеников с алгоритмом разбора глагола по составу;

    повторить знания о глаголе ;

    учить самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения.

Развивающие цели:

    развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение, внимание, память;

    развивать умение работать в парах;

    развивать адекватную самооценку своей деятельности.

Воспитательные цели:

    воспитывать ин терес к занятиям русским языком.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

    Учебники: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Русский язык 4 класс, 3 часть; презентация, таблица (карточка)

УУД

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Поиск информации;

Адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль

Личностные:

- воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

- высказывать и аргументировать свою точку зрения.

-

- договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения,

- формулировать вопрос (проблему) урока и его цель,

- искать пути решения проблемы,

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Организационный момент.

(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).

Включение детей в деятельность.

Настрой на работу в стихотворной форме.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас.

Личностные УУД

Воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

(цель: актуализировать представления о понятиях)

Перед вами на доске написаны буквы. Составьте из данных букв слово. а л г о л г

Какое слово получилось?

Напишите красиво и правильно это слово 4 раза.

А что мы знаем про глагол?

Игра «Лови вопрос»

Вам нужно составить вопрос и задать однокласснику.

Делаем итог нашей беседы, вам нужно продолжить фразы

( Слайд 1)

Глагол обозначает ……….

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы …….

В предложении глагол является …..

Глаголы изменяются по……, а в прошедшем времени …….

Спряжение – это …..

Не с глаголами …..

глагол

дети составляют вопросы и задают друг к другу (по цепочке)

действие предмета

что делать? что сделать?

сказуемым

временам, лицам, числам

по родам

изменение глагола по лицам и числам.

пишется раздельно

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

III. Постановка проблемы.

(цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).

Как вы думаете, к какой части речи относятся эти слова?

На доске : (слайд 2)

Как вы догадались?

С какой частью речи мы будем работать на уроке?

Глядя на схемы, определите, чему будем учиться на уроке?

Какова же тема нашего урока? (слайд 3)

Какова цель нашего урока? (слайд 4)

Можно ли сказать, что это тема новая для нас?

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это сложная часть речи русского языка и сегодня мы приведем в систему наши знания и закрепим наши умения разбирать глаголы по составу

А что поможет нам выполнить разбор глагола по составу?

Поэтому следующая наша задача ……

Глагол

по суффиксам и окончаниям

разбирать глаголы по составу

Разбор глагола по составу

Научиться разбирать глагол по составу

нет

Алгоритм

Составить алгоритм « Разбор глагола по составу»

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

-

- в ысказывать предположения на основе наблюдений.

- о

Высказывать предположения на основе наблюдений.

I V. Проектирование и фиксация нового знания

(цель: выполнять разбор гл. по составу)

(Слайд 5)

Работа с правилами и заполнение таблицы (работа с учебником стр.60-61)

Читаем первый пункт правила и заполняем таблицу.

С чего начинаем разбор глаголов?

Итак, если глагол стоит в начальной форме, то….

Если глагол стоит в форме настоящего или будущего времени, то….

Если же глагол стоит в форме прошедшего времени, то…..

Читаем второй пункт правила

Читаем третий пункт правила

(Открывают учебник, находят данную страницу)

С определения формы глагола

Выделяем суффиксы начальной формы

Выделяем окончание, а потом глагольный суффикс

Выделяем окончание и суффикс прошедшего времени

Выделить основу

Выделить корень

Выделить приставку

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- и звлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

- искать пути решения проблемы.

- высказывать предположения на основе наблюдений.

- о существлять познавательную и личностную рефлексию.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

( Слайд 6)

Физкультминутка

Код к замку мы подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движения показали

Как живешь?

Как идешь?

Как бежишь?

Как летишь?

Как плывешь?

Как сидишь?

Вот так! (учащиеся поднимают большой палец)

Вот так! (шаг на месте)

Вот так! (бег на месте)

Вот так! (махи руками)

Вот так!

Вот так!

V Первичное закрепление.

(цель: развивать умение выполнять морфемный разбор глаголов).

(Слайд 7)

5 .1. Упражнение 54

Упр.54 на стр.61 учебника (Работа выполняется по цепочке с комментированием у доски)

А теперь каждый ученик сможет проверить свои знания, выполнив предложенный тест. Выберите правильный ответ и запишите букву этого ответа.

5.2. Физкульминутка для глаз ( слайд 8)

Прилетела бабочка,

Села на указку.

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

5.3. Работа в парах (задание на карточке) ( Слайд 9)

Посмотрите на слайд, что нужно сделать?

дум – наст.вр., 3л., мн.ч.

бег – прош.вр., 3 л., мн.ч.

спор – н.ф.

нес – н.ф.

крик – наст.вр., 3 л., мн.ч.

5.3. Самостоятельная работа (слайд 10)

А теперь проверим, как вы усвоили тему. Вам нужно разобрать эти слова по составу.

Покраснеть, перепишет, убежал, собрался, везти

Кто уверен, что задания выполнил, правильно покажите солнышко.

Взаимопроверка. Правильные ответы на экране. (Слайд 11 )

Критерии оценивания:

«5» - если нет ошибок в разборе слов

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

Посолить, остричь, подвезти, прочитал, прибежали, выпила, нюхают, перелистает, заработаешь

Образовать глаголы, выполнить разбор слов по составу

думают

бегали

спорить

нести

кричат

выполняют задание самостоятельно

Познавательные УУД

Адекватно понимать содержание прочитанного текста

Выделять главную информацию, основную мысль.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества в парах;

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Контроль, оценка, коррекция

VI Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).

- Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?

Какие трудности встретились при разборе слов по составу?

«Солнышко» - мне всё удалось и понял(а) тему.

«Солнышко и тучка» - мне не все удалось

«Тучка» - у меня ничего не получилось

Я научился разбирать глагол по составу …

Спасибо за работу.

Научиться разбирать глаголы по составу

Отлично (солнышко)

Хорошо (солнышко+тучка)

Удовлетворительно (тучка)

Личностные :

Оценивание собственной роли в учебном процессе;

Регулятивные:

Осознание учащихся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные :

Оценка действий партнера

VII. Домашнее задание. (Слайд 13)

Учебник, упр.55, стр.63

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению

Записывают д/з в дневник

Коммуникативные :

Умение слушать

error: