Что такое проект по английскому языку. Проектная деятельность на уроках английского языка методическая разработка по английскому языку на тему. Проектная деятельность на уроках английского языка

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Автор: Блинова Анна Владимировна, учитель английского языка, МКОУ «Реконструкторская СШ» городской округ г. Михайловка
Предлагаю вам статью по теме «Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся». Данный материал представляет собой обмен опытом и информацией по проектной методике. В нём обобщён опыт моей работы по данной теме на разных этапах обучения английскому языку. Кроме того, затронутые в статье стратегии являются универсальными и могут быть полезны учителям других предметов.
Для современного учителя использование проектов, казалось бы, уже давно используемый метод на уроке. Он успешно сочетается с любым учебником и другими учебными средствами. Но до конца ли мы осознаём важность этого удивительного метода? Какой глубокий смысл заложен в нем? Что он даёт ученикам?
На мой взгляд, проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, она помогает преодолению боязни говорить на иностранном языке. Кроме того, применение метода проектов повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка, в частности, путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Использование метода проекта превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности.
Данный метод возник в 1920-е годы прошлого столетия в США и связывался он с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Именно здесь и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Создание проектов на уроках английского языка способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченный проект может быть продемонстрирован в самых различных формах: презентация, статья, графики, альбом, книги, коллаж, брошюры и другие, которые затем представляются в классе. Основным результатом работы над проектом будет актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их применение в новых нестандартных условиях.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому - более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как обязательное домашнее задание, а как интересное творческое занятие. В период выполнения проектов развиваются многие учебные навыки.
Первое - это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Следующие навыки - коммуникативные : учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности, - это и мыслительные навыки . Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными, - это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе на следующем этапе обучения в основной школе.
Следует помнить, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т. п. Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из названных умений. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение лаконично излагать свою мысль.
Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта – это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.
Метод проектов изменяет и отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации. Стены класса как бы раздвигаются, и ребята входят в открытый мир, где можно общаться с партнёрами даже из разных стран, выходить на российские и зарубежные серверы научных, информационных, учебных центров.
Главной особенностью проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, которое отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления. За счет информативной насыщенности каждого урока с использованием метода проектов удается интеллектуально нагрузить учащихся, развить у них интерес к получению знаний об иноязычной культуре.
Для того чтобы данный метод успешно работал и приносил положительные результаты необходимо правильно организовать проектную работу. Итак, существуют определенные этапы проектирования, реализации и презентации проекта:
Определение темы. Очень важно для учителя создать положительный мотивационный настрой у детей. Проблема, предлагаемая учащиеся, должна быть для них актуальной и интересной.
Определение формы представления проекта.
Определение времени для подготовки проекта.
Самостоятельная работа учащихся по сбору информации. Это самый трудоёмкий и продолжительный этап работы. Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, учащиеся делятся на группы: в каждой группе есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию или красиво оформить постер. Одна из важных целей работы - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. Роль учителя координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Конечно, основная поисковая работа ведётся во внеурочное время, но и на уроке нужно обязательно отводить время, чтобы потрудиться над проектом. На переменах до или после урока учитель может поинтересоваться ходом работы. Кроме того, учащиеся сами обращаются к учителю, если сталкиваются с языковыми или иными трудностями.
Защита проектов. Этот этап очень важный, он решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, осмысление хода и результата работы. Ответственность за конечный результат несут все члены группы.
Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов (оценок), формулировкой выводов. На мой взгляд, это очень сложный этап для педагога. Здесь нужно проявлять чуткость и внимательность к каждому учащемуся. Нельзя обидеть ребёнка. В свой проект он вложил душу. Оценка за творческую работу должна быть только положительной. Конечно же, учащиеся должны знать и критерии оценки: соответствие темы проекта, полнота, логичное изложение материала, наличие оригинальных находок, эстетичность. При защите проекта учитывается фонетическая, грамматическая и лексическая правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении. Кроме отметок можно ввести специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”, “приз зрительских симпатий” и т. д. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
Названные шаги могут варьироваться, изменяя их количество, в зависимости от тематики, возраста участников, временных рамок. В день защиты проекты можно вывесить в классе или школьном коридоре. Они висят несколько дней и привлекают внимание других детей, изучающих английский язык. Ребята с удовольствием рассматривают их, угадывают героев, читают, замечают недостатки.
Работа над проектами выводит учителя и ученика на новый уровень. Учитель уже не является для учащихся единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом дает возможность проявить свои организаторские способности, показать свои скрытые таланты. Проектная работа – это нужное и интересное дело.
Исходя из практики применения проектной методики, могу с уверенностью сказать, что данная методика может применяться на любом этапе урока: актуализация опорных знаний, закрепление, повторение ранее изученного материала.
В обучении иностранному языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать иностранный язык в речевых ситуациях повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний языка.
Обратимся еще к одному важному вопросу – типологии проектов. Доминирующими в проекте методами или видами деятельности являются: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный или социально-значимый. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Исследовательские проекты совпадают по структуре с реальным научным исследованием. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры - она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Например, проект «Открытка для Тайни», выполненный учениками 3 класса. Ребята поздравляли с днем рождения нового героя учебника, с которым они познакомились в ходе изучения темы «Говорим о новом друге».
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура тоже только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные , или социально-значимые , проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Например, практико-ориентированным является проект «Веселая закладка» (2 класс), при работе над которым ребята изготовили закладки и написали небольшие рассказы-загадки о своих домашних животных.
Также различаются проекты по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности (1-2 мес.), долгосрочные (до года).
В своей работе я часто использую метод проектов начиная с самых простых в младших классах и заканчивая более содержательными в старших классах. Так, например, на уроках английского языка во 2 классе после изучения алфавита мы создаем книжку-малышку “The ABC”. В результате данного проекта дети закрепляют алфавит и узнают некоторые новые слова, самостоятельно выбрав их же из словаря для своей книги. Самые сильные ученики даже пытались составлять небольшие предложения. После изучения школьных принадлежностей, ребята собрали портфель идеального ученика, назвали и подписали все предметы, которые в нем лежат. Проекты по теме «Семья» бывают самыми красочными. Дети с большим удовольствием рисуют своих близких, приносят фотографии, делают плакаты и рассказывают о своих родных. Очень интересны проекты-комиксы изображающие, что умеют или не умеют делать дети. Рисунки сопровождаются рассказами, в итоге, получается небольшой журнал.
В третьем классе в 1-й четверти предлагается тема “Food" . Тематика очень близка школьникам, ребята с удовольствием рассказывают о своих вкусовых предпочтениях, с энтузиазмом воспринимают предложение нарисовать или сделать аппликацию любимого блюда, собрать корзину на пикник, составить меню для кафе. Во 2-й четверти дети составляют загадки о животных и делают проекты о своём лучшем друге. В результате целенаправленной и систематической проектной деятельности у каждого ребенка не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, что обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка в средней школе.
Ученики среднего звена, изучив тему «Достопримечательности Лондона», выполняют великолепные проекты в виде рефератов с картинками или в виде компьютерных презентаций. Таким образом, подробно изучив историю определённой достопримечательности, дети закрепляют изученные грамматические правила. После изучения тем «Хэллоуин», «Рождество» и «День Святого Валентина» учащиеся делают постеры об этих праздниках, валентинки, знакомясь с особенностями культур англоговорящих стран. Отдельно хочется отметить крупный творческий проект - театральная постановка сказок на английском языке «Теремок» и «Три медведя» для учащихся 1 класса (это стало традиционным общешкольным мероприятием в нашей школе).
В старших классах мои учащиеся создавали проекты о школьной форме, в которых они не только доказывали необходимость ношения школьной формы, а также предлагали современные модели формы. После изучения темы «Молодежь в современном обществе» ребята работают над сводом прав и обязанностей современной молодежи, и в заключение они не только демонстрируют свои права и обязанности, а устраивают дебаты, обсуждая эти законы. Интересен учащимся был проект о разных музыкальных стилях. Конечно, подготовка к проектам в средних и старших классах занимает ни один день, но ученикам очень нравится работать с проектами, потому что каждый может не только показать свои знания в языке, но и показать себя творчески. Данный вид работы позволяет учащимся проявлять самостоятельность, а роль учителя сводится к оказанию помощи по планированию работы, текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. Не маловажно стремиться к тому, чтобы проектная деятельность вносила вклад в обучение, была целесообразной в части затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.
Проекты создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов. Ещё раз хочется подчеркнуть: чем вдумчивей учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы или школьников в отдельности, тем продуктивнее проходит занятие. Велика роль юмора и экспромта на уроке.
Некоторые советы в организации проектов:
o Тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает еще до начала работы над проектом, какое конкретное задание ему предстоит выполнить.
o Не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать.
o Терпимо относитесь к шуму. Учащимся потребуется иногда встать, чтобы взять ножницы или заглянуть в справочник. Такой вид шума - это естественная составляющая продуктивной работы, но пресекайте любой другой шум, не связанный с выполнением задания.
o Внимательно наблюдайте за тем, что делают ребята. Если они не поняли свое задание, не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чем проблемы. Разберитесь в каждой из них.
Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века.
Успехов вам и вашим ученикам!

Брянская городская администрация

Управление образования

Брянский городской информационно- методический центр

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №61» г. Брянска

Конкурс проектов учащихся общеобразовательных

учреждений г. Брянска

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Килт - национальный костюм Шотландии»

Английский язык

Выполнили: ученики 5а класса

Дмитриев Илья, Ревина Дарья,

Мамченко Елизавета,

Афанасьев Максим,

Старикова Вероника

Руководитель: учитель английского языка Рухмакова Е.В.

Брянск 2017 год

Содержание портфолио:

I. Паспорт проектной работы:

    Аннотация к проекту.

    Цель проекта.

    Задачи проекта.

    Целевая аудитория, заказчик.

    Смета.

    Продукт.

    Отзыв руководителя.

    Лист сопровождения проекта.

II. Описание процесса исполнения.

III. Выводы и самоанализ работы над проектом.

IV. Список источников информации по проекту.

V. Приложение.

I. Паспорт проектной работы:

Аннотация к проекту.

Иностранный язык предоставляет благоприятные условия для усиления культурологического компонента образования. Образование средствами иностранного языка предполагает знания о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка. Мы учимся, чтобы узнать удивительные факты из истории и культуры своей страны и других стран. Каждый народ, каждая страна уникальна, и прежде всего это проявляется в традициях и обычаях, в национальных костюмах, песнях и преданиях. Данный проект посвящён изучению шотландского национального костюма, его значению в жизни простых шотландцев. В процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с историей национального костюма Шотландии, участвуют в мероприятиях, собирают и обрабатывают информацию, оформляют её в виде презентации, учатся шить килт. Данный проект содержит информацию по страноведению для учащихся средней школы. Материалы, представленные в проекте можно использовать на уроках английского языка и во внеурочной деятельности при ознакомлении и закреплении материала по страноведению Великобритании. Данный проект не только совершенствует знания учащимися английского языка, но и посредством содержания проекта помогает ответить им на вопрос: важно ли узнавать традиции страны изучаемого языка.

Цель проекта:

Формирование чувства толерантности и уважения к чужим традициям, интереса к реалиям страны изучаемого языка.

Целевая аудитория: учащиеся 5-6 классов МБОУ СОШ № 61

Задачи проекта:

    Расширение кругозора учащихся через знакомство с традициями Шотландии. Сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, получить навыки обработки информации.

    Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

    Научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели, а также конструировать полученные знания.

    Развивать социокультурную компетенцию, творческие способности учащихся, формировать потребность и способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.

    Воспитание толерантности, уважительного отношения к самобытности других народов.

    Сформировать положительную мотивацию учебной деятельности.

    Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

В результате реализации проекта учащиеся приобретут следующие умения:

    - личностные : мотивирование, критичность, рефлексивность, самоактуализация;

    - метапредметные : умение использовать ПК и Интернет как источник информации, навыки анализа и дифференциации учебного материала, самостоятельного креативного мышления при подготовке образовательного продукта;

    - предметные : развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Этапы и методы работы над проектом.

I этап – поисковый.

Продолжительность: октябрь

Форма: диспут, анкетирование

Задачи:

    научиться работать в группе;

    уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;

    определение и анализ проблемы;

    постановка цели проекта

Результат: выбрана тема проекта, определены цели работы, анализ проблем для достижения намеченной цели.

II этап – аналитический.

Продолжительность: ноябрь

Форма: групповая, индивидуальная (работа с различными источниками)

Задачи:

    научиться работать в группах;

    уметь составлять план работы над проектом, обсуждать пути сбора информации и в группе;

    уметь анализировать свою деятельность;

    уметь анализировать имеющуюся информацию;

    построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта, пошаговое планирование работ;

    анализ ресурсов;

Результат: собрана необходимая информация, составлен план проекта

III этап – практический.

Продолжительность: январь

Форма: групповая, диспут, индивидуальная, презентация

Задачи:

    выполнение запланированных технологических операций;

    научиться оформлять работу над проектом;

    практиковаться в работе с компьютером в оформлении презентации;

    научиться шить килт.

Результат: реализованы основные задачи проекта

. IV этап – презентационный.

Продолжительность: январь.

Форма: выступление, защита проекта

Задачи:

    научиться планировать ход и форму проведения презентации;

    публично выступать и демонстрировать свою работу;

    изучение возможностей использования результатов проекта.

Результат: Защита проекта

V этап – контрольный.

Задачи:

    анализ результатов выполнения проекта.

    оценка качества выполнения проекта.

Результат: отчет о проделанной работе.

Необходимое оборудование и/или смета

Работа на швейной машинке- 3.5 часа

Влажно- тепловая обработка – 1 час

3.27 – стоимость 1 киловатта 4,5 * 3.27 =14 руб. 72 коп.

Итог

Всего: 240 руб. 17 коп.

Отзыв руководителя проекта

на проектную работу

учащихся 5а класса

МБОУ СОШ №61 г. Брянска.

Учащиеся 5а класса работали над проектом «Килт - национальный костюм Шотландии», целью которого является формирование чувства толерантности и уважения к чужим традициям, интереса к реалиям страны изучаемого языка.

Для этого сформулированы и решены следующие задачи: расширение кругозора учащихся через знакомство с традициями Шотландии; сформировано умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, получить навыки обработки информации. ; сформированы навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта; учащиеся научились самостоятельно достигать намеченные цели, а также конструировать полученные знания; произошло развитие социокультурнуой компетенции, творческих способностей учащихся, сформирована потребность и способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе; воспитание толерантности, уважительного отношения к самобытности других народов; сформирована положительная мотивация учебной деятельности.

В ходе выполнения проекта ученики 5а класса, продемонстрировали способность и готовность к освоению новых знаний, их самостоятельному пополнению, переносу, систематизации и интеграции в проект. У обучающихся выявлена способность к сотрудничеству и коммуникации.

Достоинством работы является то, что она выполнена на примере конкретной страны (Шотландии). Авторы проекта изучили историю и особенности национального костюма Шотландии и смогли грамотно проанализировать, систематизировать полученную информацию и опубликовать в данном проекте.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно .

В целом, проект соответствует всем требованиям, предъявляемым к учебным проектам по английскому языку.

Руководитель Рухмакова Е.В.

Лист сопровождения проекта

Возрастная группа – 5 класс

Время выполнения проекта – 4 месяца

Содержание, соответствующее образовательным стандартам: овладение системой знаний и умений, необходимых при дальнейшем изучении английского языка:

    общее интеллектуальное развитие, умение использовать свои знания, необходимые человеку для успешной жизни в современном обществе;
    приобщение к темам английского языка , формирование представлений о языке как об одном из важнейших достижений культу ры;

    формирование гуманистического мировоззрения;

    развитие социокультурной компетенции;

    воспитание таких необходимых качеств, как работа с людьми, умение выступать на сцене.

Дидактические цели и методические задачи творческого проекта.

После завершения проекта учащаяся сможет:
1. Самостоятельно находить информацию из различных источников;

2. Систематизировать, классифицировать, структурировать полученную информацию;
3. Расширить свои знания по английскому языку;

4. Приобрести навыки публичного выступления.

II . Описание процесса исполнения.

В нашей школе организована внеурочная деятельность по английскому языку. На занятиях мы изучаем историю и традиции Великобритании, историю королевской семьи, читаем и инсценируем сказки. На одном из занятий, посвященных истории Великобритании, ученица нашего класса Ревина Дарья, рассказала о фильме об истории и традициях Шотландии. Она задала ребятам на первый взгляд очень смешной вопрос «А вы знаете, что в Шотландии мужчины носят юбки?» У ребят этот вопрос вызвал смех, но в тоже время и интерес. Неужели это правда, что юбка может быть мужским национальным костюмом? А что мы знаем о национальных костюмах стран, изучаемого языка? А в других странах мужчины носят юбки? Для ответа на данные вопросы мы решили провести анкетирование среди 5-6 классов нашей школы. Группе учащихся было поручено разработать анкету.

На первом этапе нашей проектной работы с целью выявления уровня владения страноведческим материалом «Национальный костюм Шотландии» мы провели опрос среди учащихся 5,6 классов нашей школы. Мы задали следующий вопрос «С чем у вас ассоциируется Шотландия?».

В качестве метода для сбора интересующей нас информации мы выбрали личное интервью, которое проводили на переменах в течение одного дня.

В опросе приняло участие 52 респондента, что явилось достаточным количеством для объективности оценки точности результатов.

Анализ полученных данных.

Следующим этапом стал анализ полученных данных, результаты которого мы представили наглядно. Данная таблица демонстрирует наиболее популярные ответы респондентов. Опрос показал, что учащиеся давали ответы, опираясь на самые известные факты о Шотландии.

Исходя из данных опроса мы решили изучить: историю и особенности национального костюма Шотландии- килта и выяснить является ли юбка-килт только шотландским национальным костюмом. Мы решили углубить наши знания по данной теме и изучить килт более детально. Мы изучили большое количество Интернет-ресурсов для получения наиболее полной и информативной картины по данной теме

Изучение интернет материалов.

На следующем этапе нашей проектной работы мы обратились к интернет- источникам для того, чтобы изучить историю появления и особенности килта. Мы выяснили откуда произошло название национального костюма Шотландии, историю его развития, особенности расцветки тартанов, необходимые аксессуары килта, страны, где юбка- мужской национальный костюм.

Анализ изученного материала

Следующим этапом нашей проектной работы стало выделение главного из собранной информации и составление кратких текстов по каждому пункту для последующего использования этих текстов в электронной презентации.

Подбор наглядного материала.

Для обеспечения наглядного восприятия образа мы подобрали красочные иллюстрации для создания электронной презентации. (Приложение 3)

Оформление электронной презентации .

Пользуясь знаниями, умениями и навыками, приобретенными на уроках информатики, мы создали электронную презентацию в формате Power Point, Данная презентация в дальнейшем может быть использована как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности в средней школе при подготовке заданий страноведческого характера.

Создания килта 5а класса

С помощью учителя технологии и полученных знаний мы представили реальную модель килта (Приложение 2)

Апробация данной электронной презентации.


Апробация электронного приложения реализована в 5,6 классах школы с целью определения его результативности по усвоению новой информации. Мы представили наш проект на внеурочных занятиях по английскому языку и на школьной научно-практической конференции. Результаты анкетирования, проведенного после представления проекта, подтверждают успешность реализации проектной деятельности. На вопрос «С чем у вас ассоциируется Шотландия ?» получены следующие результаты

Кроме этого были заданы следующие вопросы:

    Понравилась ли вам презентация

Да- 93% нет – 7%

    Заинтересовались ли вы культурой и истории Шотландии

Да -86% нет – 14%

    Хотели ли вы что-нибудь добавить к данному материалу

Да- 32% нет – 68% -

Таким образом, все этапы проекта реализованы в полном объёме и в указанные сроки. Результатом деятельности является: электронное приложение « Килт – национальный костюм Шотландии» и килт 5а класса, выполненный с учетом полученных знаний.(Приложение 2)

III. Выводы и самоанализ работы над проектом .

Проект проводился в школе. В нём принимали участие учащиеся 5а класса.

Форма : творческий проект.

Такая форма существенно повышает мотивацию учения, познавательный интерес, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление, приучает к работе в творческих группах.

Цель : формирование толерантного отношения и уважения к культуре другой страны.

Содержательный момент, организация, форма и методы мероприятия обеспечивали комплексность поставленных задач и их взаимосвязь. Главными были воспитательные задачи, ведь именно при их выполнении реализуются в полной мере и обучающие, и развивающие задачи.

Психологическая атмосфера во время проекта была доброжелательной. Во время проведения мероприятия присутствовал дух взаимопомощи и поддержки. Активность учащихся на разных этапах мероприятия была высокой.

Вывод : проект выполнен на высоком эмоциональном уровне. Успех достигнут благодаря высокому уровню познавательного интереса учащихся, их активности и сплоченности. Все поставленные задачи удалось выполнить.

IV. Список источников информации по проекту

Английский язык 5 класс Кузовлев В.П. Просвещение 2015 г. стр. 172,176

https://www.authenticireland.com/scottish-kilts/

http://www.scottish-history.com/kilt.shtml

http://www.your-kilt.com/history-of-scottish-kilts.html

https://en.wikipedia.org/wiki/KILT

http://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/10393

http://www.buzzle.com/articles/scottish-clothing.html

https://www.top20sites.com/top-scottish-kilt-sites

V. Приложение

Приложение 1

Hello. My name is Dasha and I am glad to see you. One day I watched TV. I saw a film about Scotland. This film was very exciting and I was watching TV all day long. There was an episode about kilt, the traditional clothes worn in Scotland. I told my classmates about it but they did know nothing, but were greatly impressed. So we decided to get to know about it.

What is kilt?

The kilt is a knee-length skirt. It is the traditional dress of men and boys in Scotland from the 16 th century. One of the most distinctive features of the authentic Scots kilt is the tartan pattern. Today most Scotsmen regard kilts as formal dress or national dress. Although there are still a few people who wear a kilt daily.

There are a whole host of kilt accessories which will give you the total "look".

The Belt - Traditionally made from leather with a decorative buckle.

The Sporran Kilts don"t have pockets, so a sporran is where a man traditionally keeps his "stuff" such as money, keys .

Kilt Knife - It"s a small knife.

Kilt Pin - Small, decorative pin that is worn on the front panel of the kilt

Hose - Knee-length woollen socks

Shoes - Sturdy leather shoes

So the history of the kilt begins in the 16h century.

Although associated with Celtic culture now, originally the word "kilt" may have come from the Nordic word "kjalta", first recorded back in the 9th century. During the 16th century the word “kilt” meant to tuck up the clothes around

the body. The great kilt is belted plaid. A small kilt was developed in the 17 th century. Early kilts weren"t as colorful as they are today. Usually, white, black, green or dull brown fabric was used to make a kilt. Only in late 18th-century multicolored tartan patterns were developed

Scottish Highlanders were strong, proud and extremely patriotic and historically the kilt was much more than a piece of clothing, it was a symbol of their heritage The first Scots formed themselves into clans and the tartan became a symbol of the sense of kinship. Many Scottish surnames start with Mac or MC (Mac Donald, McCalister). “Mac” means “son of” There are about 300 different clans in Scotland and each has its own colour and pattern of tartan together with the motto.

Colour and design. More meaning can usually be found in the tartan design itself, rather than in the colors used. It is possible to show relation by similarity in tartan design. For instance, the MacDonald of Clanranald and the MacDonnell of Glengarry tartans are simply variations of the Clan MacDonald tartan with white stripes added into the design to difference them. In this way they show relation to the larger parent clan.

When speaking of the use of tartan historically, we can draw some conclusions from color, but nothing like the symbolism that many today imagine. For instance, red was a very expensive color, therefore someone wearing tartan with a lot of red in it was more likely to have wealth. One might also wear a bright colored tartan in an attempt to show off one’s status. A dark, earth-toned tartan might be chosen to blend in with the environment, by someone on the hunt (or who just wanted to stay hidden).

Kilt in the world.

But no doubt, in ancient time and nowadays kilts are a symbol of patriotism and honor for a true Scotsman . But not only Scots wear kilts. The ancient Egyptians wore dresses and skirts. Going further back, so did the ancient Sumerians. Alexander the Great conquered the whole world while wearing a skirt.

The Greeks wore togas, and the Chinese wore 1dresses . Sarongs are multi-functional. Sarongs known under a variety of local names are traditionally worn by the people of and elsewhere on the . Sarongs are widespread in the Northeast part of India Sarongs are very common in and worn only by men.

So we have tried to know the most important facts from the history of kilts , the meanings of their design and colours and as the result of our work we want to present our own kilt. This is the kilt of the 5A class. We think that we deserve to have our own kilt. And we have chosen such colors us: blue, red and white, because they represent: blue – cleanliness, intelligence, tenderness and luck, red – wisdom, beauty and love, and the last color – white represents – kindness, joy and fair. I think this is a worthy end of our creative work. And besides we want to ask you some questions to know how attentive you were.

Приложение 2

Чувствуете в себе силы создать собственный исследовательский проект, способный заинтересовать других участников? Отлично! Для этого в ГлобалЛаб есть «Конструктор проектов». Создав и опубликовав собственный проект, вы можете продолжать работу над ним, например, перевести его на иностранный язык.

Добавить к проекту дополнительные языковые версии можно в процессе работы над черновиком ещё до публикации.

Итак, у ГлобалЛаб есть три рабочих интерфейса – три версии – русская, английская и испанская. Чтобы перейти из версии в версию, надо переключить язык справа вверху возле своего имени пользователя (ссылки для входа на сайт) (1).

Рис. 1 Переключиться на английский интерфейс

В английской версии ГлобалЛаб вы можете принять участие в . Среди этих проектов есть те, которые подготовлены Редакцией ГлобалЛаб, но есть и созданные пользователями ГлобалЛаб. Возможно, вы всегда хотели сделать проект на нескольких языках, но не знали, как... Настало время исправить эту ситуацию!

2. Проект ГлобалЛаб можно создать на самых разных языках. Вот перед вами проект , в котором есть русская версия (проект создавался по-русски) и добавлена версия .

А вот анкета этого проекта на армянском языке.

Рис. 3 Анкета проекта «Гляжу в озёра синие» на армянском языке

3. В этом тьюториале вы узнаете, как создать для своего проекта дополнительные языковые версии.
Проект ГлобалЛаб может создаваться на нескольких языках сразу, или проект может быть опубликован по-русски (по-английски, по-испански), а потом переведён на любое количество других языков. Важно знать, что опубликовать проект так, чтобы он появился в Каталоге проектов можно только на одном из рабочих языков среды ГлобалЛаб. Ещё раз уточним, что это русский, английский и испанский.

Если вы в данный момент разрабатываете проект только в одной из языковых версий, то лучше работать в том интерфейсе, каков язык публикации проекта.

Например, для проекта, который разрабатывается только на английском языке, лучше перейти в английскую версию ГлобалЛаб (1), перейти в Каталог проектов (Projects) (2), нажать кнопку «Create a project» (Создать проект) (3).

Рис. 4 Меню сайта ГлобалЛаб на английском языке

В результате вы будете находиться в полностью англоязычном конструкторе проектов (1), проект будет создаваться на английском языке (2), но это не помешает при необходимости добавить другие языки (3).

Рис. 5 Конструктор проектов в англоязычной версии сайта ГлобалЛаб

То же самое верно для русских проектов или для испанских.

4. Если вы планируете разрабатывать проект на нескольких языках сразу, то не имеет значения, на какой из версий ГлобалЛаб вы начали работать. Именно там вы создадите первый вариант проекта, а затем, никуда не переключаясь, добавите все необходимые языки. Работать можно последовательно, закончив проект на одном языке, переводить его на второй, а также параллельно, заполнять разные языковые версии проекта по частям. Сначала аннотации на всех языках, потом описание на всех языках, потом анкету... И только после того, как заполнены все необходимые поля во всех языковых версиях проекта, можно нажать кнопку «Опубликовать». Одна из распространённых причин обращения в службу технической поддержки – следующая ошибка при попытке публикации проекта.

Рис. 6 Сообщение об ошибке при попытке публикации проекта

Причём этот список ошибок в проекте может быть очень продолжительным, если сам проект большой и сложный с обширной анкетой. При этом вы можете считать, что аккуратно заполнили все обязательные поля! Обычно дело в том, что вы добавили дополнительный язык, например, английский, а потом забыли об этом. Все незаполненные поля и варианты ответов относятся к версии на втором языке.

Подводим итоги: если вы разрабатываете проект сразу на нескольких языках, необходимо полностью завершить работу над каждой из них перед публикацией проекта.

5. Теперь рассмотрим вариант перевода ранее опубликованного проекта. Например, у вас есть проект, который опубликован по-русски. Чтобы добавить в него дополнительную языковую версию (иными словами перевести его на иностранный язык), надо войти в проект в режиме редактирования (1).

6. Проект откроется в режиме редактирования. В правом верхнем углу щёлкните в поле «Язык проекта» (1), нажмите на кнопку «Изменить набор языков» (2), в открывшемся окне выберите нужный язык (3) и нажмите на кнопку «Применить» (4).

Рис. 8 Страница проекта в режиме конструктора. Выбор языка проекта .

Рис. 9 Кнопка «Изменить набор языков» для добавления дополнительных версий

Рис. 10 Добавление новых языковых версий

Теперь ваш проект существует на двух языках, хотя в английской версии пока что абсолютно пусто.

Рис. 11 Проект на нескольких языках

Если вы теперь нажмёте на кнопку «Изменить набор языков», то вы увидите, что добавленные вами языки отображаются, как «тэги», и имеют специальный крестик (1), который позволит их удалить.

Рис. 12 Удаление дополнительных языковых версий

Если вы не можете опубликовать проект по причине массированного незаполнения полей, которые вы вроде бы уже заполнили, то проверьте, нет ли у вас незапланированной дополнительной языковой версии, и удалите её, нажав на этот крестик. Или доработайте эту версию и опубликуйте проект на двух языках.

7. Посмотрим, как теперь выглядит ваш проект в режиме редактирования. У вас сейчас есть полностью готовая русская версия и только что добавленная – английская.
Вот так выглядит фрагмент анкеты русской версии в режиме редактирования.

Рис. 13 Анкета проекта

А вот так выглядит один из вопросов, когда вы входите в режим редактирования вопроса.

Рис. 14 Вопрос с выбором единственного варианта ответа в режиме конструктора

8. А вот как тот же самый фрагмент анкеты и вопрос будут выглядеть, если вы в правом верхнем углу щёлкнете в поле «Язык проекта» и переключитесь с русского языка на английский.

Рис. 16 Вопрос в режиме редактирования, английская версия

Очевидно, что это та же самая анкета и тот же самый вопрос с таким же набором вариантов. Но куда же подевался весь текст? На самом деле текст никуда не делся, он по-прежнему находится в русской версии проекта. А в английскую версию вам придётся вписать его заново.

9. Здесь действуют два правила.

Первое правило – это правило любого удачного перевода. Ни один переводчик никогда не переводит текст дословно. Дословный перевод текста – это подстрочник. Он неинтересен. Посудите сами, если вам надо перевести фразу «My name is Piter», разве вы скажете: «Моё имя есть Питер». А ведь именно это вышеупомянутая фраза и означает. И всё же любой здравомыслящий человек переведёт её аналогичной русской конструкцией «Меня зовут Питер», а может быть даже и «Меня зовут Петя»... Поэтому на минутку забудьте, как вы писали русский текст, вспомните, что вы хотели выразить этой фразой, какой вопрос задать, и только потом попробуйте выразить эту мысль на другом языке. Особенно внимательно надо относиться к образным названиям, которые мы так любим давать нашим проектам. Если ваш проект называется «Берегись автомобиля», то не стоит рассчитывать, что в названии «Beware of the car» англоязычный участник увидит те же смыслы. Не помешает вставлять придуманные вами английские обороты в строку поисковика и смотреть, принято ли говорить таким образом, в какой ситуации так говорят. Понятно, что тоже самое относится к любому языку, если вы не владеете им в совершенстве.

Второе правило чисто техническое. И оно даже более важно. Если вы допустите корявую, но сравнительно понятную фразу на чужом языке, то это простительно. Но если вы поменяете местами варианты ответов на вопрос в английской версии проектов, то в результате вы получите искажение результатов. Как это выглядит на практике.

Вернёмся к вопросу о возрасте в русской версии проекта. Для удобства перевода проекта на английский язык вы можете открыть анкету проекта в одной вкладке браузера, а в соседней вкладке браузера войти в проект в режиме редактирования. Сейчас открыта вкладка с анкетой проекта, вы видите варианты ответа на вопрос «Ваш возраст». В соседней вкладке вы увидите английский вариант проекта с пустыми вариантами ответов. Переносите в варианты английской версии варианты ответов из открытой анкеты, копируя их.

Рис. 17 Вопрос анкеты проекта в режиме просмотра

Выглядеть это будет таким образом, в первые два варианта уже скопирован текст (1 и 2), дальше идут пустые варианты (3). Теперь вы можете заменить текст «до 6 лет» на английский текст «younger than 6 years». При этом вы не ошибётесь с вариантами ответов.

Рис. 18 Перевод вопроса в анкете проекта на английский язык

Теперь представьте, что в первую строку вы написали не «younger than 6 years», а вариант «21 years and older», потому что вы решили, что в английской версии проекта будет лучше смотреться, если этот вопрос начать не с младшего возраста, а со старшего возраста. Теперь для всех, кто открывает анкету русской версии вопрос начинается с варианта «до 6 лет», а для англоговорящих пользователей с варианта «21 years and older». Но для инструментов, которые собирают отправленные в проект данные, чтобы отобразить их в виджетах ГлобалЛаб, эти два варианта ответа совершенно одинаковые. Ведь они привязаны к той строчке, которую в графике надо связать с конкретной точкой на этом графике. А что написано в этой строке 6 или 21 автоматическому сборщику данных совершенно всё равно. Поэтому результаты проекта будут испорчены, ведь в один и тот же процент ответов попадут и те, кому меньше шести лет, и те, кто старше 21 года. Причём в английской версии проекта данные будут портить участники младшего возраста, потому что на диаграмме они будут попадать в вариант старше 21 года, а в русской версии – наоборот.

Поэтому запомните, переписывать варианты ответа ни в коем случае нельзя! То, что написано в исходной версии проекта в каждой строке, то же самое должно быть написано в этой строке и в версии проекта на другом языке. Разумеется, оно должно быть написано на новом языке. Так как это показано на этих двух картинках.

Рис. 19 Вопрос в анкете проекта на русском языке

Рис. 20 Перевод вопроса на английский язык

Что же делать, если вы всё же хотите изменить порядок вариантов ответов на вопрос? Или сам порядок вопросов?

Всё очень просто, не забывайте, что в среде ГлобалЛаб это делается с помощью специальных указателей «вверх» или «вниз» в виде треугольничков. Можно передвинуть варианты ответов, можно переместить и сами вопросы. При этом порядок вопросов и вариантов ответов изменится одновременно для всех версий проекта.

Перед вами словно набор кубиков. Каждый кубик – это вопрос или вариант ответа на вопрос, для разных языков – разные грани кубиков. Но только, если эти слова одинаковые, ваш проект будет иметь какой-то смысл. При этом сами кубики можно переставлять, как угодно.

10. Итак, какова последовательность действий автора, который начинает переводить свой проект на иностранный язык. Как было написано выше, вы уже добавили дополнительную языковую версию. Исходный проект открыт в одной вкладке, в соседней вкладке открыт конструктор проектов и выбрана та вкладка конструктора, с которой будет работать автор.

Выделите текст на странице проекта, скопируйте его и вставьте в соответствующее поле в конструкторе (2). Аннотацию – в поле аннотация, описание – в поле описания. Теперь переведите русский текст на иностранный язык и удалите русский текст. Так вы полностью переведёте проект на иностранный язык. Не забывайте сохранять ваш проект в процессе перевода.

Рис. 21 Проект в процессе перевода на английский язык

Вот так это выглядит в конструкторе. Работа идёт в английской версии проекта (1), в названии (2) и аннотации (3) уже сделан перевод. Теперь можно удалить русский текст и проект будет иметь две языковые версии.

Переводите ваши проекты на иностранные или национальные языки!

Этапы работы над проектом

В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

  1. Определение темы проекта.
  2. Определение проблемы и цели проекта.
  3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
  4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
  5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
  6. Работа в группах.
  7. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
  8. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
  9. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.
  10. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
  11. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение).

Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

Практическая часть (метод проектов)

У каждого учителя рано или поздно возникают вопросы: «Как повысить мотивацию ученика? Как научить ребенка самостоятельно добывать знания?»

Проработав несколько лет в школе, педагоги приходят к выводу, что нужно дополнять традиционную систему уроков, используя на каждом занятии элементы информационно- коммуникационных технологий. Современная молодежь разбирается лучше в компьютерах, чем их родители и учителя. Они быстро схватывают полученную информацию, умеют ее применять. Поэтому использование информационных образовательных программ соответствует интересам ребят.

Велика роль проектов на уроках английского языка. Именно они помогают развивать самостоятельность детей, учат находить информацию, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Это способствует развитию мыслительных умений.

Работа с проектом подразумевает умение работать в команде, стараться стать лидером. Возрастает уверенность учащихся в собственных силах и улучшение отношения к учебе. В работе над проектами учащиеся берут на себя ответственность за собственное обучение. В результате повышается качество обучения.

Проектная деятельность занимает много времени и на уроке и во внеурочное время. Она позволяет использовать современные методы обучения. Это делает урок насыщенным, интересным, увлекательным, познавательным, что повышает мотивацию к учению.

В результате работы над проектом учащиеся развивают повседневные умения и навыки, а также умения успешно работать с группой учащихся, принимать обдуманные решения, эффективно общаться.

Считаю, что использование метода проектов - это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, т.к. коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальных способностей, потребностей, интересов. Следует заметить, что дети сами решают, какой проект они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты.

Приступая к изучению темы, мне необходимо тщательно все продумать, определить тип проекта, определиться с целью и задачами, как спланировать всю серию уроков.

Пример

Цель: развитие коммуникативной компетенции по теме «Семья», «Семейные отношения».

Задачи: 1) совершенствование речевых умений по теме;

2) совершенствование умения аудировать с целью извлечения необходимой информации;

4) обобщение и систематизация полученных знаний.

Тип проекта: творческий.

Планируемые результаты: учащиеся собирают сведения о своих близких и дальних родственниках, составляют свою родословную, определяют тип отношений в семье, составляют «Правила для детей» и «Правила для родителей», пишут страницы для журнала и презентуют его.

Техническое оснащение: магнитофон, аудиозапись, раздаточный материал, учебник.

Работа над проектом.

Первый этап:

учащиеся тренируются в употреблении новых слов по теме, повторяют грамматический материал: степени сравнения прилагательных (mу elder brother, my younger sister); притяжательный падеж (my mother’s name is Mary; my cousins’ names are Peter & Ann), закрепляют изученный материал. Дополнительное задание:

подготовить картинку о семье, подписать всех членов семьи. На данном этапе учитель объясняет цель и план работы над темой.

Второй этап:

беседа по теме, выявление интересов учащихся, дети рассказывают о своих родственниках, знакомятся с английской семьей, читая текст (аудирование - чтение). Дополнительное задание: нарисовать свою родословную. (A Family Tree).

Третий этап:

работа над лексикой по теме «Работа по дому», отработка грамматического материала Present Simple Tense. Дополнительное задание: написать о том, что ученик делает, помогая родителям, что он любит делать по дому, a что не любит.

Четвертый этап:

парная и групповая работа, учащиеся беседуют по теме «Семья» На протяжении всего проекта учащиеся выполняют рисунки, коллажи, учат стихи и песни о семье.

Пятый этап:

Проектная деятельность на уроках английского языка

Введение …………………………………………………………….……………..3

Глава I. Теория и практика

организации проектной деятельности

учащихся на уроках английского языка ………………………………………….6

……….……6

……………………………………………….…8

1.3. Технологии проектирования в работе учителя английского языка ….13

Глава II. Проект «Составление и презентация программы выбранного мероприятия на английском языке»……………………………………………....18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..30

Введение

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды к организации процесса обучения и воспитания. Последние годы в области образования остро стоит вопрос об эффективности учебно-воспитательного процесса за счет внедрения инновационных методов и технологий.

В обучении иностранным языкам, впрочем, как и другим предметам, приоритетным является личностно-ориентированный подход. Соответственно к технологиям указанного подхода относится обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения. Это вовсе не означает, что данными технологиями исчерпывается понятие личностно-ориентированного подхода. Но именно эти три технологии достаточно органично адаптированы к классно-урочной системе занятий.

Можно с уверенностью сказать, что обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Последние годы в школе стал популярен метод проектов. Процесс работы над ним стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому пониманию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

Целью моей работы является изучение путей повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности на среднем этапе обучения).

Объектом исследования является процесс совершенствования устной речи учащихся на уроках английского языка.

Предмет: использование современных педагогических технологий с целью повышения эффективности устной речи учащихся на уроках английского языка.

Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
– изучить и проанализировать методическую литературу по исследуемой проблеме;
– способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);
– развивать информационные умения (поиск, обработка информации);
– учить детей соединять знания (интегративная основа);
– способствовать развитию учебных умений (умение обобщать, анализировать).

Задача данной работы заключается в анализе эффективности метода проектов на уроках английского языка. Для достижения этих задач, я использовала следующие методы исследования:
– теоретический (изучение литературы);
– эмпирический (наблюдение за учебным процессом)

Глава I. Теория и практика организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка

1.1. Теоретические основы методики проектной деятельности

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США, его также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов - это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой) .

Метод проектов заинтересовал русских педагогов ещё в начале XX столетия. Данный метод в преподавании пропагандировали С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко. Однако в 30-ые годы использование данного метода было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность. Е. С. Полат, Т. А. Воронина, И. Е. Брусникина, А. И. Савенков способствовали его возрождению в практике. Теоретическая основа метода проектов в России разработана профессором Евгенией Семеновной Полат. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов она подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий - проектов. По определению Е. С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».
Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:

Интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);

Творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);

Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).

Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.

1.2. Структура метода проекта

Методика проектов - это путь наиболее элективного использования изученного материала. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество активность

Метод проектов, с одной стороны, хорошо вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения. Он позволяет научить учащихся самостоятельно разрабатывать определенные темы программы, учит работать совместно в группе и паре, анализировать итоги своей работы. С другой стороны, он позволяет развивать одновременно все четыре основные умения: аудирование, говорение, письмо и чтение.

Каждый проект - это результат большой и трудной работы учащихся. Авторы проекта ищут информацию, собирают материал, рисуют иллюстрации, пишут текст и т.д.

Проектная деятельность - это высоко адаптированная методика. Она может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Учащиеся, получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся сами планировать и организовывать свою работу, распределяют задание, развивают коммуникативные навыки. Они учатся оценивать свои способности и способности своих товарищей, проводить диагностику и оценивать промежуточные результаты для получения хорошего конечного результата.

Меняется роль учителя: не контролируется и не направляется каждый последующий шаг работы ученика, а больше внимания уделяется процессу мотивации обучения. Ученик превращается в собеседника, партнера, который помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Дети учатся ставить перед собой реальные цели и достигать результата.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

Предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика

Выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка

Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по страноведению, например в 10 классе по теме «Новая Зеландия »

Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса.

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала.

В соответствии с программными требованиями к обучению иностранному языку и требованиями государственного образовательного стандарта, формирование иноязычной коммуникативной компетенции рассматривается как цель обучения иностранному языку в рамках современной личностно-ориентированной парадигмы воспитания и образования.

В соответствии с поставленной образовательной целью в области изучения ИЯ ведется отбор нового содержания обучения ИЯ и новых образовательных технологий, которые бы создавали условия для продуктивной учебной деятельности и обеспечивали наиболее эффективное обучение устной речи.

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося. Использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных) приобретает большее значение на среднем этапе обучения, так как в основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

1.3. Технологии проектирования в работе учителя английского языка

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Отправной точкой при выборе именно этого вида педагогической технологии являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно – ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят.

Преимущество метода проектов среди множества разнообразных технологий обеспечивается его интегративным характером, включающим в себя обучение в сотрудничестве, ролевые игры, телекоммуникационные и информационные технологии, мультимедийные дискуссии. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями и компьютером.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включены в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся.

Проектная деятельность школьников способствует развитию общеучебных навыков.

Социальные: Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Коммуникативные : учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Мыслительные: Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.

Исследовательские : учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Изучение опыта использования проектной технологии на уроках английского языка показало ее эффективность в практике обучения. Улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке.

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную деятельную практику школы необходимо помнить, что наряду с преимуществами работа проектом содержит определенные трудности.

1. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта.Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
2. Нелегкое дело – и оценка проектной работы. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической направленности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
3. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям – к последующему анализу портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.
4. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, - проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.
5. Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. При традиционной системе обучения вопросы воспитания рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны: моральные принципы должны быть правильно изложены и поняты. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы – взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения – основываются на действии, они должны быть «прожиты».
6. Неизбежны и языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации ученики находят в русских источниках. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического материала должна предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Проекты бывают не только групповые, но и индивидуальные. Каждый проект - часть души ребенка. Каждый школьник защищает свой проект. Подготовка и защита проводятся на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала.

Творческие проекты охватывают каждого ученика. Дети могут попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования ИЯ. Детям нравится коллективная форма работы, т.к. в группе каждый может найти применение индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам: каждый в проекте находит дело по душе и по силам. Кроме того, в группе есть сильные ученики, которые могут оказать помощь менее подготовленным детям.

Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Как показал последующий анализ, учащиеся отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать. Ребята указали следующие трудные моменты

Лексический материал - много незнакомых слов, которых не было в учебниках;

Трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме;

Трудно логически связно построить собственный текст, да так, чтобы его ещё было интересно читать и слушать.

Глава II. Проект «Составление и презентация программы выбранного мероприятия на английском языке»

Основная цель проекта: развитие коммуникативной компетенции учащихся.

  • Углубление своих знаний о проектной деятельности.
  • Организовать работу с классом по данной теме.
  • Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
  • Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.
  • Формировать опыт сотрудничества.
  • Воспитывать коммуникативные качества.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс планируется по циклам, которые подразделяются на начальный, средний и завершающий. Это дает мне возможность проектировать результат моей личной учебной деятельности и моих учеников в конце каждого этапа обучения. На моих уроках это может происходить в виде различных форм обобщения всей работы.

Этапы разработки проекта:

  • мотивационный;
  • планирующе-подготовительный;
  • информационно-операционный;
  • рефлексивно-оценочный.

1 этап - мотивационный

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой у детей. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть для них актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап - планирующе-подготовительный

Идёт разработка замысла и плана проекта, выбор темы, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта; формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, учащиеся делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы им было комфортно работать. Позже корректирую группы сама и объясняю почему: в каждой группе есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Одна из важных целей работы - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию.

3 этап - информационно-операционный

Здесь идёт реализация проекта, поиск источников информации, сбор материала . Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап - рефлексивно-оценочный

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, он решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, осмысление хода и результата работы. Количество этапов зависит от степени сложности проектной деятельности.

Проект «Составление и презентация программы выбранного мероприятия на английском языке».

В качестве примера проектной деятельности, рассмотрим конкретный проект, выполненный учащимися 10-х классов ГБОУ СОШ №180. На основе пройденного материала по дополнительному УМК «Gateway B2” 6-го раздела учебника, учащимся предлагалось составить программу или приглашение на выбранное ими мероприятие, а затем представить свой проект на английском языке классу.

ЦЕЛЬ: развитие монологической речи на иностранном языке

Задачи:

  • развивать креативные способности учащихся и умение проектировать;
  • активизировать изученный лексико-грамматический материал;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и навыки перевода;
  • совершенствовать навыки монологической речи;
  • научить находить необходимый материал в Интернете и правильно использовать его в работе;
  • воспитывать уважительное отношение к культуре других стран;

На выбор учащиеся могли выполнить проект индивидуально или в парах и мини-группах по 3 человека. Большинство учащихся выбрали индивидуальное выполнение работы, что обусловливается различием в интересующих их мероприятиях.

На начальном этапе проекта предполагался поиск информации о выбранном мероприятии, а также детальное его изучение. В Интернете ученики находили различную необходимую для проектов информацию: о музеях, достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, информацию об экологической ситуации в разных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы выступали в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом роль учителя английского языка состояла в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Как показал последующий анализ, учащиеся отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать.

Рефлексия

По завершении проекта учащимся было предложено оценить рабоату по методу проекта, используя «Оценочное окно». В полученных бланках они должны были обозначить, какие результаты работы они для себя подчеркнули.

Оценочное окно

2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики [Текст]/ Филатов В.М. - М., 2004.

4. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 6-8.

5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.

6.Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.

7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000

8.Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.tgl.net.ru/wiki

9. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе –2000. - № 3 - с.3–9

10.Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/library

11.Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.

12. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.


error: