Как называется скульптура на носу корабля. Основные элементы судна Корабль тонет кармой или носом

Как называется скульптура на носу корабля

  1. Это называется – галеонная фигура (гальюн) или галеонная скульптура (носовая скульптура)

    ГАЛЕОННЫЕ ФИГУРЫ
    Украшение носовой части корабля. Фигуры, изображающие древних богов, появились на носу корабля еще на заре мореходства. Моряки верили, что изображения богов будут оберегать от бурь и штормов. Со временем галеонные фигуры стали настоящими произведениями искусства. Над ними с любовью и старанием трудились на верфях мастера резчики по дереву. Лев чаще всего украшал форштевни шведских флагманских кораблей. А на корабле шведского короля Эрика IV рычащий лев был изображен в короне.

    Носовое украшение (галеонная фигура) 84-пушсчного корабля Чесма. 1830 год

    Носовая оконечность (гальюн) шведского галиона Васа. 1610 год

    Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с античных времен. Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей. Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне – разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля. Голова дракона являлась обязательной принадлежностью быстроходных дракаров у викингов.

    Носовая оконечность французского линейного корабля

    Носовая фигура корабля викингов дракара (VIIIIX вв.)

  2. Галеонная или гальюнная фигура.
    С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, весьма совершенные в художественном отношении изваяния. Отсюда и берет начало выражение галеонная фигура. Как правило, это было изображение разъяренного льва, вставшего на задние лапы. Иногда царя зверей увенчивали еще и короной.
    К проектированию и созданию украшений, а также галеонных скульптур для российских кораблей в Петровскую эпоху также привлекались выдающиеся ваятели. В 1724 году скульптору Бартоломео Растрелли был заказан поясной портрет Петра I для носовой фигуры фрегата Не тронь меня. Для убранства кораблей привлекались и такие выдающиеся мастера, как Н. Пименов, М. Чижов, М. Микешин, Л. Клодт и другие.
    Архитектурно-пластическое убранство парусников вплоть до конца XVIII века выполнялось в стиле барокко, хотя уже с 70-х годов этого века в архитектуре и прикладном искусстве утвердился новый художественный стиль классицизм,
    На носу еще долгое время продолжали по традиции изображать фигуру льва, но затем ее сменила фигура святого, именем которого был назван корабль.
    В XIX веке нос чаще всего украшало подгрудное или поясное изображение женской или мужской фигуры, связанной с названием корабля. Афродита, Церера, Венера, Урания, Диана, Юнона, Беллона, Меркурий, Арсие, Паллада, Поллукс, Кастор, Аргус, Гектор, Мельпомена, Прозерпина и другие все они были не только носовыми фигурами, но и названиями судов, на которые их устанавливали.
  3. РОСТР латин. rostrum – клюв, выдающаяся часть, нос корабля..)))))))

Современные корабли делают из материалов, плотность которых во много раз выше плотности воды. Но они не тонут, потому что сконструированы таким образом, что внутри имеют много помещений, заполненных воздухом.

Когда речь идёт о корабле, мы употребляем термины "корабль " или "судно ". Между тем, эти понятия не означают одно и то же. В общем случае судном принято считать любое транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и грузов по воде. Разные правила и кодексы трактуют это понятие по-разному. Например, в Международных правилах предупреждения столкновения судов в море написано, что судно – это любое средство передвижения по воде. Следовательно, судно – более широкое понятие. А кораблями принято считать крупные морские суда и суда любого размера, несущие на себе военно-морской флаг. Каждый корабль имеет собственное уникальное название, ходит под флагом государства, в котором оно официально зарегистрировано.

Как устроен корабль

1 – нос, 2 – бульб, 3 – якорь, 4 – борт, 5 – корма, 6 – корма, 7 – дымоход, 8 – ходовая рубка, 9 – палуба.

Корпус корабля состоит из нескольких частей.

Передняя часть называется нос . Во время движения он разрезает волны и поэтому имеет такую форму, чтобы сопротивление воды было минимальным. Передняя оконечность носа носит название форштевень . А часть носа, выступающая ниже ватерлинии, называется бульб . Он изменяет направление потока воды по корпусу, благодаря чему уменьшается сопротивление, увеличивается скорость корабля и уменьшается расход топлива.

Задняя часть корабля называется кормой. Она делится на надводную и подводную части. В подводной части располагаются руль и гребной винт . На надводной части находится машинное отделение и грузовой отсек.

Боковую часть называют бортом . Фальшборт – это часть борта, расположенная над палубой.

Внутреннее пространство корабля по вертикали разделяется на помещения горизонтальным перекрытием - палубой. Палуб может быть несколько: верхняя палуба, палуба рубки, палуба надстройки, палуба бака, первая, вторая палуба и т.д. Всё зависит от размеров и назначения корабля. Например, на шлюпочной палубе размещены спасательные шлюпки. На пассажирских судах есть специальные прогулочные палубы.

По дну судна, от носа до кормы, проходит продольная балка, которая называется килем . Она обеспечивает прочность корпуса и днища.

Линия соприкосновения корпуса со спокойной поверхностью воды, называется ватерлинией . Она условно разделяет надводную и подводную части корабля.

Для того чтобы удержаться на одном месте, судно на стоянке обязательно бросает на грунт якорь .

Судовой двигатель приводит в движение судовые движители : воздушный и гребной винт, гребное колесо). На парусных судах движителями являются паруса. (Движители – это устройства, преобразующие энергию двигателя или любую другую энергию, например, энергию ветра, в работу по перемещению транспортного средства).

Водонепроницаемость судна, плавучесть и непотопляемость обеспечивает корпус . Он состоит из обшивки и набора.

Центр масс и центр давления корабля

Когда корабль плавает, на него действуют две силы, равные по величине и противоположные по направлению: сила тяжести (вес) Р и выталкивающая сила.

Вес корабля Р – это сумма весов корпуса, механизмов, топлива, запасов воды, экипажа, вооружения и др. Сила тяжести всегда направлена вниз и тянет корабль на дно. Она приложена к точке, называемой центром тяжести корабля, или центром тяжести масс . При проектировании и строительстве корабля стараются сделать так, чтобы его центр тяжести находился в диаметральной плоскости . Это такая вертикальная плоскость, которая проходит через всю длину судна и делит его на 2 симметричные части. Центр тяжести расположен либо на половине высоты надводного борта, либо немного ниже его.

Выталкивающая сила приложена к геометрическому центру тяжести погруженного объёма корабля и направлена вертикально вверх. Точка приложения выталкивающей силы называется точкой давления , или центром давления .

Когда создают корабль, делают так, чтобы оба эти центра (центр тяжести корабля и центр давления) находились в диаметральной плоскости на одной вертикали.

Уравнение равновесия для корабля имеет вид:

P = γ (V o −V н) , или:

P = γ V

где

V н - водонепроницаемый объём корабля выше ватерлинии,

V o – весь водонепроницаемый объём,

P - вес судна,

γ - плотность воды,

V - погружённый объём

Это уравнение называется основным уравнением плавучести.

Запас плавучести

Плавучесть – самое важное мореходное качество корабля. Это способность оставаться на плаву вместе с грузами, необходимыми для выполнения определённых задач. Потеряв плавучесть, корабль утонет.

Каждый корабль имеет запас плавучести , который определяется как процентное отношение всех водонепроницаемых объёмов корабля, расположенных выше ватерлинии, к его полному водонепроницаемому объёму.

W = V н / V o * 100

С точки зрения физики запас плавучести равен такому объёму воды, который корабль может принять на борт, оставаясь на плаву.

Например, если запас плавучести равен 50%, то судно погружено в воду так, что его водонепроницаемый объём выше ватерлинии равен объёму, находящемуся ниже неё.

Объём надстроек и всех выступающих частей на верхней водонепроницаемой палубе не входит в запас плавучести. Объёмы повреждённых отсеков также исключаются из него.

Если корабль примет на борт количество воды, равное запасу плавучести, то он погрузится в воду по главную палубу. Его запас плавучести в данном случае станет равным нулю. А само судно будет находиться в неустойчивом положении. В физике это называется нейтральная плавучесть. Даже небольшое воздействие на корабль в таком состоянии может привести к тому, что плавучесть станет отрицательной, и корабль утонет. Поэтому ч тобы плавание было безопасным, для любого корабля устанавливается обязательный запас плавучести . Он обозначается грузовой ватерлинией или грузовой маркой – специальной отметкой, наносимой на судно. Она показывает уровень, до которого судно может быть нагружено. Чем больше загрузка, тем ближе к воде находится грузовая марка.

Для сохранения запаса плавучести корпус корабля и все его помещения делаются водонепроницаемыми. Они разделяются переборками и палубами. Водонепроницаемы двери, иллюминаторы, люки. В случае поступления воды в какое-то помещение на корабле, она не сможет проникнуть в другие помещения. Очень важно, чтобы все эти конструкции корабля всегда находились в исправном состоянии.

Рассмотрим основные элементы судна . Маломерное судно, как и любое транспортное, состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки . Корпус судна - основная часть, в которую входит набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки - оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы. Переднюю оконечность судна называют носовой , а заднюю - кормовой ; боковые стороны, или стенки корпуса - правым и левым бортами , если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной , а над водой - надводной , нижнюю часть корпуса - днищем , а верхнюю, горизонтальную - палубой . Палуба на маломерных судах, например на мотолодках, может отсутствовать.

Надстройка - конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса). Высокая и развитая надстройка не только ухудшает остойчивость судна, но и увеличивает его парусность - воздействие ветра на судно.

Рубка - отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем. Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. На большинстве моторных катеров надстройка и рубка совмещаются.

Фальшборт - легкая конструкция - продолжение борта над палубой в носовой и средней частях судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом . Фальшборт может быть временным (деревянным или брезентовым), поднимаемым на время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Кокпит - вырез или углубление в палубе для размещения людей.

Моторная ниша - водонепроницаемая конструкция у транца судна, образующая выемку в корпусе судна и предназначенная для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемой высоты надводного борта.

Набор корпуса судна (см. рисунок) - конструктивное оформление, состоящее из продольных и поперечных связей: киля, форштевня, ахтерштевня.

Основные элементы конструкции корпуса судна - катера

1 - настил палубы; 2 - бимс; 3 - карлингс; 4 - обшивка кокпита; 5 - слань; 6 - комингс кокпита;
7 - кормовая переборка; 8 - транец; 9 - моторная ниша; 10 - форштевень; 11 - киль;
12 - бортовая (наружная) обшивка; 13 - планширь; 14 - скуловой стрингер; 15 - палубный стрингер; 16 - полубимс; 17 - скуловая кница; 18 - бортовой стрингер.

Киль - основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень - переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.

Ахтерштевень - конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней - старнпост, через который проходит гребной вал, и задний - рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры - внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые - кильсоны .

Карлингсы - продольные подпалубные связи.

Шпангоуты - поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией . В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Бимсы - поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком , крайний кормовой отсек - ахтерпиком .

Привальный брус:

Продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

Деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь - плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик - продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Комингс - конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Слань , или пайол - щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.


Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен.В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.

Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.

Сейчас ее называют "галеонной фигурой" по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют "гальюнной" фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.

Плававшие на примитивных суденышках, бес­сильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, обере­гать от несчастий, способствовать успеху плавания.

Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они
сопровождали души моряков в страну мертвых.

Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей.


"oculus"- глаз на носу египетских судов

Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне - разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля.

Голова дракона являлась обязательной принадлежностью быстроходных дракаров у викингов.

Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике. Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи.

Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.

Уходя в море, моряки всегда соверша­ли жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения бо­гов.

Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров выреза­ли из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне ук­рашали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.

Многие носовые фигуры олицетворяли в прямой, аллегорической или символической форме название судна, с целью показать имя корабля людям, которые в большинстве своем- не умели читать.

В этом случае использовались самые разнообразные фигуры: от древнеримских императоров и героев до экзотических (по тем временам) народов - индейцев, мавров и т.д. Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.

С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах - больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, - весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.

Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный де­кор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.

В 16-19 веках наиболее распространенным "персонажем", изображаемым на носу военных судов, был лев. Особенно любили украшать корабли резными львами голландцы. От них эта мода перешла и в Россию - при Петре I лев обязательно присутствовал в декоративном оформлении парусников только что созданного флота. использовались геральдические или именные скульптуры: антропоморфные - в виде человеческой фигуры, зооморфные - в форме птиц и зверей или предметные - в образе гербов, виньеток, гирлянд и т.п.

Геральдические львы и орлы символизировали мощь, силу и благородство - это были общеевропейские символы, которые чаще всего украшали носы военных кораблей.

По пышности отделки по­добные суда подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже превосходили их.

В случае военно-морских кораблей- была цель- продемонстрировать богатство и могущество
владельца. В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.

Изначально проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в натуральную величину.


Blanca Aurora
Модель- дочь капитана,их дочери и жены часто служили моделями.

error: