Александр Пушкин — Вот север, тучи нагоняя: Стих. «Вот север, тучи нагоняя» — отрывок из «Евгения Онегина Анализ стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» Пушкина

Зима на картинах И.К. Айвазовского

Великий певец моря Иван Константинович Айвазовский писал прекрасные зимние пейзажи.
Почему это было ему близко, возможно потому что снежная стихия в чем-то сродни морской.
Возможно в заснеженном Петербурге Айвазовский, уроженец Крыма, тосковал по родной, солнечной Феодосии.
Впрочем море ведь было рядом, но другое, мрачное и холодное.
Как-то Николай I пригласил художника посмотреть на маневры кораблей в Финском заливе, это было началом их дружбы. Через год, в 1845-м, Айвазовский примет решение вернуться в Феодосию. Император, раздраженный тем, что не может удержать художника в столице, бросит: «Изленишься ты там». Айвазовский будет оправдываться: «Тянет на юг, ничего не могу поделать».

Итак, зима от Айвазовского и... Пушкин, который кстати с Айвазовским был знаком.


Зимний пейзаж

***
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.


Исаакиевский собор в морозный день


Зимний пейзаж

***
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

В домах всё темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.


Чумаки в Малороссии


Зимний вид


Мельница

***
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…


Москва зимой. Вид с Воробьевых гор 1872г

«Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.


Зимний пейзаж. 1874 г.


Ледорубы на замерзшей Неве в Санкт-Петербурге


Александр II на замерзшей Неве

«Опрятней модного паркета»
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.



Зимний обоз в пути. 1857 г.

За картины Айвазовского наградили орденами три государства - Россия, Франция и Османская империя. Художественные академии по всей Европе считали за честь пригласить его в число своих профессоров. Сам Николай I, самодержец, прохаживаясь вдоль его картин, восклицал: «Гений! Гений, и говорить тут больше нечего!»



Автопортрет 1881

"Все в его манерах было царственным. «Старик полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски, - вспоминал потом молодой Чехов. - Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой „Руслана и Людмилу“. Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: „Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?“»


Иван Константинович Айвазовский
Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И. К. Айвазовского 1882

Говоря о дружбе Айвазовского и Пушкина, Чехов преувеличил. Они виделись лишь один раз, мельком, в 1837 году. Пушкин пришел смотреть ежегодную выставку учеников Академии. У Айвазовского на ней шесть картин. Перед ним маячит первая премия и грант на путешествие за рубеж.

Пушкин долго ходит от одного полотна к другому и наконец просит познакомить его со способным учеником. Приводят Айвазовского. «У вас, - Пушкин произносит „затертую“ фразу, которая, кажется, будет преследовать Айвазовского всю жизнь, - большое дарование». Художник светится от счастья. Как же! Сам Пушкин благословил!

Неправ был Чехов и когда говорил, что Айвазовский не читал книг. Возможно, в старости он стал читать их меньше. Но в юности Пушкин был его кумир. И Байрон, кумир Пушкина, тоже стоял на его книжной полке. Встреча с поэтом будет вдохновлять Айвазовского всю жизнь.

Айвазовский проживет до восьмидесяти двух лет. И до последнего не перестанет писать.
Вечером 2 мая 1900 года Айвазовский посмотрит на незавершенный холст. Он захочет пораньше лечь спать, но перед сном решит сделать еще несколько мазков. Они станут его финальным аккордом. Следующим утром Айвазовского уже не будет в живых

Класс: 3

Презентация к уроку



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения. Развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.

Оборудование:

Учитель : Репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»; художественные фотографии зимних пейзажей; гирлянды из снежинок; рисунки детей; плакат «И вот сама идёт волшебница зима», мультимедиапроектор, экран, одноразовые бумажные тарелки.

Ученики : акварельные краски, кисти, книжки-малышки с пословицами и поговорками о зиме.

Ход урока

Учитель: Мы нашу сегодняшнюю встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года? Отгадайте загадку: (Слайд 1)

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Учитель: «Матушка» – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов. И тема сегодняшнего нашего урока я назвала по стокеиз стихотворения одного великого, известного поэта А.С. Пушкина «И вот сама идёт волшебница зима…» (Слайд 2).

Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое удивительное зимнее чудо сотворила зимушка – зима? Вам поможет в этом моя загадка.(Слайд 3) А теперь посмотрите, какое объяснение, что такое снежинка написано в Большом толковом словаре Д.Н. Ушакова (Слайд 4). А вы знаете, ребята, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная. Почему? Еще в 1611 году знаменитый астроном И. Кеплер опубликовал сочинение «Новогодний подарок, или О шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И ответил на него так: «Вещь эта мне еще не открыта...» С той поры прошло без малого четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку природы.

Учитель: Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия. Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии. Вы знаете, сколько прекрасных стихотворений написали поэты о зиме! Некоторые из них мы сейчас услышим. Они прозвучат в исполнении ребят, также они нам расскажут, какие впечатления они получили от этих стихотворений. (Слайд 5)

(Ученики (подготовленные) читают стихи и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление.)

Ученик: Я предлагаю вам прослушать стихотворение И. С. Никитина «Встреча зимы». (Слайд 6) Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.

Встреча зимы
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.

Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит;
Наша юная кровь
На морозе горит!

Ученик: Следующее стихотворение, которое вы услышите, тоже посвящено приходу зимы. В нём есть строчка, которая дала название нашему уроку «И вот сама идёт волшебница зима...». Это отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгении Онегин» . (Слайд 7)

* * *
...Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы...

Ученик: А вот Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес. (Слайд 8)

* * *
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Ученик: Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении А. Кондратьева «Метель». (Слайд 9)

Метель
Кружится и хохочет
Метель на Новый год;
Снег опуститься хочет,
А ветер не даёт.
И весело деревьям,
И каждому кусту:
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.

Учитель: У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстаёт перед нами Мороз-воевода у поэта Н.А. Некрасова. (Слайд 10)

* * *
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...

Ученик: А мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В. Субботина, и представьте изображённую им картину зимы. (Слайд 11)

***
И валит, и валит, и валит...
Какая, гляди, кутерьма!
А что, если за день, за два ли
По крыши укроет дома?
Всё то же движенье снежинок!
Как враз потемнело у нас!
Должно быть, такая картина
По всей по России сейчас.
И так же легко и без шума
Зима свой справляет приход:
И шубу кидает на шубу,
И шапку на шапку кладёт.

Учитель: А теперь предлагаю вам стать участниками конкурса: надо вспомнить 2-4 строчки о зиме из любого стихотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наибольшее число стихотворений.

Ученики:

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает...
С. Есенин

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром...
С. Есенин

Я - Мороз, Красный нос,
На снегу студёном рос...
А. Прокофьев

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя...
А. Пушкин

Зима недаром злится,
Прошла её пора...
Ф. Тютчев

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь...
А. Пушкин

Учитель: Зимушка приготовила для нас немало игр, затей и веселых забав. И наша глава называется «Зимние забавы». (Слайды 12–15) Предлагаю вам игру «Зимний наборщик» (Слайд 16). Я показываю вам определенный набор букв, а вы должны из этих букв составить слово.

(Слайды 17–20)

  • АМЗИ (зима)
  • КИНСА (санки)
  • ДОХОД (холод)
  • ВНОКГЕСИ (снеговик)
  • КАЕЛ (елка)
  • РОМЗО (мороз)
  • КЕНЖОС (снежок)
  • ЛОГОЛЕД (гололед)

Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием!

Учитель: Но зима – не только игры, забавы, веселый Новый год и школьные каникулы. Зима – это урожай будущего года, запасы воды в водохранилищах; зима – время забот для тысяч людей, отвечающих за то, чтобы в домах было тепло, а на дорогах – чисто. Домашние задание, которое было вам дано, это найти пословицы и поговорки о зиме. Назовите их.

Ученики называют пословицы и поговорки.

Например:

Зима без трех праздников не живет.
Зимний ветер – морозу помощник: пуще холодит!
Зимний денек – с воробьиный скок.
В зимний холод всякий молод.
Зима – хранительница полей.
Зимой тулуп всякому люб.
Зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет.

Учитель: А теперь попробуйте объяснить, как вы понимаете вот эти пословицы. (Слайд 21)

Учитель: Следующая глава музыкальная (Слайд 22). Она посвящена пьесе П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней.Пётр Ильич Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.

Прослушивание пьесы П. Чайковского «На тройке». . (Слайд 23 с аудиозаписью)

После прослушивания пьесы учитель задаёт вопросы:

Учитель: Прослушав пьесу, попробуйте мне сказать, какой бег коней вы услышали?

(музыка передаёт быстрый бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег)

Учитель: Когда звучит плавная музыка, какие картины вы себе представили?

Ученики: (видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо)

Учитель: Какие ощущения, и какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге? (это радость, восторг, восхищение, ощущение счастья).

Учитель: Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников. Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима»

Вниманию детей предлагается репродукция картины . (Слайд 24)

Учитель: Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?

Ученики: Да. Деревья стоят все в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину ещё более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник расхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.

Учитель: Многие художники «воспевали» красоту зимы, посмотрите на репродукции известных мастеров кисти. (Слайд 25) Последняя глава сказки называется «Сотвори чудо, мастер – художник!» . (Слайд 26) Вы сегодня должны себя попробовать в роли художников по росписи посуды. Перед вами лежат краски, но использовать мы будем только краски зимушки-зимы. Какими красками, цветами вы воспользуетесь? (синими, голубыми, белыми и т.д.) Также на ваших столах лежат тарелки из картона, но они пока безлики, стать чудом, шедевром, творением рук человеческих они смогут только тогда, когда на них появятся снежные узоры. Каждый из вас создаст свою неповторимую живописную тарелку, вкладывая в неё свою богатую фантазию и воображение, создавая чудесные картины зимней природы.

Выставка работ.

Учитель: Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве. (Слайд 27)

Домашнее задание: Написать сказку о зиме по личным впечатлениям.

Гошева Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей №10 г.Советска

Тема урока : “И вот сама идет волшебница зима…»

Класс : 5

Предмет : русский язык.

Тип урока : урок развития речи комбинированный, интегрированный

Форма урока : мастерская построения знаний и подготовки к творческому письму

(Художественное описание зимнего пейзажа.

Урок можно проводить совместно с уроком изобразительного искусства. Тогда на урок отводится два учебных часа.)

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, слайдовое сопровождение, раздаточный материал.

Цели и задачи :

    Научить учащихся писать сочинение-описание в художественном стиле.

    Уметь использовать в сочинении изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры.

    Продолжить развитие навыков письменной речи учащихся.

    Воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!

Ход урока.

    Организационный момент.

Прочитайте эпиграф, записанный на слайде. Подумайте, о чем на уроке сегодня мы будем говорить? (Слайд 2)

Конечно же, о зиме. С какой целью мы будем на уроке русского языка говорить о природе?

Какие ощущения у вас возникают при слове зима.

А какой ее изображает Петр Андреевич Вяземский? Выпишите из эпиграфа словосочетания, которые характеризуют зиму.

    Слово учителя. (Слайды 3,4,5,6,7)



Учитель. Ребята, мы с вами должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные. Сегодня наш урок посвящен русской зиме.

Что значит для нас зима? Почему мы с нетерпением ждем первого снега, и каждый раз удивляемся необыкновенному преображению природы?

Прочитайте текст. (Слайд 8)

Определите тему и основную мысль этого текста, дайте ему название.

Какие чувства вы испытываете в первые дни зимы? Чем она вас привлекает? Что сказочного, чудесного вы ждете от этого времени?

III . Работа с художественным текстом . (Слайд 9)

Прочитайте выразительно тексты. С каким настроением вы их читали?

Какие звуки зимы услышали мастера слова?

Найдите и выпишите из текстов глаголы звучания. Сколько их?

Какие краски есть у зимы? В какие цвета окрашивают зиму авторы?

Выпишите из текстов слова, обозначающие «действия» снега и действия с ним.

(Работа у доски и в тетрадях. В итоге получается такая таблица.)

Языковые средства

М.М. Пришвин

И.С. Шмелев

Глаголы, передающие звук

Падал снег, принес тишину, петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела

Рухнет мягко, несутся санки, визжат полозья

Слова с ассоциативным значением цвета

Снег (белый), небеса (серо-белые, голубоватые), петух (яркий, пестрый), ворона (черная, серая), дятел (яркий, пестрый, красный, белый черный), сойка (яркая, пестрая)

Снег (белый), свет (белый), сугроб (белый), крыша (красная, черная), забор (черный), фонарь (черный, тускло-желтый), мука (белая), зима (белый), санки (разноцветные, пестрые), мороз (красный, синий)

Слова, обозначающие «действие» снега

Падал снег, принес тишину

Снег выпадает, стаял, повалит, с крыш свисает, висит, рухнет, за ворот засыплет

IV . Рассмотрите слайды 10,11,12.

Какого цвета снег на картинах художников?


Прочитайте текст. А, по-вашему, какого цвета бывает снег? Слайд 12.

VI . Работа с поэтическим текстом. (Тексты стихотворений лежат на партах учащихся.)

Прочитайте внимательно стихотворения.

Подчеркните эпитеты (определения), с помощью которых авторы передают красоту и прелесть зимнего пейзажа.

Как они называют зиму?

А.С. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!

С. Есенин

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

VII . Устное иллюстрирование.

Давайте полистаем слайды с изображением зимних пейзажей.

Внимательно рассмотрите изображения зимы, запишите слова-ассоциации с этими иллюстрациями.

Представьте, что вы художник-иллюстратор. Чем вы будете рисовать: маслом, углем, пастелью, акварелью? Помогают ли вам слова с ассоциативным значением цвета выбрать материал для работы? «Нарисуйте» зиму и раскрасьте ее словами.

VII . Домашнее задание.

Составьте рассказ на одну из предложенных тем: «И рады мы проказам матушки- зимы», «Прекрасен зимний день!», «Мороз и солнце! День чудесный».

Рефлексия Итоги урока

1. Полезен ли был урок?

Чему научились?

Пригодятся ли вам полученные знания?

«Волшебница-зима» Александр Пушкин

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Анализ стихотворения Пушкина «Волшебница-зима»

Отрывок на пейзажную тему, размещенный в середине седьмой главы «Евгения Онегина», рассматривается как отдельное произведение и в этом качестве часто появляется в школьной программе. Фрагмент датируется 1827-29 гг., общим периодом работы над главой.

Тема преображающей силы зимних морозов впервые возникает в пушкинском романе в пятой главе. Повествователь, ранее жаловавшийся на скуку «однообразной наготы» деревенского пейзажа, вместе с любимой героиней восхищается январским утром. Татьяну, наблюдающую за переменами из окна, завораживает яркая картина: двор побелел, деревья покрылись серебром, сугробы подобны горам, мягко устланным «блистательным ковром».

В анализируемом тексте мотив чудесного превращения развивается, воплощаясь в олицетворенном образе зимы, могущественной и властной волшебницы. Таинственное явление чародейки подготовлено верной свитой: воют холодные ветры, сгущаются тучи. Создать подходящий фон, подобный театральным декорациям, поручено персонифицированному образу севера.

Зима-колдунья не знает преград, способных помешать ее торжественному шествию. Решительный характер природной метаморфозы отражен глагольной оппозицией «идет» - «пришла».

Для изображения деятельного характера образа зимы автор привлекает комплекс однородных сказуемых, выраженных глаголами. В него входят пять примеров, сконцентрированных в рамках семи поэтических строк. Предметом иносказания является неизменный атрибут наступившего сезона - снеговые сугробы. Они не называются прямо, а уподобляются клокам, пелене, коврам. Последняя из метафор применялась Пушкиным в отрывке, рассмотренном выше. Поэтическим образам соответствуют живописные эпитеты, указывающие на обилие, легкость и мягкость снежного покрова.

Пейзажная зарисовка завершается глагольной метафорой «блеснул»: в морозную погоду снег сияет, наполняя белоснежную картину искрящимся светом.

В финальной части оценка загадочных действий волшебницы дополняется новыми оттенками смысла. Теперь они уподобляются шалостям, веселым проказам, которые вызывают всеобщий восторг. Чтобы подчеркнуть единодушную реакцию людей, поэт обращается к лирическому «мы». Иллюстрациями радостных зимних забав служат миниатюрные сцены, представленные в разных частях романа: катание на коньках, обновление санного пути, игра ребенка с дворнягой.

И вот сама идет волшебница зима

Устный журнал

Тема: стихотворения о зиме

Цель:

Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических,живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения. развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей

Оборудование

Репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»,художественные фотографии зимних пейзажей, гирлянды из снежинок, рисунки детей, плакат « и вот сама идет волшебница зима»; магнитофон

Ход занятия

Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице- зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.

Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии

Ученики читают стихи о зиме и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление

1 ученик.

Я хочу прочитать стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы». Здесь раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом

Встреча зимы

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

2 ученик

Стихотворение, которое я буду читать тоже посвящено приходу зимы. В нем есть строчка которая дала название нашему уроку « И вот сама идет волшебница- зима» Это отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.

3 ученик

А вот Федор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

4 ученик

Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении «Метель»

К ружится и хохочет
Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям,

И каждому кусту,

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

5 ученик

У волшебницы- зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстает Мороз-воевода у поэта Н.А.Некрасова

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

6 ученик

Мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В.Субботина и представьте изображенную им картину зимы.

И валит, и валит, и валит... Какая, гляди, кутерьма! А что, если за день, за два ли По крыши укроет дома? Всё то же движенье снежинок! Как враз потемнело у нас! Должно быть, такая картина По всей по России сейчас. И так же легко и без шума Зима свой справляет приход: И шубу кидает на шубу, И шапку на шапку кладёт.

Учитель.

Следующая глава музыкальная. Она посвящена пьесе П.И. Чайковского «на тройке» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.

Прослушивание пьесы П.И.Чайковского

После прослушивания пьесы дети делятся впечатлениями. Учитель обобщает и дополняет их.

Учитель.

Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.

Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима»

Вниманию детей предлагается репродукция картины.

Учитель.

Посмотрите на репродукцию картины К. Юона «Зима» и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?

Ученики делятся своим впечатлениями о картине,

Учитель. Последняя глава сказки называется « Остановись, мгновение.» Перед вами художественные фотографии, на которых удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы. Выберите снимок, который вам покажется наиболее интересным и опишите его.

Дети выполняют работу, после выполнения зачитываются несколько сочинений-миниатюр.

Учитель.

Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней побывав в зимнем парке, в лесу, или просто гуляя на улице. Посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуйтесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. И тогда возможно и вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы посредством слова, красок, музыки или же снять на фото мгновение.

Желаю успеха!

error: